Кредит на поддержку занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Кредит на поддержку занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 N 02АП-11837/2022 по делу N А17-11644/2021
Требование: О взыскании задолженности по кредитному договору, процентов за кредит.
Решение: Требование удовлетворено.В соответствии с Общим условиям кредитования и надлежащим образом оформленным и подписанным Заемщиком Заявлением о присоединении к Условиям кредитования, в совокупности являющимися заключенной между Заемщиком и Банком сделкой кредитования. Кредитор открыл Заемщику лимит кредитной линии (лимит кредитования) в валюте Российской Федерации (п. 5 Заявления), в размере 2 763 072 руб. 00 коп. в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 279 от 27.02.2021 (далее - Постановление N 279).
Требование: О взыскании задолженности по кредитному договору, процентов за кредит.
Решение: Требование удовлетворено.В соответствии с Общим условиям кредитования и надлежащим образом оформленным и подписанным Заемщиком Заявлением о присоединении к Условиям кредитования, в совокупности являющимися заключенной между Заемщиком и Банком сделкой кредитования. Кредитор открыл Заемщику лимит кредитной линии (лимит кредитования) в валюте Российской Федерации (п. 5 Заявления), в размере 2 763 072 руб. 00 коп. в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 279 от 27.02.2021 (далее - Постановление N 279).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)2. Кредиты на поддержку занятости ФОТ 3.0. В период с 9 марта по 1 июля и с 1 ноября по 30 декабря можно было получить кредиты сроком до 18 месяцев по ставке 3% в 66 банках.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)2. Кредиты на поддержку занятости ФОТ 3.0. В период с 9 марта по 1 июля и с 1 ноября по 30 декабря можно было получить кредиты сроком до 18 месяцев по ставке 3% в 66 банках.
Статья: ЭКГ-рейтинг через призму институтов предпринимательского права
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Анализ регионального законодательства показал, что, несмотря на разработку проекта Модельного закона "О развитии ответственного ведения бизнеса в субъекте Российской Федерации", каждый областной закон включает специфический набор преференций. Вместе с тем наиболее востребованные льготы (например, предоставление субсидий, инвестиционных налоговых кредитов, поддержки в области кадрового обеспечения, подбора персонала, содействия занятости) прописаны в законах сразу нескольких субъектов Федерации. Различается и степень детализации при установлении стимулирующих мер. Если в Законе Владимирской области от 5 декабря 2022 г. N 116-ОЗ <24> закреплен довольно подробный перечень таковых, то в Законе Курской области от 18 декабря 2024 г. N 118-ЗКО <25> он, напротив, весьма краток.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Анализ регионального законодательства показал, что, несмотря на разработку проекта Модельного закона "О развитии ответственного ведения бизнеса в субъекте Российской Федерации", каждый областной закон включает специфический набор преференций. Вместе с тем наиболее востребованные льготы (например, предоставление субсидий, инвестиционных налоговых кредитов, поддержки в области кадрового обеспечения, подбора персонала, содействия занятости) прописаны в законах сразу нескольких субъектов Федерации. Различается и степень детализации при установлении стимулирующих мер. Если в Законе Владимирской области от 5 декабря 2022 г. N 116-ОЗ <24> закреплен довольно подробный перечень таковых, то в Законе Курской области от 18 декабря 2024 г. N 118-ЗКО <25> он, напротив, весьма краток.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528
(ред. от 25.11.2023)
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"7(2). Уполномоченный банк при формировании реестра потенциальных заемщиков в приоритетном порядке включает в указанный реестр заемщика, претендующего на получение льготного инвестиционного кредита, участвующего в национальном проекте "Производительность труда и поддержка занятости".
(ред. от 25.11.2023)
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"7(2). Уполномоченный банк при формировании реестра потенциальных заемщиков в приоритетном порядке включает в указанный реестр заемщика, претендующего на получение льготного инвестиционного кредита, участвующего в национальном проекте "Производительность труда и поддержка занятости".
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)Льготные программы корпоративного кредитования. Некоторые из льготных программ для бизнеса, безусловно, продемонстрировали свою эффективность при умеренной нагрузке на бюджет (к примеру, программы ФОТ 0 и ФОТ 2.0, позволившие сгладить негативные последствия пандемии и не допустить резкого провала в занятости). В целом в ситуации, когда льготное кредитование используется как временная антикризисная мера, позволяющая поддержать доступность кредита для наиболее уязвимых или приоритетных сегментов экономики при избыточном ужесточении условий кредитования, оно может быть эффективно, а отмеченные выше недостатки данного инструмента менее значимы. В условиях сокращения спроса и предложения кредитов сужается пространство для действия "эффекта замещения". Влияние на бюджетную систему и денежно-кредитную политику, связанное с антикризисными мероприятиями по поддержке кредитования, ограничено во времени и не столь существенно на фоне резких изменений в экономической политике, сопровождающих любой кризисный период.
(утв. Банком России)Льготные программы корпоративного кредитования. Некоторые из льготных программ для бизнеса, безусловно, продемонстрировали свою эффективность при умеренной нагрузке на бюджет (к примеру, программы ФОТ 0 и ФОТ 2.0, позволившие сгладить негативные последствия пандемии и не допустить резкого провала в занятости). В целом в ситуации, когда льготное кредитование используется как временная антикризисная мера, позволяющая поддержать доступность кредита для наиболее уязвимых или приоритетных сегментов экономики при избыточном ужесточении условий кредитования, оно может быть эффективно, а отмеченные выше недостатки данного инструмента менее значимы. В условиях сокращения спроса и предложения кредитов сужается пространство для действия "эффекта замещения". Влияние на бюджетную систему и денежно-кредитную политику, связанное с антикризисными мероприятиями по поддержке кредитования, ограничено во времени и не столь существенно на фоне резких изменений в экономической политике, сопровождающих любой кризисный период.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)была установлена возможность не учитывать для целей налогообложения доход от списания задолженности по кредитам (включая проценты по ним), полученным на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости. Такой доход не учитывался, если кредит был получен в 2020 г. и кредитной организации предоставлялась субсидия по процентной ставке в установленном Правительством РФ порядке (п. 62.2 ст. 217, пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, Письма Минфина России от 24.08.2021 N 03-03-06/1/67976, от 09.09.2020 N 03-03-06/1/79206);
(КонсультантПлюс, 2025)была установлена возможность не учитывать для целей налогообложения доход от списания задолженности по кредитам (включая проценты по ним), полученным на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости. Такой доход не учитывался, если кредит был получен в 2020 г. и кредитной организации предоставлялась субсидия по процентной ставке в установленном Правительством РФ порядке (п. 62.2 ст. 217, пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, Письма Минфина России от 24.08.2021 N 03-03-06/1/67976, от 09.09.2020 N 03-03-06/1/79206);
Готовое решение: Как списать кредиторскую задолженность в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)кредит предоставлен с 1 января по 31 декабря 2020 г. на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержания и сохранения занятости;
(КонсультантПлюс, 2025)кредит предоставлен с 1 января по 31 декабря 2020 г. на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержания и сохранения занятости;
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)<15> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 410 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства" (в ред. от 24.04.2020) (далее - ПП N 410); Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости" (в ред. от 24.04.2020) (далее - ПП N 422); Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (в ред. от 30.11.2020) (далее - ПП N 696).
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)<15> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 410 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства" (в ред. от 24.04.2020) (далее - ПП N 410); Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости" (в ред. от 24.04.2020) (далее - ПП N 422); Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (в ред. от 30.11.2020) (далее - ПП N 696).
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. <5> объявлено о новых мерах поддержки занятости. В частности, в случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей за работниками таких организаций и лицами, работающими у индивидуальных предпринимателей, сохраняется заработная плата (п. 3 Указа). Объявлено об открытии новой кредитной линии для предприятий из пострадавших от эпидемии отраслей. Размер кредита должен соответствовать МРОТ на каждого работника в месяц по льготной ставке в 2%. Кредит следует погасить до 1 апреля 2021 г. При этом если организация сможет сохранить 90 и более процентов работников, то в этом случае кредит и проценты по нему будут полностью списаны. В случае если занятость работодатель сохранит на уровне 80%, будет списана половина суммы кредита и процентов.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. <5> объявлено о новых мерах поддержки занятости. В частности, в случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей за работниками таких организаций и лицами, работающими у индивидуальных предпринимателей, сохраняется заработная плата (п. 3 Указа). Объявлено об открытии новой кредитной линии для предприятий из пострадавших от эпидемии отраслей. Размер кредита должен соответствовать МРОТ на каждого работника в месяц по льготной ставке в 2%. Кредит следует погасить до 1 апреля 2021 г. При этом если организация сможет сохранить 90 и более процентов работников, то в этом случае кредит и проценты по нему будут полностью списаны. В случае если занятость работодатель сохранит на уровне 80%, будет списана половина суммы кредита и процентов.
Статья: Цифровизация налогового администрирования в Российской Федерации
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 г. субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости". URL: https://data.nalog.ru/ (дата обращения: 03.10.2021); Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности". URL: https://data.nalog.ru/ (дата обращения: 03.10.2021); Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. N 279 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности". URL: https://data.nalog.ru/ (дата обращения: 03.10.2021).
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 г. субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости". URL: https://data.nalog.ru/ (дата обращения: 03.10.2021); Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности". URL: https://data.nalog.ru/ (дата обращения: 03.10.2021); Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. N 279 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности". URL: https://data.nalog.ru/ (дата обращения: 03.10.2021).
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)При этом, как и в случае с исполнением налоговой обязанности, взыскание носит безусловный характер. Следовательно, уклонение от взыскания в принципе и тем более в отношении не всех налогоплательщиков, а лишь отдельных категорий неплательщиков, правовой статус которых фактически не определен, только в силу актуальности проблемы, масштабности ее характера, сложности ее решения и финансовой затратности противоречит всем принципам налогообложения. Таковым нам и представляется новый специальный налоговый режим для самозанятых "Налог на профессиональный доход" <4> (далее - НПД). Он введен в силу, как указано в отчете Счетной палаты, актуальности проблематики: "Проблема неформальной занятости... оценивается как значимая, а более ранние меры, предполагавшие предоставление "налоговых каникул" для самозанятых, не принесли ощутимого результата". В целях "увеличения числа лиц, ведущих деятельность в правовом поле" и снятия барьеров, "сдерживающих легализацию самозанятых граждан" в последующем необходимо "выработать дополнительные стимулирующие меры по повышению привлекательности режима НПД для лиц, занятых в неформальном секторе экономики", в частности, путем "урегулирования статуса самозанятых в экономических отношениях с другими субъектами за счет предоставления им равных возможностей, например, в получении кредитов, доступе к мерам поддержки и т.п." <5>.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)При этом, как и в случае с исполнением налоговой обязанности, взыскание носит безусловный характер. Следовательно, уклонение от взыскания в принципе и тем более в отношении не всех налогоплательщиков, а лишь отдельных категорий неплательщиков, правовой статус которых фактически не определен, только в силу актуальности проблемы, масштабности ее характера, сложности ее решения и финансовой затратности противоречит всем принципам налогообложения. Таковым нам и представляется новый специальный налоговый режим для самозанятых "Налог на профессиональный доход" <4> (далее - НПД). Он введен в силу, как указано в отчете Счетной палаты, актуальности проблематики: "Проблема неформальной занятости... оценивается как значимая, а более ранние меры, предполагавшие предоставление "налоговых каникул" для самозанятых, не принесли ощутимого результата". В целях "увеличения числа лиц, ведущих деятельность в правовом поле" и снятия барьеров, "сдерживающих легализацию самозанятых граждан" в последующем необходимо "выработать дополнительные стимулирующие меры по повышению привлекательности режима НПД для лиц, занятых в неформальном секторе экономики", в частности, путем "урегулирования статуса самозанятых в экономических отношениях с другими субъектами за счет предоставления им равных возможностей, например, в получении кредитов, доступе к мерам поддержки и т.п." <5>.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)2.1. В 2020 г. из федерального бюджета предоставлялись субсидии кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным с 30 марта 2020 г. по 1 октября 2020 г. на срок не более 12 месяцев юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости. Первые 6 месяцев ставка по кредитам составляла 0%, следующие 6 месяцев ставка определялась как ключевая ставка Банка России (по состоянию на 02.11.2020 ключевая ставка ЦБ РФ составляла 4,25%), уменьшенная на 2 пункта, то есть 2,25% <16>. Благодаря этой мере работодатели могли получить беспроцентный кредит на выплату заработной платы.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)2.1. В 2020 г. из федерального бюджета предоставлялись субсидии кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным с 30 марта 2020 г. по 1 октября 2020 г. на срок не более 12 месяцев юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости. Первые 6 месяцев ставка по кредитам составляла 0%, следующие 6 месяцев ставка определялась как ключевая ставка Банка России (по состоянию на 02.11.2020 ключевая ставка ЦБ РФ составляла 4,25%), уменьшенная на 2 пункта, то есть 2,25% <16>. Благодаря этой мере работодатели могли получить беспроцентный кредит на выплату заработной платы.
Статья: Актуальные правовые аспекты деятельности самозанятых граждан
(Ефимова Е.О.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Государство на законодательном уровне оказывает поддержку самозанятым гражданам в процессе осуществления их деятельности, что подтверждается рядом законодательных актов <5>. Развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране позволило обеспечить дополнительную поддержку физическим лицам, получающим доход от самостоятельной занятости, тем самым приравняв физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, к малому и среднему предпринимательству. Таким образом, законодатель обеспечивает доступ к финансовой поддержке на государственном уровне в виде предоставления кредитов самозанятым гражданам по льготной ставке на развитие их деятельности. Важным аспектом является упрощенная система подачи заявки на получение льготного кредита с помощью единого портала городских услуг города Москвы. Можно предположить, что данная правовая мера повысит финансовую стабильность в процессе деятельности самозанятых граждан и привлечет интерес со стороны физических лиц, планирующих начать деятельность в этом направлении.
(Ефимова Е.О.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Государство на законодательном уровне оказывает поддержку самозанятым гражданам в процессе осуществления их деятельности, что подтверждается рядом законодательных актов <5>. Развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране позволило обеспечить дополнительную поддержку физическим лицам, получающим доход от самостоятельной занятости, тем самым приравняв физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, к малому и среднему предпринимательству. Таким образом, законодатель обеспечивает доступ к финансовой поддержке на государственном уровне в виде предоставления кредитов самозанятым гражданам по льготной ставке на развитие их деятельности. Важным аспектом является упрощенная система подачи заявки на получение льготного кредита с помощью единого портала городских услуг города Москвы. Можно предположить, что данная правовая мера повысит финансовую стабильность в процессе деятельности самозанятых граждан и привлечет интерес со стороны физических лиц, планирующих начать деятельность в этом направлении.