Коронавирус педагогические работники
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус педагогические работники (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2024 N 88-7682/2024 (УИД 75RS0001-02-2023-003938-96)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О допуске к рабочему месту.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что на основании трудового договора работал в организации ответчика. Приказом ответчика он был отстранен от работы без сохранения заработной платы до окончания периода эпидемиологического неблагополучия либо до прохождения вакцинации.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Тот факт, что постановление Губернатора Забайкальского края от 9 июля 2020 г. N "О некоторых вопросах снятия ограничительных мероприятий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Забайкальского края" касалось образовательных организаций об обратном не свидетельствует, поскольку постановление Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27 июня 2021 г. N (в редакции постановления от 14 октября 2021 г. N) распространялось также и на работников образования.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О допуске к рабочему месту.
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что на основании трудового договора работал в организации ответчика. Приказом ответчика он был отстранен от работы без сохранения заработной платы до окончания периода эпидемиологического неблагополучия либо до прохождения вакцинации.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Тот факт, что постановление Губернатора Забайкальского края от 9 июля 2020 г. N "О некоторых вопросах снятия ограничительных мероприятий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Забайкальского края" касалось образовательных организаций об обратном не свидетельствует, поскольку постановление Главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27 июня 2021 г. N (в редакции постановления от 14 октября 2021 г. N) распространялось также и на работников образования.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2024 по делу N 88-6618/2024 (УИД 15RS0011-01-2020-010789-12)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения за прогул.
Обстоятельства: Истец считает, что приказ издан с нарушением процедуры увольнения, с пропуском срока для применения дисциплинарного взыскания, без истребования объяснений; указывает на то, что прогула он не совершал.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано; 4) Удовлетворено.Ссылаясь на приказы Министерства образования и науки РСО-Алания, о принятии мер по предупреждению распространения в подведомственных организация новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суд пришел к выводу о том, что в период с 04.04.2020 г. по 20.07.2020 г. установленные в Российской Федерации в целом, а также на территории РСО-Алания нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, на педагогических работников СОГПИ не распространялись, а имеющиеся в приказах СОГПИ от 06.04.2020 г. N 38/1-д, от 20.04.2020 г. N 39/1-д, от 30.04.2020 г. N 40/1-д, от 12.05.2020 г. N 41/2-д, от 01.06.2020 г. N 43/1-д, от 15.06.2020 г. N 46/1-д, ссылки на нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы не свидетельствуют о распространении данного положения на педагогических работников СОГПИ, в том числе на преподавательский состав кафедры русской филологии.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения за прогул.
Обстоятельства: Истец считает, что приказ издан с нарушением процедуры увольнения, с пропуском срока для применения дисциплинарного взыскания, без истребования объяснений; указывает на то, что прогула он не совершал.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано; 4) Удовлетворено.Ссылаясь на приказы Министерства образования и науки РСО-Алания, о принятии мер по предупреждению распространения в подведомственных организация новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суд пришел к выводу о том, что в период с 04.04.2020 г. по 20.07.2020 г. установленные в Российской Федерации в целом, а также на территории РСО-Алания нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, на педагогических работников СОГПИ не распространялись, а имеющиеся в приказах СОГПИ от 06.04.2020 г. N 38/1-д, от 20.04.2020 г. N 39/1-д, от 30.04.2020 г. N 40/1-д, от 12.05.2020 г. N 41/2-д, от 01.06.2020 г. N 43/1-д, от 15.06.2020 г. N 46/1-д, ссылки на нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы не свидетельствуют о распространении данного положения на педагогических работников СОГПИ, в том числе на преподавательский состав кафедры русской филологии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровое неравенство и его преодоление как гарантия равного доступа к образованию в Российской Федерации
(Пибаева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)На современном этапе развития общества во многих сферах жизни, в частности в сфере образования, наблюдается внедрение цифровых инструментов, что обусловливает повсеместную необходимость высокой информационной и цифровой грамотности обучающихся и педагогов различных образовательных организаций. Пандемия COVID-19 внесла серьезные коррективы в образовательный процесс во всем мире, поскольку образовательным организациям пришлось перестраивать процесс обучения и переводить его в онлайн-среду. В свою очередь, это привело к невозможности многих получать образование в обычном офлайн-формате. В статье поднимается проблема цифрового неравенства в российском образовании. Автором выделены наиболее важные аспекты такого неравенства, касающиеся материально-технического обеспечения, навыков и умений участников, кадрового обеспечения образовательного процесса в условиях цифровизации, и предложены пути их преодоления. Проанализированы положения национального проекта "Образование", национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", а также положения федеральных проектов, на основании анализа которых сделан вывод о неравномерном использовании преимуществ цифровизации в образовательной сфере.
(Пибаева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)На современном этапе развития общества во многих сферах жизни, в частности в сфере образования, наблюдается внедрение цифровых инструментов, что обусловливает повсеместную необходимость высокой информационной и цифровой грамотности обучающихся и педагогов различных образовательных организаций. Пандемия COVID-19 внесла серьезные коррективы в образовательный процесс во всем мире, поскольку образовательным организациям пришлось перестраивать процесс обучения и переводить его в онлайн-среду. В свою очередь, это привело к невозможности многих получать образование в обычном офлайн-формате. В статье поднимается проблема цифрового неравенства в российском образовании. Автором выделены наиболее важные аспекты такого неравенства, касающиеся материально-технического обеспечения, навыков и умений участников, кадрового обеспечения образовательного процесса в условиях цифровизации, и предложены пути их преодоления. Проанализированы положения национального проекта "Образование", национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", а также положения федеральных проектов, на основании анализа которых сделан вывод о неравномерном использовании преимуществ цифровизации в образовательной сфере.
Готовое решение: Как устанавливается оплата труда преподавателей
(КонсультантПлюс, 2025)Оплата труда преподавателей и педагогических работников во время карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции в случае перевода на дистанционную работу сохраняется прежней, и оснований для снижения им зарплаты нет. В частности, неправомерно отменять в связи с таким переводом доплату за дополнительную работу (например, за заведование кабинетом, организацию питания обучающихся), если данные выплаты предусмотрены при тарификации на соответствующий учебный год. Это следует из ст. 312.5 ТК РФ, Писем Минпросвещения России от 10.04.2020 N ВБ-806/08, Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710, Письма Минпросвещения России N ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 235 от 22.05.2020. В случае перевода на дистанционную работу вы должны обеспечивать преподавателей и педагогических работников необходимым для такой работы оборудованием, программно-техническими и иными средствами или выплачивать компенсацию за использование ими собственного (или арендованного) оборудования, средств, а также возмещать связанные с дистанционной работой расходы (ч. 1, 2 ст. 312.6, ч. 2 ст. 312.9 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Оплата труда преподавателей и педагогических работников во время карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции в случае перевода на дистанционную работу сохраняется прежней, и оснований для снижения им зарплаты нет. В частности, неправомерно отменять в связи с таким переводом доплату за дополнительную работу (например, за заведование кабинетом, организацию питания обучающихся), если данные выплаты предусмотрены при тарификации на соответствующий учебный год. Это следует из ст. 312.5 ТК РФ, Писем Минпросвещения России от 10.04.2020 N ВБ-806/08, Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710, Письма Минпросвещения России N ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 235 от 22.05.2020. В случае перевода на дистанционную работу вы должны обеспечивать преподавателей и педагогических работников необходимым для такой работы оборудованием, программно-техническими и иными средствами или выплачивать компенсацию за использование ими собственного (или арендованного) оборудования, средств, а также возмещать связанные с дистанционной работой расходы (ч. 1, 2 ст. 312.6, ч. 2 ст. 312.9 ТК РФ).
Нормативные акты
показать больше документовВопрос: Это правда, что без прививки детей не будут пускать в школу 1 сентября? И в целом каковы перспективы работы в условиях ограничений из-за угрозы коронавирусной инфекции?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)Ответ: Требование обязательной вакцинации в отношении обучающихся общеобразовательных организаций не установлено. Обязательная вакцинация от коронавирусной инфекции установлена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", где граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более, работники образовательных организаций относятся к категории граждан, которые являются приоритетом 1-го уровня, подлежащим обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет относятся к приоритету 3-го уровня. В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)Ответ: Требование обязательной вакцинации в отношении обучающихся общеобразовательных организаций не установлено. Обязательная вакцинация от коронавирусной инфекции установлена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", где граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более, работники образовательных организаций относятся к категории граждан, которые являются приоритетом 1-го уровня, подлежащим обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет относятся к приоритету 3-го уровня. В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Вместе с тем вводимые запреты и ограничения стали своего рода "катализатором" перехода в онлайн формат многих видов деятельности. Потребовалось изыскивать и реализовывать оптимальные и максимально безопасные формы организации профессиональной деятельности, включая науку, образование, искусство. Так, сверх ожиданий пандемия послужила мощным стимулом цифровизации в научно-образовательной сфере. Вследствие введения изоляции научно-педагогические работники, как и многие другие профессиональные сообщества, в сжатые сроки подготовились к переходу в онлайн, а власти организовали онлайн формат различных видов деятельности.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Вместе с тем вводимые запреты и ограничения стали своего рода "катализатором" перехода в онлайн формат многих видов деятельности. Потребовалось изыскивать и реализовывать оптимальные и максимально безопасные формы организации профессиональной деятельности, включая науку, образование, искусство. Так, сверх ожиданий пандемия послужила мощным стимулом цифровизации в научно-образовательной сфере. Вследствие введения изоляции научно-педагогические работники, как и многие другие профессиональные сообщества, в сжатые сроки подготовились к переходу в онлайн, а власти организовали онлайн формат различных видов деятельности.
Вопрос: Имеет ли право вуз вести дистанционное обучение, а затем продлевать очное обучение на период летних каникул?
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)Ответ: На основании Приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. N 397 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" при реализации образовательных программ вузам необходимо предусмотреть организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде, а также использование различных образовательных технологий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)Ответ: На основании Приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. N 397 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" при реализации образовательных программ вузам необходимо предусмотреть организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде, а также использование различных образовательных технологий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Статья: Миграционная составляющая демографической динамики в развитии человеческого капитала современной России
(Красинец Е.С.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Для устранения барьеров, препятствующих более масштабному переезду в нашу страну соотечественников, есть широкое поле деятельности. В период и после завершения активной фазы борьбы с коронавирусной инфекцией необходимо стремиться к увеличению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях усиления соотечественникам государственной поддержки и для софинансирования мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения. Требуется корректировка условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры, искусства и спорта на основе анализа их предпочтений и ожиданий, а также поддержка российских организаций, привлекающих таких лиц. Вместе с тем следует адаптировать зарубежный опыт по репатриации соотечественников, в первую очередь в решении жилищных проблем и вопросов трудоустройства.
(Красинец Е.С.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Для устранения барьеров, препятствующих более масштабному переезду в нашу страну соотечественников, есть широкое поле деятельности. В период и после завершения активной фазы борьбы с коронавирусной инфекцией необходимо стремиться к увеличению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях усиления соотечественникам государственной поддержки и для софинансирования мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения. Требуется корректировка условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры, искусства и спорта на основе анализа их предпочтений и ожиданий, а также поддержка российских организаций, привлекающих таких лиц. Вместе с тем следует адаптировать зарубежный опыт по репатриации соотечественников, в первую очередь в решении жилищных проблем и вопросов трудоустройства.
Статья: Обязательная вакцинация: правомерность и правовые риски
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Интересно, что еще недавно в письме Роспотребнадзора от 01.03.2021 N 02/3835-2021-32 "Об иммунизации сотрудников образовательных организаций" его руководитель А.Ю. Попова прямо указывала, что "в настоящее время юридические основания для отстранения от работы сотрудников, в том числе относящихся к группам высокого риска инфицирования, в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции отсутствуют, так как иммунизация против новой коронавирусной инфекции включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Интересно, что еще недавно в письме Роспотребнадзора от 01.03.2021 N 02/3835-2021-32 "Об иммунизации сотрудников образовательных организаций" его руководитель А.Ю. Попова прямо указывала, что "в настоящее время юридические основания для отстранения от работы сотрудников, в том числе относящихся к группам высокого риска инфицирования, в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции отсутствуют, так как иммунизация против новой коронавирусной инфекции включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
Интервью: Борис Елисеев: "Каждому авиатору "ясное" правосознание"
("Юрист", 2021, N 5)В соответствии с Приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 397 и Федерального агентства воздушного транспорта (учредителя МГТУ ГА) от 17 марта 2020 г. N 297 руководителям образовательных организаций высшего образования было необходимо предусмотреть возможность использования различных образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
("Юрист", 2021, N 5)В соответствии с Приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 397 и Федерального агентства воздушного транспорта (учредителя МГТУ ГА) от 17 марта 2020 г. N 297 руководителям образовательных организаций высшего образования было необходимо предусмотреть возможность использования различных образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Статья: Институт налоговых расходов бюджета в системе реализации социальных функций государства
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Анализ главы 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) свидетельствует о целом арсенале социальных налоговых расходов, перечень которых систематически расширяется исходя из потребностей времени. Так, например, в марте 2020 г. в соответствии с правилами, закрепленными за государственной программой, утвержденной Правительством РФ, к доходам, не подлежащим налогообложению, были отнесены доходы, полученные медицинскими и педагогическими работниками в виде единовременных компенсационных выплат.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Анализ главы 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) свидетельствует о целом арсенале социальных налоговых расходов, перечень которых систематически расширяется исходя из потребностей времени. Так, например, в марте 2020 г. в соответствии с правилами, закрепленными за государственной программой, утвержденной Правительством РФ, к доходам, не подлежащим налогообложению, были отнесены доходы, полученные медицинскими и педагогическими работниками в виде единовременных компенсационных выплат.
Статья: О возможностях применения цифровых технологий по уголовным делам в деятельности судов общей юрисдикции первого звена
(Лукьянова О.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Таким образом, оба приведенных примера свидетельствуют о том, что действующая процессуальная форма не учитывает реалии времени и, по сути, тормозит внедрение технологических достижений в уголовное судопроизводство. По данному поводу мы тоже провели опрос коллег из судов Свердловской области, которые тоже привели не один десяток подобных примеров в пользу этого утверждения. В этой связи нам представляется, что уже созрели объективные предпосылки к тому, чтобы внести в ст. 247 УПК РФ соответствующие изменения, которые бы позволяли суду рассматривать уголовные дела по ходатайству обвиняемых (особенно содержащихся под стражей) и привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести, с согласия других участников процесса, посредством ВКС. К тому же, если учитывать сложившуюся ситуацию с пандемией новой коронавирусной инфекции, вопреки процессуальной форме уже сложилась судебная практика, в соответствии с которой ходатайство о продлении срока содержания лиц под стражей суды рассматривают посредством ВКС. В этом мы видим не только процессуальную, но и объективную необходимость. В дальнейшем можно было бы распространить рассмотрение уголовных дел с применением ВКС касательно участия эксперта, специалиста, педагога, переводчика и т.д.
(Лукьянова О.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Таким образом, оба приведенных примера свидетельствуют о том, что действующая процессуальная форма не учитывает реалии времени и, по сути, тормозит внедрение технологических достижений в уголовное судопроизводство. По данному поводу мы тоже провели опрос коллег из судов Свердловской области, которые тоже привели не один десяток подобных примеров в пользу этого утверждения. В этой связи нам представляется, что уже созрели объективные предпосылки к тому, чтобы внести в ст. 247 УПК РФ соответствующие изменения, которые бы позволяли суду рассматривать уголовные дела по ходатайству обвиняемых (особенно содержащихся под стражей) и привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести, с согласия других участников процесса, посредством ВКС. К тому же, если учитывать сложившуюся ситуацию с пандемией новой коронавирусной инфекции, вопреки процессуальной форме уже сложилась судебная практика, в соответствии с которой ходатайство о продлении срока содержания лиц под стражей суды рассматривают посредством ВКС. В этом мы видим не только процессуальную, но и объективную необходимость. В дальнейшем можно было бы распространить рассмотрение уголовных дел с применением ВКС касательно участия эксперта, специалиста, педагога, переводчика и т.д.
Статья: Переход на электронные личные медицинские книжки как необходимое условие проактивного надзора
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Остается нерешенным вопрос о реализации конституционного права гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены <35> в случае наличия заболевания, являющегося противопоказанием для проведения вакцинации. В связи с этим видится необходимой актуализация нормативных актов в части установления перечня медицинских противопоказаний к современным вакцинам. Для соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия важно законодательное закрепление условий, выполнение которых позволит работникам декретированных профессий не менять сферу деятельности при возникновении медицинских противопоказаний к проведению прививок (особенно если такие противопоказания возникли у стажированных работников). Важно определить перечень инфекционных заболеваний, иммунопрофилактика которых обязательна для конкретных сфер трудовой деятельности исходя из ее характера и возможных рисков. Например, для медицинских работников необходимыми видятся прививки против гемоконтактных (гепатита B) и воздушно-капельных инфекций (гриппа, кори, коронавирусной инфекции, туберкулеза, дифтерии); для работников общественного питания - прививки против инфекций, передающихся пищевым и водным путем (гепатита A, брюшного тифа); для работников образовательных учреждений - прививки против инфекций, передающихся воздушно-капельным путем (туберкулез, грипп, коронавирусная инфекция, корь, дифтерия) и т.д.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Остается нерешенным вопрос о реализации конституционного права гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены <35> в случае наличия заболевания, являющегося противопоказанием для проведения вакцинации. В связи с этим видится необходимой актуализация нормативных актов в части установления перечня медицинских противопоказаний к современным вакцинам. Для соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия важно законодательное закрепление условий, выполнение которых позволит работникам декретированных профессий не менять сферу деятельности при возникновении медицинских противопоказаний к проведению прививок (особенно если такие противопоказания возникли у стажированных работников). Важно определить перечень инфекционных заболеваний, иммунопрофилактика которых обязательна для конкретных сфер трудовой деятельности исходя из ее характера и возможных рисков. Например, для медицинских работников необходимыми видятся прививки против гемоконтактных (гепатита B) и воздушно-капельных инфекций (гриппа, кори, коронавирусной инфекции, туберкулеза, дифтерии); для работников общественного питания - прививки против инфекций, передающихся пищевым и водным путем (гепатита A, брюшного тифа); для работников образовательных учреждений - прививки против инфекций, передающихся воздушно-капельным путем (туберкулез, грипп, коронавирусная инфекция, корь, дифтерия) и т.д.
Статья: Особенности трудовых отношений в условиях пандемии COVID-19
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Пандемия COVID-19 стала социальным шоком для всего мира в 2020 г. Она внесла свои коррективы не только в размеренную жизнь граждан, но и во все сферы общества. Человечество стало ценить поистине важные профессии, которые до пандемии казались всем обыденными, - медицинских работников, педагогов, водителей общественного транспорта, продавцы. На фоне пандемии правовое регулирование трудовых отношений подверглось серьезным изменениям. Международная организация труда (МОТ) на основе анализа ситуации на рынке занятости в этот период пришла к выводу, что во втором квартале 2020 г. мировое рабочее время снизилось на 18%.
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Пандемия COVID-19 стала социальным шоком для всего мира в 2020 г. Она внесла свои коррективы не только в размеренную жизнь граждан, но и во все сферы общества. Человечество стало ценить поистине важные профессии, которые до пандемии казались всем обыденными, - медицинских работников, педагогов, водителей общественного транспорта, продавцы. На фоне пандемии правовое регулирование трудовых отношений подверглось серьезным изменениям. Международная организация труда (МОТ) на основе анализа ситуации на рынке занятости в этот период пришла к выводу, что во втором квартале 2020 г. мировое рабочее время снизилось на 18%.