Коррупциогенные факторы правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупциогенные факторы правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ коррупционных рисков в Республике Казахстан: антикоррупционная технология предупреждения и пресечения
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015 - 2025 годы (документ утратил силу) называла анализ коррупционных рисков системным и комплексным предупредительным механизмом противодействия коррупции <4>. На самом деле, исходя из понимания текста правил внешнего и внутреннего анализа коррупционных рисков, эта процедура фактически состоит в поиске коррупциогенных факторов в правовых актах, анализе и обобщении коррупционной практики на основе сбора данных, выявлении индикаторов коррупции, которые свидетельствуют, как правило, об уже имеющих место коррупционных деяниях или сигнализирующих о возможных коррупционных уязвимостях.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015 - 2025 годы (документ утратил силу) называла анализ коррупционных рисков системным и комплексным предупредительным механизмом противодействия коррупции <4>. На самом деле, исходя из понимания текста правил внешнего и внутреннего анализа коррупционных рисков, эта процедура фактически состоит в поиске коррупциогенных факторов в правовых актах, анализе и обобщении коррупционной практики на основе сбора данных, выявлении индикаторов коррупции, которые свидетельствуют, как правило, об уже имеющих место коррупционных деяниях или сигнализирующих о возможных коррупционных уязвимостях.
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза: порядок и сроки проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, составленном по форме, утв. Приказом Минюста России от 21.10.2011 N 363. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения (ч. 2 ст. 5 Закона об антикоррупционной экспертизе).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, составленном по форме, утв. Приказом Минюста России от 21.10.2011 N 363. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения (ч. 2 ст. 5 Закона об антикоррупционной экспертизе).
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Статья: Мониторинг правоприменения - основа правообразования в сфере обеспечения миграционной безопасности
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2022, N 2)Важной вехой в развитии современного процесса правообразования, в том числе в сфере миграции, является издание Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" (вместе с "Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации") <6>, согласно которому "мониторинг предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены): законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского суда по правам человека; нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в случаях, предусмотренных федеральными законами; нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации; нормативных правовых актов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иными программными документами, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства; нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов; нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы" <7>.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2022, N 2)Важной вехой в развитии современного процесса правообразования, в том числе в сфере миграции, является издание Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" (вместе с "Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации") <6>, согласно которому "мониторинг предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены): законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского суда по правам человека; нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в случаях, предусмотренных федеральными законами; нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации; нормативных правовых актов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иными программными документами, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства; нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов; нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы" <7>.
Статья: О достоверности и новизне некоторых результатов современных исследований развития научных представлений об административном усмотрении и полицейском праве
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Замечу, что эти весьма ясные и правильные суждения вполне созвучны положениям современного законодательства, согласно которым, например, при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов коррупциогенными факторами признаются те из его положений, которые устанавливают для правоприменителя не просто пределы усмотрения, а именно "необоснованно широкие" пределы усмотрения <18>.
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Замечу, что эти весьма ясные и правильные суждения вполне созвучны положениям современного законодательства, согласно которым, например, при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов коррупциогенными факторами признаются те из его положений, которые устанавливают для правоприменителя не просто пределы усмотрения, а именно "необоснованно широкие" пределы усмотрения <18>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливает Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <192>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливает Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <192>, что и закреплено в ч. 1 его ст. 1.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.