Корректировка СЗЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Корректировка СЗЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.10.2024 N 33а-32686/2024 (УИД 23RS0031-01-2024-004000-74)
Категория: Споры с Роспотребнадзором.
Требования: О признании решения недействительным.
Обстоятельства: Решение об установлении санитарно-защитной зоны было принято в соответствии с действующим законодательством на основании представленных материалов, правовых оснований признания решения незаконным не установлено.
Решение: Отказано.Таким образом, данное представление не свидетельствует о безусловно выявленных нарушениях со стороны ... 2 Роспотребнадзора по Краснодарскому краю при установлении границ санитарно-защитной зоны ООО "БелКрас999", а свидетельствуют лишь о том, что необходимо провести более подробное исследование (в случае необходимости, провести повторную/дополнительную экспертизу) довода ... 11 о допустимости установленной зоны в границах, затрагивающих его участок. При этом, ... 2 Роспотребнадзора по Краснодарскому краю вправе внести корректировки в размеры санитарно-защитной зоны для производственной площадки ООО "БелКрас999", отмена самого решения в данном случае не требуется.
Категория: Споры с Роспотребнадзором.
Требования: О признании решения недействительным.
Обстоятельства: Решение об установлении санитарно-защитной зоны было принято в соответствии с действующим законодательством на основании представленных материалов, правовых оснований признания решения незаконным не установлено.
Решение: Отказано.Таким образом, данное представление не свидетельствует о безусловно выявленных нарушениях со стороны ... 2 Роспотребнадзора по Краснодарскому краю при установлении границ санитарно-защитной зоны ООО "БелКрас999", а свидетельствуют лишь о том, что необходимо провести более подробное исследование (в случае необходимости, провести повторную/дополнительную экспертизу) довода ... 11 о допустимости установленной зоны в границах, затрагивающих его участок. При этом, ... 2 Роспотребнадзора по Краснодарскому краю вправе внести корректировки в размеры санитарно-защитной зоны для производственной площадки ООО "БелКрас999", отмена самого решения в данном случае не требуется.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2025 N 17АП-8654/2025-ГК по делу N А71-20894/2022
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ по разработке и согласованию проектов установления санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Выводы судебной экспертизы о том, что результат части работ может быть использован для целей контрактов с учетом дополнительных отборов проб почвы, подготовки дополнительного протокола лабораторных испытаний, дополнительного анализа проб с предварительным расчетом их количества для каждого скотомогильника, корректировки текстовой части проектной документации, подготовки нового экспертного заключения на результат санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ, получения постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии на стороне Управления обязанности по приемке и оплате указанной части работ, поскольку, как ранее указано, объем мероприятий по корректировке такого результата работ является значительным.
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ по разработке и согласованию проектов установления санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Выводы судебной экспертизы о том, что результат части работ может быть использован для целей контрактов с учетом дополнительных отборов проб почвы, подготовки дополнительного протокола лабораторных испытаний, дополнительного анализа проб с предварительным расчетом их количества для каждого скотомогильника, корректировки текстовой части проектной документации, подготовки нового экспертного заключения на результат санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ, получения постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии на стороне Управления обязанности по приемке и оплате указанной части работ, поскольку, как ранее указано, объем мероприятий по корректировке такого результата работ является значительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Санитарно-защитные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (п. 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (п. 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По своей сути установление СЗЗ - это планировочное решение, направленное на соблюдение обязанности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. СЗЗ призвана обеспечивать уменьшение воздействия загрязнения по большей части на атмосферный воздух, по своему функциональному назначению она является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, и не может рассматриваться как резервная территория объекта, в связи с которым она установлена, и не должна использоваться для расширения промышленной территории без соответствующей корректировки границ СЗЗ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По своей сути установление СЗЗ - это планировочное решение, направленное на соблюдение обязанности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. СЗЗ призвана обеспечивать уменьшение воздействия загрязнения по большей части на атмосферный воздух, по своему функциональному назначению она является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, и не может рассматриваться как резервная территория объекта, в связи с которым она установлена, и не должна использоваться для расширения промышленной территории без соответствующей корректировки границ СЗЗ.
Нормативные акты
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74
(ред. от 17.06.2025)
"О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995)5.6. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.
(ред. от 17.06.2025)
"О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995)5.6. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 34
(ред. от 17.06.2024)
"Об утверждении СП 2.2.1.2513-09"
(вместе с "СП 2.2.1.2513-09. 2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия. Санитарные правила")
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2009 N 14275)4.3.1. Для объектов УХО, являющихся источниками возможного неблагоприятного воздействия на здоровье и жизнь человека и среду его обитания, при разработке проектной документации на строительство, в том числе раздела проекта "Организация и благоустройство санитарно-защитной зоны объекта УХО", должны быть даны обоснования по установлению размера (ширины) санитарно-защитной зоны объекта (СЗЗ) УХО. При реконструкциях зданий и сооружений на объекте ХХО следует проводить корректировку СЗЗ (при необходимости).
(ред. от 17.06.2024)
"Об утверждении СП 2.2.1.2513-09"
(вместе с "СП 2.2.1.2513-09. 2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия. Санитарные правила")
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2009 N 14275)4.3.1. Для объектов УХО, являющихся источниками возможного неблагоприятного воздействия на здоровье и жизнь человека и среду его обитания, при разработке проектной документации на строительство, в том числе раздела проекта "Организация и благоустройство санитарно-защитной зоны объекта УХО", должны быть даны обоснования по установлению размера (ширины) санитарно-защитной зоны объекта (СЗЗ) УХО. При реконструкциях зданий и сооружений на объекте ХХО следует проводить корректировку СЗЗ (при необходимости).
Статья: О последствиях различия во взглядах публично-правовых образований на градостроительное развитие территории. Комментарий к Апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 26 февраля 2020 года N 66-АПА19-13
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)Дискуссионным представляется и сделанный судом первой инстанции вывод о необходимости учета санитарно-защитной зоны в границах предназначенного для размещения школы земельного участка, предусматривающий, что администрация Иркутской области обязана учитывать не только планируемые к размещению на территории города объекты регионального значения, необходимые для обслуживания всего населения Иркутской области (речь идет о здании правительства), но и возможное негативное воздействие на планируемые образовательные учреждения промышленных объектов, относительно которых в перспективе санитарно-защитные зоны могут быть как увеличены, так и уменьшены. Суд не исследовал особенности правового режима существующей санитарно-защитной зоны: является она нормативной (ориентировочной), расчетной (предварительной) или окончательной <39>? Более того, в судебном акте отсутствует какая-либо информация о возможности корректировки границ санитарно-защитной зоны.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)Дискуссионным представляется и сделанный судом первой инстанции вывод о необходимости учета санитарно-защитной зоны в границах предназначенного для размещения школы земельного участка, предусматривающий, что администрация Иркутской области обязана учитывать не только планируемые к размещению на территории города объекты регионального значения, необходимые для обслуживания всего населения Иркутской области (речь идет о здании правительства), но и возможное негативное воздействие на планируемые образовательные учреждения промышленных объектов, относительно которых в перспективе санитарно-защитные зоны могут быть как увеличены, так и уменьшены. Суд не исследовал особенности правового режима существующей санитарно-защитной зоны: является она нормативной (ориентировочной), расчетной (предварительной) или окончательной <39>? Более того, в судебном акте отсутствует какая-либо информация о возможности корректировки границ санитарно-защитной зоны.
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Помимо ЕГРН и Национальной системы пространственных данных (где размещается публичная кадастровая карта), сведения о СЗЗ вносятся в генеральные планы и правила землепользования и застройки, документы по планировке территории (ч. 5 ст. 30, подп. 1 ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 41.1 ГрК РФ). Существует позиция, согласно которой внесение СЗЗ в градостроительную документацию - не слишком удачное решение, поскольку они подвержены корректировке <27>. Разрешительный порядок размещения каких-либо объектов в границах СЗЗ не предусмотрен (за исключением объектов, разрешения на строительство которых выданы ранее установления СЗЗ), однако возможно уменьшение границ СЗЗ исходя из класса опасности объекта в установленном порядке. Здесь следует отметить, что если прекращение СЗЗ установлено законодательством, то вопросы "восстановления" СЗЗ, например в связи с ликвидацией режимообразующего объекта, в ЕГРН не урегулированы.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Помимо ЕГРН и Национальной системы пространственных данных (где размещается публичная кадастровая карта), сведения о СЗЗ вносятся в генеральные планы и правила землепользования и застройки, документы по планировке территории (ч. 5 ст. 30, подп. 1 ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 41.1 ГрК РФ). Существует позиция, согласно которой внесение СЗЗ в градостроительную документацию - не слишком удачное решение, поскольку они подвержены корректировке <27>. Разрешительный порядок размещения каких-либо объектов в границах СЗЗ не предусмотрен (за исключением объектов, разрешения на строительство которых выданы ранее установления СЗЗ), однако возможно уменьшение границ СЗЗ исходя из класса опасности объекта в установленном порядке. Здесь следует отметить, что если прекращение СЗЗ установлено законодательством, то вопросы "восстановления" СЗЗ, например в связи с ликвидацией режимообразующего объекта, в ЕГРН не урегулированы.
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В Мурманской области утверждены корректировки при оценке земельных участков крупнейших горнодобывающих предприятий на основе затрат на технологическое присоединение к внешним источникам электроснабжения по ставкам, утверждаемым комитетом по тарифному регулированию <14>. Однако расчет проводился без выделения участков недропользования в самостоятельную подгруппу, хотя для этих участков требуются минимальные мощности электроснабжения. Также в расчет кадастровой стоимости включалась стоимость санитарно-защитной зоны как повышающий стоимость фактор "учет экологических требований" в размере 145 рублей за один квадратный метр исходя из затрат на рекультивацию нарушенных земель согласно справочнику Ко-Инвест.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В Мурманской области утверждены корректировки при оценке земельных участков крупнейших горнодобывающих предприятий на основе затрат на технологическое присоединение к внешним источникам электроснабжения по ставкам, утверждаемым комитетом по тарифному регулированию <14>. Однако расчет проводился без выделения участков недропользования в самостоятельную подгруппу, хотя для этих участков требуются минимальные мощности электроснабжения. Также в расчет кадастровой стоимости включалась стоимость санитарно-защитной зоны как повышающий стоимость фактор "учет экологических требований" в размере 145 рублей за один квадратный метр исходя из затрат на рекультивацию нарушенных земель согласно справочнику Ко-Инвест.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Заказчик отказал в приостановлении работ ввиду того, что условиями контракта предусмотрена оплата работ по сбору исходных данных, а равно и срок исполнения контракта рассчитан на длительность получения исходных данных. Позиция заказчика была в том, что задержки в получении градостроительной документации не препятствовали исполнению иных работ по разработке проектной документации параллельно с прохождением экспертизы и согласованием проекта санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) в установленный контрактом срок.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Заказчик отказал в приостановлении работ ввиду того, что условиями контракта предусмотрена оплата работ по сбору исходных данных, а равно и срок исполнения контракта рассчитан на длительность получения исходных данных. Позиция заказчика была в том, что задержки в получении градостроительной документации не препятствовали исполнению иных работ по разработке проектной документации параллельно с прохождением экспертизы и согласованием проекта санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) в установленный контрактом срок.
Интервью: Градостроительный кодекс РФ как зеркало "полезной" раздвоенности мышления и законодательства
("Закон", 2025, N 3)- Возьмем наиболее показательный пример - санитарно-защитную зону (СЗЗ). Избежать деструкции - наложения СЗЗ на зону жилой застройки - можно только загодя, в рамках предварительного планирования по осмысленному сопряжению границ этих зон. Если ты не обязан следовать предписаниям правил землепользования и застройки, то можешь построить промышленный объект так, что распространяемая от него СЗЗ накроет зону жилой застройки. Без следования таким предписаниям ты не сможешь добиться того, чтобы СЗЗ не накладывались бы на жилые территории. Далее возникают основания для изъятия жилых помещений, хотя такие помещения возникли тут задолго до строительства нового промышленного объекта, - основания ложные, несправедливые, зато одобренные дуалистическим законодательством. В этом законодательстве явлена ошибочная логика, исправить которую можно только посредством градорегулирования в рамках, первоначально задаваемых территориальным планированием и градостроительным зонированием. А это те институты, которые не могут регулироваться Земельным кодексом РФ, которому ныне ошибочно предписано регулировать зоны с особыми условиями использования территорий. Примечательно, что ГрК РФ в исходной редакции 2004 года (двадцать лет назад) уже предложил принципиальное решение вопроса, указывая, что СЗЗ не должны выходить за пределы границ производственных территориальных зон, для чего надлежит (1) посредством документов градорегулирования планировать размещение соответствующих объектов так, чтобы распространяемые от них расчетные СЗЗ не выходили за границы производственных зон; (2) подготавливать индивидуальные проекты СЗЗ (при необходимости их разработки) также при соблюдении указанного требования. Такой подход блокирует то, что ныне нерационально, несправедливо разрешается ЗК РФ, - возможность, чтобы СЗЗ от вновь создаваемых производственных объектов задним числом накрывали жилые объекты, в том числе ранее созданные <10>.
("Закон", 2025, N 3)- Возьмем наиболее показательный пример - санитарно-защитную зону (СЗЗ). Избежать деструкции - наложения СЗЗ на зону жилой застройки - можно только загодя, в рамках предварительного планирования по осмысленному сопряжению границ этих зон. Если ты не обязан следовать предписаниям правил землепользования и застройки, то можешь построить промышленный объект так, что распространяемая от него СЗЗ накроет зону жилой застройки. Без следования таким предписаниям ты не сможешь добиться того, чтобы СЗЗ не накладывались бы на жилые территории. Далее возникают основания для изъятия жилых помещений, хотя такие помещения возникли тут задолго до строительства нового промышленного объекта, - основания ложные, несправедливые, зато одобренные дуалистическим законодательством. В этом законодательстве явлена ошибочная логика, исправить которую можно только посредством градорегулирования в рамках, первоначально задаваемых территориальным планированием и градостроительным зонированием. А это те институты, которые не могут регулироваться Земельным кодексом РФ, которому ныне ошибочно предписано регулировать зоны с особыми условиями использования территорий. Примечательно, что ГрК РФ в исходной редакции 2004 года (двадцать лет назад) уже предложил принципиальное решение вопроса, указывая, что СЗЗ не должны выходить за пределы границ производственных территориальных зон, для чего надлежит (1) посредством документов градорегулирования планировать размещение соответствующих объектов так, чтобы распространяемые от них расчетные СЗЗ не выходили за границы производственных зон; (2) подготавливать индивидуальные проекты СЗЗ (при необходимости их разработки) также при соблюдении указанного требования. Такой подход блокирует то, что ныне нерационально, несправедливо разрешается ЗК РФ, - возможность, чтобы СЗЗ от вновь создаваемых производственных объектов задним числом накрывали жилые объекты, в том числе ранее созданные <10>.
Статья: Правовые последствия отображения ориентировочных санитарно-защитных зон в градостроительной документации
(Баталов Г.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)<3> Трутнев Э.К. Градорегулирование: правовое обеспечение градостроительной деятельности: альтернативные модели законодательства и программа исправления его ошибок. М.: Институт экономики города, 2019. С. 229 - 231.
(Баталов Г.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)<3> Трутнев Э.К. Градорегулирование: правовое обеспечение градостроительной деятельности: альтернативные модели законодательства и программа исправления его ошибок. М.: Институт экономики города, 2019. С. 229 - 231.
Статья: К вопросу о несовершенстве юридической техники в земельном законодательстве на примере определения объектов, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны
(Андреева А.М.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Уточнение указанного определения путем устранения допущенных ранее ошибок юридической техники будет способствовать ликвидации правовой неопределенности и обеспечению надлежащего уровня правовой защиты и баланса интересов различных участников земельно-правовых отношений.
(Андреева А.М.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Уточнение указанного определения путем устранения допущенных ранее ошибок юридической техники будет способствовать ликвидации правовой неопределенности и обеспечению надлежащего уровня правовой защиты и баланса интересов различных участников земельно-правовых отношений.
Статья: О мерах экономического стимулирования инвесторов в комплексном развитии территории
(Максимкина Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Считаем целесообразным внести соответствующие изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и предоставить возможность инвестору в упрощенном порядке снимать СЗЗ, которые находятся на утвержденной в решении о КРТ территории.
(Максимкина Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Считаем целесообразным внести соответствующие изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и предоставить возможность инвестору в упрощенном порядке снимать СЗЗ, которые находятся на утвержденной в решении о КРТ территории.