Коронавирус признан форс-Мажором закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус признан форс-Мажором закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 223-ФЗ в условиях коронавируса
(КонсультантПлюс, 2025)...На дату получения заявки... общество не имело фактической возможности ее исполнить... так как... у поставщиков на территории РФ данного товара в достаточном количестве не имелось в связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией в мире (распространение новой коронавирусной инфекции - COVID-19)...
(КонсультантПлюс, 2025)...На дату получения заявки... общество не имело фактической возможности ее исполнить... так как... у поставщиков на территории РФ данного товара в достаточном количестве не имелось в связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией в мире (распространение новой коронавирусной инфекции - COVID-19)...
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Проведение закупки: Заказчик не согласен с наличием нарушений при отмене закупки
(КонсультантПлюс, 2025)Решение признают незаконным, если суд придет к выводу, что Заказчик правомерно отменил закупку
(КонсультантПлюс, 2025)Решение признают незаконным, если суд придет к выводу, что Заказчик правомерно отменил закупку
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, местом нахождения Заказчика, а также местом представления Документации, предоставления разъяснений Документации и подачи заявки на бумажном носителе является г. Москва, в связи с чем, по мнению Комиссии ФАС России, проведение закупки не в электронной форме во время введения в соответствующем субъекте Российской Федерации ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, признанной обстоятельством непреодолимой силы, может привести к ограничению конкуренции, а также к ограничению количества потенциальных участников закупки, не имеющих возможности представить заявку на бумажном носителе по указанному в Документации адресу, а также направить соответствующий запрос о разъяснении положений Документации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, местом нахождения Заказчика, а также местом представления Документации, предоставления разъяснений Документации и подачи заявки на бумажном носителе является г. Москва, в связи с чем, по мнению Комиссии ФАС России, проведение закупки не в электронной форме во время введения в соответствующем субъекте Российской Федерации ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, признанной обстоятельством непреодолимой силы, может привести к ограничению конкуренции, а также к ограничению количества потенциальных участников закупки, не имеющих возможности представить заявку на бумажном носителе по указанному в Документации адресу, а также направить соответствующий запрос о разъяснении положений Документации.
Статья: Некоторые вопросы заключения государственного (муниципального) контракта путем закупки у единственного поставщика
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)И Закон, и Верховный Суд РФ используют достаточно абстрактные характеристики, что можно объяснить неоднозначностью данной категории. Как представляется, обстоятельство может быть признано непреодолимой силой, когда оно вызвано не действиями человека, либо косвенно ими вызвано, но в дальнейшем не может ими контролироваться. Например, правоприменительная практика признала обстоятельством непреодолимой силы эпидемию COVID-19. Министерство финансов РФ в своем разъяснении отметило, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в вышеуказанном перечне применению не подлежит, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера [16].
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)И Закон, и Верховный Суд РФ используют достаточно абстрактные характеристики, что можно объяснить неоднозначностью данной категории. Как представляется, обстоятельство может быть признано непреодолимой силой, когда оно вызвано не действиями человека, либо косвенно ими вызвано, но в дальнейшем не может ими контролироваться. Например, правоприменительная практика признала обстоятельством непреодолимой силы эпидемию COVID-19. Министерство финансов РФ в своем разъяснении отметило, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в вышеуказанном перечне применению не подлежит, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера [16].
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)См. также: Какие последствия влечет форс-мажор при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)См. также: Какие последствия влечет форс-мажор при закупках по Закону N 44-ФЗ
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<8> Письмо ФАС России от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" // СПС "КонсультантПлюс".
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)<8> Письмо ФАС России от 18 марта 2020 г. N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Какие последствия влечет форс-мажор при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)стороны контракта освобождаются от уплаты неустойки, если докажут, что нарушение произошло из-за форс-мажора (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, на форс-мажор может ссылаться поставщик, если он не исполнил контракт из-за принятых в стране или за рубежом мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (см. п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). По мнению Верховного Суда РФ, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным. Оно зависит от типа и условий деятельности организации, от региона, где она действует. Поэтому, устанавливая наличие непреодолимой силы, учитывайте конкретные обстоятельства;
(КонсультантПлюс, 2025)стороны контракта освобождаются от уплаты неустойки, если докажут, что нарушение произошло из-за форс-мажора (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, на форс-мажор может ссылаться поставщик, если он не исполнил контракт из-за принятых в стране или за рубежом мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (см. п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). По мнению Верховного Суда РФ, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным. Оно зависит от типа и условий деятельности организации, от региона, где она действует. Поэтому, устанавливая наличие непреодолимой силы, учитывайте конкретные обстоятельства;
Статья: Особенности трудовых отношений в условиях пандемии COVID-19
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Суть первого способа заключается в составлении в письменной форме дополнительного соглашения к трудовому договору. При реальной возможности работник также имеет право самостоятельно составить заявление работодателю о его переводе на удаленную работу с указанием уважительных причин на это, так как COVID-19 признали обстоятельством непреодолимой силы. У работника должны быть все доступные условия для выполнения его продуктивной трудовой функции. Если у сотрудника такой возможности нет, то работодатель обязан ему предоставить все техническое оснащение, профессиональное программное обеспечение, средства защиты информации организации и т.д. <3>
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Суть первого способа заключается в составлении в письменной форме дополнительного соглашения к трудовому договору. При реальной возможности работник также имеет право самостоятельно составить заявление работодателю о его переводе на удаленную работу с указанием уважительных причин на это, так как COVID-19 признали обстоятельством непреодолимой силы. У работника должны быть все доступные условия для выполнения его продуктивной трудовой функции. Если у сотрудника такой возможности нет, то работодатель обязан ему предоставить все техническое оснащение, профессиональное программное обеспечение, средства защиты информации организации и т.д. <3>
Готовое решение: Как действовать заказчику по Закону N 44-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер контракт необходимо расторгнуть или изменить.
(КонсультантПлюс, 2022)Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). Вы можете столкнуться с тем, что из-за пандемии и применяемых ограничительных мер контракт необходимо расторгнуть или изменить.