Кредит на поддержку бизнеса
Подборка наиболее важных документов по запросу Кредит на поддержку бизнеса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О дивидендной политике компаний с государственным участием
(Павлов А.Ю., Данилов И.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)В последнее время существенное влияние на дивидендную политику оказывает система санкций, введенных для дестабилизации российской экономики и затронувших компании с государственным участием. В связи с этим, по оценкам Банка России, убытки только банковского сектора в 2022 г. составят 3,5 - 3,8 трлн руб. без учета отрицательной переоценки бумаг на уровне 2 трлн руб. Кроме того, ВТБ и Сбербанк, как ожидается, потеряют около 600 млрд руб. из-за участия в программе господдержки в ответ на западные санкции. Самые большие убытки связываются с участием в программе поддержки бизнеса, предусматривающей реструктуризацию кредитов по плавающим ставкам под фиксированный процент.
(Павлов А.Ю., Данилов И.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)В последнее время существенное влияние на дивидендную политику оказывает система санкций, введенных для дестабилизации российской экономики и затронувших компании с государственным участием. В связи с этим, по оценкам Банка России, убытки только банковского сектора в 2022 г. составят 3,5 - 3,8 трлн руб. без учета отрицательной переоценки бумаг на уровне 2 трлн руб. Кроме того, ВТБ и Сбербанк, как ожидается, потеряют около 600 млрд руб. из-за участия в программе господдержки в ответ на западные санкции. Самые большие убытки связываются с участием в программе поддержки бизнеса, предусматривающей реструктуризацию кредитов по плавающим ставкам под фиксированный процент.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Одним из сервисов, который функционирует на базе платформы, является "Программа поддержки бизнеса". Он позволяет просматривать список льготных кредитов, фильтровать их в разрезе разных параметров, отслеживать дублирование, просматривать истории кредита и его изменений. Пользователи сервиса - федеральные органы исполнительной власти, а также кредитные организации - могут осуществлять контроль в целях пресечения задвоения предоставляемых кредитов, одновременно использовать достоверные и прозрачные данные, обеспечивая невозможность корректирования без оставления цифровых следов.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Одним из сервисов, который функционирует на базе платформы, является "Программа поддержки бизнеса". Он позволяет просматривать список льготных кредитов, фильтровать их в разрезе разных параметров, отслеживать дублирование, просматривать истории кредита и его изменений. Пользователи сервиса - федеральные органы исполнительной власти, а также кредитные организации - могут осуществлять контроль в целях пресечения задвоения предоставляемых кредитов, одновременно использовать достоверные и прозрачные данные, обеспечивая невозможность корректирования без оставления цифровых следов.
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)Помимо операций по предоставлению и абсорбированию ликвидности для управления ставками денежного рынка, Банк России предоставляет кредиты для оказания помощи приоритетным секторам экономики. Речь идет о предоставлении кредитов по ставкам ниже ключевой ставки для поддержки инвестиционных проектов, малого и среднего бизнеса, а также предприятий, экспортирующих несырьевые товары. Однако объем предоставления средств по льготным ставкам ограничен, и зачастую такие механизмы носят временный характер. Это позволяет сохранить действенность процентной политики Банка России.
(утв. Банком России)Помимо операций по предоставлению и абсорбированию ликвидности для управления ставками денежного рынка, Банк России предоставляет кредиты для оказания помощи приоритетным секторам экономики. Речь идет о предоставлении кредитов по ставкам ниже ключевой ставки для поддержки инвестиционных проектов, малого и среднего бизнеса, а также предприятий, экспортирующих несырьевые товары. Однако объем предоставления средств по льготным ставкам ограничен, и зачастую такие механизмы носят временный характер. Это позволяет сохранить действенность процентной политики Банка России.
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)- реализация программы льготного кредитования субъектов МСП, включая инвестиционные, в приоритетных отраслях: предоставление кредитов под "зонтичные" поручительства АО "Корпорация "МСП" (предоставление поручительства в отношении части суммы кредита);
(разработаны Минфином России)- реализация программы льготного кредитования субъектов МСП, включая инвестиционные, в приоритетных отраслях: предоставление кредитов под "зонтичные" поручительства АО "Корпорация "МСП" (предоставление поручительства в отношении части суммы кредита);
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)В 2022 г. также были скорректированы и другие меры поддержки. Не применяется рефинансирование кредитов по льготной процентной ставке, исключено предоставление отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и авансовых платежей, как уже отмечалось, в связи с неэффективностью данной меры. Для СОО доступны государственные гарантии (после отбора на право ее получения), необходимые для получения кредитов и их реструктуризации. Расширяется гарантийная поддержка на весь крупный бизнес через поручительства "ВЭБ.РФ" в объеме до 50% кредита, при этом заем может быть выдан как на цели пополнения оборотных средств, так и на поддержку импорта и инвестиционных проектов.
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)В 2022 г. также были скорректированы и другие меры поддержки. Не применяется рефинансирование кредитов по льготной процентной ставке, исключено предоставление отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и авансовых платежей, как уже отмечалось, в связи с неэффективностью данной меры. Для СОО доступны государственные гарантии (после отбора на право ее получения), необходимые для получения кредитов и их реструктуризации. Расширяется гарантийная поддержка на весь крупный бизнес через поручительства "ВЭБ.РФ" в объеме до 50% кредита, при этом заем может быть выдан как на цели пополнения оборотных средств, так и на поддержку импорта и инвестиционных проектов.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вместе с тем участие в Цифровой платформе выгодно банкам с точки зрения привлечения новых клиентов. В настоящее время на платформе зарегистрировано свыше 310 тысяч пользователей, которым уже доступен 21 онлайн-сервис, а также более 350 федеральных и региональных мер поддержки бизнеса. Среди сервисов, в которых кредитные организации непосредственно задействованы: Центр поддержки инвестиционного кредитования, льготное кредитование инновационных компаний, получение кредита. Таким образом, подключение к Цифровой платформе дает возможность банкам участвовать в федеральных и региональных программах поддержки кредитования при соблюдении прозрачного и понятного механизма получения заявки и выбора банка-кредитора заемщиком.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вместе с тем участие в Цифровой платформе выгодно банкам с точки зрения привлечения новых клиентов. В настоящее время на платформе зарегистрировано свыше 310 тысяч пользователей, которым уже доступен 21 онлайн-сервис, а также более 350 федеральных и региональных мер поддержки бизнеса. Среди сервисов, в которых кредитные организации непосредственно задействованы: Центр поддержки инвестиционного кредитования, льготное кредитование инновационных компаний, получение кредита. Таким образом, подключение к Цифровой платформе дает возможность банкам участвовать в федеральных и региональных программах поддержки кредитования при соблюдении прозрачного и понятного механизма получения заявки и выбора банка-кредитора заемщиком.
Статья: Арендная плата в пандемию. Перевод решения Федерального суда Германии от 12 января 2022 года XII ZR 8/21 и комментарий к нему
(Гуна А.Н.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 8)Кроме того, можно взять в расчет выплаты по договору страхования бизнеса (Betriebsversicherung) арендатора. Напротив, меры государственной поддержки, которые были предоставлены только на основании кредита, не учитываются в рамках такого анализа, поскольку арендатор не получает какой-либо окончательной компенсации за потерю оборота. В рамках оценки справедливости адаптации цены аренды не требуется наличие реальной угрозы экономической деятельности (wirtschaftliche Existenz) арендатора. Наконец, в рамках выведения баланса важно учитывать интересы арендодателя.
(Гуна А.Н.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 8)Кроме того, можно взять в расчет выплаты по договору страхования бизнеса (Betriebsversicherung) арендатора. Напротив, меры государственной поддержки, которые были предоставлены только на основании кредита, не учитываются в рамках такого анализа, поскольку арендатор не получает какой-либо окончательной компенсации за потерю оборота. В рамках оценки справедливости адаптации цены аренды не требуется наличие реальной угрозы экономической деятельности (wirtschaftliche Existenz) арендатора. Наконец, в рамках выведения баланса важно учитывать интересы арендодателя.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Так, анализируя процесс реализации экономических и социальных программ развития территорий, следует отметить важную роль, которую играет институт банкротства в этом процессе. Период пандемии, а также постковидный этап доказали это. Помимо общих мер, предусмотренных нормами федерального законодательства, а именно: мораторное банкротство <25>, отсрочка и рассрочка в оплате долговых обязательств и др. - в отдельных регионах были приняты специальные программы, направленные на поддержку определенных сегментов экономики региона, определенных видов деятельности. Так, в Новосибирской области были реализованы такие меры, как предоставление кредитов малому и среднему бизнесу (так называемые быстрые кредиты до 5 млн руб. и кредиты без повторного подтверждения гарантий от 5 млн руб.), микрозаймы без залога (увеличение суммы микрозаймов на пополнение бюджета компании до 300 тыс. руб.; продление сроков погашения микрозаймов и др.), субсидии на выплату заработной платы сотрудников (возмещение затрат на оплату труда уволенных, выпускников колледжей и вузов, безработных: государственные органы возмещают 50 процентов суммы), предоставление налоговой отсрочки для владельцев торговых центров и рынков и т.д. Реструктуризация задолженности (прежде всего, кредитные каникулы) как мера поддержки граждан показала свою эффективность в таких регионах, как Тамбовская, Белгородская, Московская области. Кроме того, помимо этого, пандемия стала мощнейшим стимулом для развития новых видов предпринимательской деятельности во многих регионах России. Все эти меры, безусловно, способствовали более мягкому сценарию развития постковидного периода для многих территорий нашей страны и защите интересов как предпринимателей, так и граждан.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Так, анализируя процесс реализации экономических и социальных программ развития территорий, следует отметить важную роль, которую играет институт банкротства в этом процессе. Период пандемии, а также постковидный этап доказали это. Помимо общих мер, предусмотренных нормами федерального законодательства, а именно: мораторное банкротство <25>, отсрочка и рассрочка в оплате долговых обязательств и др. - в отдельных регионах были приняты специальные программы, направленные на поддержку определенных сегментов экономики региона, определенных видов деятельности. Так, в Новосибирской области были реализованы такие меры, как предоставление кредитов малому и среднему бизнесу (так называемые быстрые кредиты до 5 млн руб. и кредиты без повторного подтверждения гарантий от 5 млн руб.), микрозаймы без залога (увеличение суммы микрозаймов на пополнение бюджета компании до 300 тыс. руб.; продление сроков погашения микрозаймов и др.), субсидии на выплату заработной платы сотрудников (возмещение затрат на оплату труда уволенных, выпускников колледжей и вузов, безработных: государственные органы возмещают 50 процентов суммы), предоставление налоговой отсрочки для владельцев торговых центров и рынков и т.д. Реструктуризация задолженности (прежде всего, кредитные каникулы) как мера поддержки граждан показала свою эффективность в таких регионах, как Тамбовская, Белгородская, Московская области. Кроме того, помимо этого, пандемия стала мощнейшим стимулом для развития новых видов предпринимательской деятельности во многих регионах России. Все эти меры, безусловно, способствовали более мягкому сценарию развития постковидного периода для многих территорий нашей страны и защите интересов как предпринимателей, так и граждан.
Статья: Концепция легитимации семейного предпринимательства сквозь призму частноправового и публично-правового регулирования
(Левушкин А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В современном экономико-правовом пространстве государством установлены условия для ведения семейного бизнеса путем разработки программ, предусматривающих льготное финансирование, особенности налогообложения, обеспечение социальными гарантиями и ослабление надзора со стороны контролирующих органов, что, безусловно, позволит малым и средним семейным предприятиям улучшить свое финансово-экономическое положение, приобрести стабильность в развитии. Заслуживают всяческой поддержки меры, обеспечивающие доступность малому и среднему бизнесу необходимых финансовых, имущественных и иных ресурсов, создание спроса на производимую ими продукцию (работы, услуги) и повышение степени их конкурентоспособности в экономическом обороте. Следует отдельно подчеркнуть, что Правительством РФ разрабатывается Программа антикризисной помощи компаниям, не относящимся к малому бизнесу и не являющимся системообразующими, предусматривающая выдачу гарантий ВЭБ.РФ по кредитам для пополнения оборотных средств, поддержки импорта, а также завершения инвестиционных проектов <10>. Считаем, что аналогичная система гарантийной поддержки должна быть реализована в отношении субъектов семейного предпринимательства, которая уже апробировала себя в отношении субъектов МСП и уже несколько лет реализуется Корпорацией развития МСП.
(Левушкин А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В современном экономико-правовом пространстве государством установлены условия для ведения семейного бизнеса путем разработки программ, предусматривающих льготное финансирование, особенности налогообложения, обеспечение социальными гарантиями и ослабление надзора со стороны контролирующих органов, что, безусловно, позволит малым и средним семейным предприятиям улучшить свое финансово-экономическое положение, приобрести стабильность в развитии. Заслуживают всяческой поддержки меры, обеспечивающие доступность малому и среднему бизнесу необходимых финансовых, имущественных и иных ресурсов, создание спроса на производимую ими продукцию (работы, услуги) и повышение степени их конкурентоспособности в экономическом обороте. Следует отдельно подчеркнуть, что Правительством РФ разрабатывается Программа антикризисной помощи компаниям, не относящимся к малому бизнесу и не являющимся системообразующими, предусматривающая выдачу гарантий ВЭБ.РФ по кредитам для пополнения оборотных средств, поддержки импорта, а также завершения инвестиционных проектов <10>. Считаем, что аналогичная система гарантийной поддержки должна быть реализована в отношении субъектов семейного предпринимательства, которая уже апробировала себя в отношении субъектов МСП и уже несколько лет реализуется Корпорацией развития МСП.
Статья: Некоторые проблемы развития малого и среднего бизнеса в России: правовой и практический аспект
(Лиликова О.С., Горюнова Е.Н.)
("Юрист", 2021, N 6)Высокие налоги, низкий уровень государственной поддержки, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие низких ставок по кредитам - все это подавляет и затормаживает сферу бизнеса, которая может двигать экономику государства вперед. Для сравнения: в США доля малого и среднего бизнеса составляет 50% от ВВП, тогда как в России этот процент составляет всего 20,2% <1>.
(Лиликова О.С., Горюнова Е.Н.)
("Юрист", 2021, N 6)Высокие налоги, низкий уровень государственной поддержки, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие низких ставок по кредитам - все это подавляет и затормаживает сферу бизнеса, которая может двигать экономику государства вперед. Для сравнения: в США доля малого и среднего бизнеса составляет 50% от ВВП, тогда как в России этот процент составляет всего 20,2% <1>.
Статья: Преодоление последствий пандемии коронавируса в туриндустрии: немецкий опыт
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)На основании решения Еврокомиссии от 3 апреля 2020 г. о мерах поддержки экономики в период пандемии правительство ФРГ инициировало выдачу банками и сберкассами "быстрых кредитов" малому и среднему бизнесу (а это 99,5% всех немецких предприятий) под гарантии государственного банка "Кредитное учреждение реконструкции и развития" (нем. Kreditanstalt fur Wiederaufbau, сокр. KfW), 80% акций которого принадлежит федеральному правительству, 20% - федеральным землям <4>. Быстрый кредит выдается предприятиям, насчитывающим более десяти работников и осуществляющим свою деятельность по меньшей мере с 1 января 2019 г. Объем кредита приравнивается к трем месячным оборотам предприятия в 2019 г. и составляет максимально 800 000 евро для предприятий с числом занятых более 50 человек и 500 000 евро - менее 50. Кредит предоставляется при условии, что предприятие до 31 декабря 2019 г. не испытывало финансовых трудностей и до этого момента вело упорядоченную экономическую деятельность. Процентная ставка составляет три процента со сроком действия десять лет. Разрешение на получение кредита дает банк или KfW без дальнейшей оценки кредитных рисков, благодаря чему процесс получения кредита существенно ускоряется. Под гарантии федерального правительства KfW берет на себя до 100% кредитных рисков. Средства, выделяемые государством на реализацию программы, не ограничены.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)На основании решения Еврокомиссии от 3 апреля 2020 г. о мерах поддержки экономики в период пандемии правительство ФРГ инициировало выдачу банками и сберкассами "быстрых кредитов" малому и среднему бизнесу (а это 99,5% всех немецких предприятий) под гарантии государственного банка "Кредитное учреждение реконструкции и развития" (нем. Kreditanstalt fur Wiederaufbau, сокр. KfW), 80% акций которого принадлежит федеральному правительству, 20% - федеральным землям <4>. Быстрый кредит выдается предприятиям, насчитывающим более десяти работников и осуществляющим свою деятельность по меньшей мере с 1 января 2019 г. Объем кредита приравнивается к трем месячным оборотам предприятия в 2019 г. и составляет максимально 800 000 евро для предприятий с числом занятых более 50 человек и 500 000 евро - менее 50. Кредит предоставляется при условии, что предприятие до 31 декабря 2019 г. не испытывало финансовых трудностей и до этого момента вело упорядоченную экономическую деятельность. Процентная ставка составляет три процента со сроком действия десять лет. Разрешение на получение кредита дает банк или KfW без дальнейшей оценки кредитных рисков, благодаря чему процесс получения кредита существенно ускоряется. Под гарантии федерального правительства KfW берет на себя до 100% кредитных рисков. Средства, выделяемые государством на реализацию программы, не ограничены.
Вопрос: О регулировании отношений, связанных с предоставлением кредита, а также реструктуризации кредита и установлении кредитных и ипотечных каникул.
(Письмо Минфина России от 30.06.2024 N 05-06-11/61251)В настоящее время Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации реализуются меры по поддержке граждан и бизнеса.
(Письмо Минфина России от 30.06.2024 N 05-06-11/61251)В настоящее время Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации реализуются меры по поддержке граждан и бизнеса.
Статья: Субъекты МСП и самозанятые в новых регионах: особенности интеграции в российское правовое поле
(Олейник Е.В.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Разработаны программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в новых субъектах РФ (например, предоставление микрокредитов субъектам МСП, субсидирование процентных ставок по выданным кредитам, создание льготного дифференцированного режима по уплате единого социального взноса (ЕСВ), снижение ставок ЕСВ до 15% <3>, др.).
(Олейник Е.В.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Разработаны программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в новых субъектах РФ (например, предоставление микрокредитов субъектам МСП, субсидирование процентных ставок по выданным кредитам, создание льготного дифференцированного режима по уплате единого социального взноса (ЕСВ), снижение ставок ЕСВ до 15% <3>, др.).
Статья: Отдельные вопросы правового обеспечения устойчивого экономического роста
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Для поддержки бизнеса и граждан в рамках коронавирусных реалий были введены определенные меры государственной поддержки. Так, были оказаны стандартные меры поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредиту (например, принято Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. N 279 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности").
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Для поддержки бизнеса и граждан в рамках коронавирусных реалий были введены определенные меры государственной поддержки. Так, были оказаны стандартные меры поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредиту (например, принято Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. N 279 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности").