Коронавирус влияние на бизнес
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус влияние на бизнес (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2025 N 13АП-16300/2025 по делу N А56-52093/2024
Категория: Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица.
Требования: О взыскании убытков.
Обстоятельства: По мнению истца, неправомерные действия ответчика, выразившиеся в невключении задолженности по договору на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в промежуточный и ликвидационный балансы, а также необращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве в ходе ликвидации привели к утрате истцом возможности удовлетворения своего требования за счет имущества ликвидированного юридического лица и несению убытков.
Решение: Отказано.Указанный ресторан оказался нерентабельным ввиду совокупности внешних (рыночных) причин: прежде всего, пандемии коронавируса Covid-19 и сопутствующих ограничений деятельности ресторанов и кафе, низкого потока гостей из числа сотрудников бизнес-центра, невозможности получения лицензии на осуществление продажи алкогольной продукции в арендуемых помещениях. С учетом того, что ресторан, открытый в бизнес-центре, рассчитан прежде всего на работников и посетителей бизнес-центра, пандемия и вызванные ей ограничительные меры в виде объявления нерабочих дней существенно повлияли на доходность ресторана.
Категория: Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица.
Требования: О взыскании убытков.
Обстоятельства: По мнению истца, неправомерные действия ответчика, выразившиеся в невключении задолженности по договору на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в промежуточный и ликвидационный балансы, а также необращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве в ходе ликвидации привели к утрате истцом возможности удовлетворения своего требования за счет имущества ликвидированного юридического лица и несению убытков.
Решение: Отказано.Указанный ресторан оказался нерентабельным ввиду совокупности внешних (рыночных) причин: прежде всего, пандемии коронавируса Covid-19 и сопутствующих ограничений деятельности ресторанов и кафе, низкого потока гостей из числа сотрудников бизнес-центра, невозможности получения лицензии на осуществление продажи алкогольной продукции в арендуемых помещениях. С учетом того, что ресторан, открытый в бизнес-центре, рассчитан прежде всего на работников и посетителей бизнес-центра, пандемия и вызванные ей ограничительные меры в виде объявления нерабочих дней существенно повлияли на доходность ресторана.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о некоторых правовых проблемах внедрения экологических технологий промышленного производства и экологических стандартов в России и в странах ЕС и их значении для предпринимательской деятельности
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 5)<2> Исследование влияния пандемии COVID-19 на российский бизнес. М.: РВК, 2020. С. 11.
(Егорова М.А.)
("Юрист", 2022, N 5)<2> Исследование влияния пандемии COVID-19 на российский бизнес. М.: РВК, 2020. С. 11.
Статья: Особенности правоприменительной практики по уголовным делам, обусловленные распространением коронавирусной инфекции
(Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2021, N 4)<1> Максимова Е.В., Рябцев А.Г., Сазонова О.А. Влияние коронавируса на экономику России // Инновации и инвестиции. 2020. N 4. С. 283 - 286; Наумов И.А. Влияние пандемии коронавируса на финансовые рынки // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. N 3 (17). С. 104 - 111.
(Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2021, N 4)<1> Максимова Е.В., Рябцев А.Г., Сазонова О.А. Влияние коронавируса на экономику России // Инновации и инвестиции. 2020. N 4. С. 283 - 286; Наумов И.А. Влияние пандемии коронавируса на финансовые рынки // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. N 3 (17). С. 104 - 111.
Нормативные акты
<Памятка> Роспотребнадзора
"Коронавирус COVID-19: меры поддержки и защита потребителей в новых условиях"Эпидемия коронавируса повлияла на образ жизни миллионов граждан, изменяет структуру потребления, поведение и стратегии компаний, меняются перспективы развития различных рынков, часть товаров и услуг становятся невостребованными, а бизнес несет существенные убытки. При этом офлайновый бизнес стал активно использовать онлайн-технологии. Государство принимает беспрецедентные программы поддержки населения и экономики. Потребители изменяют структуру своих покупок.
"Коронавирус COVID-19: меры поддержки и защита потребителей в новых условиях"Эпидемия коронавируса повлияла на образ жизни миллионов граждан, изменяет структуру потребления, поведение и стратегии компаний, меняются перспективы развития различных рынков, часть товаров и услуг становятся невостребованными, а бизнес несет существенные убытки. При этом офлайновый бизнес стал активно использовать онлайн-технологии. Государство принимает беспрецедентные программы поддержки населения и экономики. Потребители изменяют структуру своих покупок.
"Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике"
(одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII)
(N П13-60855 от 02.10.2020)В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот - за счет реализации антикризисных программ - увеличиваются. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета. По итогам 2020 года размер дефицита и объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионе.
(одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII)
(N П13-60855 от 02.10.2020)В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот - за счет реализации антикризисных программ - увеличиваются. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета. По итогам 2020 года размер дефицита и объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионе.
Статья: Новые параметры разрешения международных коммерческих споров в 2021 году
(Ермакова Е.П.)
("Третейский суд", 2022, N 1)Пандемия COVID-19 и международный арбитраж
(Ермакова Е.П.)
("Третейский суд", 2022, N 1)Пандемия COVID-19 и международный арбитраж
Статья: О значении принципа справедливости и поощрительных норм уголовного права
(Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2023, N 6)<1> Максимова Е.В., Рябцев А.Г., Сазонова О.А. Влияние коронавируса на экономику России // Инновации и инвестиции. 2020. N 4. С. 283 - 286.
(Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2023, N 6)<1> Максимова Е.В., Рябцев А.Г., Сазонова О.А. Влияние коронавируса на экономику России // Инновации и инвестиции. 2020. N 4. С. 283 - 286.
Статья: Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика России: оценка возможностей для достижения целей национального развития
(Гришина О.А., Чалова А.Ю., Ахмадеев Р.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)Восстановление в 2021 г. экономического роста в России относительно предыдущего отчетного периода, сложившаяся благоприятная внешняя конъюнктура на рынке углеводородов обусловили формирование в январе - октябре дополнительных доходов в федеральном бюджете <5> и его профицит в объеме более 2 трлн руб., что обеспечило возможность для более активного перехода российской экономики к модели устойчивого развития за счет мер бюджетно-налоговой политики. Вместе с тем начавшаяся третья волна коронавируса в России в III квартале 2021 г. с введением дополнительных противоковидных ограничений для бизнеса и населения, на наш взгляд, может потребовать и дополнительных мер налоговой и бюджетной поддержки и в течение всего 2022 г. Также велики риски выпадающих доходов бюджетов в будущем бюджетном цикле. Так, по оценкам международных экспертов, объем бюджетных потерь государств по отношению к объему мирового ВВП при сохранении влияния пандемии коронавируса на развитие глобальной экономики и, как следствие, установлении в государстве локдауна в зависимости от его длительности от трех до шести месяцев может составить соответственно от 6,4% до 9,7% [16].
(Гришина О.А., Чалова А.Ю., Ахмадеев Р.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)Восстановление в 2021 г. экономического роста в России относительно предыдущего отчетного периода, сложившаяся благоприятная внешняя конъюнктура на рынке углеводородов обусловили формирование в январе - октябре дополнительных доходов в федеральном бюджете <5> и его профицит в объеме более 2 трлн руб., что обеспечило возможность для более активного перехода российской экономики к модели устойчивого развития за счет мер бюджетно-налоговой политики. Вместе с тем начавшаяся третья волна коронавируса в России в III квартале 2021 г. с введением дополнительных противоковидных ограничений для бизнеса и населения, на наш взгляд, может потребовать и дополнительных мер налоговой и бюджетной поддержки и в течение всего 2022 г. Также велики риски выпадающих доходов бюджетов в будущем бюджетном цикле. Так, по оценкам международных экспертов, объем бюджетных потерь государств по отношению к объему мирового ВВП при сохранении влияния пандемии коронавируса на развитие глобальной экономики и, как следствие, установлении в государстве локдауна в зависимости от его длительности от трех до шести месяцев может составить соответственно от 6,4% до 9,7% [16].
Статья: Обзор антикризисных мер налоговой поддержки компаний: итоги 2022 года
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)О необходимости учитывать экономические обстоятельства совершаемых сделок при проведении контроля цен российские налоговые органы высказывались и ранее, но на практике до этого убыточные сделки никогда не признавались соответствующими рыночному уровню, хотя такой запрос от бизнеса поступал и во время пандемии COVID-19.
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)О необходимости учитывать экономические обстоятельства совершаемых сделок при проведении контроля цен российские налоговые органы высказывались и ранее, но на практике до этого убыточные сделки никогда не признавались соответствующими рыночному уровню, хотя такой запрос от бизнеса поступал и во время пандемии COVID-19.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Безусловно, пандемия COVID-19 внесла коррективы в привычный образ жизни и нотариальной деятельности европейских стран, но в то же время именно она стала причиной многих новаций в цифровом нотариате. В доктрине профессор А.Н. Левушкин обоснованно определяет, что "в настоящее время участие семьи и ее членов в наследственных правоотношениях по поводу бизнеса является достаточно важным и практико-ориентированным процессом, поскольку полностью отражает его характер только тогда, когда это может существенно повлиять на цели, выбираемые стратегии и организационные структуры субъектов наследования в сфере осуществления предпринимательской деятельности и реализации корпоративных прав" <199>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Безусловно, пандемия COVID-19 внесла коррективы в привычный образ жизни и нотариальной деятельности европейских стран, но в то же время именно она стала причиной многих новаций в цифровом нотариате. В доктрине профессор А.Н. Левушкин обоснованно определяет, что "в настоящее время участие семьи и ее членов в наследственных правоотношениях по поводу бизнеса является достаточно важным и практико-ориентированным процессом, поскольку полностью отражает его характер только тогда, когда это может существенно повлиять на цели, выбираемые стратегии и организационные структуры субъектов наследования в сфере осуществления предпринимательской деятельности и реализации корпоративных прав" <199>.
Статья: Антикризисные меры поддержки малого бизнеса в современных условиях
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Таким образом, COVID-19 и антироссийские санкции оказали огромное влияние на малый бизнес и экономику в целом, а эффективное использование всех инструментов государственного регулирования поможет малым предприятиям занять свое место в экономике России. Для того чтобы меры поддержки малого предпринимательства и методы стимулирования его деятельности были эффективным и не сопровождались негативными явлениями, необходимы сдерживание бюрократизации, расширение спектра косвенных мер развития стимулирования и развития малого предпринимательства, облегчение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Таким образом, COVID-19 и антироссийские санкции оказали огромное влияние на малый бизнес и экономику в целом, а эффективное использование всех инструментов государственного регулирования поможет малым предприятиям занять свое место в экономике России. Для того чтобы меры поддержки малого предпринимательства и методы стимулирования его деятельности были эффективным и не сопровождались негативными явлениями, необходимы сдерживание бюрократизации, расширение спектра косвенных мер развития стимулирования и развития малого предпринимательства, облегчение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.
Статья: Актуальные проблемы экспортного контроля в условиях функционирования Евразийского экономического союза
(Арабян М.С., Безрукова Д.Ю., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)Все это свидетельствует о том, что для предприятий, экспортирующих за рубеж продукцию, пользующуюся особым спросом во время эпидемии коронавирусной инфекции, создаются благоприятные условия для ведения бизнеса, а следовательно, в дальнейшем объем экспорта данных товаров и технологий, в том числе и подпадающих под экспортный контроль по соответствующим кодам ТН ВЭД, увеличится, что, в свою очередь, даст новые шансы российскому бизнесу.
(Арабян М.С., Безрукова Д.Ю., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)Все это свидетельствует о том, что для предприятий, экспортирующих за рубеж продукцию, пользующуюся особым спросом во время эпидемии коронавирусной инфекции, создаются благоприятные условия для ведения бизнеса, а следовательно, в дальнейшем объем экспорта данных товаров и технологий, в том числе и подпадающих под экспортный контроль по соответствующим кодам ТН ВЭД, увеличится, что, в свою очередь, даст новые шансы российскому бизнесу.
Статья: Обособление имущества без создания юридического лица. Простое товарищество и инвестиционное товарищество
(Домшенко (Червец) Е.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)<20> Мурзин Д.А., Титова А.В. Конструкция простого товарищества как форма осуществления предпринимательской деятельности в условиях пандемии COVID-19 // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2020. N 3. С. 37 - 45.
(Домшенко (Червец) Е.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)<20> Мурзин Д.А., Титова А.В. Конструкция простого товарищества как форма осуществления предпринимательской деятельности в условиях пандемии COVID-19 // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2020. N 3. С. 37 - 45.
Статья: О некоторых проблемах развития института несостоятельности (банкротства)
(Шеншин В.М., Зудин Д.С., Тиханова Ю.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Уровень значимости института банкротства увеличился за последние несколько лет. Так, по данным, приведенным в Российской газете, число банкротств физических лиц в России в 2021 году выросло на 62% по сравнению с 2020 годом. На рост числа банкротств в 2021 году оказала влияние пандемия коронавирусной инфекции <4>. К основанию повышения значимости института банкротства можно отнести частые изменения, вносимые в законодательство. Не все изменения положительно отражаются на гражданах, в том числе и на бизнесе. Также причиной является нестабильный экономический сектор, например "взлеты и падения" курса рубля, начинающиеся с 2014 года. Рыночная конкуренция и реализация различного рода санкций по отношению к России - все это способствует сокращению процентного содержания владельцев крупных организаций.
(Шеншин В.М., Зудин Д.С., Тиханова Ю.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Уровень значимости института банкротства увеличился за последние несколько лет. Так, по данным, приведенным в Российской газете, число банкротств физических лиц в России в 2021 году выросло на 62% по сравнению с 2020 годом. На рост числа банкротств в 2021 году оказала влияние пандемия коронавирусной инфекции <4>. К основанию повышения значимости института банкротства можно отнести частые изменения, вносимые в законодательство. Не все изменения положительно отражаются на гражданах, в том числе и на бизнесе. Также причиной является нестабильный экономический сектор, например "взлеты и падения" курса рубля, начинающиеся с 2014 года. Рыночная конкуренция и реализация различного рода санкций по отношению к России - все это способствует сокращению процентного содержания владельцев крупных организаций.
Статья: Меры социальной поддержки российских туристов в период пандемии COVID-19 в контексте конституционного принципа равенства
(Терди Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Около 10 млн заболевших и почти 500 тыс. летальных исходов по всему миру - вот приблизительная, ежедневно меняющаяся статистика по новой коронавирусной инфекции, оказывающей при этом огромное, пока еще не до конца оцененное, негативное влияние на макро- и микроэкономические процессы <1>. В целях смягчения последствий вызванных COVID-19 кризисных явлений в экономике страны Правительством РФ была разработана система мер по поддержке бизнеса и населения <2>. К последним относится в том числе материальная помощь, оказываемая российским туристам, которые в связи с установленными многими странами ограничениями на въезд и выезд не получили возможности вернуться в Российскую Федерацию. Размер и общий порядок ее оказания определяются Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 433 (далее - Постановление), которым было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение). На первый взгляд предусмотренные меры заслуживают лишь одобрения: каждому гражданину Российской Федерации (РФ), имеющему проездные документы на возвращение в РФ с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г., гарантируется выплата в размере 2 400 руб. (на взрослого) и 1 600 руб. (на ребенка) в день <3>. Тем не менее существенной критики заслуживает порядок оказания этой помощи, влекущий, как представляется, нарушение конституционного принципа равенства граждан.
(Терди Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Около 10 млн заболевших и почти 500 тыс. летальных исходов по всему миру - вот приблизительная, ежедневно меняющаяся статистика по новой коронавирусной инфекции, оказывающей при этом огромное, пока еще не до конца оцененное, негативное влияние на макро- и микроэкономические процессы <1>. В целях смягчения последствий вызванных COVID-19 кризисных явлений в экономике страны Правительством РФ была разработана система мер по поддержке бизнеса и населения <2>. К последним относится в том числе материальная помощь, оказываемая российским туристам, которые в связи с установленными многими странами ограничениями на въезд и выезд не получили возможности вернуться в Российскую Федерацию. Размер и общий порядок ее оказания определяются Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 433 (далее - Постановление), которым было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение). На первый взгляд предусмотренные меры заслуживают лишь одобрения: каждому гражданину Российской Федерации (РФ), имеющему проездные документы на возвращение в РФ с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г., гарантируется выплата в размере 2 400 руб. (на взрослого) и 1 600 руб. (на ребенка) в день <3>. Тем не менее существенной критики заслуживает порядок оказания этой помощи, влекущий, как представляется, нарушение конституционного принципа равенства граждан.