Коррупция подарки
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупция подарки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Подарки муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)...[Суд решил - ред.] Обязать администрацию... муниципального округа... в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований Федерального закона... "О противодействии коррупции", разместив информацию, предусмотренную ст. 19 указанного Федерального закона, а именно: актуальную версию Правил передачи подарков, полученных муниципальными служащими администрации муниципального округа в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями; актуальную версию Порядка выдачи разрешения представителем нанимателя (работодателем) на участие муниципальных служащих на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождение в состав ее коллегиального органа управления..."
(КонсультантПлюс, 2025)...[Суд решил - ред.] Обязать администрацию... муниципального округа... в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований Федерального закона... "О противодействии коррупции", разместив информацию, предусмотренную ст. 19 указанного Федерального закона, а именно: актуальную версию Правил передачи подарков, полученных муниципальными служащими администрации муниципального округа в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями; актуальную версию Порядка выдачи разрешения представителем нанимателя (работодателем) на участие муниципальных служащих на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождение в состав ее коллегиального органа управления..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Глава местной администрации
(КонсультантПлюс, 2025)...Установлено, что администрацией МО... в целях реализации законодательства о противодействии коррупции не приняты следующие нормативно-правовые акты:
(КонсультантПлюс, 2025)...Установлено, что администрацией МО... в целях реализации законодательства о противодействии коррупции не приняты следующие нормативно-правовые акты:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Регулирование конфликта интересов: типология зарубежного опыта
(Кененова И.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Примечательно, что в законах зарубежных стран "постсоциалистического пространства" существуют объемные блоки детализированных норм, касающихся регулирования сферы "подарков". В пример можно привести ч. 2 ("Запреты и ограничения в отношении принятия подарков") гл. IV Закона Словении, посвященной регулированию поведения должностных лиц в связи с получением подарков в самых разных ситуациях, которые могут возникнуть как в рамках служебного протокола, так и за его пределами. В четырех весьма объемных статьях устанавливаются: запреты и ограничения для должностных лиц, порядок составления списков подарков, порядок работы Комиссии по предотвращению коррупции со списками подарков, ее действия при выявлении ситуации конфликта интересов в связи с получением подарка должностным лицом, государственным органом и органом местного самоуправления. По общему правилу подарок в случае конфликта интересов становится собственностью Республики Словении или местной общины в соответствии с решением комиссии (ст. 33 - 34).
(Кененова И.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Примечательно, что в законах зарубежных стран "постсоциалистического пространства" существуют объемные блоки детализированных норм, касающихся регулирования сферы "подарков". В пример можно привести ч. 2 ("Запреты и ограничения в отношении принятия подарков") гл. IV Закона Словении, посвященной регулированию поведения должностных лиц в связи с получением подарков в самых разных ситуациях, которые могут возникнуть как в рамках служебного протокола, так и за его пределами. В четырех весьма объемных статьях устанавливаются: запреты и ограничения для должностных лиц, порядок составления списков подарков, порядок работы Комиссии по предотвращению коррупции со списками подарков, ее действия при выявлении ситуации конфликта интересов в связи с получением подарка должностным лицом, государственным органом и органом местного самоуправления. По общему правилу подарок в случае конфликта интересов становится собственностью Республики Словении или местной общины в соответствии с решением комиссии (ст. 33 - 34).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10;
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10;
Указание Генпрокуратуры России от 17.10.2023 N 707/49
"Об организации работы, связанной с реализацией полномочий, предоставленных пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"Обеспечивать проведение проверок соблюдения этими лицами требований антикоррупционного законодательства, в том числе касающихся предотвращения (урегулирования) конфликта интересов; уведомления о склонении к коррупционному правонарушению; получения подарков и иных вознаграждений в связи с исполнением должностных обязанностей; иных антикоррупционных ограничений, запретов, обязанностей.
"Об организации работы, связанной с реализацией полномочий, предоставленных пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"Обеспечивать проведение проверок соблюдения этими лицами требований антикоррупционного законодательства, в том числе касающихся предотвращения (урегулирования) конфликта интересов; уведомления о склонении к коррупционному правонарушению; получения подарков и иных вознаграждений в связи с исполнением должностных обязанностей; иных антикоррупционных ограничений, запретов, обязанностей.
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Прибалтики
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Тем не менее определенная специфика с этой точки зрения существует и связана с мерами ответственности за коррупционные правонарушения. Например, в Латвии действует административная ответственность, установленная Кодексом Латвии об административных правонарушениях <8>, а в Эстонии аналогичные нормы регулируются ст. 17 - 19 Закона: административная ответственность предусмотрена за несоблюдение требований к профессиональной деятельности, предупреждению конфликта интересов, получению подарков, представлению соответствующих сведений, а также иные служебные нарушения, способные создать конфликт интересов. Между тем дисциплинарная ответственность за несоблюдение требований к предупреждению коррупции в этих странах не предусмотрена.
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Тем не менее определенная специфика с этой точки зрения существует и связана с мерами ответственности за коррупционные правонарушения. Например, в Латвии действует административная ответственность, установленная Кодексом Латвии об административных правонарушениях <8>, а в Эстонии аналогичные нормы регулируются ст. 17 - 19 Закона: административная ответственность предусмотрена за несоблюдение требований к профессиональной деятельности, предупреждению конфликта интересов, получению подарков, представлению соответствующих сведений, а также иные служебные нарушения, способные создать конфликт интересов. Между тем дисциплинарная ответственность за несоблюдение требований к предупреждению коррупции в этих странах не предусмотрена.
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Так, согласно Закону США "О коррупционных практиках за рубежом", если иное лицо (любое физическое лицо, не являющееся гражданином США, или корпорация, товарищество, ассоциация, акционерное общество, деловой траст, организация без прав юридического лица или индивидуальное частное предприятие, учрежденные в соответствии с законом зарубежного государства, или их подразделения) оказывается уличенным, например, в использовании почты или других средств или инструментов трансграничной торговли в коррупционных целях в поддержку предложения, выплаты, обещания произвести выплату или разрешения на передачу денег, предложений, подарка, обещания предоставить или разрешения на предоставление чего-либо, имеющего ценность, в числе прочих лицу, которое осведомлено о том, что все или часть этих денег или имеющие ценность вещи будут предложены, переданы или обещаны, прямо или опосредованно, иностранному должностному лицу в целях оказать влияние на действие или решение иностранного должностного лица в нарушение его официальных обязанностей или обеспечить ненадлежащее преимущество или оказать содействие в приобретении или сохранении деловых отношений в интересах какого-либо лица или с каким-либо лицом или предоставить какому-либо лицу возможности вести деловые отношения, то компания, в которой трудится или которую представляет это иное лицо, может быть серьезно наказана.
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Так, согласно Закону США "О коррупционных практиках за рубежом", если иное лицо (любое физическое лицо, не являющееся гражданином США, или корпорация, товарищество, ассоциация, акционерное общество, деловой траст, организация без прав юридического лица или индивидуальное частное предприятие, учрежденные в соответствии с законом зарубежного государства, или их подразделения) оказывается уличенным, например, в использовании почты или других средств или инструментов трансграничной торговли в коррупционных целях в поддержку предложения, выплаты, обещания произвести выплату или разрешения на передачу денег, предложений, подарка, обещания предоставить или разрешения на предоставление чего-либо, имеющего ценность, в числе прочих лицу, которое осведомлено о том, что все или часть этих денег или имеющие ценность вещи будут предложены, переданы или обещаны, прямо или опосредованно, иностранному должностному лицу в целях оказать влияние на действие или решение иностранного должностного лица в нарушение его официальных обязанностей или обеспечить ненадлежащее преимущество или оказать содействие в приобретении или сохранении деловых отношений в интересах какого-либо лица или с каким-либо лицом или предоставить какому-либо лицу возможности вести деловые отношения, то компания, в которой трудится или которую представляет это иное лицо, может быть серьезно наказана.
Статья: Современные практики антикоррупционного комплаенса в модели стран Азии
(Дубровина Д.И., Ковригин В.И., Сукало В.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)- понятие коррупции с точки зрения персонала определяется в основном через различия между подарком и взяткой, но такие аспекты, как действия сотрудника в ситуации возможности получения неправомерного вознаграждения и платежи для упрощения контактов, не урегулированы;
(Дубровина Д.И., Ковригин В.И., Сукало В.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)- понятие коррупции с точки зрения персонала определяется в основном через различия между подарком и взяткой, но такие аспекты, как действия сотрудника в ситуации возможности получения неправомерного вознаграждения и платежи для упрощения контактов, не урегулированы;
Статья: Система внутреннего контроля (комплаенс) в предупреждении коррупционных преступлений (зарубежный опыт)
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Таким образом, коррупция в бизнесе - это гораздо больше, чем просто взяточничество. Приведенные выше примеры демонстрируют, что существует множество "серых зон", где деловая практика может быть законной, но подвержена риску злоупотребления, например подарки и гостеприимство. В некоторых странах незаконные методы бизнеса, такие как откаты или взятки, могут быть настолько распространены, что считаются нормой и не вызывают удивления <24>.
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Таким образом, коррупция в бизнесе - это гораздо больше, чем просто взяточничество. Приведенные выше примеры демонстрируют, что существует множество "серых зон", где деловая практика может быть законной, но подвержена риску злоупотребления, например подарки и гостеприимство. В некоторых странах незаконные методы бизнеса, такие как откаты или взятки, могут быть настолько распространены, что считаются нормой и не вызывают удивления <24>.
Вопрос: Как разработать правила и утвердить кодекс корпоративной этики?
(Консультация эксперта, 2025)Противодействие коррупции:
(Консультация эксперта, 2025)Противодействие коррупции:
Статья: Особенности реализации антикоррупционного комплаенса в странах Латинской Америки
(Мазеин А.В., Буллер А.А., Клюев А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)- переоценка стандартов антикоррупционного комплаенса проводится как периодически, так и в случае наступления коррупционных рисков;
(Мазеин А.В., Буллер А.А., Клюев А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)- переоценка стандартов антикоррупционного комплаенса проводится как периодически, так и в случае наступления коррупционных рисков;
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Ситуация осложняется еще и тем, что многие запреты, закрепленные в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, носят выраженный антикоррупционный характер. Например, к таким запретам можно отнести: запрещение гражданским служащим принимать подарки и прочие вознаграждения от третьих лиц, осуществлять предпринимательскую деятельность, использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, государственное имущество и т.п. Между тем нарушение запретов, установленных в целях противодействия коррупции, согласно ст. 59.1 названного Закона, образует состав коррупционного правонарушения. Причем увольнение с государственной службы в качестве взыскания применяется только за совершение коррупционных правонарушений, прямо перечисленных в ст. 59.2. В остальных же случаях, исходя из буквального смысла Закона, представитель нанимателя может применить только дисциплинарные взыскания, не связанные с расторжением служебного контракта. В нашем примере в случае осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности служебный контракт расторгается, а вот в случае принятия вознаграждений от третьих лиц в связи с осуществлением служебных обязанностей работодатель может применить только замечание, выговор или предупреждение о неполном служебном соответствии. Однако норму п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона никто не отменял, а согласно ей служебный контракт может быть расторгнут, а гражданский служащий уволен со службы в случае нарушения им запретов, связанных с государственной гражданской службой. Налицо явная коллизия норм одного и того же Закона!
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Ситуация осложняется еще и тем, что многие запреты, закрепленные в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, носят выраженный антикоррупционный характер. Например, к таким запретам можно отнести: запрещение гражданским служащим принимать подарки и прочие вознаграждения от третьих лиц, осуществлять предпринимательскую деятельность, использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, государственное имущество и т.п. Между тем нарушение запретов, установленных в целях противодействия коррупции, согласно ст. 59.1 названного Закона, образует состав коррупционного правонарушения. Причем увольнение с государственной службы в качестве взыскания применяется только за совершение коррупционных правонарушений, прямо перечисленных в ст. 59.2. В остальных же случаях, исходя из буквального смысла Закона, представитель нанимателя может применить только дисциплинарные взыскания, не связанные с расторжением служебного контракта. В нашем примере в случае осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности служебный контракт расторгается, а вот в случае принятия вознаграждений от третьих лиц в связи с осуществлением служебных обязанностей работодатель может применить только замечание, выговор или предупреждение о неполном служебном соответствии. Однако норму п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона никто не отменял, а согласно ей служебный контракт может быть расторгнут, а гражданский служащий уволен со службы в случае нарушения им запретов, связанных с государственной гражданской службой. Налицо явная коллизия норм одного и того же Закона!
Статья: Тенденции и ключевые аспекты антикоррупционного комплаенса в странах Ближнего Востока
(Мельникова А.А., Боркеев С.М., Лукьянов А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)Другим аспектом правового регулирования антикоррупционного комплаенса в ОАЭ является законодательство о государственной службе. Базовым является закон <13>, значительная часть дополнений которого направлена именно на противодействие коррупции, включая предписания государственным служащим относительно принятия различных подарков. Существуют уточнения в этот закон, вносимые как на уровне отдельных министерств <14>, так и на уровне Эмиратов <15>. Следует отметить запрет и на платежи для налаживания контактов, причем используется отсылочная норма к Конвенции ООН против коррупции с указанием на неприемлемость любых форм поведения, признаваемых коррупцией на международном уровне.
(Мельникова А.А., Боркеев С.М., Лукьянов А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)Другим аспектом правового регулирования антикоррупционного комплаенса в ОАЭ является законодательство о государственной службе. Базовым является закон <13>, значительная часть дополнений которого направлена именно на противодействие коррупции, включая предписания государственным служащим относительно принятия различных подарков. Существуют уточнения в этот закон, вносимые как на уровне отдельных министерств <14>, так и на уровне Эмиратов <15>. Следует отметить запрет и на платежи для налаживания контактов, причем используется отсылочная норма к Конвенции ООН против коррупции с указанием на неприемлемость любых форм поведения, признаваемых коррупцией на международном уровне.
Статья: Понятие, классификация и признаки коррупции как явления, влияющего на экономическую безопасность государства
(Соловьев А.А.)
("Современное право", 2024, N 7)Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Она проявляется в совершении преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.), административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие правонарушения, подпадающие под составы Кодекса РФ об административных правонарушениях), дисциплинарных правонарушений (использование своего статуса для получения некоторых преимуществ), запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение ценных подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
(Соловьев А.А.)
("Современное право", 2024, N 7)Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Она проявляется в совершении преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.), административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие правонарушения, подпадающие под составы Кодекса РФ об административных правонарушениях), дисциплинарных правонарушений (использование своего статуса для получения некоторых преимуществ), запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение ценных подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Статья: Об автоматизации антикоррупционного комплаенса в организациях
(Трунцевский Ю.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Так, Французское агентство по борьбе с коррупцией (AFA) недавно выпустило новое руководство по подаркам и развлечениям, в котором содержатся практические советы о том, как разработать соответствующую политику, чтобы избежать риска коррупции. В обновлениях Sapin II говорится, что все организации должны иметь четкую внутреннюю политику в отношении подарков и развлечений, им рекомендуется создать реестр подарков, чтобы гарантировать прозрачность и отслеживание поведения тех, кто получает и дарит одобренные бизнесом подарки.
(Трунцевский Ю.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Так, Французское агентство по борьбе с коррупцией (AFA) недавно выпустило новое руководство по подаркам и развлечениям, в котором содержатся практические советы о том, как разработать соответствующую политику, чтобы избежать риска коррупции. В обновлениях Sapin II говорится, что все организации должны иметь четкую внутреннюю политику в отношении подарков и развлечений, им рекомендуется создать реестр подарков, чтобы гарантировать прозрачность и отслеживание поведения тех, кто получает и дарит одобренные бизнесом подарки.