Кредит для бизнеса
Подборка наиболее важных документов по запросу Кредит для бизнеса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.16 "Порядок определения расходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд отметил, что смысл кредитования заключается в том, чтобы предоставить предпринимателям возможность развития, увеличения оборотных средств без необходимости ожидания накопления. Следуя законодательной логике, следствием уменьшения налогооблагаемой базы по УСН на проценты по кредитам и займам является уменьшение нагрузки на бизнес, имеющей льготный режим налогообложения для обеспечения возможности роста.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд отметил, что смысл кредитования заключается в том, чтобы предоставить предпринимателям возможность развития, увеличения оборотных средств без необходимости ожидания накопления. Следуя законодательной логике, следствием уменьшения налогооблагаемой базы по УСН на проценты по кредитам и займам является уменьшение нагрузки на бизнес, имеющей льготный режим налогообложения для обеспечения возможности роста.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Льготные кредиты для малого и среднего бизнеса в условиях санкций
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)"Юридический справочник руководителя", 2022, N 7
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)"Юридический справочник руководителя", 2022, N 7
Нормативные акты
"Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Банком России)ВРЕЗКА. О ВЫРАВНИВАНИИ СТИМУЛОВ ДЛЯ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА: БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ И РЫНОК КАПИТАЛА
(разработаны Банком России)ВРЕЗКА. О ВЫРАВНИВАНИИ СТИМУЛОВ ДЛЯ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА: БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ И РЫНОК КАПИТАЛА
Информация: Программа льготных инвесткредитов для МСП под 2,5 и 4% продлена и расширена
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2023)Малый и средний бизнес продолжит получать в 2023 году льготные кредиты на инвестиционные цели под 2,5 и 4% годовых по программе "1764". Она реализуется в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство", который курирует Первый вице-премьер Андрей Белоусов, а также программы ПСК Банка России и Корпорации МСП.
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2023)Малый и средний бизнес продолжит получать в 2023 году льготные кредиты на инвестиционные цели под 2,5 и 4% годовых по программе "1764". Она реализуется в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство", который курирует Первый вице-премьер Андрей Белоусов, а также программы ПСК Банка России и Корпорации МСП.
Статья: Возможности использования в отечественном правопорядке исламского коммерческого договора мудараба
(Гутенева А.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Более того, даже кредитные организации, для которых установлен запрет на осуществление торговой деятельности, могут свободно заключать договоры мудараба - партнерские договоры (в форме договоров простого товарищества, договоров доверительного управления, агентских договоров и др.). Договоры мудараба могут использоваться для выдачи кредитов бизнесу. При этом банк как владелец капитала может взимать с заемщика (мудариба/мудараба-агента) плату за пользование предоставленными денежными средствами в форме доли от полученной им прибыли (но не в форме процентов от суммы вложенного капитала и не в форме фиксированной денежной суммы). Аналогичным образом договоры мудараба могут использоваться для оформления договоров банковского счета или в рамках банковского доверительного управления капиталом (в данном случае банк будет делиться с клиентами долей прибыли от совершения им самим "коммерческой работы" с полученным капиталом) <13>.
(Гутенева А.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Более того, даже кредитные организации, для которых установлен запрет на осуществление торговой деятельности, могут свободно заключать договоры мудараба - партнерские договоры (в форме договоров простого товарищества, договоров доверительного управления, агентских договоров и др.). Договоры мудараба могут использоваться для выдачи кредитов бизнесу. При этом банк как владелец капитала может взимать с заемщика (мудариба/мудараба-агента) плату за пользование предоставленными денежными средствами в форме доли от полученной им прибыли (но не в форме процентов от суммы вложенного капитала и не в форме фиксированной денежной суммы). Аналогичным образом договоры мудараба могут использоваться для оформления договоров банковского счета или в рамках банковского доверительного управления капиталом (в данном случае банк будет делиться с клиентами долей прибыли от совершения им самим "коммерческой работы" с полученным капиталом) <13>.
Статья: Цифровая трансформация кредитования малого бизнеса: достаточно ли эффективен модельный подход?
(Герсамия Г., Подколзин И.)
("Банковское кредитование", 2025, N 4)Элементарный пример (сразу оговоримся, что это практически идеальная ситуация): допустим, у вас есть декларации за 2024 и 2025 гг., они переданы клиентом по электронным каналам и распознаны машинным зрением. Выручка за 2024 г. - 80 единиц, за 2025 г. - 100 единиц. Вы находитесь в точке 01.07.2025, кредитная история положительная: есть кредиты на бизнес-цели и классический набор потребительских кредитов - авто, ипотека, несколько кредитных карт, арбитражная нагрузка минимальна. Заемщик для финансовой организации новый, расчетного счета нет, информация по розничному обороту от агрегаторов фискальных данных отсутствует. Как принимать решение? Какой объем финансирования можно выдать?
(Герсамия Г., Подколзин И.)
("Банковское кредитование", 2025, N 4)Элементарный пример (сразу оговоримся, что это практически идеальная ситуация): допустим, у вас есть декларации за 2024 и 2025 гг., они переданы клиентом по электронным каналам и распознаны машинным зрением. Выручка за 2024 г. - 80 единиц, за 2025 г. - 100 единиц. Вы находитесь в точке 01.07.2025, кредитная история положительная: есть кредиты на бизнес-цели и классический набор потребительских кредитов - авто, ипотека, несколько кредитных карт, арбитражная нагрузка минимальна. Заемщик для финансовой организации новый, расчетного счета нет, информация по розничному обороту от агрегаторов фискальных данных отсутствует. Как принимать решение? Какой объем финансирования можно выдать?
Информация: Совещание по экономическим вопросам
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)В декабре динамика корпоративного кредитного портфеля серьезно замедлилась, и в январе она складывается ниже целевых ориентиров. При этом качество выданных кредитов остается на высоком уровне. Доля просроченной задолженности в корпоративном портфеле, то есть кредитов компаний, бизнеса, составляет 2,6 процента, а в розничном - гражданам, физлицам - 3,7 процента. И эти показатели были стабильны в течение всего прошлого года.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)В декабре динамика корпоративного кредитного портфеля серьезно замедлилась, и в январе она складывается ниже целевых ориентиров. При этом качество выданных кредитов остается на высоком уровне. Доля просроченной задолженности в корпоративном портфеле, то есть кредитов компаний, бизнеса, составляет 2,6 процента, а в розничном - гражданам, физлицам - 3,7 процента. И эти показатели были стабильны в течение всего прошлого года.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Так, анализируя процесс реализации экономических и социальных программ развития территорий, следует отметить важную роль, которую играет институт банкротства в этом процессе. Период пандемии, а также постковидный этап доказали это. Помимо общих мер, предусмотренных нормами федерального законодательства, а именно: мораторное банкротство <25>, отсрочка и рассрочка в оплате долговых обязательств и др. - в отдельных регионах были приняты специальные программы, направленные на поддержку определенных сегментов экономики региона, определенных видов деятельности. Так, в Новосибирской области были реализованы такие меры, как предоставление кредитов малому и среднему бизнесу (так называемые быстрые кредиты до 5 млн руб. и кредиты без повторного подтверждения гарантий от 5 млн руб.), микрозаймы без залога (увеличение суммы микрозаймов на пополнение бюджета компании до 300 тыс. руб.; продление сроков погашения микрозаймов и др.), субсидии на выплату заработной платы сотрудников (возмещение затрат на оплату труда уволенных, выпускников колледжей и вузов, безработных: государственные органы возмещают 50 процентов суммы), предоставление налоговой отсрочки для владельцев торговых центров и рынков и т.д. Реструктуризация задолженности (прежде всего, кредитные каникулы) как мера поддержки граждан показала свою эффективность в таких регионах, как Тамбовская, Белгородская, Московская области. Кроме того, помимо этого, пандемия стала мощнейшим стимулом для развития новых видов предпринимательской деятельности во многих регионах России. Все эти меры, безусловно, способствовали более мягкому сценарию развития постковидного периода для многих территорий нашей страны и защите интересов как предпринимателей, так и граждан.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Так, анализируя процесс реализации экономических и социальных программ развития территорий, следует отметить важную роль, которую играет институт банкротства в этом процессе. Период пандемии, а также постковидный этап доказали это. Помимо общих мер, предусмотренных нормами федерального законодательства, а именно: мораторное банкротство <25>, отсрочка и рассрочка в оплате долговых обязательств и др. - в отдельных регионах были приняты специальные программы, направленные на поддержку определенных сегментов экономики региона, определенных видов деятельности. Так, в Новосибирской области были реализованы такие меры, как предоставление кредитов малому и среднему бизнесу (так называемые быстрые кредиты до 5 млн руб. и кредиты без повторного подтверждения гарантий от 5 млн руб.), микрозаймы без залога (увеличение суммы микрозаймов на пополнение бюджета компании до 300 тыс. руб.; продление сроков погашения микрозаймов и др.), субсидии на выплату заработной платы сотрудников (возмещение затрат на оплату труда уволенных, выпускников колледжей и вузов, безработных: государственные органы возмещают 50 процентов суммы), предоставление налоговой отсрочки для владельцев торговых центров и рынков и т.д. Реструктуризация задолженности (прежде всего, кредитные каникулы) как мера поддержки граждан показала свою эффективность в таких регионах, как Тамбовская, Белгородская, Московская области. Кроме того, помимо этого, пандемия стала мощнейшим стимулом для развития новых видов предпринимательской деятельности во многих регионах России. Все эти меры, безусловно, способствовали более мягкому сценарию развития постковидного периода для многих территорий нашей страны и защите интересов как предпринимателей, так и граждан.
Статья: Актуальные тенденции развития регулирования в области патентного права в Российской Федерации
(Зубов Ю.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 5)В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации в Москве запущена пилотная программа по кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса под залог интеллектуальных прав. Модель реализуется с поручительством гарантийного фонда (до 95% от суммы кредита). Бизнес может получить до 50 млн рублей.
(Зубов Ю.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 5)В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации в Москве запущена пилотная программа по кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса под залог интеллектуальных прав. Модель реализуется с поручительством гарантийного фонда (до 95% от суммы кредита). Бизнес может получить до 50 млн рублей.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также в марте 2022 г. был принят Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" [338]. Пакет мер был разработан Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в сотрудничестве с представителями индустрии. Согласно Указу компании на три года будут освобождены от уплаты налога на прибыль и проверок контрольными органами. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, бизнес также сможет взять льготные кредиты по ставке, не превышающей 3%.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также в марте 2022 г. был принят Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" [338]. Пакет мер был разработан Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в сотрудничестве с представителями индустрии. Согласно Указу компании на три года будут освобождены от уплаты налога на прибыль и проверок контрольными органами. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, бизнес также сможет взять льготные кредиты по ставке, не превышающей 3%.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Одним из сервисов, который функционирует на базе платформы, является "Программа поддержки бизнеса". Он позволяет просматривать список льготных кредитов, фильтровать их в разрезе разных параметров, отслеживать дублирование, просматривать истории кредита и его изменений. Пользователи сервиса - федеральные органы исполнительной власти, а также кредитные организации - могут осуществлять контроль в целях пресечения задвоения предоставляемых кредитов, одновременно использовать достоверные и прозрачные данные, обеспечивая невозможность корректирования без оставления цифровых следов.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Одним из сервисов, который функционирует на базе платформы, является "Программа поддержки бизнеса". Он позволяет просматривать список льготных кредитов, фильтровать их в разрезе разных параметров, отслеживать дублирование, просматривать истории кредита и его изменений. Пользователи сервиса - федеральные органы исполнительной власти, а также кредитные организации - могут осуществлять контроль в целях пресечения задвоения предоставляемых кредитов, одновременно использовать достоверные и прозрачные данные, обеспечивая невозможность корректирования без оставления цифровых следов.
Статья: Правовые основы коллекторской деятельности: российский и зарубежный опыт
(Козлова А.Е.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)Проблемы с невозвратом кредитов и долгов как бизнесом, так и населением в той или иной степени характерны для любого государства, однако в периоды экономических и политических кризисов они существенно обостряются. Текущая внешнеполитическая напряженная обстановка в мире неизбежно влечет за собой спад в экономике различных государств. Это касается и России, где постоянно растет как уровень закредитованности населения, так и количество просроченных кредитов. При этом многие граждане имеют два и более кредита, а в ряде случаев - и микрозайма. Очевидно, что сегодня правоотношения, возникающие в связи с деятельностью коллекторских организаций, должны стать объектом пристального внимания законодателя. С целью выявления пробелов в национальном законодательстве и поиска оптимальных путей совершенствования правоотношений в сфере возврата просроченных задолженностей специализированными субъектами необходимо провести сравнительно-правовой анализ законодательства России и зарубежных стран в сфере взыскания долгов, а также профессиональных этических кодексов, регулирующих деятельность коллекторов. На основании результатов данного анализа в рамках решения исследовательских задач необходимо определить нормотворческие основания для разработки единого Кодекса профессиональной этики российского коллектора и концептуальные параметры профессионального обучения коллекторов с разработкой примерного учебного плана для направления подготовки "Коллекторская деятельность".
(Козлова А.Е.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)Проблемы с невозвратом кредитов и долгов как бизнесом, так и населением в той или иной степени характерны для любого государства, однако в периоды экономических и политических кризисов они существенно обостряются. Текущая внешнеполитическая напряженная обстановка в мире неизбежно влечет за собой спад в экономике различных государств. Это касается и России, где постоянно растет как уровень закредитованности населения, так и количество просроченных кредитов. При этом многие граждане имеют два и более кредита, а в ряде случаев - и микрозайма. Очевидно, что сегодня правоотношения, возникающие в связи с деятельностью коллекторских организаций, должны стать объектом пристального внимания законодателя. С целью выявления пробелов в национальном законодательстве и поиска оптимальных путей совершенствования правоотношений в сфере возврата просроченных задолженностей специализированными субъектами необходимо провести сравнительно-правовой анализ законодательства России и зарубежных стран в сфере взыскания долгов, а также профессиональных этических кодексов, регулирующих деятельность коллекторов. На основании результатов данного анализа в рамках решения исследовательских задач необходимо определить нормотворческие основания для разработки единого Кодекса профессиональной этики российского коллектора и концептуальные параметры профессионального обучения коллекторов с разработкой примерного учебного плана для направления подготовки "Коллекторская деятельность".