Коррупционное поведение
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупционное поведение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 104.1 "Конфискация имущества" УК РФ"Более того, даже в случае совершения лицом преступления коррупционной направленности, повлекшего появление у него имущества, которое может образовать предмет антикоррупционного иска прокурора, истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности (статья 78 УК Российской Федерации) - как срока давности именно уголовного преследования, а не срока реализации иных средств обеспечения публичного правопорядка - не является безусловным препятствием для обращения этого имущества в доход Российской Федерации. Отказ государства от дальнейшего уголовного преследования по основанию истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности не опровергает факта совершения деяния, содержащего признаки преступления, не реабилитирует лицо, его совершившее, не избавляет и не может полностью избавить это лицо от негативных последствий его коррупционного поведения. В контексте действующего уголовного законодательства конфискация имущества в соответствии со статьей 104.1 УК Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 243 ГК Российской Федерации как публично-правовая санкция уголовно-превентивного свойства может применяться не только в качестве сопровождающей наказание вспомогательной меры при постановлении обвинительного приговора, но и при освобождении от наказания по нереабилитирующим основаниям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 марта 2017 года N 5-П)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Непоследовательность практики инвестиционных арбитражей по вопросам доказывания: может ли реформа что-то предложить?
(Нальгиев А.М.)
("Международное правосудие", 2023, N 3)3.2. Бремя и стандарт доказывания применительно к заявлениям
(Нальгиев А.М.)
("Международное правосудие", 2023, N 3)3.2. Бремя и стандарт доказывания применительно к заявлениям
Статья: Внедрение цифровых технологий в деятельность мировых судей: проблемы и перспективы развития
(Артемова Д.И.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Вышеуказанные процессы в очередной раз показывают ключевое значение судебной власти в установлении экономического роста. На международном и национальном уровнях постоянно подчеркивается, что именно независимость судей выступает институциональным условием неприкосновенности частной собственности, обеспечения конкурентоспособности и инициативности в предпринимательской сфере. Именно поэтому указанный принцип исследуется в различных аспектах: от формирования экономических гарантий свободного судопроизводства до поведенческих установок личной независимости представителей судебной власти. Судья должен быть беспристрастным во всех аспектах - свободным от административного давления должностных лиц, соблазнов коррупционного поведения, политических рисков. Доказано, что независимые суды обеспечивают конкурентоспособность экономической системы страны <7>.
(Артемова Д.И.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Вышеуказанные процессы в очередной раз показывают ключевое значение судебной власти в установлении экономического роста. На международном и национальном уровнях постоянно подчеркивается, что именно независимость судей выступает институциональным условием неприкосновенности частной собственности, обеспечения конкурентоспособности и инициативности в предпринимательской сфере. Именно поэтому указанный принцип исследуется в различных аспектах: от формирования экономических гарантий свободного судопроизводства до поведенческих установок личной независимости представителей судебной власти. Судья должен быть беспристрастным во всех аспектах - свободным от административного давления должностных лиц, соблазнов коррупционного поведения, политических рисков. Доказано, что независимые суды обеспечивают конкурентоспособность экономической системы страны <7>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
Статья: Ротация кадров в системе государственной гражданской службы
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)5. Предотвращение коррупционного поведения и правонарушения.
(Рузаева Е.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)5. Предотвращение коррупционного поведения и правонарушения.
Статья: Меры профилактики коррупции в предпринимательской сфере
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Основными принципами антикоррупционного законодательства в предпринимательской сфере являются нулевая дискриминация, равенство поставщиков, прозрачность и открытость. Эти принципы должны привести к большей открытости и, следовательно, к честной конкуренции при предоставлении государственных контрактов. Прозрачность и публичная публикация информации о контрактах являются одними из столпов предотвращения коррупционного поведения. Также общественный надзор повышает авторитет государственного сектора и самих государственных закупок.
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Основными принципами антикоррупционного законодательства в предпринимательской сфере являются нулевая дискриминация, равенство поставщиков, прозрачность и открытость. Эти принципы должны привести к большей открытости и, следовательно, к честной конкуренции при предоставлении государственных контрактов. Прозрачность и публичная публикация информации о контрактах являются одними из столпов предотвращения коррупционного поведения. Также общественный надзор повышает авторитет государственного сектора и самих государственных закупок.
Статья: Приготовление к взяточничеству
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Э.Л. Сидоренко, рассматривая проблему коррупционных отношений сквозь призму "производитель - потребитель", приветствует их предупреждение "на раннем этапе преступной деятельности", что "сокращает выгоду от преступного поведения" <17>. Права автор и в том, что "...указание на возможность совершения преступлений в целом, а не конкретного преступления дает повод говорить о гипотетической возможности и психологической готовности лица прибегнуть к коррупционному поведению. В этом случае его действия не могут быть признаны приготовлением к конкретному преступлению, а являются стадией обнаружения умысла" <18>.
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Э.Л. Сидоренко, рассматривая проблему коррупционных отношений сквозь призму "производитель - потребитель", приветствует их предупреждение "на раннем этапе преступной деятельности", что "сокращает выгоду от преступного поведения" <17>. Права автор и в том, что "...указание на возможность совершения преступлений в целом, а не конкретного преступления дает повод говорить о гипотетической возможности и психологической готовности лица прибегнуть к коррупционному поведению. В этом случае его действия не могут быть признаны приготовлением к конкретному преступлению, а являются стадией обнаружения умысла" <18>.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Комплексный подход к решению вопросов противодействия коррупции, направленный на предотвращение коррупционного поведения, требует введения новых форм отчетности. В последние годы все большее число государств устанавливают требования к декларированию не только доходов, но и расходов. Такие требования закрепляются на законодательном и подзаконном уровнях актами о государственной службе, законами о парламенте, актами о налогах, финансовом контроле, кодексами поведения для различных категорий должностных лиц, законодательством о борьбе с коррупцией.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Комплексный подход к решению вопросов противодействия коррупции, направленный на предотвращение коррупционного поведения, требует введения новых форм отчетности. В последние годы все большее число государств устанавливают требования к декларированию не только доходов, но и расходов. Такие требования закрепляются на законодательном и подзаконном уровнях актами о государственной службе, законами о парламенте, актами о налогах, финансовом контроле, кодексами поведения для различных категорий должностных лиц, законодательством о борьбе с коррупцией.
Статья: Институт исковой давности как несбывшаяся надежда коррупционеров
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Не стала исключением современная Россия. С первых дней ее бытия официально провозглашен курс на искоренение коррупции. В апреле 1992 г. Президентом РФ издан Указ N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". В нем в первую очередь обращено внимание на крайне негативные последствия коррупционного поведения для конституционного строя, демократических устоев и правопорядка в целом. Затем предписано руководителям органов власти провести аттестацию всех служащих для укрепления государственного аппарата. Следующим пунктом установлены запреты и обязанности для служащих. Наряду с этим Правительству РФ предписано предусмотреть гарантии социальной защищенности лиц, выполняющих публичные функции.
(Бочкарев С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Не стала исключением современная Россия. С первых дней ее бытия официально провозглашен курс на искоренение коррупции. В апреле 1992 г. Президентом РФ издан Указ N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". В нем в первую очередь обращено внимание на крайне негативные последствия коррупционного поведения для конституционного строя, демократических устоев и правопорядка в целом. Затем предписано руководителям органов власти провести аттестацию всех служащих для укрепления государственного аппарата. Следующим пунктом установлены запреты и обязанности для служащих. Наряду с этим Правительству РФ предписано предусмотреть гарантии социальной защищенности лиц, выполняющих публичные функции.
Статья: Сроки исковой давности по антикоррупционным искам об изъятии имущества из частной собственности: вопросы правовой квалификации
(Синицын С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Специфика антикоррупционного иска препятствует его рассмотрению в системе способов защиты гражданских прав, для которых характерна гражданская процессуальная форма защиты. Антикоррупционный иск имеет собственные предмет и основания, цель защиты публичного порядка и государственного строя. Именно это является его отличительными и индивидуализирующими чертами. Антикоррупционный иск направлен на охрану общества и защиту установленной им правовой демократии от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой основывается на доверии общества и репутации лиц, замещающих публичные должности, чтобы у граждан не было сомнений в их нравственных качествах, законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти (Постановление КС РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П). Положения ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" о неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений развил в Постановлении от 29 ноября 2016 г. N 26-П Конституционный Суд РФ, отметив, что нормативное регулирование должно обеспечивать осознание государственными служащими бессмысленности и бесперспективности коррупционного поведения. Коррупционное происхождение имущества должно рассматриваться как бремя и риск участия в гражданском обороте лиц, его приобретающих, исключая таким образом постановку вопроса о добросовестности. Акты получения должностными лицами незаконных коррупционных доходов по своей природе являются действиями, совершаемыми скрытно, нередко с использованием подставных лиц и иных способов сокрытия как самих действий, так и полученных доходов. При этом лица, от которых этот доход получен, также обычно скрывают эту информацию. Соответственно, обстоятельства, предполагающие возможность предъявления антикоррупционного иска, выявляются обычно иначе, чем основания для предъявления иска в сугубо гражданско-правовых отношениях и необязательно в процедурах, которые предусмотрены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Это не может не влиять и на оценку возможности использования срока исковой давности в данных случаях. Право должно создавать новые и специально ориентированные на борьбу с коррупцией средства противодействия ей <7>.
(Синицын С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Специфика антикоррупционного иска препятствует его рассмотрению в системе способов защиты гражданских прав, для которых характерна гражданская процессуальная форма защиты. Антикоррупционный иск имеет собственные предмет и основания, цель защиты публичного порядка и государственного строя. Именно это является его отличительными и индивидуализирующими чертами. Антикоррупционный иск направлен на охрану общества и защиту установленной им правовой демократии от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой основывается на доверии общества и репутации лиц, замещающих публичные должности, чтобы у граждан не было сомнений в их нравственных качествах, законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти (Постановление КС РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П). Положения ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" о неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений развил в Постановлении от 29 ноября 2016 г. N 26-П Конституционный Суд РФ, отметив, что нормативное регулирование должно обеспечивать осознание государственными служащими бессмысленности и бесперспективности коррупционного поведения. Коррупционное происхождение имущества должно рассматриваться как бремя и риск участия в гражданском обороте лиц, его приобретающих, исключая таким образом постановку вопроса о добросовестности. Акты получения должностными лицами незаконных коррупционных доходов по своей природе являются действиями, совершаемыми скрытно, нередко с использованием подставных лиц и иных способов сокрытия как самих действий, так и полученных доходов. При этом лица, от которых этот доход получен, также обычно скрывают эту информацию. Соответственно, обстоятельства, предполагающие возможность предъявления антикоррупционного иска, выявляются обычно иначе, чем основания для предъявления иска в сугубо гражданско-правовых отношениях и необязательно в процедурах, которые предусмотрены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Это не может не влиять и на оценку возможности использования срока исковой давности в данных случаях. Право должно создавать новые и специально ориентированные на борьбу с коррупцией средства противодействия ей <7>.
Статья: Характеристики реализации Концепции воспитательной работы с работниками УИС на период до 2030 года в 2024 году
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)В материалах публикации рассматривается важный вопрос анализа результатов воспитательной работы на современном этапе в соответствии с Концепцией воспитательной работы с работниками УИС до 2030 года. Актуальность воспитательной работы определяется усложнением международной обстановки, что в ряде случаев приводит к попыткам дестабилизации ситуации внутри нашей страны. Не менее опасны и проявления деструктивного, в том числе коррупционного, поведения работников УИС при выполнении служебных обязанностей. В этих условиях особое значение приобретает качественное состояние личностных и профессиональных качеств.
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)В материалах публикации рассматривается важный вопрос анализа результатов воспитательной работы на современном этапе в соответствии с Концепцией воспитательной работы с работниками УИС до 2030 года. Актуальность воспитательной работы определяется усложнением международной обстановки, что в ряде случаев приводит к попыткам дестабилизации ситуации внутри нашей страны. Не менее опасны и проявления деструктивного, в том числе коррупционного, поведения работников УИС при выполнении служебных обязанностей. В этих условиях особое значение приобретает качественное состояние личностных и профессиональных качеств.
Статья: Совершенствование законодательства об исполнительном производстве как способ повышения эффективности механизма принудительного исполнения
(Кузнецов Е.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)В основу проблематики исполнительного производства заложены правовые, экономические, политические и социальные причины. Комплексное совершенствование механизма принудительного исполнения возможно только при условии учета всех возможных факторов, влияющих на высокий уровень исполнимости исполнительных документов. Выделяются основные проблемы в каждом из блоков. К правовым аспектам можно относить недостатки и пробелы в законодательстве, неоднозначность его толкования; несоблюдение при разработке проектов правовых актов объективных требований к специализации и унификации норм цивилистического процессуального права; отсутствие системы добровольного исполнения исполнительных документов и др. К числу экономических факторов относятся несоизмеримость затрат по ведению ряда исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы; объективная невозможность осуществления исполнительного производства в ряде ситуаций; невысокий уровень дохода должника и др. К политическим аспектам следует отнести отсутствие комплексного подхода к вопросу о необходимости системного разрешения проблем исполнительного производства; длительность законотворческих процессов; игнорирование несомненных преимуществ небюджетной модели принудительного исполнения и др. К социальным факторам относятся высокий уровень правового нигилизма, недостаточный уровень уважения к государственным институтам и требованиям законов; существующие у граждан установки на игнорирование требований о беспрекословном исполнении судебных актов; возникающие возможности для коррупционного поведения в сфере принудительного исполнения и др. Анализируются изменения, внесенные в 2021 г. в Закон об исполнительном производстве, направленные на повышение эффективности последнего, однако выявляются существенные трудности в реализации новых положений. Предлагаются отдельные способы решения выявленных трудностей через изменение действующей законодательной регламентации.
(Кузнецов Е.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)В основу проблематики исполнительного производства заложены правовые, экономические, политические и социальные причины. Комплексное совершенствование механизма принудительного исполнения возможно только при условии учета всех возможных факторов, влияющих на высокий уровень исполнимости исполнительных документов. Выделяются основные проблемы в каждом из блоков. К правовым аспектам можно относить недостатки и пробелы в законодательстве, неоднозначность его толкования; несоблюдение при разработке проектов правовых актов объективных требований к специализации и унификации норм цивилистического процессуального права; отсутствие системы добровольного исполнения исполнительных документов и др. К числу экономических факторов относятся несоизмеримость затрат по ведению ряда исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы; объективная невозможность осуществления исполнительного производства в ряде ситуаций; невысокий уровень дохода должника и др. К политическим аспектам следует отнести отсутствие комплексного подхода к вопросу о необходимости системного разрешения проблем исполнительного производства; длительность законотворческих процессов; игнорирование несомненных преимуществ небюджетной модели принудительного исполнения и др. К социальным факторам относятся высокий уровень правового нигилизма, недостаточный уровень уважения к государственным институтам и требованиям законов; существующие у граждан установки на игнорирование требований о беспрекословном исполнении судебных актов; возникающие возможности для коррупционного поведения в сфере принудительного исполнения и др. Анализируются изменения, внесенные в 2021 г. в Закон об исполнительном производстве, направленные на повышение эффективности последнего, однако выявляются существенные трудности в реализации новых положений. Предлагаются отдельные способы решения выявленных трудностей через изменение действующей законодательной регламентации.
Статья: Институт кредитования: роль в отмывании коррупционных доходов
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2025, N 1)Приведенные примеры также позволяют убедиться, что финансовые учреждения, как правило, идут навстречу организациям, аффилированным с чиновниками. Их привлекательность для банков обусловлена "властной опекой" подконтрольных госслужащим компаний. Используя должностные полномочия, они обеспечивают заключение госконтрактов, предоставление выгодных условий, передачу высоколиквидного имущества по заниженной стоимости. В результате фирма получает прибыль и гарантированное развитие, а кредитор - доход от "интеграции" незаконного капитала в гражданский оборот. Все стороны этой сделки остаются удовлетворенными, а государство дважды терпит негативные последствия. Сначала от коррупционного поведения, а затем от изъятия у него имущества, ранее истребованного у чиновника с целью погашения его долга по займу.
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2025, N 1)Приведенные примеры также позволяют убедиться, что финансовые учреждения, как правило, идут навстречу организациям, аффилированным с чиновниками. Их привлекательность для банков обусловлена "властной опекой" подконтрольных госслужащим компаний. Используя должностные полномочия, они обеспечивают заключение госконтрактов, предоставление выгодных условий, передачу высоколиквидного имущества по заниженной стоимости. В результате фирма получает прибыль и гарантированное развитие, а кредитор - доход от "интеграции" незаконного капитала в гражданский оборот. Все стороны этой сделки остаются удовлетворенными, а государство дважды терпит негативные последствия. Сначала от коррупционного поведения, а затем от изъятия у него имущества, ранее истребованного у чиновника с целью погашения его долга по займу.
Статья: Признание лица потерпевшим по уголовным делам о получении взятки
(Халиков А.Н.)
("Законность", 2025, N 2)Завершая наш анализ вопроса о признании лица потерпевшим по уголовному делу о получении взятки, отметим, что основное условие такого признания - доказательство причинения лицу, к которому обращено требование дачи взятки, морального и материального вреда. В этом случае могут быть различные обстоятельства преступления или следственные ситуации по уголовному делу, однако задачей органов предварительного следствия является установление как факта получения взятки, так и причинения преступлением нравственного и имущественного ущерба гражданину с дальнейшими юридическими последствиями в результате признания лица потерпевшим. В то же время полагаем, что признание человека потерпевшим, а не лицом, которое "освобождается от уголовной ответственности" по примечанию к ст. 291 УК, будет дополнительно стимулировать граждан обращаться в правоохранительные органы с целью борьбы с коррупционным поведением должностных лиц.
(Халиков А.Н.)
("Законность", 2025, N 2)Завершая наш анализ вопроса о признании лица потерпевшим по уголовному делу о получении взятки, отметим, что основное условие такого признания - доказательство причинения лицу, к которому обращено требование дачи взятки, морального и материального вреда. В этом случае могут быть различные обстоятельства преступления или следственные ситуации по уголовному делу, однако задачей органов предварительного следствия является установление как факта получения взятки, так и причинения преступлением нравственного и имущественного ущерба гражданину с дальнейшими юридическими последствиями в результате признания лица потерпевшим. В то же время полагаем, что признание человека потерпевшим, а не лицом, которое "освобождается от уголовной ответственности" по примечанию к ст. 291 УК, будет дополнительно стимулировать граждан обращаться в правоохранительные органы с целью борьбы с коррупционным поведением должностных лиц.