Коррупционные факторы
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупционные факторы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Глава 11. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОРРУПЦИИ КАК ФАКТОР
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Глава 11. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОРРУПЦИИ КАК ФАКТОР
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Статья: Возвращение уголовного дела прокурору как основание для дополнительного расследования: проблемы и возможности их решения
(Халиков А.Н.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Скажем прямо: для социально-правовой функции правосудия это опасные движения. Такие тенденции могут иметь отрицательные последствия для тех же целей, которые обозначены в самом Постановлении 2024 г. как необходимость постановления законного, обоснованного и справедливого приговора или иного итогового судебного решения по делу либо право на доступ к правосудию и его осуществление без неоправданной задержки, т.е. в разумные сроки. Более того, как пишет Е.В. Леонова, вновь возрождаемым институтом дополнительного расследования поставлены под угрозу принципы состязательности сторон и презумпции невиновности <5>. К этому можно добавить и возможности коррупционных факторов.
(Халиков А.Н.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Скажем прямо: для социально-правовой функции правосудия это опасные движения. Такие тенденции могут иметь отрицательные последствия для тех же целей, которые обозначены в самом Постановлении 2024 г. как необходимость постановления законного, обоснованного и справедливого приговора или иного итогового судебного решения по делу либо право на доступ к правосудию и его осуществление без неоправданной задержки, т.е. в разумные сроки. Более того, как пишет Е.В. Леонова, вновь возрождаемым институтом дополнительного расследования поставлены под угрозу принципы состязательности сторон и презумпции невиновности <5>. К этому можно добавить и возможности коррупционных факторов.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, в рамках института государственных услуг как структурного элемента системы административного права используется метод императивного правового регулирования. В науке отмечается, что подобная строгая регламентация и стандартизация определяются необходимостью минимизации усмотрительного характера деятельности должностных лиц государственных органов, большей предсказуемостью ее результатов и уменьшением коррупционных факторов <279>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, в рамках института государственных услуг как структурного элемента системы административного права используется метод императивного правового регулирования. В науке отмечается, что подобная строгая регламентация и стандартизация определяются необходимостью минимизации усмотрительного характера деятельности должностных лиц государственных органов, большей предсказуемостью ее результатов и уменьшением коррупционных факторов <279>.
Статья: Развитие налогообложения резидентов территориальных преференциальных режимов
(Онищенко К.В.)
("Юрист", 2025, N 5)В настоящее время для разных ТПР предусмотрены разнообразные и многочисленные условия для получения налоговых льгот, к которым относятся, в том числе, требование соблюдать условия соглашений об осуществлении деятельности, например, в ст. 15 Закона о ТОР содержится перечень существенных нарушений, которые могут приводить к расторжению соглашения, в том числе связанные с нарушением условий соглашения <15>. Таким образом, предлагаемое Минфином России дополнительное ограничение на применение налоговых льгот является по своему смыслу более оперативной реакцией на нарушение условий соглашений. Цель стимулирования вложений в технологии обусловлена необходимостью обеспечения технологического суверенитета, выступающего важной составляющей экономической безопасности <16>. Вместе с тем представляется, что эффективность предложенного регулирования может быть достигнута только при выполнении ряда факторов: установление особенностей контроля предоставляемых сведений (истребование документов, пояснений и т.д.), поскольку формализация процедур контроля является условием для защиты прав налогоплательщика; отсутствие формального подхода (установление разумных и дифференцированных величин отклонения); наличие взаимосогласительных коллективных процедур, в рамках которых будет возможность оценить причины и степень отклонения, выработать подходы к разрешению возникшей ситуации. Это означает также необходимость соотношения с основным регулированием деятельности резидента, а именно определить, будет ли в таком случае это являться основанием для прекращения соглашения? В предложении предлагается фиксировать "некое нарушение" и "несоответствие", что само по себе может быть основанием для расторжения соглашений, особенно если будет дополнительно определено в нем как основание для расторжения. Так, в судебной практике есть примеры, когда нарушение условий соглашения происходило по не зависящим от резидента обстоятельствам, обусловленным действиями другой стороны соглашения <17>, поэтому формальный подход может служить коррупционным фактором, снижающим доверие к государству. Кроме того отказ в предоставлении преференции, хоть и не единственной в режимном регулировании, может приводить к утрате интереса к проекту, поэтому проектируемое регулирование должно учитывать возможные последствия.
(Онищенко К.В.)
("Юрист", 2025, N 5)В настоящее время для разных ТПР предусмотрены разнообразные и многочисленные условия для получения налоговых льгот, к которым относятся, в том числе, требование соблюдать условия соглашений об осуществлении деятельности, например, в ст. 15 Закона о ТОР содержится перечень существенных нарушений, которые могут приводить к расторжению соглашения, в том числе связанные с нарушением условий соглашения <15>. Таким образом, предлагаемое Минфином России дополнительное ограничение на применение налоговых льгот является по своему смыслу более оперативной реакцией на нарушение условий соглашений. Цель стимулирования вложений в технологии обусловлена необходимостью обеспечения технологического суверенитета, выступающего важной составляющей экономической безопасности <16>. Вместе с тем представляется, что эффективность предложенного регулирования может быть достигнута только при выполнении ряда факторов: установление особенностей контроля предоставляемых сведений (истребование документов, пояснений и т.д.), поскольку формализация процедур контроля является условием для защиты прав налогоплательщика; отсутствие формального подхода (установление разумных и дифференцированных величин отклонения); наличие взаимосогласительных коллективных процедур, в рамках которых будет возможность оценить причины и степень отклонения, выработать подходы к разрешению возникшей ситуации. Это означает также необходимость соотношения с основным регулированием деятельности резидента, а именно определить, будет ли в таком случае это являться основанием для прекращения соглашения? В предложении предлагается фиксировать "некое нарушение" и "несоответствие", что само по себе может быть основанием для расторжения соглашений, особенно если будет дополнительно определено в нем как основание для расторжения. Так, в судебной практике есть примеры, когда нарушение условий соглашения происходило по не зависящим от резидента обстоятельствам, обусловленным действиями другой стороны соглашения <17>, поэтому формальный подход может служить коррупционным фактором, снижающим доверие к государству. Кроме того отказ в предоставлении преференции, хоть и не единственной в режимном регулировании, может приводить к утрате интереса к проекту, поэтому проектируемое регулирование должно учитывать возможные последствия.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Потенциал правительства играет определенную роль в том, как обрабатываются или используются "большие данные" при рассмотрении конкретных областей политики, включая управление рисками коррупции. Эти факторы могут повлиять на эффективность анализа "больших данных", и хотя они могут расширить возможности для информирования об усилиях по борьбе с коррупцией и добросовестности, они также могут препятствовать этой деятельности или даже создавать коррупционные риски, особенно при злоупотреблении полномочиями в области сбора данных, конфиденциальности, защиты, безопасности, управления и использования. Важно отметить, что эти риски особенно значительны, когда данные касаются отдельных лиц, что имеет последствия для прав человека, или когда аналитическая обработка дает ошибочные или неправильно интерпретированные результаты, которые могут иметь широкомасштабные негативные последствия <541>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Потенциал правительства играет определенную роль в том, как обрабатываются или используются "большие данные" при рассмотрении конкретных областей политики, включая управление рисками коррупции. Эти факторы могут повлиять на эффективность анализа "больших данных", и хотя они могут расширить возможности для информирования об усилиях по борьбе с коррупцией и добросовестности, они также могут препятствовать этой деятельности или даже создавать коррупционные риски, особенно при злоупотреблении полномочиями в области сбора данных, конфиденциальности, защиты, безопасности, управления и использования. Важно отметить, что эти риски особенно значительны, когда данные касаются отдельных лиц, что имеет последствия для прав человека, или когда аналитическая обработка дает ошибочные или неправильно интерпретированные результаты, которые могут иметь широкомасштабные негативные последствия <541>.
Статья: Владение русским языком, знание российской истории и основ законодательства иностранными гражданами (лицами без гражданства), прибывшими на территорию Российской Федерации: проблемы и перспективы правового регулирования
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)За минувшие годы в развитие анализируемых нами положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" издана группа уточняющих подзаконных актов. Масштабность правотворческой деятельности прослеживается в ее разноплановости: от регулирования размера платы за прием экзаменов до квалификационных требований к экзаменаторам и перечня государственных учреждений - мест проведения экзаменов. Обновлены технические параметры к уровню защищенности бланков сертификатов, настроены компоненты информационной системы ФРДО под аккумулирование сведений о выданных сертификатах. Последний аспект сочетает в себе теоретическую (то есть правовую) сторону с практической. Правда проблема с оборотом поддельных сертификатов либо их выдачи обладателям без проверки степени усвоения экзаменационных областей знаний не отпала. Думается, шагом на пути к нормализации миграционных отношений будет выработка превентивных мер. В этом ключе на страницах научной литературы активно обсуждаются ориентиры совершенствования порядка приема экзаменов и оборота сертификатов. К примеру, В.А. Кислухин рассуждает о полезности усилий по пересмотру порядка приема экзаменов на предмет выявления коррупционных факторов [15, с. 12 - 13]. А.А. Березин допускает уместным упростить получение разрешения на временное проживание, разрешения на работу (патента), вида на жительство или приобретения гражданства РФ. Барьеры, по его мнению, лишь порождают коррупцию. Исходя из контекста экзамен равно нуждается в облегчении [16, с. 252]. Отличительная траектория мысли видна в научном труде А.А. Маматовой. Она сосредоточена на создании самостоятельного исполнительного органа, ведающего миграционными процессами. В его компетенцию войдут все верификационные и аттестационные мероприятия [17, с. 84]. Однако эффект от претворения в жизнь намеченных инициатив вряд ли окажется положительным. У иностранных граждан (лиц без гражданства) с вполне осознанным намерением пребывать на территории РФ сложностей с прохождением экзаменов быть не может. Оценка владения русским языком, знания истории России, основ законодательства Российской Федерации представляет собой отбор на предмет готовности к адаптации под российские условия. А значит, снижение текущей планки экзаменов противоречит публичным интересам. Что же касается суждения о создании самостоятельного миграционного ведомства, то достаточно вспомнить о предыдущем опыте функционирования Федеральной миграционной службы. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" орган власти упразднен, правоприемником стало Министерство внутренних дел РФ. Реорганизация произошла из-за потери контроля над динамикой миграционных потоков, процветания внутри государства нелегальной миграции [18, с. 196]. Отстраняясь от прошлого опыта, изменение архитектуры системы управления никак не скажется на поднятой проблеме. На пользу пойдет точечное дорегулирование процедуры приема экзаменов и оборота сертификатов. Здесь по существу выразили позицию И.В. Шевцова и Н.В. Днепровская. По их убеждению, стоит отказаться от документов на бумажном носителе и внедрить электронную форму. Это станет серьезной преградой для фальсификации [7, с. 96]. Выбор ресурса для скопления сведений о лицах, сдавших экзамены, и дальнейшего автоматизированного преобразования этих сведений в документ электронной формы предопределен - информационная система ФРДО [19, с. 77 - 78]. На смену сертификатов можно ввести справки с нанесением машиночитаемой маркировки - уникального двухмерного штрихового кода (QR-код), генерируемого с использованием информационной системы ФРДО. Считывание, идентификация и запрос статуса справки будет производиться сотрудником подразделения по вопросам миграции. Нововведение отразится на укреплении законности и правопорядка, избавит от расходов на закупку защищенной от подделок полиграфической продукции за счет бюджетных ассигнований.
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)За минувшие годы в развитие анализируемых нами положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" издана группа уточняющих подзаконных актов. Масштабность правотворческой деятельности прослеживается в ее разноплановости: от регулирования размера платы за прием экзаменов до квалификационных требований к экзаменаторам и перечня государственных учреждений - мест проведения экзаменов. Обновлены технические параметры к уровню защищенности бланков сертификатов, настроены компоненты информационной системы ФРДО под аккумулирование сведений о выданных сертификатах. Последний аспект сочетает в себе теоретическую (то есть правовую) сторону с практической. Правда проблема с оборотом поддельных сертификатов либо их выдачи обладателям без проверки степени усвоения экзаменационных областей знаний не отпала. Думается, шагом на пути к нормализации миграционных отношений будет выработка превентивных мер. В этом ключе на страницах научной литературы активно обсуждаются ориентиры совершенствования порядка приема экзаменов и оборота сертификатов. К примеру, В.А. Кислухин рассуждает о полезности усилий по пересмотру порядка приема экзаменов на предмет выявления коррупционных факторов [15, с. 12 - 13]. А.А. Березин допускает уместным упростить получение разрешения на временное проживание, разрешения на работу (патента), вида на жительство или приобретения гражданства РФ. Барьеры, по его мнению, лишь порождают коррупцию. Исходя из контекста экзамен равно нуждается в облегчении [16, с. 252]. Отличительная траектория мысли видна в научном труде А.А. Маматовой. Она сосредоточена на создании самостоятельного исполнительного органа, ведающего миграционными процессами. В его компетенцию войдут все верификационные и аттестационные мероприятия [17, с. 84]. Однако эффект от претворения в жизнь намеченных инициатив вряд ли окажется положительным. У иностранных граждан (лиц без гражданства) с вполне осознанным намерением пребывать на территории РФ сложностей с прохождением экзаменов быть не может. Оценка владения русским языком, знания истории России, основ законодательства Российской Федерации представляет собой отбор на предмет готовности к адаптации под российские условия. А значит, снижение текущей планки экзаменов противоречит публичным интересам. Что же касается суждения о создании самостоятельного миграционного ведомства, то достаточно вспомнить о предыдущем опыте функционирования Федеральной миграционной службы. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" орган власти упразднен, правоприемником стало Министерство внутренних дел РФ. Реорганизация произошла из-за потери контроля над динамикой миграционных потоков, процветания внутри государства нелегальной миграции [18, с. 196]. Отстраняясь от прошлого опыта, изменение архитектуры системы управления никак не скажется на поднятой проблеме. На пользу пойдет точечное дорегулирование процедуры приема экзаменов и оборота сертификатов. Здесь по существу выразили позицию И.В. Шевцова и Н.В. Днепровская. По их убеждению, стоит отказаться от документов на бумажном носителе и внедрить электронную форму. Это станет серьезной преградой для фальсификации [7, с. 96]. Выбор ресурса для скопления сведений о лицах, сдавших экзамены, и дальнейшего автоматизированного преобразования этих сведений в документ электронной формы предопределен - информационная система ФРДО [19, с. 77 - 78]. На смену сертификатов можно ввести справки с нанесением машиночитаемой маркировки - уникального двухмерного штрихового кода (QR-код), генерируемого с использованием информационной системы ФРДО. Считывание, идентификация и запрос статуса справки будет производиться сотрудником подразделения по вопросам миграции. Нововведение отразится на укреплении законности и правопорядка, избавит от расходов на закупку защищенной от подделок полиграфической продукции за счет бюджетных ассигнований.
Статья: Комплаенс и законодательство в сфере интеллектуальной собственности. Часть 2
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Следует отметить, что цифровизация довольно эффективно способствует искоренению коррупции, делая процессы прозрачными и открытыми, поскольку влияет на исключение коррупционных факторов.
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Следует отметить, что цифровизация довольно эффективно способствует искоренению коррупции, делая процессы прозрачными и открытыми, поскольку влияет на исключение коррупционных факторов.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Несмотря на то что издание нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, как правило, включает в себя обязательные этапы проведения в отношении него правовой и антикоррупционной экспертизы как самим органом-разработчиком <5>, так и Минюстом России <6>, нередки случаи выявления Генеральной прокуратурой РФ коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию и вступивших в законную силу. Так, согласно данным органов прокуратуры РФ, количество нормативных правовых актов, в которых было выявлено содержание коррупциогенных факторов в 2024 г., составляет 55,4 тыс. (в 2023 г. - 53,6 тыс.; в 2022 г. - 51,4 тыс.). Принятые меры прокурорского реагирования способствовали исключению 58,8 тыс. обнаруженных коррупциогенных факторов в 2024 г. (в 2023 г. - 57,6 тыс.; в 2022 г. - 57,8 тыс.) <7>. В целом приведенная статистика свидетельствует об относительно стабильной динамике ежегодно выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах с небольшим нарастанием.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Несмотря на то что издание нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, как правило, включает в себя обязательные этапы проведения в отношении него правовой и антикоррупционной экспертизы как самим органом-разработчиком <5>, так и Минюстом России <6>, нередки случаи выявления Генеральной прокуратурой РФ коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию и вступивших в законную силу. Так, согласно данным органов прокуратуры РФ, количество нормативных правовых актов, в которых было выявлено содержание коррупциогенных факторов в 2024 г., составляет 55,4 тыс. (в 2023 г. - 53,6 тыс.; в 2022 г. - 51,4 тыс.). Принятые меры прокурорского реагирования способствовали исключению 58,8 тыс. обнаруженных коррупциогенных факторов в 2024 г. (в 2023 г. - 57,6 тыс.; в 2022 г. - 57,8 тыс.) <7>. В целом приведенная статистика свидетельствует об относительно стабильной динамике ежегодно выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах с небольшим нарастанием.
Статья: Административное усмотрение, вопросы доктрины и проблемы реализации
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)И.А. Адмиралова в свою очередь также пишет, что "тема усмотрения в деятельности администрации стала на сегодняшний день довольно актуальной в связи с тем, что в науке и практике административного права ведется борьба с основным бичом российской государственной власти - коррупцией. Чаще всего усмотрение рассматривается как коррупционный фактор, и посему - по всей логике - оно требует как можно большего ограничения. Тем не менее тема пределов усмотрения государственных служащих заслуживает внимания и в связи с другим не менее важным объектом правового регулирования: охраной прав граждан. Действительно, пределы усмотрения администрации представляют собой не что иное, как границы, нарушение которых приводит не только к нарушению принципа законности, но и к ограничению основных прав и свобод граждан" <12>.
(Саидов З.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)И.А. Адмиралова в свою очередь также пишет, что "тема усмотрения в деятельности администрации стала на сегодняшний день довольно актуальной в связи с тем, что в науке и практике административного права ведется борьба с основным бичом российской государственной власти - коррупцией. Чаще всего усмотрение рассматривается как коррупционный фактор, и посему - по всей логике - оно требует как можно большего ограничения. Тем не менее тема пределов усмотрения государственных служащих заслуживает внимания и в связи с другим не менее важным объектом правового регулирования: охраной прав граждан. Действительно, пределы усмотрения администрации представляют собой не что иное, как границы, нарушение которых приводит не только к нарушению принципа законности, но и к ограничению основных прав и свобод граждан" <12>.
Статья: Реализация принципа свободы договора в контексте типизации оформления трудовых отношений
(Кринина А.М.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Руководитель фактически выступает координатором хозяйственной деятельности учреждения. В целях исключения злоупотреблений и коррупционных факторов <8> к оформлению трудовых отношений с указанным субъектом предъявляются повышенные требования.
(Кринина А.М.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Руководитель фактически выступает координатором хозяйственной деятельности учреждения. В целях исключения злоупотреблений и коррупционных факторов <8> к оформлению трудовых отношений с указанным субъектом предъявляются повышенные требования.
Статья: Уголовно-правовой статус лиц, участвующих в государственной аттестации научных кадров
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 12)Государственная научная аттестация - сфера не только научных идей и предложений, направленных на улучшение жизни людей, но и отношений по поводу карьерных амбиций, авторитета занимаемой должности и имущества. "Аттестация научных кадров, - пишет И. Мацкевич, - чрезвычайно уязвима с точки зрения воздействия на нее коррупционных факторов и рисков. Опасность заключается в том, что любые положительные моменты, которые могут быть использованы для благих научных целей, могут применяться во вред науке" <1>. "Коррупционные проявления в области научной аттестации имеют чрезвычайную актуальность, поскольку оказывают пагубное влияние на будущее развитие не только науки, но и на развитие конкретного общества и государства" <2>.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 12)Государственная научная аттестация - сфера не только научных идей и предложений, направленных на улучшение жизни людей, но и отношений по поводу карьерных амбиций, авторитета занимаемой должности и имущества. "Аттестация научных кадров, - пишет И. Мацкевич, - чрезвычайно уязвима с точки зрения воздействия на нее коррупционных факторов и рисков. Опасность заключается в том, что любые положительные моменты, которые могут быть использованы для благих научных целей, могут применяться во вред науке" <1>. "Коррупционные проявления в области научной аттестации имеют чрезвычайную актуальность, поскольку оказывают пагубное влияние на будущее развитие не только науки, но и на развитие конкретного общества и государства" <2>.