Корректировка границ особо охраняемых природных территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Корректировка границ особо охраняемых природных территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 56.2 "Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФОспариваемые нормы Закона города Москвы 13 ноября 2024 года N 27, в том числе в отношении преобразования особо охраняемых природных территорий, не закрепляют положения о корректировке границ особо охраняемых природных территорий и уменьшения их площади."
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 03.09.2024 по делу N 33-10117/2024 (УИД 59RS0003-01-2023-001721-10)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об установлении и исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на момент предоставления товариществу в аренду земельного участка уполномоченным органом не были проведены работы по землеустройству, не были учтены фактические границы землепользования, в связи с чем в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка имеется реестровая ошибка.
Решение: Удовлетворено в части.При этом суд исходил из того, что фактическое землепользование, а именно историческая и фактическая граница земельного участка истца с западной стороны в конфигурации, существующей как минимум с 1985 года (с учетом сроков владения предшествующих правообладателей), при предоставлении земельного участка в аренду товариществу в 2002 году не было учтено, в результате в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым N **:1 была допущена реестровая ошибка, которая впоследствии воспроизведена при образовании земельного участка истца при том, что фактическое местоположение границ на местности не изменялось с момента предоставления участка первому землепользователю; указанная ошибка подлежит исправлению по координатам в соответствии с заключением судебной экспертизы. С учетом периода предоставления спорного участка в пользование первоначальному правообладателю, времени внесения в ЕГРН сведений о территориальной зоне городских лесов (19.10.2011) и особо охраняемой природной территории местного значения - ландшафт "Ласьвинская долина" (2020 год) само по себе наложение установленных судом границ спорного участка на указанные зоны не является препятствием для исправления реестровой ошибки.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об установлении и исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на момент предоставления товариществу в аренду земельного участка уполномоченным органом не были проведены работы по землеустройству, не были учтены фактические границы землепользования, в связи с чем в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка имеется реестровая ошибка.
Решение: Удовлетворено в части.При этом суд исходил из того, что фактическое землепользование, а именно историческая и фактическая граница земельного участка истца с западной стороны в конфигурации, существующей как минимум с 1985 года (с учетом сроков владения предшествующих правообладателей), при предоставлении земельного участка в аренду товариществу в 2002 году не было учтено, в результате в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым N **:1 была допущена реестровая ошибка, которая впоследствии воспроизведена при образовании земельного участка истца при том, что фактическое местоположение границ на местности не изменялось с момента предоставления участка первому землепользователю; указанная ошибка подлежит исправлению по координатам в соответствии с заключением судебной экспертизы. С учетом периода предоставления спорного участка в пользование первоначальному правообладателю, времени внесения в ЕГРН сведений о территориальной зоне городских лесов (19.10.2011) и особо охраняемой природной территории местного значения - ландшафт "Ласьвинская долина" (2020 год) само по себе наложение установленных судом границ спорного участка на указанные зоны не является препятствием для исправления реестровой ошибки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий: современные тенденции к снижению правовых гарантий
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В связи с вышеизложенным представляется крайне необходимым рассмотрение вопроса о возрождении утраченных объектов государственной экологической экспертизы, дополнив их в том числе материалами, обосновывающими утрату определенной территорией режима ООПТ при намерении осуществления корректировок их границ.
(Суюнчев М.У.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В связи с вышеизложенным представляется крайне необходимым рассмотрение вопроса о возрождении утраченных объектов государственной экологической экспертизы, дополнив их в том числе материалами, обосновывающими утрату определенной территорией режима ООПТ при намерении осуществления корректировок их границ.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)устранение органом регистрации прав реестровой ошибки в сведениях о лесных участках не осуществляется в случае выявления пересечения с границами земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, и земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (далее - ценные земли) (ч. 6 - 8 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч. 4 и 6 комментируемой статьи). Однако данное правило применяется лишь в тех случаях, когда из данных реестра границ ЕГРН или актов уполномоченных органов можно установить местоположение границ ценных земель. Следует иметь в виду, что пересечение границ в рассматриваемом случае может быть выявлено не только посредством анализа координатного описания границ ценных земель и объектов, но и исходя из местоположения земельного участка, в сведениях о котором осуществляется устранение реестровой ошибки, например, в местоположении земельного участка может быть указано, что он находится в границах природного парка. Также, например, описание границ данного природного парка может предусматривать, что определенный муниципалитет (соответственно, и все земельные участки в его границах) полностью находится в границах данного природного парка (п. 7);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)устранение органом регистрации прав реестровой ошибки в сведениях о лесных участках не осуществляется в случае выявления пересечения с границами земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, и земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (далее - ценные земли) (ч. 6 - 8 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч. 4 и 6 комментируемой статьи). Однако данное правило применяется лишь в тех случаях, когда из данных реестра границ ЕГРН или актов уполномоченных органов можно установить местоположение границ ценных земель. Следует иметь в виду, что пересечение границ в рассматриваемом случае может быть выявлено не только посредством анализа координатного описания границ ценных земель и объектов, но и исходя из местоположения земельного участка, в сведениях о котором осуществляется устранение реестровой ошибки, например, в местоположении земельного участка может быть указано, что он находится в границах природного парка. Также, например, описание границ данного природного парка может предусматривать, что определенный муниципалитет (соответственно, и все земельные участки в его границах) полностью находится в границах данного природного парка (п. 7);
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)18. Внесение в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменений описания местоположения границ и площади лесного участка или снятие с государственного кадастрового учета лесного участка в соответствии с настоящей статьей не влечет изменения границ особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, зон с особыми условиями использования территории.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)18. Внесение в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменений описания местоположения границ и площади лесного участка или снятие с государственного кадастрового учета лесного участка в соответствии с настоящей статьей не влечет изменения границ особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, зон с особыми условиями использования территории.
Приказ Минприроды России от 19.03.2012 N 69
(ред. от 13.11.2024)
"Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2012 N 23810)34. Изменения ООПТ, связанные с уточнением границ, корректировкой установленного режима (включая особенности функционального зонирования) особой охраны и использования ООПТ, увеличением или уменьшением ее площади, не влекут за собой изменения порядкового номера кадастрового дела.
(ред. от 13.11.2024)
"Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2012 N 23810)34. Изменения ООПТ, связанные с уточнением границ, корректировкой установленного режима (включая особенности функционального зонирования) особой охраны и использования ООПТ, увеличением или уменьшением ее площади, не влекут за собой изменения порядкового номера кадастрового дела.
Статья: Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Анализ содержания вносимых в последние десятилетия поправок, их количество указывают на то, что они связаны не столько с необходимостью решения стратегических задач охраны природы или устойчивого развития, сколько с целями решения проблем освоения территорий, развития отдельных отраслей хозяйствования, видов предпринимательства в конкретном отрезке времени и на конкретной территории. При этом отмечена тенденция общего ослабления режима охраны ООПТ практически всех категорий <20>. В частности, расширились возможности организации в границах ООПТ различного уровня и категорий в сфере рекреации и туризма. Так, в задачи функционирования и режима государственного природного заповедника, помимо экологического просвещения, было включено развитие и осуществление познавательного туризма (п. "г" ст. 7, ст. 9 Федерального закона N 33-ФЗ) <21>. При этом из задач государственных заповедников исключена такая задача, как участие заповедников (в лице дирекции) в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов <22>. Из содержания норм о национальных парках исключено нормативное понятие данного вида ООПТ (ст. 12 Федерального закона N 33-ФЗ), согласно которому национальные парки признавались природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма <23>. При этом с уточнением правового режима национального парка не как учреждения (субъекта), а территории (объекта управления) из норм закона было исключено и указание на основное назначение национальных парков в природоохранной сфере.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Анализ содержания вносимых в последние десятилетия поправок, их количество указывают на то, что они связаны не столько с необходимостью решения стратегических задач охраны природы или устойчивого развития, сколько с целями решения проблем освоения территорий, развития отдельных отраслей хозяйствования, видов предпринимательства в конкретном отрезке времени и на конкретной территории. При этом отмечена тенденция общего ослабления режима охраны ООПТ практически всех категорий <20>. В частности, расширились возможности организации в границах ООПТ различного уровня и категорий в сфере рекреации и туризма. Так, в задачи функционирования и режима государственного природного заповедника, помимо экологического просвещения, было включено развитие и осуществление познавательного туризма (п. "г" ст. 7, ст. 9 Федерального закона N 33-ФЗ) <21>. При этом из задач государственных заповедников исключена такая задача, как участие заповедников (в лице дирекции) в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов <22>. Из содержания норм о национальных парках исключено нормативное понятие данного вида ООПТ (ст. 12 Федерального закона N 33-ФЗ), согласно которому национальные парки признавались природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма <23>. При этом с уточнением правового режима национального парка не как учреждения (субъекта), а территории (объекта управления) из норм закона было исключено и указание на основное назначение национальных парков в природоохранной сфере.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Специальных составов правонарушения и преступления, связанных с нарушением режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в административном и уголовном законодательстве до сих пор не содержится <56>. Вместе с тем предпринимались безуспешные попытки дополнения наименования и содержания ст. 8.39 КоАП РФ формулировкой "территориях санитарных (горно-санитарных) округов природных лечебных ресурсов", а также ст. 262 УК РФ формулировкой "округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов" и корректировками, расширяющими ее содержание <57>. Похожие проблемы уголовно-правовой квалификации действий, совершенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, возникли применительно к составам экологических преступлений, где ООПТ является необходимым условием их объективной стороны (п. "г" ч. 1 ст. 256, п. "г" ч. 1 ст. 258 УК РФ).
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Специальных составов правонарушения и преступления, связанных с нарушением режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в административном и уголовном законодательстве до сих пор не содержится <56>. Вместе с тем предпринимались безуспешные попытки дополнения наименования и содержания ст. 8.39 КоАП РФ формулировкой "территориях санитарных (горно-санитарных) округов природных лечебных ресурсов", а также ст. 262 УК РФ формулировкой "округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов" и корректировками, расширяющими ее содержание <57>. Похожие проблемы уголовно-правовой квалификации действий, совершенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, возникли применительно к составам экологических преступлений, где ООПТ является необходимым условием их объективной стороны (п. "г" ч. 1 ст. 256, п. "г" ч. 1 ст. 258 УК РФ).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)- о выявлении пересечения границ населенных пунктов с границами особо охраняемой природной территории;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)- о выявлении пересечения границ населенных пунктов с границами особо охраняемой природной территории;
Статья: Земельные ресурсы. Мнения
(Гаврилов С., Позднякова О., Терновцов А., Макаров Н., Бородин А., Толкачев О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Ключевым же риском в целом для страны и общества представляется, что в условиях правовой неопределенности принадлежности земель возникает такая же неопределенность с исполнением обязанностей, установленных действующим законодательством. В частности, в лесных отношениях одной из таких обязанностей является тушение пожаров. Сегодня полномочия по тушению закреплены за ведомствами как раз исходя из принадлежности земель по уровням собственности и их категорийности. Пожары на землях лесного фонда тушат лесники и Рослесхоз, на землях особо охраняемых природных территорий - Минприроды России, на землях иных категорий - другие уполномоченные подразделения системы ЧС. Такая неопределенность чревата серьезными последствиями.
(Гаврилов С., Позднякова О., Терновцов А., Макаров Н., Бородин А., Толкачев О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Ключевым же риском в целом для страны и общества представляется, что в условиях правовой неопределенности принадлежности земель возникает такая же неопределенность с исполнением обязанностей, установленных действующим законодательством. В частности, в лесных отношениях одной из таких обязанностей является тушение пожаров. Сегодня полномочия по тушению закреплены за ведомствами как раз исходя из принадлежности земель по уровням собственности и их категорийности. Пожары на землях лесного фонда тушат лесники и Рослесхоз, на землях особо охраняемых природных территорий - Минприроды России, на землях иных категорий - другие уполномоченные подразделения системы ЧС. Такая неопределенность чревата серьезными последствиями.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)18. В ч. 18 комментируемой статьи подчеркивается специальный статус особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, зон с особыми условиями использования территории. В частности, внесение в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменений описания местоположения границ и площади лесного участка или снятие с государственного кадастрового учета лесного участка в соответствии с комментируемой статьей не влечет изменения его границ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)18. В ч. 18 комментируемой статьи подчеркивается специальный статус особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, зон с особыми условиями использования территории. В частности, внесение в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменений описания местоположения границ и площади лесного участка или снятие с государственного кадастрового учета лесного участка в соответствии с комментируемой статьей не влечет изменения его границ.
Статья: Земельные ресурсы. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Махтина Ю., Проскурина С., Пинтяшина С., Кривилев И., Мезенцева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Вместе с тем, как показало проведенное Счетной палатой Российской Федерации в Иркутской области контрольное мероприятие <2>, реализация "лесной амнистии" не предусмотрена на земельных участках, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий <3>. В этой связи земельные участки в 22 населенных пунктах Слюдянского и Ольхонского районов Иркутской области, включенных в центральную экологическую зону Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ), фактически соответствуют условиям "лесной амнистии": на земельных участках в течение десятилетий эксплуатируются жилые дома и ведется подсобное хозяйство, при этом относящиеся к категории земель лесного фонда не могут быть переведены в категорию "земли населенных пунктов". Также отсутствует механизм оперативного предоставления органам местного самоуправления достаточных сведений, необходимых для выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, включая информацию о реквизитах документов, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости внесены в ЕГРН, и т.д.
(Махтина Ю., Проскурина С., Пинтяшина С., Кривилев И., Мезенцева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Вместе с тем, как показало проведенное Счетной палатой Российской Федерации в Иркутской области контрольное мероприятие <2>, реализация "лесной амнистии" не предусмотрена на земельных участках, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий <3>. В этой связи земельные участки в 22 населенных пунктах Слюдянского и Ольхонского районов Иркутской области, включенных в центральную экологическую зону Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ), фактически соответствуют условиям "лесной амнистии": на земельных участках в течение десятилетий эксплуатируются жилые дома и ведется подсобное хозяйство, при этом относящиеся к категории земель лесного фонда не могут быть переведены в категорию "земли населенных пунктов". Также отсутствует механизм оперативного предоставления органам местного самоуправления достаточных сведений, необходимых для выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, включая информацию о реквизитах документов, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости внесены в ЕГРН, и т.д.