Коронавирус ограничения по регионам
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус ограничения по регионам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 401 ГК РФпризнали распространение коронавируса и связанные с ним запреты и ограничения обстоятельствами непреодолимой силы >>>
Важнейшая практика по ст. 20.6.1 КоАП РФПрактика в связи с коронавирусом
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Эстафета введения мер социальной поддержки семей с детьми в связи с мероприятиями, направленными на ограничение распространения коронавируса, была подхвачена регионами. Положительным представляется опыт установления новых выплат в субъектах Российской Федерации, исследование правового регулирования которых позволило выделить определенные тенденции в предоставлении социального обеспечения отдельным категориям семей в различных регионах.
(Гусева Т.С., Семянникова Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Эстафета введения мер социальной поддержки семей с детьми в связи с мероприятиями, направленными на ограничение распространения коронавируса, была подхвачена регионами. Положительным представляется опыт установления новых выплат в субъектах Российской Федерации, исследование правового регулирования которых позволило выделить определенные тенденции в предоставлении социального обеспечения отдельным категориям семей в различных регионах.
Статья: Правовые проблемы повышения эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в современных условиях
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<17> Подробнее см., например: Справочная информация: "Коронавирус (COVID-19). Ограничения передвижения и обязательная вакцинация в субъектах Российской Федерации". Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)<17> Подробнее см., например: Справочная информация: "Коронавирус (COVID-19). Ограничения передвижения и обязательная вакцинация в субъектах Российской Федерации". Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Справочная информация: "Коронавирус (COVID-19). Ограничения передвижения и обязательная вакцинация в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОРОНАВИРУС (COVID-19). ОГРАНИЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОРОНАВИРУС (COVID-19). ОГРАНИЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Вопрос 4: Являются ли ограничительные меры, введенные в субъектах Российской Федерации в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) соблюдение гражданином режима самоизоляции основанием для восстановления процессуальных сроков?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Вопрос 4: Являются ли ограничительные меры, введенные в субъектах Российской Федерации в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) соблюдение гражданином режима самоизоляции основанием для восстановления процессуальных сроков?
Готовое решение: В каком режиме вправе продолжить работу организации, осуществляющие дистанционную торговлю, в условиях ограничений, связанных с распространением коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)В нормативно-правовых актах на уровне субъектов РФ, вводящих ограничительные меры в связи с распространением коронавируса, могут содержаться положения, разрешающие дистанционную торговлю.
(КонсультантПлюс, 2023)В нормативно-правовых актах на уровне субъектов РФ, вводящих ограничительные меры в связи с распространением коронавируса, могут содержаться положения, разрешающие дистанционную торговлю.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, местом нахождения Заказчика, а также местом представления Документации, предоставления разъяснений Документации и подачи заявки на бумажном носителе является г. Москва, в связи с чем, по мнению Комиссии ФАС России, проведение закупки не в электронной форме во время введения в соответствующем субъекте Российской Федерации ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, признанной обстоятельством непреодолимой силы, может привести к ограничению конкуренции, а также к ограничению количества потенциальных участников закупки, не имеющих возможности представить заявку на бумажном носителе по указанному в Документации адресу, а также направить соответствующий запрос о разъяснении положений Документации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, местом нахождения Заказчика, а также местом представления Документации, предоставления разъяснений Документации и подачи заявки на бумажном носителе является г. Москва, в связи с чем, по мнению Комиссии ФАС России, проведение закупки не в электронной форме во время введения в соответствующем субъекте Российской Федерации ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, признанной обстоятельством непреодолимой силы, может привести к ограничению конкуренции, а также к ограничению количества потенциальных участников закупки, не имеющих возможности представить заявку на бумажном носителе по указанному в Документации адресу, а также направить соответствующий запрос о разъяснении положений Документации.
Статья: Проблема "антиковидных" правоограничений в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Главные государственные санитарные врачи различного уровня и их заместители в соответствии со ст. 31, 50 и 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вправе выносить постановления, в которых могут содержаться обязательные для исполнения предписания в адрес органов государственной власти, в том числе о введении ограничительных мероприятий (карантина) <13>. Отметим, что в течение 2020 г. подобные предписания неоднократно выносились в отношении высших должностных лиц субъектов РФ как Главным государственным санитарным врачом РФ, так и соответствующими должностными лицами в субъектах РФ, что обязывало руководителей регионов принимать ограничительные меры в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Главные государственные санитарные врачи различного уровня и их заместители в соответствии со ст. 31, 50 и 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вправе выносить постановления, в которых могут содержаться обязательные для исполнения предписания в адрес органов государственной власти, в том числе о введении ограничительных мероприятий (карантина) <13>. Отметим, что в течение 2020 г. подобные предписания неоднократно выносились в отношении высших должностных лиц субъектов РФ как Главным государственным санитарным врачом РФ, так и соответствующими должностными лицами в субъектах РФ, что обязывало руководителей регионов принимать ограничительные меры в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции.
Статья: Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<39> Так, А.Н. Ибрагимова указывает на важность правильного определения вида нормативного правового акта, поскольку в нем отражаются "сущность и юридическое значение такого документа" (Ибрагимова А.Н. Ограничения публичных мероприятий в субъектах Российской Федерации в связи с пандемией COVID-19: юридический аспект // Вестник ВУиТ. 2021. N 3 (99). С. 58). В отличие от указа, который представляет собой нормативный правовой акт, принимаемый в отношении неопределенного числа физических и юридических лиц, постановление является актом управленческого характера и отражает государственную волю (см.: Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. пособие для бакалавров направления "Юриспруденция". Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. С. 211).
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<39> Так, А.Н. Ибрагимова указывает на важность правильного определения вида нормативного правового акта, поскольку в нем отражаются "сущность и юридическое значение такого документа" (Ибрагимова А.Н. Ограничения публичных мероприятий в субъектах Российской Федерации в связи с пандемией COVID-19: юридический аспект // Вестник ВУиТ. 2021. N 3 (99). С. 58). В отличие от указа, который представляет собой нормативный правовой акт, принимаемый в отношении неопределенного числа физических и юридических лиц, постановление является актом управленческого характера и отражает государственную волю (см.: Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. пособие для бакалавров направления "Юриспруденция". Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. С. 211).
Статья: Процессуальные судебные сроки в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации: особенности их продления, приостановления, восстановления
(Гнатко Е.А., Мариненко О.И.)
("Российский судья", 2021, N 2)<4> Указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (о порядке продления ограничительных мер в субъектах РФ с 11 мая 2020 г.)" // СЗ РФ. 2020. N 19. Ст. 3034.
(Гнатко Е.А., Мариненко О.И.)
("Российский судья", 2021, N 2)<4> Указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (о порядке продления ограничительных мер в субъектах РФ с 11 мая 2020 г.)" // СЗ РФ. 2020. N 19. Ст. 3034.
Статья: Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Таким образом, правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ, а также законы субъектов РФ в области противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, предусматривающие ограничения прав и свобод человека и гражданина, могут быть изданы только на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом. Мероприятия по борьбе с распространением инфекции COVID-19 основываются в Российской Федерации на различных отраслях законодательства; однако большинство ограничительных мер принимаются в рамках законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Таким образом, правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ, а также законы субъектов РФ в области противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, предусматривающие ограничения прав и свобод человека и гражданина, могут быть изданы только на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом. Мероприятия по борьбе с распространением инфекции COVID-19 основываются в Российской Федерации на различных отраслях законодательства; однако большинство ограничительных мер принимаются в рамках законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях (до 01.08.2025)Ответственность работодателя за неотстранение от работы (за допуск к работе) работников, прибывших на территорию РФ, может наступить по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Напомним, что работника необходимо отстранить от работы (не допускать к работе) по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 8, 9 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Ограничения допуска к работе из-за угрозы распространения коронавируса могут устанавливаться, в частности, на уровне субъектов РФ (пп. "у", "ф" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, пп. "г" п. 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794)).
Статья: О применении некоторых мер административного принуждения в отношении иностранных граждан за административные правонарушения в области дорожного движения
(Гордеева А.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)Особую актуальность проблемы правоприменительной деятельности компетентных органов в отношении иностранных граждан приобретут с началом поэтапной отмены в регионах ограничительных мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции. И такую работу после снятия ограничительных мер, безусловно, необходимо активизировать, изучив материалы в отношении наличия обстоятельств для принятия соответствующих решений в соответствии с существующим порядком <7>.
(Гордеева А.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)Особую актуальность проблемы правоприменительной деятельности компетентных органов в отношении иностранных граждан приобретут с началом поэтапной отмены в регионах ограничительных мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции. И такую работу после снятия ограничительных мер, безусловно, необходимо активизировать, изучив материалы в отношении наличия обстоятельств для принятия соответствующих решений в соответствии с существующим порядком <7>.
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Что касается негативных аспектов оценки деятельности органов публичной власти в период рассматриваемой экстраординарной ситуации, то нельзя не отметить, что пандемия коронавируса была сопряжена с ограничениями конституционных прав человека, особенно в части введения властями субъектов РФ самого распространенного и вместе с тем наиболее чувствительного способа реагирования на сложившуюся угрозу, так называемого локдауна. Нельзя не отметить, что часто применяемый в обоснование введения различных ограничений термин "локдаун", так и не нашел строгого нормативно урегулированного понимания, но одновременно повлек за собой целую систему мер, направленную на существенное ограничение установленных Конституцией РФ и международными актами прав человека: соблюдать "социальную дистанцию", не покидать место своего проживания без крайней необходимости, строгая изоляция для отдельных групп населения, запрет на проведение различных массовых мероприятий, ограничение транспортного сообщения между государствами и регионами внутри страны. При этом до упоминаемых событий в конституционно-правовой науке длительное время базовой точкой зрения в качестве введения ограничений конституционных прав и свобод были положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако реальная действительность и действия представителей публичной власти ярко показали, что ограничение прав и свобод возможно не только федеральными законами, но и актами глав субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, были предметом судебных разбирательств обращений в судах Вологодской, Оренбургской и Тюменской областей, в Республике Коми, в Москве и др.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Что касается негативных аспектов оценки деятельности органов публичной власти в период рассматриваемой экстраординарной ситуации, то нельзя не отметить, что пандемия коронавируса была сопряжена с ограничениями конституционных прав человека, особенно в части введения властями субъектов РФ самого распространенного и вместе с тем наиболее чувствительного способа реагирования на сложившуюся угрозу, так называемого локдауна. Нельзя не отметить, что часто применяемый в обоснование введения различных ограничений термин "локдаун", так и не нашел строгого нормативно урегулированного понимания, но одновременно повлек за собой целую систему мер, направленную на существенное ограничение установленных Конституцией РФ и международными актами прав человека: соблюдать "социальную дистанцию", не покидать место своего проживания без крайней необходимости, строгая изоляция для отдельных групп населения, запрет на проведение различных массовых мероприятий, ограничение транспортного сообщения между государствами и регионами внутри страны. При этом до упоминаемых событий в конституционно-правовой науке длительное время базовой точкой зрения в качестве введения ограничений конституционных прав и свобод были положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако реальная действительность и действия представителей публичной власти ярко показали, что ограничение прав и свобод возможно не только федеральными законами, но и актами глав субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, были предметом судебных разбирательств обращений в судах Вологодской, Оренбургской и Тюменской областей, в Республике Коми, в Москве и др.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В обозначенном контексте целесообразно принятие комплекса правовых мер, направленных на развитие национальный промышленности с учетом современных вызовов (пандемия коронавирусной инфекции, санкционные ограничения, мировой экономический кризис), а также с учетом ориентации на устойчивое развитие РФ и всего Евразийского региона. Такие меры, как представляется, не должны ограничиваться финансовой, информационно-консультационной поддержкой, поддержкой научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержкой развития кадрового потенциала, осуществляемой внешнеэкономической деятельности, предоставлением государственных и муниципальных преференций, а должны также быть ориентированы на использование и развитие конкретных правовых мер реализации интеллектуального потенциала внутригосударственных предприятий и отдельных специалистов, специальных преференциальных мер правовой охраны объектов промышленной собственности, усиление системного значения промышленной собственности в контексте правовой охраны интеллектуальной собственности в целом, на развитие совместных проектов, проектов в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства, направленных на равномерную локализацию промышленных производств в регионах России и др.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В обозначенном контексте целесообразно принятие комплекса правовых мер, направленных на развитие национальный промышленности с учетом современных вызовов (пандемия коронавирусной инфекции, санкционные ограничения, мировой экономический кризис), а также с учетом ориентации на устойчивое развитие РФ и всего Евразийского региона. Такие меры, как представляется, не должны ограничиваться финансовой, информационно-консультационной поддержкой, поддержкой научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности, поддержкой развития кадрового потенциала, осуществляемой внешнеэкономической деятельности, предоставлением государственных и муниципальных преференций, а должны также быть ориентированы на использование и развитие конкретных правовых мер реализации интеллектуального потенциала внутригосударственных предприятий и отдельных специалистов, специальных преференциальных мер правовой охраны объектов промышленной собственности, усиление системного значения промышленной собственности в контексте правовой охраны интеллектуальной собственности в целом, на развитие совместных проектов, проектов в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства, направленных на равномерную локализацию промышленных производств в регионах России и др.