Коррупционная схема
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупционная схема (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать договорную работу
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим: чтобы выявить коррупционные риски и принять меры по их минимизации, Минтруд России рекомендует обеспечить внедрение оценки добросовестности контрагентов - процедуры дью-дилидженс (Меры по предупреждению коррупции в организациях). С ее помощью можно оценить, например, деловую репутацию, финансовые, материальные, человеческие и иные ресурсы контрагента, позволяющие надлежащим образом осуществлять деятельность в рамках предполагаемого договора, выявить его связи с должностными лицами (в том числе иностранными) и риски вовлечения в коррупционные схемы, связанные с подкупом таких лиц.
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим: чтобы выявить коррупционные риски и принять меры по их минимизации, Минтруд России рекомендует обеспечить внедрение оценки добросовестности контрагентов - процедуры дью-дилидженс (Меры по предупреждению коррупции в организациях). С ее помощью можно оценить, например, деловую репутацию, финансовые, материальные, человеческие и иные ресурсы контрагента, позволяющие надлежащим образом осуществлять деятельность в рамках предполагаемого договора, выявить его связи с должностными лицами (в том числе иностранными) и риски вовлечения в коррупционные схемы, связанные с подкупом таких лиц.
Статья: Выявление зависимости уровня экономической безопасности от борьбы с экономическими преступлениями
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Данилова Р.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)3) наличие коррупционных схем, создающих благоприятные условия для совершения экономических преступлений;
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Данилова Р.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 9)3) наличие коррупционных схем, создающих благоприятные условия для совершения экономических преступлений;
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208
"О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;
"О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;
"Концепция общественной безопасности в Российской Федерации"
(утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685)16. Несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств.
(утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685)16. Несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств.
Статья: Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях: роль и место правоохранительных органов
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Отсутствие в следственных органах специалистов с экологической квалификацией приводит к затягиванию расследований и формальному подходу к правоприменению. Создание подразделений, ориентированных на расследование преступлений в сфере экологии, позволит сократить сроки рассмотрения дел, снизить количество коррупционных схем, связанных с незаконным природопользованием, и повысить раскрываемость преступлений против окружающей среды. Зарубежный опыт подтверждает, что эффективная работа таких структур способствует сокращению незаконных выбросов, нелегальной добычи ресурсов и других экологических правонарушений.
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Отсутствие в следственных органах специалистов с экологической квалификацией приводит к затягиванию расследований и формальному подходу к правоприменению. Создание подразделений, ориентированных на расследование преступлений в сфере экологии, позволит сократить сроки рассмотрения дел, снизить количество коррупционных схем, связанных с незаконным природопользованием, и повысить раскрываемость преступлений против окружающей среды. Зарубежный опыт подтверждает, что эффективная работа таких структур способствует сокращению незаконных выбросов, нелегальной добычи ресурсов и других экологических правонарушений.
Статья: Медиативный подход в налоговых спорах
(Мошкин А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)- Коррупционные риски. Если проверяющие считают, что налогоплательщик нарушил закон, они должны собрать доказательства, провести проверку, доначислить и взыскать недоимку - столько, сколько нужно было заплатить, плюс штрафные санкции. Нельзя договориться с ФНС об уменьшении суммы налогов, не имея доказательств своей невиновности. Предоставление же должностным лицам ФНС возможности установления в медиативном соглашении размера налоговых обязательств в меньшем объеме, чем должно быть по закону, создает опасную ситуацию и ставит других налогоплательщиков в невыгодное положение. Кто и по каким принципам будет определять, на какую именно сумму снизить сумму налогов? Не станет ли медиация легализованным инструментом для коррупционных схем и расцвета рынка услуг нелегальных "решал"? Не будет ли медиация использоваться в качестве дополнительного способа давления на бизнес со стороны фискальных органов? И, наконец, не будет ли медиация рассматриваться предпринимателями как способ "откупиться" от налоговой, лишь бы отстали?
(Мошкин А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)- Коррупционные риски. Если проверяющие считают, что налогоплательщик нарушил закон, они должны собрать доказательства, провести проверку, доначислить и взыскать недоимку - столько, сколько нужно было заплатить, плюс штрафные санкции. Нельзя договориться с ФНС об уменьшении суммы налогов, не имея доказательств своей невиновности. Предоставление же должностным лицам ФНС возможности установления в медиативном соглашении размера налоговых обязательств в меньшем объеме, чем должно быть по закону, создает опасную ситуацию и ставит других налогоплательщиков в невыгодное положение. Кто и по каким принципам будет определять, на какую именно сумму снизить сумму налогов? Не станет ли медиация легализованным инструментом для коррупционных схем и расцвета рынка услуг нелегальных "решал"? Не будет ли медиация использоваться в качестве дополнительного способа давления на бизнес со стороны фискальных органов? И, наконец, не будет ли медиация рассматриваться предпринимателями как способ "откупиться" от налоговой, лишь бы отстали?
Статья: Правовое регулирование публичных закупок в России и Бразилии: виды закупок, обеспечение общественного интереса, способы закупок, ценовые пороги
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 9)В Бразилии же старый закон о государственных закупках (Закон от 21 июня 1993 г. N 8.666 "Об общих стандартах в отношении торгов и административных контрактов, относящихся к работам, услугам (включая рекламу), закупкам, выбытию и аренде в рамках полномочий Союза, штатов, федерального округа и муниципалитетов" <22>) также был заменен на новый Закон после ряда скандалов, главным из которых стала так называемая "Операция "Автомойка" <23> (Operation Car Wash): "В ходе этой операции была раскрыта долгосрочная институционализированная коррупционная схема, в которой участвовали высокопоставленные политики и бизнесмены из некоторых крупнейших частных компаний Бразилии... Операция "Автомойка" стала символом борьбы с коррупцией в Бразилии из-за масштабов коррупции, количества заключенных в тюрьмы и вынесенных обвинительных приговоров, применяемых методов расследования и возвращенных денег" <24>.
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2025, N 9)В Бразилии же старый закон о государственных закупках (Закон от 21 июня 1993 г. N 8.666 "Об общих стандартах в отношении торгов и административных контрактов, относящихся к работам, услугам (включая рекламу), закупкам, выбытию и аренде в рамках полномочий Союза, штатов, федерального округа и муниципалитетов" <22>) также был заменен на новый Закон после ряда скандалов, главным из которых стала так называемая "Операция "Автомойка" <23> (Operation Car Wash): "В ходе этой операции была раскрыта долгосрочная институционализированная коррупционная схема, в которой участвовали высокопоставленные политики и бизнесмены из некоторых крупнейших частных компаний Бразилии... Операция "Автомойка" стала символом борьбы с коррупцией в Бразилии из-за масштабов коррупции, количества заключенных в тюрьмы и вынесенных обвинительных приговоров, применяемых методов расследования и возвращенных денег" <24>.
Статья: Коррупция как актуальная проблема государственной и муниципальной службы
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Кроме вышеперечисленного, хотелось бы отметить, что в современной Российской Федерации коррупция являет собой одну из основных угроз краткосрочным и долгосрочным перспективам развития. Это устойчивое и системное антиобщественное и антисоциальное явление, генерируемое системой властных институтов всех уровней. Коррупция стала одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации, одним из главных стагнирующих факторов, тормозящих общее развитие страны и общества, а также способствующих нарушению реализации системных проектов, направленных на модернизацию страны. Коррупция выступает в качестве блокирующего элемента для выполнения многих государственных и общественных инициатив. Коррупция в России является частью этого общемирового явления, разница состоит лишь в формах и объемах коррумпированности, но в Российской Федерации коррупция обладает огромной способностью к мимикрии. Практика показывает, что с течением времени разрабатываются и внедряются все новые способы организации коррупционных схем и их маскировка под законные действия. Масштабы этого деструктивного социально-правового явления таковы, что мнение о коррупции в России как системообразующем явлении - отнюдь не редкость как в научном, так и общественно-политическом сообществе.
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Кроме вышеперечисленного, хотелось бы отметить, что в современной Российской Федерации коррупция являет собой одну из основных угроз краткосрочным и долгосрочным перспективам развития. Это устойчивое и системное антиобщественное и антисоциальное явление, генерируемое системой властных институтов всех уровней. Коррупция стала одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации, одним из главных стагнирующих факторов, тормозящих общее развитие страны и общества, а также способствующих нарушению реализации системных проектов, направленных на модернизацию страны. Коррупция выступает в качестве блокирующего элемента для выполнения многих государственных и общественных инициатив. Коррупция в России является частью этого общемирового явления, разница состоит лишь в формах и объемах коррумпированности, но в Российской Федерации коррупция обладает огромной способностью к мимикрии. Практика показывает, что с течением времени разрабатываются и внедряются все новые способы организации коррупционных схем и их маскировка под законные действия. Масштабы этого деструктивного социально-правового явления таковы, что мнение о коррупции в России как системообразующем явлении - отнюдь не редкость как в научном, так и общественно-политическом сообществе.
Статья: О понятии деловой коррупции
(Галлямов О.О.)
("Юрист", 2024, N 12)Деловая коррупция - это незаконные и неэтичные действия в бизнесе, направленные на получение личной или корпоративной выгоды через злоупотребление властью, должностными полномочиями или влиянием. Такие практики подрывают законные интересы общества и нарушают принципы честной конкуренции. Она проявляется через взяточничество, подкуп, мошенничество, незаконное лоббирование, сговор и использование инсайдерской информации, вовлекая в коррупционные схемы представителей бизнеса, государственных служащих, посредников и финансовые институты. Механизмы осуществления деловой коррупции включают тайные соглашения, манипуляцию информацией, использование посредников, офшорных схем и пробелов в законодательстве. Это приводит к экономическим потерям, росту социального неравенства, ослаблению правовой системы и снижению этических стандартов, негативно сказываясь на потребителях, работниках, налогоплательщиках, инвесторах и обществе в целом.
(Галлямов О.О.)
("Юрист", 2024, N 12)Деловая коррупция - это незаконные и неэтичные действия в бизнесе, направленные на получение личной или корпоративной выгоды через злоупотребление властью, должностными полномочиями или влиянием. Такие практики подрывают законные интересы общества и нарушают принципы честной конкуренции. Она проявляется через взяточничество, подкуп, мошенничество, незаконное лоббирование, сговор и использование инсайдерской информации, вовлекая в коррупционные схемы представителей бизнеса, государственных служащих, посредников и финансовые институты. Механизмы осуществления деловой коррупции включают тайные соглашения, манипуляцию информацией, использование посредников, офшорных схем и пробелов в законодательстве. Это приводит к экономическим потерям, росту социального неравенства, ослаблению правовой системы и снижению этических стандартов, негативно сказываясь на потребителях, работниках, налогоплательщиках, инвесторах и обществе в целом.
Статья: Инструменты цифровизации против коррупции: экономико-правовые аспекты применения
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Так, А.В. Матюшкина, раскрывая сущность блокчейна как децентрализованной распределенной цифровой системы данных, имеющей многофункциональный потенциал построения общественных отношений нового уровня, приходит к принципиальному выводу о необходимости внедрения блокчейн-платформ в целях регулирования отдельных видов гражданско-правовых отношений, в которых одной из сторон выступает государство, для исключения возможного возникновения в них коррупционных схем [5, с. 36]. Она поддержала С. Глазьева в том, что при использовании блокчейн-платформ для регулирования рыночных отношений "деньги украсть можно, но это будет видно" [5, с. 40].
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Так, А.В. Матюшкина, раскрывая сущность блокчейна как децентрализованной распределенной цифровой системы данных, имеющей многофункциональный потенциал построения общественных отношений нового уровня, приходит к принципиальному выводу о необходимости внедрения блокчейн-платформ в целях регулирования отдельных видов гражданско-правовых отношений, в которых одной из сторон выступает государство, для исключения возможного возникновения в них коррупционных схем [5, с. 36]. Она поддержала С. Глазьева в том, что при использовании блокчейн-платформ для регулирования рыночных отношений "деньги украсть можно, но это будет видно" [5, с. 40].
Статья: Организация внутреннего контроля противодействия коррупции и коррупционных рисков в коммерческих организациях
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)Предмет. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и представляет совокупность общественно опасных деяний, в том числе и криминализированного характера, которые непосредственно угрожают экономической безопасности хозяйствующего субъекта и региона в целом. В этой связи важность разработки методики внутреннего контроля коррупционных рисков и предотвращения коррупционных схем не вызывает сомнения.
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)Предмет. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и представляет совокупность общественно опасных деяний, в том числе и криминализированного характера, которые непосредственно угрожают экономической безопасности хозяйствующего субъекта и региона в целом. В этой связи важность разработки методики внутреннего контроля коррупционных рисков и предотвращения коррупционных схем не вызывает сомнения.
Статья: Эволюция законодательства Алжира о государственных закупках: от фрагментации к конституционализации
(Колесников П.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)3. Предупреждение и борьба с коррупцией, как ключевая стратегия законодательства о публичных закупках. Несмотря на множество специализированных органов, отвечающих за профилактику и борьбу с коррупцией в Алжире, а также учитывая факт принятия специального закона, закрепляющего основы антикоррупционной стратегии, такая деятельность должна базироваться на Законе "О государственных закупках", поскольку почти все коррупционные схемы связаны с так называемыми подозрительными сделками [3, с. 67]. По оценкам экспертов, ввиду того, что значительная часть подобных сделок связана с государственными закупками, именно нормы законодательства о публичных сделках должны стать ключевым элементом национальных программ, направленных на профилактику коррупционных проявлений [10, с. 49].
(Колесников П.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)3. Предупреждение и борьба с коррупцией, как ключевая стратегия законодательства о публичных закупках. Несмотря на множество специализированных органов, отвечающих за профилактику и борьбу с коррупцией в Алжире, а также учитывая факт принятия специального закона, закрепляющего основы антикоррупционной стратегии, такая деятельность должна базироваться на Законе "О государственных закупках", поскольку почти все коррупционные схемы связаны с так называемыми подозрительными сделками [3, с. 67]. По оценкам экспертов, ввиду того, что значительная часть подобных сделок связана с государственными закупками, именно нормы законодательства о публичных сделках должны стать ключевым элементом национальных программ, направленных на профилактику коррупционных проявлений [10, с. 49].
Статья: Государственное управление в сфере вынужденной миграции: история, реалии и перспективы административно-правового регулирования
(Петровская М.И.)
("Миграционное право", 2025, N 2)Многочисленные реформы были связаны с имеющимися проблемами в деятельности ФМС России. Так, например, мало внимания уделялось вопросам социальной адаптации и интеграции вынужденных мигрантов, существовали коррупционные схемы в различных субъектах РФ <8>. Данные тенденции отражены в целом ряде научных публикаций <9>.
(Петровская М.И.)
("Миграционное право", 2025, N 2)Многочисленные реформы были связаны с имеющимися проблемами в деятельности ФМС России. Так, например, мало внимания уделялось вопросам социальной адаптации и интеграции вынужденных мигрантов, существовали коррупционные схемы в различных субъектах РФ <8>. Данные тенденции отражены в целом ряде научных публикаций <9>.
Статья: Покровительство и патронаж: коррупционные отношения в современной России
(Галлямов О.О.)
("Российский судья", 2025, N 1)Статья посвящена анализу феномена покровительства и патронажа в контексте коррупционных отношений, оказывающих влияние на функционирование государственных и частных институтов в современной России. В работе раскрываются различные формы протекции, включая экономический и политический патронаж, который может проявляться в виде незаконного предоставления преимуществ на основе личных связей, а не профессиональных заслуг. Рассматриваются правовые аспекты общего покровительства и попустительства по службе, их связь с коррупционными схемами в бизнесе и государственной сфере.
(Галлямов О.О.)
("Российский судья", 2025, N 1)Статья посвящена анализу феномена покровительства и патронажа в контексте коррупционных отношений, оказывающих влияние на функционирование государственных и частных институтов в современной России. В работе раскрываются различные формы протекции, включая экономический и политический патронаж, который может проявляться в виде незаконного предоставления преимуществ на основе личных связей, а не профессиональных заслуг. Рассматриваются правовые аспекты общего покровительства и попустительства по службе, их связь с коррупционными схемами в бизнесе и государственной сфере.