Коррупциогенные факторы
Подборка наиболее важных документов по запросу Коррупциогенные факторы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96
(ред. от 20.04.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
(ред. от 20.04.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
Статья: Независимая антикоррупционная экспертиза: порядок и сроки проведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законодательством предусмотрена возможность проведения двух видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законодательством предусмотрена возможность проведения двух видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения:
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Сам "социальный контракт" в России появился еще до принятия Федерального закона "О занятости населения", и этот законодательный акт лишь фиксирует эту меру социальной защиты. На наш взгляд, это положение Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" требует проведения дополнительной антикоррупционной экспертизы в соответствии с Законом N 172-ФЗ <19>. Речь идет о необходимости устранить возможность не только административной заинтересованности сотрудников служб занятости в содействии безработным в регистрации в качестве плательщиков налога на профессиональный доход в ущерб трудоустройству последних по схемам классического найма. Статья 1 Закона N 172-ФЗ, напомним, гласит, что "коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции".
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Сам "социальный контракт" в России появился еще до принятия Федерального закона "О занятости населения", и этот законодательный акт лишь фиксирует эту меру социальной защиты. На наш взгляд, это положение Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" требует проведения дополнительной антикоррупционной экспертизы в соответствии с Законом N 172-ФЗ <19>. Речь идет о необходимости устранить возможность не только административной заинтересованности сотрудников служб занятости в содействии безработным в регистрации в качестве плательщиков налога на профессиональный доход в ущерб трудоустройству последних по схемам классического найма. Статья 1 Закона N 172-ФЗ, напомним, гласит, что "коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции".
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Несмотря на то что издание нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, как правило, включает в себя обязательные этапы проведения в отношении него правовой и антикоррупционной экспертизы как самим органом-разработчиком <5>, так и Минюстом России <6>, нередки случаи выявления Генеральной прокуратурой РФ коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию и вступивших в законную силу. Так, согласно данным органов прокуратуры РФ, количество нормативных правовых актов, в которых было выявлено содержание коррупциогенных факторов в 2024 г., составляет 55,4 тыс. (в 2023 г. - 53,6 тыс.; в 2022 г. - 51,4 тыс.). Принятые меры прокурорского реагирования способствовали исключению 58,8 тыс. обнаруженных коррупциогенных факторов в 2024 г. (в 2023 г. - 57,6 тыс.; в 2022 г. - 57,8 тыс.) <7>. В целом приведенная статистика свидетельствует об относительно стабильной динамике ежегодно выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах с небольшим нарастанием.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Несмотря на то что издание нормативного правового акта федеральным органом исполнительной власти, как правило, включает в себя обязательные этапы проведения в отношении него правовой и антикоррупционной экспертизы как самим органом-разработчиком <5>, так и Минюстом России <6>, нередки случаи выявления Генеральной прокуратурой РФ коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию и вступивших в законную силу. Так, согласно данным органов прокуратуры РФ, количество нормативных правовых актов, в которых было выявлено содержание коррупциогенных факторов в 2024 г., составляет 55,4 тыс. (в 2023 г. - 53,6 тыс.; в 2022 г. - 51,4 тыс.). Принятые меры прокурорского реагирования способствовали исключению 58,8 тыс. обнаруженных коррупциогенных факторов в 2024 г. (в 2023 г. - 57,6 тыс.; в 2022 г. - 57,8 тыс.) <7>. В целом приведенная статистика свидетельствует об относительно стабильной динамике ежегодно выявляемых коррупционных факторов в нормативных правовых актах с небольшим нарастанием.
Статья: Интенсивность судебного контроля в России: международные стандарты, конституционные основы и практика административного судопроизводства
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Критерии оценки регуляторных актов и обязательных требований можно было бы воспринимать лишь в качестве внесудебных (бюрократических) механизмов контроля за публичной администрацией. Однако Верховный Суд РФ воспроизводит эти критерии, оценивая доводы сторон административных споров. В процитированном решении от 10 июня 2024 г. административный истец ссылался на нарушение коррупциогенного критерия, указывая "на правовую неопределенность оспариваемых положений ввиду содержания в них коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, отсутствие или неопределенность основания принятия решения и юридико-лингвистическую неопределенность, допускающие неоднозначное толкование и применение оспариваемых предписаний" <52>. Верховный Суд РФ не отрицает применимости коррупциогенного фактора определенности в административном судопроизводстве для нормоконтроля оспариваемых актов. В то же время судьи не объясняют причины отклонения аргументов заявителя о неясности правил, устанавливающих понятия "уверенное пользование", "плавность движения" и т.д.
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Критерии оценки регуляторных актов и обязательных требований можно было бы воспринимать лишь в качестве внесудебных (бюрократических) механизмов контроля за публичной администрацией. Однако Верховный Суд РФ воспроизводит эти критерии, оценивая доводы сторон административных споров. В процитированном решении от 10 июня 2024 г. административный истец ссылался на нарушение коррупциогенного критерия, указывая "на правовую неопределенность оспариваемых положений ввиду содержания в них коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, отсутствие или неопределенность основания принятия решения и юридико-лингвистическую неопределенность, допускающие неоднозначное толкование и применение оспариваемых предписаний" <52>. Верховный Суд РФ не отрицает применимости коррупциогенного фактора определенности в административном судопроизводстве для нормоконтроля оспариваемых актов. В то же время судьи не объясняют причины отклонения аргументов заявителя о неясности правил, устанавливающих понятия "уверенное пользование", "плавность движения" и т.д.
Статья: Коррупционные риски современной винодельческой отрасли в России и за рубежом
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Несмотря на то что виноградарство и виноделие в большинстве стран мира и в понимании организаций ООН уже давно - с середины XX в. - относится к сельскому хозяйству, в России вино стало считаться продукцией сельского хозяйства только с 2013 г., что отчасти сыграло свою роль в появлении коррупциогенных факторов. Агропромышленный комплекс, к которому теперь относится виноградарство и виноделие, входит в перечни сфер деятельности с повышенным уровнем коррупционных рисков на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации <8>. Виноградарство и виноделие разделяют эту характеристику с прочими секторами агропромышленного комплекса.
(Шашкова А.В., Кудряшова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Несмотря на то что виноградарство и виноделие в большинстве стран мира и в понимании организаций ООН уже давно - с середины XX в. - относится к сельскому хозяйству, в России вино стало считаться продукцией сельского хозяйства только с 2013 г., что отчасти сыграло свою роль в появлении коррупциогенных факторов. Агропромышленный комплекс, к которому теперь относится виноградарство и виноделие, входит в перечни сфер деятельности с повышенным уровнем коррупционных рисков на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации <8>. Виноградарство и виноделие разделяют эту характеристику с прочими секторами агропромышленного комплекса.
Статья: Эволюция патентного законодательства в эпоху цифровых технологий
(Григорян А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2)В контексте юридического анализа институциональных механизмов генерации интеллектуального капитала парадигма государственного производства знаний характеризуется высокой степенью централизации ресурсов и управленческих решений, что обусловливает ее эффективность при реализации масштабных исследовательских проектов. Однако данная модель демонстрирует существенные институциональные дефекты в виде низкой эффективности административного управления научно-исследовательской деятельностью и потенциальных коррупциогенных факторов при селекции исполнителей.
(Григорян А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2)В контексте юридического анализа институциональных механизмов генерации интеллектуального капитала парадигма государственного производства знаний характеризуется высокой степенью централизации ресурсов и управленческих решений, что обусловливает ее эффективность при реализации масштабных исследовательских проектов. Однако данная модель демонстрирует существенные институциональные дефекты в виде низкой эффективности административного управления научно-исследовательской деятельностью и потенциальных коррупциогенных факторов при селекции исполнителей.
Статья: Нормативная коллизия при реализации налоговым органом права на привлечение к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, в производстве по делу о банкротстве
(Дубровин В.В., Дубровина Е.Г.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Прежде всего стоит отметить, что нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, претендующими на регулирование одной и той же фактической ситуации <11> и создающими для государственных органов возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, являются коррупциогенным фактором <12> в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Постановлением Правительства Российской Федерации N 96 от 26 февраля 2010 г. <13>. Данный коррупциогенный фактор - еще одно основание для устранения выявленной коллизии, помимо общеправового подхода, выраженного в стремлении к достижению правовой определенности, в том числе путем устранения коллизий правового регулирования.
(Дубровин В.В., Дубровина Е.Г.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Прежде всего стоит отметить, что нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, претендующими на регулирование одной и той же фактической ситуации <11> и создающими для государственных органов возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, являются коррупциогенным фактором <12> в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Постановлением Правительства Российской Федерации N 96 от 26 февраля 2010 г. <13>. Данный коррупциогенный фактор - еще одно основание для устранения выявленной коллизии, помимо общеправового подхода, выраженного в стремлении к достижению правовой определенности, в том числе путем устранения коллизий правового регулирования.
Статья: Роль правового обеспечения развития современных цифровых технологий в снижении коррупциогенных рисков
(Степанов А.О.)
("Современное право", 2024, N 11)- исключение правовых коллизий посредством мультиагентного моделирования, позволяющего в ходе нормотворческого процесса виртуально исследовать и прогнозировать поведение субъектов в заданной среде с учетом коррупциогенных факторов.
(Степанов А.О.)
("Современное право", 2024, N 11)- исключение правовых коллизий посредством мультиагентного моделирования, позволяющего в ходе нормотворческого процесса виртуально исследовать и прогнозировать поведение субъектов в заданной среде с учетом коррупциогенных факторов.
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.1 Указания Генпрокуратуры России от 04.08.2025 N 519/7 "Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия" (далее - Указание) на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции возложена обязанность обеспечить эффективный надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия, его упреждающий характер, основанный на анализе всех доступных источников информации о нарушениях законности и интересов государства. При этом следует особое внимание уделять соблюдению органами государственной власти и органами местного самоуправления требований федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, регулирующих указанную область правоотношений, исключению из них коррупциогенных факторов, а также обеспечению принятия мер, в том числе правотворческого характера, направленных на устранение пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем вопросы охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия (п. 1.4 Указания).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1.1 Указания Генпрокуратуры России от 04.08.2025 N 519/7 "Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия" (далее - Указание) на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции возложена обязанность обеспечить эффективный надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия, его упреждающий характер, основанный на анализе всех доступных источников информации о нарушениях законности и интересов государства. При этом следует особое внимание уделять соблюдению органами государственной власти и органами местного самоуправления требований федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, регулирующих указанную область правоотношений, исключению из них коррупциогенных факторов, а также обеспечению принятия мер, в том числе правотворческого характера, направленных на устранение пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем вопросы охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия (п. 1.4 Указания).
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Кроме того, как обоснованно отмечается в юридической литературе, Федеральные законы от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "О противодействии коррупции" <4> и от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <5> прямо относят нормы, устанавливающие отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления, юридико-лингвистическую неопределенность, к коррупциогенному фактору.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Кроме того, как обоснованно отмечается в юридической литературе, Федеральные законы от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "О противодействии коррупции" <4> и от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <5> прямо относят нормы, устанавливающие отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления, юридико-лингвистическую неопределенность, к коррупциогенному фактору.