Косвенные расходы по прибыли
Подборка наиболее важных документов по запросу Косвенные расходы по прибыли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В ходе выездной налоговой проверки обществом были представлены уточненные налоговые декларации за проверяемые периоды, в которых были скорректированы суммы учитываемых расходов. Общество указало на изменение с 2016 года учетной политики в отношении определения прямых и косвенных расходов. При этом представление уточненных налоговых деклараций объяснено обществом не ретроспективным изменением учетной политики в момент проведения проверки, как полагает налоговый орган, а установлением вновь назначенным бухгалтером ошибочного указания в ранее представленной налоговой отчетности за 2016 - 2018 годы исключительно прямых расходов (до 2016 года все расходы в соответствии с учетной политикой общества относились к прямым, с 2016 года расходы были разделены на прямые и косвенные, но в первичных декларациях за 2016 - 2018 годы ошибочно были учтены как прямые). Суд признал обоснованными внесенные в декларации изменения, отметив, что налоговый орган не представил доказательств того, что учетная политика за 2016 - 2018 годы изменена обществом ретроспективно и применена им в ходе проведения налоговой проверки в измененном виде при представлении уточненных налоговых деклараций, о фальсификации документов налоговый орган не заявлял, более того, приказы об учетной политике были представлены налогоплательщиком в рамках выездной налоговой проверки до представления уточненных деклараций. Суд отклонил довод налогового орган о повторном отражении одних и тех же расходов как в составе прямых расходов, так и в составе косвенных расходов, поскольку установил, что каждый факт хозяйственной жизни по признанию расхода (вне зависимости от того, признан в отчетном периоде или в периоде, в котором реализованы остатки готовой продукции, произведенной ранее) оформлен только один раз. Налоговый орган не представил доказательств, какие конкретно расходы и в каком отчетном периоде одновременно учтены обществом в составе как прямых, так и косвенных расходов. Суд признал доначисление налога на прибыль частично необоснованным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В ходе выездной налоговой проверки обществом были представлены уточненные налоговые декларации за проверяемые периоды, в которых были скорректированы суммы учитываемых расходов. Общество указало на изменение с 2016 года учетной политики в отношении определения прямых и косвенных расходов. При этом представление уточненных налоговых деклараций объяснено обществом не ретроспективным изменением учетной политики в момент проведения проверки, как полагает налоговый орган, а установлением вновь назначенным бухгалтером ошибочного указания в ранее представленной налоговой отчетности за 2016 - 2018 годы исключительно прямых расходов (до 2016 года все расходы в соответствии с учетной политикой общества относились к прямым, с 2016 года расходы были разделены на прямые и косвенные, но в первичных декларациях за 2016 - 2018 годы ошибочно были учтены как прямые). Суд признал обоснованными внесенные в декларации изменения, отметив, что налоговый орган не представил доказательств того, что учетная политика за 2016 - 2018 годы изменена обществом ретроспективно и применена им в ходе проведения налоговой проверки в измененном виде при представлении уточненных налоговых деклараций, о фальсификации документов налоговый орган не заявлял, более того, приказы об учетной политике были представлены налогоплательщиком в рамках выездной налоговой проверки до представления уточненных деклараций. Суд отклонил довод налогового орган о повторном отражении одних и тех же расходов как в составе прямых расходов, так и в составе косвенных расходов, поскольку установил, что каждый факт хозяйственной жизни по признанию расхода (вне зависимости от того, признан в отчетном периоде или в периоде, в котором реализованы остатки готовой продукции, произведенной ранее) оформлен только один раз. Налоговый орган не представил доказательств, какие конкретно расходы и в каком отчетном периоде одновременно учтены обществом в составе как прямых, так и косвенных расходов. Суд признал доначисление налога на прибыль частично необоснованным.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 318 "Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд признал правомерным доначисление налога на прибыль, поскольку общество необоснованно учло в составе косвенных расходов затраты на сырье и переработку в готовую продукцию. Суд указал, что данные расходы являются прямыми, так как они неразрывно связаны с конкретным производственным процессом (давальческая схема) и формируют себестоимость готовой продукции, что подтверждается бухгалтерским учетом на счете "Основное производство". Следовательно, эти затраты подлежат учету для целей налогообложения только по мере реализации продукции, к которой они относятся.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд признал правомерным доначисление налога на прибыль, поскольку общество необоснованно учло в составе косвенных расходов затраты на сырье и переработку в готовую продукцию. Суд указал, что данные расходы являются прямыми, так как они неразрывно связаны с конкретным производственным процессом (давальческая схема) и формируют себестоимость готовой продукции, что подтверждается бухгалтерским учетом на счете "Основное производство". Следовательно, эти затраты подлежат учету для целей налогообложения только по мере реализации продукции, к которой они относятся.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Прямые и косвенные расходы в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)1. Состав прямых и косвенных расходов по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)1. Состав прямых и косвенных расходов по налогу на прибыль
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)11. Информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)11. Информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
Статья: Прямые или косвенные расходы: учет для налога на прибыль
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 8)"Главная книга", 2025, N 8
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 8)"Главная книга", 2025, N 8
Статья: Определение и обоснование цены договора по Закону N 223-ФЗ
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)Как можно заметить, в механизме затратного метода присутствует несколько элементов, таких как прямые и косвенные затраты и обычная для определенной сферы деятельности прибыль. И если прямые затраты можно просчитать, то вопросы могут возникнуть относительно косвенных затрат и прибыли. Указанные элементы и их величины не регулируются законодательством, поэтому для устранения возникающей неопределенности рекомендуется сформулировать единообразный подход к их определению и закрепить его в каком-либо локальном акте заказчика (либо напрямую в положении о закупке).
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)Как можно заметить, в механизме затратного метода присутствует несколько элементов, таких как прямые и косвенные затраты и обычная для определенной сферы деятельности прибыль. И если прямые затраты можно просчитать, то вопросы могут возникнуть относительно косвенных затрат и прибыли. Указанные элементы и их величины не регулируются законодательством, поэтому для устранения возникающей неопределенности рекомендуется сформулировать единообразный подход к их определению и закрепить его в каком-либо локальном акте заказчика (либо напрямую в положении о закупке).
Вопрос: ООО на ОСН создано в апреле. Реализации (выручки) во II квартале нет, но имеются косвенные расходы на изготовление табличек с информацией об ООО. Нужно ли в декларации по налогу на прибыль за шесть месяцев 2024 г. отражать эти косвенные расходы?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2024)Вопрос: ООО на ОСН создано в апреле. Реализации (выручки) во II квартале нет, но имеются косвенные расходы на изготовление табличек с информацией об ООО. Нужно ли в декларации по налогу на прибыль за шесть месяцев 2024 г. отражать эти косвенные расходы?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2024)Вопрос: ООО на ОСН создано в апреле. Реализации (выручки) во II квартале нет, но имеются косвенные расходы на изготовление табличек с информацией об ООО. Нужно ли в декларации по налогу на прибыль за шесть месяцев 2024 г. отражать эти косвенные расходы?
Готовое решение: Как учесть расходы на вывоз мусора в целях налогообложения прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)Если затраты по вывозу мусора относятся у вас к косвенным расходам, то учитывать в расходах по налогу на прибыль вы можете их на одну из следующих дат (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Если затраты по вывозу мусора относятся у вас к косвенным расходам, то учитывать в расходах по налогу на прибыль вы можете их на одну из следующих дат (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль14. ПРИЗНАНИЕ РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
Готовое решение: Как обосновать начальную цену единицы товара (работы, услуги)
(КонсультантПлюс, 2025)Информацию об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах можно получить из анализа контрактов в ЕИС, а также из общедоступных источников информации, результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика (ч. 11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Информацию об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах можно получить из анализа контрактов в ЕИС, а также из общедоступных источников информации, результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика (ч. 11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Информацию о величине прямых и косвенных затрат, об обычной прибыли можно получить из контрактов в ЕИС, а также из общедоступных источников информации, результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика (ч. 11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Информацию о величине прямых и косвенных затрат, об обычной прибыли можно получить из контрактов в ЕИС, а также из общедоступных источников информации, результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика (ч. 11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 11.11.2022 N 03-03-06/1/109963
(Серова А.И.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Выпускаемые в последние годы Минфином письма об учете в целях исчисления налога на прибыль прямых и косвенных расходов, как правило, содержат лишь цитаты из гл. 25 НК РФ (см., например, Письма от 14.01.2021 N 03-03-06/1/911, от 26.06.2020 N 03-03-07/55268, от 27.02.2020 N 03-03-06/1/14109, от 29.08.2019 N 03-03-06/1/66440, от 06.12.2018 N 03-03-06/1/88527).
(Серова А.И.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Выпускаемые в последние годы Минфином письма об учете в целях исчисления налога на прибыль прямых и косвенных расходов, как правило, содержат лишь цитаты из гл. 25 НК РФ (см., например, Письма от 14.01.2021 N 03-03-06/1/911, от 26.06.2020 N 03-03-07/55268, от 27.02.2020 N 03-03-06/1/14109, от 29.08.2019 N 03-03-06/1/66440, от 06.12.2018 N 03-03-06/1/88527).
Статья: Соотношение использования значений биржевых котировок и сведений информационно-ценовых агентств при определении рыночной цены товара
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Важно отметить, что если в НК РФ обнаруживается лишь один содержательный критерий, который позволяет оценить применимость сведений информационно-ценовых агентств для регулирования публично-правовых отношений, - наличие или отсутствие "официального" статуса, то в законодательстве о государственных закупках сложилась иная ситуация, поскольку предусматривающие возможность использования соответствующих сведений нормы ч. 11 и п. 8 ч. 18 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержат иные критерии относимости и применимости сведений. Во-первых, согласно ч. 11 ст. 22 названного Закона "информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика". Таким образом, в данном случае Закон содержит оговорку, что сведения, полученные от информационно-ценовых агентств, можно применять лишь при условии, что данный источник информации является общедоступным, т.е., вероятно, сведения, предоставляемые за плату, или по отдельному запросу, или при соблюдении какого-либо еще ограничительного условия, использоваться не могут. Во-вторых, согласно п. 8 ч. 18 ст. 22 названного Закона "к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся: ...8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации". Как можно видеть, строгое лингвистическое толкование данной нормы относит условие раскрытия методологии расчета только к результатам изучения рынка, проведенного по инициативе конкретного заказчика, т.е. не касается информации информационно-ценовых агентств (они отделены словами "а также"). Вместе с тем согласно п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, при использовании для расчета соответствующей цены контракта информации информационно-ценовых агентств "в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен". Названные Методические рекомендации широко применяются на практике, в том числе при рассмотрении различных административных дел (см., например, решение Хакасского УФАС России от 27 марта 2023 г. по делу N 019/01/17-644/2022).
(Соловьев А.А., Трапезникова И.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Важно отметить, что если в НК РФ обнаруживается лишь один содержательный критерий, который позволяет оценить применимость сведений информационно-ценовых агентств для регулирования публично-правовых отношений, - наличие или отсутствие "официального" статуса, то в законодательстве о государственных закупках сложилась иная ситуация, поскольку предусматривающие возможность использования соответствующих сведений нормы ч. 11 и п. 8 ч. 18 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержат иные критерии относимости и применимости сведений. Во-первых, согласно ч. 11 ст. 22 названного Закона "информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика". Таким образом, в данном случае Закон содержит оговорку, что сведения, полученные от информационно-ценовых агентств, можно применять лишь при условии, что данный источник информации является общедоступным, т.е., вероятно, сведения, предоставляемые за плату, или по отдельному запросу, или при соблюдении какого-либо еще ограничительного условия, использоваться не могут. Во-вторых, согласно п. 8 ч. 18 ст. 22 названного Закона "к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся: ...8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации". Как можно видеть, строгое лингвистическое толкование данной нормы относит условие раскрытия методологии расчета только к результатам изучения рынка, проведенного по инициативе конкретного заказчика, т.е. не касается информации информационно-ценовых агентств (они отделены словами "а также"). Вместе с тем согласно п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, при использовании для расчета соответствующей цены контракта информации информационно-ценовых агентств "в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен". Названные Методические рекомендации широко применяются на практике, в том числе при рассмотрении различных административных дел (см., например, решение Хакасского УФАС России от 27 марта 2023 г. по делу N 019/01/17-644/2022).