Коронавирус медицинские организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус медицинские организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 622 ГК РФПрактика в связи с коронавирусом
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 39 "Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации""Кроме того, из материалов дела следует и не опровергается Фондом, что переданные Диспансером Больнице Аппараты не могли использоваться без Расходных материалов, в связи с чем в условиях обострения экстраординарной ситуации, связанной с высокими темпами распространения COVID-19, передача Медицинской организацией Больнице Расходных материалов для Аппаратов была обусловлена необходимостью решения социально значимой задачи по незамедлительному оснащению (дооснащению) соответствующих лечебных учреждений медицинским оборудованием и материалами, необходимыми для оказания своевременной и качественной медицинской помощи нуждающимся в ней лицам, что соответствует целям государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Примечательным в связи с этим является Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2021 N 88-17977/2021. Управлением Роспотребнадзора в Орловской области в целях недопущения заноса и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинских организациях Орловской области вынесено предписание, которым главным врачам бюджетных учреждений здравоохранения предписано принять меры, направленные на недопущение медицинскими работниками, осуществляющими деятельность по основному месту работы, осуществлять деятельность по совместительству либо по гражданско-правовым договорам в иных медицинских организациях. Медицинский работник перинатального центра был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение указанного запрета. Противоправность своих действий работником отрицалась. Однако суд в споре встал на сторону работодателя. Отсутствие в законе запретов и ограничений для медицинских работников работать на условиях совместительства в иных медицинских организациях было преодолено судом выводами об особом статусе работника и общественной значимости примененного к работнику ограничения. Так, суд указал, что приостановление внешнего совместительства как санитарно-противоэпидемическое мероприятие не являлось произвольным усмотрением работодателя, носило общий характер для всех совмещающих деятельность работников и, по сути, представляло собой обязанность за счет данного мероприятия снизить масштабность распространения коронавирусной инфекции на территории Орловской области, в том числе в перинатальном центре, деятельность которого в период повышенной готовности особенно важна.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Примечательным в связи с этим является Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2021 N 88-17977/2021. Управлением Роспотребнадзора в Орловской области в целях недопущения заноса и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в медицинских организациях Орловской области вынесено предписание, которым главным врачам бюджетных учреждений здравоохранения предписано принять меры, направленные на недопущение медицинскими работниками, осуществляющими деятельность по основному месту работы, осуществлять деятельность по совместительству либо по гражданско-правовым договорам в иных медицинских организациях. Медицинский работник перинатального центра был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение указанного запрета. Противоправность своих действий работником отрицалась. Однако суд в споре встал на сторону работодателя. Отсутствие в законе запретов и ограничений для медицинских работников работать на условиях совместительства в иных медицинских организациях было преодолено судом выводами об особом статусе работника и общественной значимости примененного к работнику ограничения. Так, суд указал, что приостановление внешнего совместительства как санитарно-противоэпидемическое мероприятие не являлось произвольным усмотрением работодателя, носило общий характер для всех совмещающих деятельность работников и, по сути, представляло собой обязанность за счет данного мероприятия снизить масштабность распространения коронавирусной инфекции на территории Орловской области, в том числе в перинатальном центре, деятельность которого в период повышенной готовности особенно важна.
Нормативные акты
"Временные методические рекомендации "Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 3 (01.11.2022)"
(утв. Минздравом России)
(вместе с "Правилами определения этапов медицинской реабилитации пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию, вызванную COVID-19", "Непрерывной и прерывистой программой тренировок на выносливость на III этапе медицинской реабилитации при COVID-19", "Методикой проведения физиотерапевтических процедур на этапах медицинской реабилитации пациентов с новой коронавирусной инфекцией", "Рекомендациями по проведению аэробных тренировок на выносливость на велоэргометре (на III этапе медицинской реабилитации)")15. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(утв. Минздравом России)
(вместе с "Правилами определения этапов медицинской реабилитации пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию, вызванную COVID-19", "Непрерывной и прерывистой программой тренировок на выносливость на III этапе медицинской реабилитации при COVID-19", "Методикой проведения физиотерапевтических процедур на этапах медицинской реабилитации пациентов с новой коронавирусной инфекцией", "Рекомендациями по проведению аэробных тренировок на выносливость на велоэргометре (на III этапе медицинской реабилитации)")15. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Готовое решение: Как учитываются безвозмездные операции для целей налогообложения прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)предназначено для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса. Важное условие - имущество (включая денежные средства) должно передаваться некоммерческим медицинским организациям, органам госвласти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям. Минфин России подчеркивает, что такое имущество должно быть предназначено для использования по прямому назначению для указанных целей (Письмо от 27.08.2020 N 03-03-07/75251);
(КонсультантПлюс, 2025)предназначено для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса. Важное условие - имущество (включая денежные средства) должно передаваться некоммерческим медицинским организациям, органам госвласти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям. Минфин России подчеркивает, что такое имущество должно быть предназначено для использования по прямому назначению для указанных целей (Письмо от 27.08.2020 N 03-03-07/75251);
Готовое решение: Как учесть финансовую и иную помощь учредителя организации на УСН
(КонсультантПлюс, 2025)Есть одно исключение: при УСН "доходы минус расходы" можно признать в расходах денежные средства, которые вы безвозмездно передали для борьбы с коронавирусной инфекцией некоммерческой медицинской организации (пп. 23.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Есть одно исключение: при УСН "доходы минус расходы" можно признать в расходах денежные средства, которые вы безвозмездно передали для борьбы с коронавирусной инфекцией некоммерческой медицинской организации (пп. 23.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Готовое решение: Вычеты по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)НДС вам предъявлен при приобретении имущества в РФ (уплачен при ввозе имущества в РФ), предназначенного для использования в целях предупреждения (предотвращения) распространения, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно передаваемого, в частности, медицинским организациям.
(КонсультантПлюс, 2025)НДС вам предъявлен при приобретении имущества в РФ (уплачен при ввозе имущества в РФ), предназначенного для использования в целях предупреждения (предотвращения) распространения, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно передаваемого, в частности, медицинским организациям.
Статья: Юридическая аномия как фактор неопределенности целей социального развития
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Предусматривается также обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Численность амбулаторно-клинических организаций в России действительно характеризовалась определенным ростом (в 2018 г. - 20 228, в 2019 г. - 21 216, в 2020 г. - 22 891), который, вероятно, можно связать и с мерами, направленными против эпидемии COVID-19. В 2021 году количество медицинских организаций вновь заметно снизилась - до 21 616, или на 5,6%. Численность фельдшерско-акушерских пунктов является практически неизменной (33 553 в 2018 г., 33 622 - в 2019, 33 618 - в 2020, 33 628 - в 2021). Непрерывно с 2003 года уменьшается число станций скорой медицинской помощи. В 2018 году их количество составляло 2276, а в 2021 году - уже только 2 035. При этом количество лиц, которым была оказана скорая медицинская помощь, в эти годы даже несколько возросло - с 45,6 до 46,9 млн человек. Можно отметить, что в сфере оказания медицинских услуг прогресса в данном случае нет или он не является значительным.
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Предусматривается также обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Численность амбулаторно-клинических организаций в России действительно характеризовалась определенным ростом (в 2018 г. - 20 228, в 2019 г. - 21 216, в 2020 г. - 22 891), который, вероятно, можно связать и с мерами, направленными против эпидемии COVID-19. В 2021 году количество медицинских организаций вновь заметно снизилась - до 21 616, или на 5,6%. Численность фельдшерско-акушерских пунктов является практически неизменной (33 553 в 2018 г., 33 622 - в 2019, 33 618 - в 2020, 33 628 - в 2021). Непрерывно с 2003 года уменьшается число станций скорой медицинской помощи. В 2018 году их количество составляло 2276, а в 2021 году - уже только 2 035. При этом количество лиц, которым была оказана скорая медицинская помощь, в эти годы даже несколько возросло - с 45,6 до 46,9 млн человек. Можно отметить, что в сфере оказания медицинских услуг прогресса в данном случае нет или он не является значительным.
Готовое решение: Предоставляются ли льготы по должности "санитарка" в связи с вредностью условий труда
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваш работник является медицинским работником и в период с 1 января по 30 сентября 2020 г. он оказывал в медорганизациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с COVID-19 и подозрением на это заболевание, на него распространяются особые правила исчисления периодов работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1, 2 и 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях. Эти правила введены Постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 N 1191.
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваш работник является медицинским работником и в период с 1 января по 30 сентября 2020 г. он оказывал в медорганизациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с COVID-19 и подозрением на это заболевание, на него распространяются особые правила исчисления периодов работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1, 2 и 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях. Эти правила введены Постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 N 1191.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 06.04.2022 N 356 "О применении телемедицинских технологий при организации оказания консультаций по вопросам коронавирусной инфекции COVID-19 и подборе персонала в медицинские организации города Москвы" законодательно обеспечил на территории города Москвы создание Телемедицинского центра Департамента здравоохранения города Москвы для предоставления дистанционной консультативной медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 <349>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 06.04.2022 N 356 "О применении телемедицинских технологий при организации оказания консультаций по вопросам коронавирусной инфекции COVID-19 и подборе персонала в медицинские организации города Москвы" законодательно обеспечил на территории города Москвы создание Телемедицинского центра Департамента здравоохранения города Москвы для предоставления дистанционной консультативной медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом COVID-19 <349>.
Статья: О применении системного подхода в правовом регулировании телемедицинских технологий
(Винокурова М.А., Пашнина Т.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<18> В данную группу входят Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения", Приказ Департамента здравоохранения г. Москва от 6 апреля 2020 г. N 356 "О применении телемедицинских технологий при организации оказания консультаций по вопросам коронавирусной инфекции COVID-19 и подборе персонала в медицинские организации города Москвы" и др.
(Винокурова М.А., Пашнина Т.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<18> В данную группу входят Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2022 г. N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения", Приказ Департамента здравоохранения г. Москва от 6 апреля 2020 г. N 356 "О применении телемедицинских технологий при организации оказания консультаций по вопросам коронавирусной инфекции COVID-19 и подборе персонала в медицинские организации города Москвы" и др.