Коронавирус лица старше 65
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус лица старше 65 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Московского городского суда от 11.12.2023 по делу N 7-25591/2023 (УИД 77RS0023-02-2023-000087-54)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в восстановлении срока подачи заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Довод жалобы о том, что постановление по делу не получено в связи с пандемией COVID-19, в связи с чем Х. была лишена возможности выполнить какие-либо действия, связанные с получением копии постановления и подачи жалобы в силу того, что ей как лицу старше 65 лет государственным органом была вменена обязанность по соблюдению режима изоляции по месту проживания или пребывая, - не могут являться основанием для удовлетворения жалобы, поскольку заявитель не ссылается на конкретные обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в восстановлении срока подачи заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Довод жалобы о том, что постановление по делу не получено в связи с пандемией COVID-19, в связи с чем Х. была лишена возможности выполнить какие-либо действия, связанные с получением копии постановления и подачи жалобы в силу того, что ей как лицу старше 65 лет государственным органом была вменена обязанность по соблюдению режима изоляции по месту проживания или пребывая, - не могут являться основанием для удовлетворения жалобы, поскольку заявитель не ссылается на конкретные обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Определение Московского городского суда от 23.08.2023 по делу N 7-19130/2023 (УИД 77RS0023-02-2023-000147-68)
Процессуальные вопросы: Об отказе в восстановлении срока подачи заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.Довод жалобы о том, что постановление по делу не получено в связи с пандемией COVID-19, в связи с чем, Хайруллина А.А. была лишена возможности выполнить какие-либо действия, связанные с получением копии постановления и подачи жалобы, в силу того, что ей как лицу старше 65 лет государственным органом была вменена обязанность по соблюдению режима изоляции по месту проживания или пребывая, - не могут являться основанием для удовлетворения жалобы, поскольку заявитель не ссылается на конкретные обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Процессуальные вопросы: Об отказе в восстановлении срока подачи заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.Довод жалобы о том, что постановление по делу не получено в связи с пандемией COVID-19, в связи с чем, Хайруллина А.А. была лишена возможности выполнить какие-либо действия, связанные с получением копии постановления и подачи жалобы, в силу того, что ей как лицу старше 65 лет государственным органом была вменена обязанность по соблюдению режима изоляции по месту проживания или пребывая, - не могут являться основанием для удовлетворения жалобы, поскольку заявитель не ссылается на конкретные обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Региональная политика в отношении пенсионеров после введения режима самоизоляции во многом совпадала с общегосударственной политикой (масочный режим, социальная дистанция, обязательная вакцинация и др.). С апреля 2020 г. в России был введен режим самоизоляции для пенсионеров старше 65 лет как дополнительная противоэпидемическая мера. В отдельных регионах были введены ежемесячные выплаты работникам организаций социального обслуживания, волонтерам, которые взяли под временную опеку или на проживание инвалидов и престарелых граждан <5>. Для нейтрализации негативных последствий от распространения инфекции COVID-19 в Москве для лиц пенсионного возраста (старше 65 лет) была предоставлена социальная выплата как до начала, так и по окончании режима самоизоляции в размере 2 000 рублей при условии его соблюдения <6>. Анализ принятых мер показал, что они направлены в первую очередь на повышение социальной защиты граждан (семьи с детьми), а также оказание адресной помощи отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам <7>.
Статья: Системные проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов и пандемия COVID-19
(Жаворонков Р.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Ярким примером недостаточного понимания проблем инвалидов является то, что в настоящее время согласно законодательству ряда регионов <16> инвалидность I группы не является критерием отнесения граждан к категории лиц, имеющих повышенный риск заразиться коронавирусом (к этой категории относят граждан старше 65 лет либо страдающих определенными заболеваниям), хотя совершенно очевидно, что большинство инвалидов I группы имеют слабый иммунитет и могут тяжело переносить заболевание коронавирусом. В результате инвалиды I группы младше 65 лет или не имеющие определенные заболевания, сталкиваясь с ограничениями при соблюдении самоизоляции для сохранения своей жизни и здоровья, лишены тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены для граждан, входящих в группу риска. Следует отметить, что согласно рекомендациям ООН все инвалиды должны быть отнесены к группе повышенного риска заразиться коронавирусом <17>.
(Жаворонков Р.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Ярким примером недостаточного понимания проблем инвалидов является то, что в настоящее время согласно законодательству ряда регионов <16> инвалидность I группы не является критерием отнесения граждан к категории лиц, имеющих повышенный риск заразиться коронавирусом (к этой категории относят граждан старше 65 лет либо страдающих определенными заболеваниям), хотя совершенно очевидно, что большинство инвалидов I группы имеют слабый иммунитет и могут тяжело переносить заболевание коронавирусом. В результате инвалиды I группы младше 65 лет или не имеющие определенные заболевания, сталкиваясь с ограничениями при соблюдении самоизоляции для сохранения своей жизни и здоровья, лишены тех мер социальной поддержки, которые предусмотрены для граждан, входящих в группу риска. Следует отметить, что согласно рекомендациям ООН все инвалиды должны быть отнесены к группе повышенного риска заразиться коронавирусом <17>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Основные формы медицинской учетной документации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Индивидуальный дневник для заполнения частными медицинскими организациями при реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами РФ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Индивидуальный дневник для заполнения частными медицинскими организациями при реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами РФ
Статья: Правовое регулирование: дискретный или системодеятельностный подход?
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 г. N 8 с 16 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. установлена обязанность граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих определенные заболевания, соблюдать режим самоизоляции, за исключением граждан, прошедших вакцинацию против COVID-19. С 28 марта 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в Тюменской области приостановлены бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, профилакториях, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках. С 15 ноября 2021 г. посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, театров, кинотеатров (кинозалов), концертных залов, цирков, спортивных объектов допускается при наличии у таких граждан QR-кода, оформленного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или медицинского документа, подтверждающих наличие у гражданина вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев либо перенесенное заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев, а также документа, удостоверяющего личность гражданина. Работодателям рекомендовано предоставлять работникам, проходящим вакцинацию против COVID-19, дополнительный день отдыха с сохранением заработной платы в день прохождения вакцинации и в день, следующий за днем вакцинации, или дополнительный день отпуска. За невыполнение гражданами нормативных правовых актов Тюменской области по защите населения от чрезвычайных ситуаций установлен административный штраф в размере от 1 000 до 2 000 руб.
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 г. N 8 с 16 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. установлена обязанность граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих определенные заболевания, соблюдать режим самоизоляции, за исключением граждан, прошедших вакцинацию против COVID-19. С 28 марта 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в Тюменской области приостановлены бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, профилакториях, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках. С 15 ноября 2021 г. посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, театров, кинотеатров (кинозалов), концертных залов, цирков, спортивных объектов допускается при наличии у таких граждан QR-кода, оформленного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или медицинского документа, подтверждающих наличие у гражданина вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев либо перенесенное заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев, а также документа, удостоверяющего личность гражданина. Работодателям рекомендовано предоставлять работникам, проходящим вакцинацию против COVID-19, дополнительный день отдыха с сохранением заработной платы в день прохождения вакцинации и в день, следующий за днем вакцинации, или дополнительный день отпуска. За невыполнение гражданами нормативных правовых актов Тюменской области по защите населения от чрезвычайных ситуаций установлен административный штраф в размере от 1 000 до 2 000 руб.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- граждане с подозрением на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также граждане с проявлениями острой респираторной вирусной инфекции и других острых респираторных заболеваний (п. 12.5);
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- граждане с подозрением на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также граждане с проявлениями острой респираторной вирусной инфекции и других острых респираторных заболеваний (п. 12.5);
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Самые большие ограничения коснулись отдельных категорий работников. Временному отстранению от работы или переводу на дистанционную форму работы подлежат лица из групп риска, к которым относятся лица старше 65 лет, а также имеющие хронические заболевания, сниженный иммунитет, беременные женщины.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Самые большие ограничения коснулись отдельных категорий работников. Временному отстранению от работы или переводу на дистанционную форму работы подлежат лица из групп риска, к которым относятся лица старше 65 лет, а также имеющие хронические заболевания, сниженный иммунитет, беременные женщины.
Готовое решение: В каком режиме вправе работать организации в условиях ограничений, действующих в связи с распространением коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Могут ли ходить на работу работники в возрасте старше 65 лет в период эпидемии коронавируса
(КонсультантПлюс, 2023)Могут ли ходить на работу работники в возрасте старше 65 лет в период эпидемии коронавируса
Ситуация: Каков порядок принудительной госпитализации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Госпитализация пациентов с установленным диагнозом COVID-19 или с подозрением на это заболевание осуществляется по клиническим (с учетом критериев, установленных Минздравом России) и эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, многонаселенной квартире, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении лиц контингентов риска - старше 65 лет, лиц с хроническими заболеваниями) (п. 2.1 МР 3.1.0229-21, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.01.2021; разд. 3.1.2 Временных методических рекомендаций, утв. ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России (протокол от 19.10.2021 N 10)).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Госпитализация пациентов с установленным диагнозом COVID-19 или с подозрением на это заболевание осуществляется по клиническим (с учетом критериев, установленных Минздравом России) и эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, многонаселенной квартире, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении лиц контингентов риска - старше 65 лет, лиц с хроническими заболеваниями) (п. 2.1 МР 3.1.0229-21, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.01.2021; разд. 3.1.2 Временных методических рекомендаций, утв. ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России (протокол от 19.10.2021 N 10)).
Статья: Проблемы реализации правовых норм при вакцинации в условиях чрезвычайной ситуации или повышенной готовности
(Винокуров В.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Граждане, подлежащие, как указано в календаре прививок, обязательной (!) вакцинации против названной инфекции, разделены на три уровня приоритета, но что означают данные уровни и зачем они, ни один официально опубликованный документ, включая Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приложенный к данному календарю, не объясняет. Является ли приоритет 1-го уровня главным по отношению к приоритетам 2-го и 3-го уровней, или, наоборот, начинать прививать следует с лиц, отнесенных к 3-му уровню? В санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15 <7>, также выделены приоритеты трех уровней для проведения лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий, но состав включенных в них лиц не всегда совпадает с включенными в соответствующие уровни актом Минздрава России. Так, по документу Минздрава России к приоритету 1-го уровня относятся лица в возрасте 60 лет и старше, а по Постановлению Главного государственного санитарного врача России - лица старше 65 лет относятся к приоритету 2-го уровня.
(Винокуров В.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Граждане, подлежащие, как указано в календаре прививок, обязательной (!) вакцинации против названной инфекции, разделены на три уровня приоритета, но что означают данные уровни и зачем они, ни один официально опубликованный документ, включая Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приложенный к данному календарю, не объясняет. Является ли приоритет 1-го уровня главным по отношению к приоритетам 2-го и 3-го уровней, или, наоборот, начинать прививать следует с лиц, отнесенных к 3-му уровню? В санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15 <7>, также выделены приоритеты трех уровней для проведения лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий, но состав включенных в них лиц не всегда совпадает с включенными в соответствующие уровни актом Минздрава России. Так, по документу Минздрава России к приоритету 1-го уровня относятся лица в возрасте 60 лет и старше, а по Постановлению Главного государственного санитарного врача России - лица старше 65 лет относятся к приоритету 2-го уровня.
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В целях предотвращения распространения на территории России COVID-19, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также повышения защиты права на охрану здоровья граждан в возрасте 65 лет и старше Правительство РФ 1 апреля 2020 г. утвердило Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше <3>. Указанные Правила гарантируют назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине застрахованных лиц (работников) в возрасте 65 лет и старше, соблюдающих режим самоизоляции по месту жительства либо месту пребывания, фактического нахождения, в том числе в жилых и садовых домах, размещенных на садовых земельных участках, за исключением лиц, переведенных на дистанционный режим работы или находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске. Работодатель (страхователь) передает в Фонд социального страхования перечень вышеуказанных работников, документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Фонд проверяет полученные данные и направляет их в уполномоченную медицинскую организацию, которая обязана единовременно оформить электронный листок временной нетрудоспособности на срок, определяемый Правительством РФ <4>.
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)В целях предотвращения распространения на территории России COVID-19, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также повышения защиты права на охрану здоровья граждан в возрасте 65 лет и старше Правительство РФ 1 апреля 2020 г. утвердило Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше <3>. Указанные Правила гарантируют назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности в период нахождения на карантине застрахованных лиц (работников) в возрасте 65 лет и старше, соблюдающих режим самоизоляции по месту жительства либо месту пребывания, фактического нахождения, в том числе в жилых и садовых домах, размещенных на садовых земельных участках, за исключением лиц, переведенных на дистанционный режим работы или находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске. Работодатель (страхователь) передает в Фонд социального страхования перечень вышеуказанных работников, документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Фонд проверяет полученные данные и направляет их в уполномоченную медицинскую организацию, которая обязана единовременно оформить электронный листок временной нетрудоспособности на срок, определяемый Правительством РФ <4>.