Коррупция муниципальных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупция муниципальных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)Суд по требованию прокурора может обязать изменить основание увольнения с "по собственному желанию" на "в связи с утратой доверия", если по результатам проверки прокурором соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что муниципальный служащий не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Суд по требованию прокурора может обязать изменить основание увольнения с "по собственному желанию" на "в связи с утратой доверия", если по результатам проверки прокурором соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что муниципальный служащий не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19.29 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего" КоАП РФ"Между тем, субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.29 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица - работодатели либо заказчики работ (услуг), которые привлекли к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного (муниципального) служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коррупция как актуальная проблема государственной и муниципальной службы
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Нам представляется важным отметить, что в большинстве зарубежных правопорядков уголовное законодательство содержит ответственность за коррупционные преступления, но сам термин "коррупция" не является юридически закрепленным в уголовном законодательстве. Аналогичная ситуация наблюдается и в нашей стране. Примером государства, уголовное законодательство которого сделало дефиницию "коррупция" легальной, служит Италия <7>. Там применяется узкая трактовка этого понятия (взяточничества/подкупа), содержащегося в четырех статьях итальянского уголовного законодательства (ст. 318, 319, 319-3, 320) <8>. Эти составы преступлений регламентируют ответственность, соответственно, за коррупцию, связанную с выполнением (невыполнением) служебных обязанностей; выполнением неправомерных судебных актов. Отдельным составом преступления установлена уголовная ответственность за коррупцию муниципальных служащих.
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Нам представляется важным отметить, что в большинстве зарубежных правопорядков уголовное законодательство содержит ответственность за коррупционные преступления, но сам термин "коррупция" не является юридически закрепленным в уголовном законодательстве. Аналогичная ситуация наблюдается и в нашей стране. Примером государства, уголовное законодательство которого сделало дефиницию "коррупция" легальной, служит Италия <7>. Там применяется узкая трактовка этого понятия (взяточничества/подкупа), содержащегося в четырех статьях итальянского уголовного законодательства (ст. 318, 319, 319-3, 320) <8>. Эти составы преступлений регламентируют ответственность, соответственно, за коррупцию, связанную с выполнением (невыполнением) служебных обязанностей; выполнением неправомерных судебных актов. Отдельным составом преступления установлена уголовная ответственность за коррупцию муниципальных служащих.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная по сути норма закреплена в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в ч. 4.1-1 ст. 12.1 того же Закона.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная по сути норма закреплена в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в ч. 4.1-1 ст. 12.1 того же Закона.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.
Статья: Образование муниципальных служащих в условиях реализации концепции lifelong learning
(Качалов В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Наиболее распространенные дополнительные профессиональные программы для муниципальных служащих: "Предупреждение коррупции. Осуществление государственных закупок" (повышение квалификации); "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент" (профессиональная переподготовка).
(Качалов В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Наиболее распространенные дополнительные профессиональные программы для муниципальных служащих: "Предупреждение коррупции. Осуществление государственных закупок" (повышение квалификации); "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент" (профессиональная переподготовка).
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Другой пример. В решении Совета народных депутатов МО К. от 27 сентября 2018 г. N 40 <11>, утвердившем Положение о муниципальной службе в МО Б., также выявлен коррупциогенный фактор - неполнота административных процедур, что выразилось в противоречии отдельных норм Положения о муниципальной службе в МО Б. федеральному законодательству Так, в соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" <12>) муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. В ходе проверки Муромской городской прокуратурой установлено, что положения подп. "в" п. 4.4 Положения о муниципальной службе в МО Б. не соответствуют новой редакции п. 3 и п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 25-ФЗ. По данному факту Муромской городской прокуратурой принесен протест от 26 сентября 2020 г. N 5-01-2020.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Другой пример. В решении Совета народных депутатов МО К. от 27 сентября 2018 г. N 40 <11>, утвердившем Положение о муниципальной службе в МО Б., также выявлен коррупциогенный фактор - неполнота административных процедур, что выразилось в противоречии отдельных норм Положения о муниципальной службе в МО Б. федеральному законодательству Так, в соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 25-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" <12>) муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. В ходе проверки Муромской городской прокуратурой установлено, что положения подп. "в" п. 4.4 Положения о муниципальной службе в МО Б. не соответствуют новой редакции п. 3 и п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 25-ФЗ. По данному факту Муромской городской прокуратурой принесен протест от 26 сентября 2020 г. N 5-01-2020.