Коронавирус вредный производственный фактор
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус вредный производственный фактор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2023 N 88-9500/2023 (УИД 55RS0002-01-2022-000438-19)
Категория спора: Страховые выплаты по обязательному страхованию.
Требования заявителя: О признании случая страховым.
Обстоятельства: Истица указала, что ее супруг умер от коронавирусной инфекции, она обращалась с заявлением о выплате компенсации за смерть родственника в результате профессионального заболевания. Однако согласно ответу ответчика данный случай страховым признан не был.
Решение: Удовлетворено.Также судом апелляционной инстанции правомерно принято во внимание, что, отказывая в признании смерти Г. страховым случаем в письме от 25 ноября 2021 г. отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не ссылалось на представление неполного пакета документов, предусмотренных вышеуказанными актами. В качестве основания для отказа указано на отсутствие непосредственной работы Г. с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, отсутствие подтверждения наличия в медицинской организации соответствующего вредного производственного фактора в период выявления заболевания новой коронавирусной инфекцией у работника медицинской организации, отсутствие факта контакта Г. с такими пациентами.
Категория спора: Страховые выплаты по обязательному страхованию.
Требования заявителя: О признании случая страховым.
Обстоятельства: Истица указала, что ее супруг умер от коронавирусной инфекции, она обращалась с заявлением о выплате компенсации за смерть родственника в результате профессионального заболевания. Однако согласно ответу ответчика данный случай страховым признан не был.
Решение: Удовлетворено.Также судом апелляционной инстанции правомерно принято во внимание, что, отказывая в признании смерти Г. страховым случаем в письме от 25 ноября 2021 г. отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не ссылалось на представление неполного пакета документов, предусмотренных вышеуказанными актами. В качестве основания для отказа указано на отсутствие непосредственной работы Г. с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, отсутствие подтверждения наличия в медицинской организации соответствующего вредного производственного фактора в период выявления заболевания новой коронавирусной инфекцией у работника медицинской организации, отсутствие факта контакта Г. с такими пациентами.
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 02.04.2024 N 33-3488/2024 (УИД 54RS0002-01-2023-000299-89)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 3) О взыскании компенсации за задержку выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на невыплату ответчиком заработной платы в полном объеме.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Так же, не приняты какие либо отдельные нормативные акты и иными государственными органами в отношении иной оплаты труда для работников городского автоэлектротранспорта в период пандемии COVID-19. Ссылка на необходимость прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции и отстранение от работы в связи с ее отсутствием не свидетельствует о наличии работы истца во вредных и (или) опасных условиях труда, за которые предусмотрена доплата в соответствии с требованиями трудового законодательства и доводы жалобы в данной части построены на ошибочном толковании норм права.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 3) О взыскании компенсации за задержку выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на невыплату ответчиком заработной платы в полном объеме.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Так же, не приняты какие либо отдельные нормативные акты и иными государственными органами в отношении иной оплаты труда для работников городского автоэлектротранспорта в период пандемии COVID-19. Ссылка на необходимость прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции и отстранение от работы в связи с ее отсутствием не свидетельствует о наличии работы истца во вредных и (или) опасных условиях труда, за которые предусмотрена доплата в соответствии с требованиями трудового законодательства и доводы жалобы в данной части построены на ошибочном толковании норм права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)К числу обязательных выплат компенсационного характера можно отнести такие как доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (ст. 147 ТК РФ), доплата за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ), надбавка за вахтовый метод работы (ст. 302 ТК РФ), доплата за сложность, напряженность или интенсивность труда (как правило, устанавливается на локальном уровне), надбавка за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (ст. 316 и 317 ТК РФ), и др. С 2020 г. для медицинских работников был установлен новый вид компенсационной выплаты - за работу с гражданами, больными коронавирусной инфекцией.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)К числу обязательных выплат компенсационного характера можно отнести такие как доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (ст. 147 ТК РФ), доплата за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ), надбавка за вахтовый метод работы (ст. 302 ТК РФ), доплата за сложность, напряженность или интенсивность труда (как правило, устанавливается на локальном уровне), надбавка за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (ст. 316 и 317 ТК РФ), и др. С 2020 г. для медицинских работников был установлен новый вид компенсационной выплаты - за работу с гражданами, больными коронавирусной инфекцией.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)5. Как усматривается из положений ч. 3 ст. 214 ТК РФ, помимо несчастных случаев на производстве расследованию и учету подлежат также профессиональные заболевания - хронические или острые заболевания (отравления) работников, являющиеся результатом воздействия на них вредных производственных факторов и повлекшие временную или стойкую утрату ими профессиональной трудоспособности. Так, например, случаи заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией при исполнении ими должностных обязанностей подлежат расследованию как профессиональные заболевания с оформлением соответствующего акта о случае профессионального заболевания и направлением экземпляра акта с материалами расследования в территориальный орган Фонда социального страхования (см. Письмо Роструда от 10.04.2020 N 550-ПР "Об отнесении случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией к профессиональным заболеваниям"). При этом следует обратить внимание на то, что территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.2023 реорганизованы посредством их присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, которые считаются территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)5. Как усматривается из положений ч. 3 ст. 214 ТК РФ, помимо несчастных случаев на производстве расследованию и учету подлежат также профессиональные заболевания - хронические или острые заболевания (отравления) работников, являющиеся результатом воздействия на них вредных производственных факторов и повлекшие временную или стойкую утрату ими профессиональной трудоспособности. Так, например, случаи заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией при исполнении ими должностных обязанностей подлежат расследованию как профессиональные заболевания с оформлением соответствующего акта о случае профессионального заболевания и направлением экземпляра акта с материалами расследования в территориальный орган Фонда социального страхования (см. Письмо Роструда от 10.04.2020 N 550-ПР "Об отнесении случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией к профессиональным заболеваниям"). При этом следует обратить внимание на то, что территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.2023 реорганизованы посредством их присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, которые считаются территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").
Нормативные акты
"Перечень поручений по итогам совещания с полномочными представителями Президента в федеральных округах"
(утв. Президентом РФ 09.04.2020 N Пр-639)б) организовать работу по привлечению медицинскими организациями профессорско-преподавательского состава, аспирантов, ординаторов, докторантов, студентов медицинских образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования и научных организаций к оказанию медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев предоставление им компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
(утв. Президентом РФ 09.04.2020 N Пр-639)б) организовать работу по привлечению медицинскими организациями профессорско-преподавательского состава, аспирантов, ординаторов, докторантов, студентов медицинских образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования и научных организаций к оказанию медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрев предоставление им компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 - 2022 годах"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Введение этих понятий обусловлено борьбой с коронавирусом.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Введение этих понятий обусловлено борьбой с коронавирусом.
Последние изменения: Возмещение СФР расходов на предупредительные меры и специальную оценку условий труда
(КонсультантПлюс, 2025)Установлен перечень расходов, подлежащих финансированию. К ним добавились расходы на приобретение приборов (устройств, систем) для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными (опасными) производственными факторами. В 2021 г. финансовому обеспечению также подлежат расходы на реализацию мероприятий по предупреждению распространения коронавируса (п. п. 3, 3.1 Правил).
(КонсультантПлюс, 2025)Установлен перечень расходов, подлежащих финансированию. К ним добавились расходы на приобретение приборов (устройств, систем) для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными (опасными) производственными факторами. В 2021 г. финансовому обеспечению также подлежат расходы на реализацию мероприятий по предупреждению распространения коронавируса (п. п. 3, 3.1 Правил).
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)<18> См., например: Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)<18> См., например: Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Готовое решение: Как учреждению учесть прочие расходы при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на лечение профзаболеваний работников, которые заняты на работах с вредными или тяжелыми условиями труда (см. также Информацию ФНС России, Письмо ФНС России от 29.06.2020 N СД-4-3/10479@). В качестве таких расходов можно учесть, в частности, расходы на проведение исследований на наличие у работников коронавируса или иммунитета к нему, направленные на выполнение требований законодательства об обеспечении нормальных (безопасных) условий труда (Письмо Минфина России от 02.02.2021 N 03-03-06/3/6590);
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на лечение профзаболеваний работников, которые заняты на работах с вредными или тяжелыми условиями труда (см. также Информацию ФНС России, Письмо ФНС России от 29.06.2020 N СД-4-3/10479@). В качестве таких расходов можно учесть, в частности, расходы на проведение исследований на наличие у работников коронавируса или иммунитета к нему, направленные на выполнение требований законодательства об обеспечении нормальных (безопасных) условий труда (Письмо Минфина России от 02.02.2021 N 03-03-06/3/6590);
Статья: Повышение благосостояния работников как приоритетная задача социальной политики государства
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Во-вторых, отсутствие в Трудовом кодексе определения МРОТ до сих пор приводит к включению в него выплат, противоречащих правовой природе данного стандарта (например, стимулирующих выплат, выплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и т.д.). Внесенный в Госдуму в 2014 г. законопроект N 434587-6, предлагавший возвращение к первоначальному рассмотрению данной государственной гарантии как вознаграждения за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, без учета компенсационных и стимулирующих выплат, был отклонен в связи с необходимостью пересмотра систем оплаты труда и увеличения заработной платы целому ряду работников государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с чем не было согласно Правительство РФ <18>.
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Во-вторых, отсутствие в Трудовом кодексе определения МРОТ до сих пор приводит к включению в него выплат, противоречащих правовой природе данного стандарта (например, стимулирующих выплат, выплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и т.д.). Внесенный в Госдуму в 2014 г. законопроект N 434587-6, предлагавший возвращение к первоначальному рассмотрению данной государственной гарантии как вознаграждения за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, без учета компенсационных и стимулирующих выплат, был отклонен в связи с необходимостью пересмотра систем оплаты труда и увеличения заработной платы целому ряду работников государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с чем не было согласно Правительство РФ <18>.
Готовое решение: Предоставляются ли льготы по должности "санитарка" в связи с вредностью условий труда
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно рекомендуем проверить, не включена ли должность вашего работника в какой-то из Списков, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665. Если она там есть, то наименование должности вашей работницы и квалификационные требования к должности должны совпадать с наименованием должности и требованиями, указанными в ЕКС или Профессиональном стандарте "Младший медицинский персонал" (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). При соблюдении этих и других обязательных условий (например, наличие необходимого стажа на работе с вредными условиями труда) работница сможет претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно рекомендуем проверить, не включена ли должность вашего работника в какой-то из Списков, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665. Если она там есть, то наименование должности вашей работницы и квалификационные требования к должности должны совпадать с наименованием должности и требованиями, указанными в ЕКС или Профессиональном стандарте "Младший медицинский персонал" (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). При соблюдении этих и других обязательных условий (например, наличие необходимого стажа на работе с вредными условиями труда) работница сможет претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
Статья: Труд и социальное обеспечение женщин: актуальные проблемы правового регулирования
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Таким образом, с одной стороны, Стратегией фактически признаются неприоритетными те сферы занятости женщин (особенно образование, здравоохранение, социальные услуги), которые не только, как отмечалось выше, соответствуют их склонностям, но и имеют огромное значение для страны, тем более в условиях научно-технологического развития <32>. А с другой - женщин предлагается переориентировать на "современные сферы" экономики, в частности, из-за более высокой оплаты труда. Представляется очевидным, что при равном школьном образовании и равной доступности к высшему образованию нет каких-либо серьезных препятствий для женской занятости в сферах, называемых в Стратегии приоритетными. В то же время, как известно, необходимость резкого повышения оплаты труда - особенно в образовании и здравоохранении - была предусмотрена еще Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Ценность для страны этих жизненно важных сфер вряд ли вызывает сомнение. Нет никаких оснований считать их неприоритетными. Менее акцентируется тяжесть работы в них. Особенностью для многих категорий работников медицинских учреждений является сочетанное воздействие на них вредных производственных факторов различной природы <33>. Смертность медицинских работников в возрасте до 50 лет на 32% выше, чем в среднем по России. По некоторым данным, 76% из них имеют хронические заболевания <34>. Экстремальность труда в здравоохранении проявилась при пандемии коронавируса.
(Азарова Е.Г., Моцная О.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Таким образом, с одной стороны, Стратегией фактически признаются неприоритетными те сферы занятости женщин (особенно образование, здравоохранение, социальные услуги), которые не только, как отмечалось выше, соответствуют их склонностям, но и имеют огромное значение для страны, тем более в условиях научно-технологического развития <32>. А с другой - женщин предлагается переориентировать на "современные сферы" экономики, в частности, из-за более высокой оплаты труда. Представляется очевидным, что при равном школьном образовании и равной доступности к высшему образованию нет каких-либо серьезных препятствий для женской занятости в сферах, называемых в Стратегии приоритетными. В то же время, как известно, необходимость резкого повышения оплаты труда - особенно в образовании и здравоохранении - была предусмотрена еще Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Ценность для страны этих жизненно важных сфер вряд ли вызывает сомнение. Нет никаких оснований считать их неприоритетными. Менее акцентируется тяжесть работы в них. Особенностью для многих категорий работников медицинских учреждений является сочетанное воздействие на них вредных производственных факторов различной природы <33>. Смертность медицинских работников в возрасте до 50 лет на 32% выше, чем в среднем по России. По некоторым данным, 76% из них имеют хронические заболевания <34>. Экстремальность труда в здравоохранении проявилась при пандемии коронавируса.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Когда в организации среди работников выявлены носители COVID-19, работодатель не может заставить остальных работников пройти тестирование на наличие вируса. Данная процедура может проводиться только при наличии согласия работника. Сведения о состоянии здоровья могут запрашиваться только в том случае, если они напрямую связаны с трудовой функцией работника и это прописано в законодательстве. Например, работодатель обязан иметь данные о состоянии здоровья работников общественного питания и торговли, транспорта, водопроводов, лечебно-профилактических, социальных и детских учреждений, а также занятых на тяжелых работах с вредными или опасными условиями. У них должны быть медицинские книжки, а за отказ от прохождения плановых медосмотров работодатель имеет право отстранить их от работы, приостановив начисление зарплаты <9>.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Когда в организации среди работников выявлены носители COVID-19, работодатель не может заставить остальных работников пройти тестирование на наличие вируса. Данная процедура может проводиться только при наличии согласия работника. Сведения о состоянии здоровья могут запрашиваться только в том случае, если они напрямую связаны с трудовой функцией работника и это прописано в законодательстве. Например, работодатель обязан иметь данные о состоянии здоровья работников общественного питания и торговли, транспорта, водопроводов, лечебно-профилактических, социальных и детских учреждений, а также занятых на тяжелых работах с вредными или опасными условиями. У них должны быть медицинские книжки, а за отказ от прохождения плановых медосмотров работодатель имеет право отстранить их от работы, приостановив начисление зарплаты <9>.
Статья: О некоторых новеллах правового регулирования трудовых и тесно с ними связанных отношений в Российской Федерации
(Федоренко Г.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Следующей новеллой, касающейся области охраны труда, является расширение обязанности работодателя отстранить работника, не использующего средства индивидуальной защиты, если применение СИЗ является обязательным, а условия труда являются вредными или опасными. Таким образом, расширяется список условий отстранения работника от выполнения своей трудовой функции. В связи с этим логично было бы прокомментировать иное основание для отстранения работника от работы, которое на настоящий момент имеет место при регулировании трудовых отношений, но законодательного закрепления пока не получило. Речь пойдет об "обязательной" вакцинации от новой коронавирусной инфекции и отрицательных последствиях отказа работника от нее. Несмотря на наличие в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" <7> прямой нормы, предусматривающей в числе негативных последствий отсутствия профилактических прививок отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ), существует ряд явных противоречий. На некоторые из них обратил внимание президент Союза адвокатов России Игорь Трунов <8>. В первую очередь у эксперта вызывает сомнение законность расширения главным государственным санитарным врачом региона перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации, им было подчеркнуто, что "реализованное в региональных постановлениях право главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения (п. 2 ст. 10 Закона N 157-ФЗ) о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям вышло далеко за пределы указанного правительственного перечня". В целом Игорь Трунов видит два пути решения указанных проблем: расширение Правительством РФ перечня работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, либо корректировка решений главных санитарных врачей о введении обязательной вакцинации некоторых категорий работников.
(Федоренко Г.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Следующей новеллой, касающейся области охраны труда, является расширение обязанности работодателя отстранить работника, не использующего средства индивидуальной защиты, если применение СИЗ является обязательным, а условия труда являются вредными или опасными. Таким образом, расширяется список условий отстранения работника от выполнения своей трудовой функции. В связи с этим логично было бы прокомментировать иное основание для отстранения работника от работы, которое на настоящий момент имеет место при регулировании трудовых отношений, но законодательного закрепления пока не получило. Речь пойдет об "обязательной" вакцинации от новой коронавирусной инфекции и отрицательных последствиях отказа работника от нее. Несмотря на наличие в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" <7> прямой нормы, предусматривающей в числе негативных последствий отсутствия профилактических прививок отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ), существует ряд явных противоречий. На некоторые из них обратил внимание президент Союза адвокатов России Игорь Трунов <8>. В первую очередь у эксперта вызывает сомнение законность расширения главным государственным санитарным врачом региона перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации, им было подчеркнуто, что "реализованное в региональных постановлениях право главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения (п. 2 ст. 10 Закона N 157-ФЗ) о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям вышло далеко за пределы указанного правительственного перечня". В целом Игорь Трунов видит два пути решения указанных проблем: расширение Правительством РФ перечня работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, либо корректировка решений главных санитарных врачей о введении обязательной вакцинации некоторых категорий работников.