Коронавирус Калининград
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус Калининград (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Общественное здоровье" в теоретико-правовом аспекте
(Комарова В.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)<16> Молоканов А.А., Диланян В.А. Общественное здоровье как социокультурный феномен // Общество: философия, история, культура. 2023. N 12. С. 164. DOI: 10.24158/fik.2023.12.22; Огурцов А.Н., Дмитриев В.В. Интегральная оценка социальных детерминант общественного здоровья населения Калининградской области в контексте пандемии COVID-19 (муниципальный уровень) // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2023. Т. 29. N 2. С. 170. DOI: 10.35595/2414-9179-2023-2-29-162-179; Шишкина Е.А., Селина Е.Г., Набиуллина Г.А. Социологическая парадигма общественного здоровья в контексте глобальных экологических дисфункций: генезис и эволюция // Вестник Международного юридического института. 2021. N 1. С. 50.
(Комарова В.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)<16> Молоканов А.А., Диланян В.А. Общественное здоровье как социокультурный феномен // Общество: философия, история, культура. 2023. N 12. С. 164. DOI: 10.24158/fik.2023.12.22; Огурцов А.Н., Дмитриев В.В. Интегральная оценка социальных детерминант общественного здоровья населения Калининградской области в контексте пандемии COVID-19 (муниципальный уровень) // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2023. Т. 29. N 2. С. 170. DOI: 10.35595/2414-9179-2023-2-29-162-179; Шишкина Е.А., Селина Е.Г., Набиуллина Г.А. Социологическая парадигма общественного здоровья в контексте глобальных экологических дисфункций: генезис и эволюция // Вестник Международного юридического института. 2021. N 1. С. 50.
Статья: Правовые проблемы разработки и внедрения механизмов защиты конституционных прав граждан в условиях пандемии COVID-19
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализируя работы административистов <15>, следует предположить, что режим повышенной готовности является вторичным по отношению к общему режиму чрезвычайной ситуации. Оба они носят экстраординарный характер и направлены на достижение общей цели - обеспечение конституционной безопасности прав граждан. Проявляется их экстраординарность в следующем: наделение чрезвычайными полномочиями отдельных органов управления, создание различных центров управления и введение особых форм управления соответствующими территориями, что следует из норм Закона N 68-ФЗ. Несмотря на широкую публичную огласку используемых самостоятельных комплексов защиты жизни и здоровья граждан и их подвижность (только в период пандемии их было принято свыше 250), согласимся с мнением С.М. Зырянова, что при исследовании режимов речь идет о "спящем" законодательстве - правовых нормах, которые в обычных условиях не действуют, а включаются при возникновении предусмотренных законодательством оснований - экстраординарных ситуаций разного рода <16>. Примечательно, что экстраординарные обстоятельства пандемии COVID-19 способствовали использованию инструментария правовой системы федеративного государства в полной мере. Осознанная необходимость выработки индивидуальных подходов к предотвращению и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в субъектах Федерации способствовала выстраиванию определенного оркестра отличных ограничительных правозащитных мер, столь гармонично вписавшихся в ритм современных реалий. Так, например, ограничительные меры были введены Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" <17>, которым в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и недопущения распространения заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2 были предприняты меры введения различных режимов: режима изоляции на дому (п. 9.1.3 при наличии постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей - о нахождении в режиме изоляции на дому); режима самоизоляции граждан (п. 10.1 для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых устанавливался приложением к настоящему Указу Мэра г. Москвы N 12-УМ). Режим повышенной готовности был введен Постановлением губернатора Тверской области от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" <18>, в п. 2 которого сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. Причем данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы в более чем 40 субъектах Федерации <19>. Режим повышенной готовности введен Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" <20>. Наименование данного документа с максимальной точностью передает цели введения режима повышенной готовности, обусловленные возникшей осознанной необходимостью. В данном Постановлении в числе мер, принимаемых в Калининградской области, применялись: изоляция в домашних условиях или условиях обсерватора (в течение 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию) и самоизоляция по месту проживания для граждан старше 65 лет и имеющих заболевания. В ряде субъектов РФ с целью предупреждения распространения COVID-19 были установлены пропускные режимы (например, в г. Москве, Московской и Тверской областях, Республике Карелия, Приморском крае и пр.). подчеркнуть, что приведенные в настоящей статье отдельные меры защиты жизни и здоровья граждан, по сути, сводимые лишь к исключению контактов между людьми в целях недопущения заражения, лишили граждан элементарных условий частной жизни. К сожалению, претворение подобных нормативных предписаний в жизнь создало огромную правовую проблему. Количество дел в судах по оспариванию административных распоряжений высших должностных лиц субъектов РФ зашкаливает, причем, как правило, в каждом из субъектов Федерации складывается своя судебная практика.
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализируя работы административистов <15>, следует предположить, что режим повышенной готовности является вторичным по отношению к общему режиму чрезвычайной ситуации. Оба они носят экстраординарный характер и направлены на достижение общей цели - обеспечение конституционной безопасности прав граждан. Проявляется их экстраординарность в следующем: наделение чрезвычайными полномочиями отдельных органов управления, создание различных центров управления и введение особых форм управления соответствующими территориями, что следует из норм Закона N 68-ФЗ. Несмотря на широкую публичную огласку используемых самостоятельных комплексов защиты жизни и здоровья граждан и их подвижность (только в период пандемии их было принято свыше 250), согласимся с мнением С.М. Зырянова, что при исследовании режимов речь идет о "спящем" законодательстве - правовых нормах, которые в обычных условиях не действуют, а включаются при возникновении предусмотренных законодательством оснований - экстраординарных ситуаций разного рода <16>. Примечательно, что экстраординарные обстоятельства пандемии COVID-19 способствовали использованию инструментария правовой системы федеративного государства в полной мере. Осознанная необходимость выработки индивидуальных подходов к предотвращению и противодействию распространению новой коронавирусной инфекции в субъектах Федерации способствовала выстраиванию определенного оркестра отличных ограничительных правозащитных мер, столь гармонично вписавшихся в ритм современных реалий. Так, например, ограничительные меры были введены Указом Мэра г. Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" <17>, которым в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и недопущения распространения заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2 были предприняты меры введения различных режимов: режима изоляции на дому (п. 9.1.3 при наличии постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей - о нахождении в режиме изоляции на дому); режима самоизоляции граждан (п. 10.1 для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых устанавливался приложением к настоящему Указу Мэра г. Москвы N 12-УМ). Режим повышенной готовности был введен Постановлением губернатора Тверской области от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" <18>, в п. 2 которого сказано, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. Причем данная ситуация признана обстоятельством непреодолимой силы в более чем 40 субъектах Федерации <19>. Режим повышенной готовности введен Постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 N 134 "О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции" <20>. Наименование данного документа с максимальной точностью передает цели введения режима повышенной готовности, обусловленные возникшей осознанной необходимостью. В данном Постановлении в числе мер, принимаемых в Калининградской области, применялись: изоляция в домашних условиях или условиях обсерватора (в течение 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию) и самоизоляция по месту проживания для граждан старше 65 лет и имеющих заболевания. В ряде субъектов РФ с целью предупреждения распространения COVID-19 были установлены пропускные режимы (например, в г. Москве, Московской и Тверской областях, Республике Карелия, Приморском крае и пр.). подчеркнуть, что приведенные в настоящей статье отдельные меры защиты жизни и здоровья граждан, по сути, сводимые лишь к исключению контактов между людьми в целях недопущения заражения, лишили граждан элементарных условий частной жизни. К сожалению, претворение подобных нормативных предписаний в жизнь создало огромную правовую проблему. Количество дел в судах по оспариванию административных распоряжений высших должностных лиц субъектов РФ зашкаливает, причем, как правило, в каждом из субъектов Федерации складывается своя судебная практика.
Нормативные акты
Статья: Доминанты, определенные международными организациями, и Европейская социальная хартия как ориентиры гибкой социальной политики государств в условиях коронакризиса
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)<4> Емельянова Л.Л., Лялина А.В. Рынок труда в эксклавной Калининградской области в условиях пандемии COVID-19 // Балтийский регион. 2020. Т. 12. N 4. С. 61 - 81.
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)<4> Емельянова Л.Л., Лялина А.В. Рынок труда в эксклавной Калининградской области в условиях пандемии COVID-19 // Балтийский регион. 2020. Т. 12. N 4. С. 61 - 81.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения по аренде.
Вправе ли арендодатель требовать арендную плату, если у арендатора нет фактической или юридической возможности владеть и пользоваться имуществом по причинам, которые от него не зависят
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суды первой и апелляционной инстанций, оценив доводы сторон и представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что в связи с введением на территории Калининградской области мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции у предпринимателя в период с 25.06.2021 по 20.07.2021 отсутствовала объективная возможность использования размещенного им нестационарного объекта для организации досуга (аттракциона) в соответствии с условиями Договора.
Вправе ли арендодатель требовать арендную плату, если у арендатора нет фактической или юридической возможности владеть и пользоваться имуществом по причинам, которые от него не зависят
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суды первой и апелляционной инстанций, оценив доводы сторон и представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что в связи с введением на территории Калининградской области мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции у предпринимателя в период с 25.06.2021 по 20.07.2021 отсутствовала объективная возможность использования размещенного им нестационарного объекта для организации досуга (аттракциона) в соответствии с условиями Договора.
Статья: Роль пространственных знаний для устойчивого развития туризма в условиях глобальных вызовов
(Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 2)Еще одна характерная тенденция прошедшего периода (с начала пандемии) - рост интереса к активному и экологическому туризму. Экологический туризм ориентирован на познание окружающей природы с минимальным негативным воздействием на используемую экосистему <1>. Тенденция на рост природно-ориентированных видов туризма была вполне прогнозируема из-за опасения туристов, что они подвергаются большей опасности заражения COVID-19 в городах <2>.
(Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 2)Еще одна характерная тенденция прошедшего периода (с начала пандемии) - рост интереса к активному и экологическому туризму. Экологический туризм ориентирован на познание окружающей природы с минимальным негативным воздействием на используемую экосистему <1>. Тенденция на рост природно-ориентированных видов туризма была вполне прогнозируема из-за опасения туристов, что они подвергаются большей опасности заражения COVID-19 в городах <2>.
Статья: Специфика правового регулирования туризма в период пандемии
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Но это также не означает, что государственная поддержка не нужна и не важна для данной отрасли. Так, развитие внутреннего туризма, решив одни проблемы, на данном витке пандемии привело к возникновению других. Например, по данным "ТурСтат", "летом 2020 г. самыми популярными направлениями стали Краснодарский край (6,2 млн туристов), Крым (3,5 млн) и Алтай (2 млн). Помимо перечисленных локаций, было и несколько новых для массового путешественника туристических открытий - Дагестан (рост на 40%), Карелия (рост в два раза), Ингушетия и Калининградская область" <6>. Теперь посмотрим отчет о текущей ситуации с коронавирусом в Российской Федерации, в том числе по регионам. Республика Карелия входит в десятку регионов, где количество заболевших за сутки превысило отметку 350 человек, занимая 9-е место (366 чел.) <7>. Остальные популярные для туристов регионы в данный отчет не попали, но это не означает, что ситуация в них безоблачная. Так, в Краснодарском крае обнаружился рекордный прирост смертности (38%) от COVID-19. Эпидемиологи назвали причины: рост туристов и халатность местных жителей <8>. Но больше всего смертность выросла в северокавказских регионах, например в Чечне, Дагестане и Ингушетии, которые обогнали за летне-осенний период 2020 г. даже Москву и Санкт-Петербург по показателям Росстата <9>. Иными словами, "если в мае, на который пришелся пик первой волны COVID-19 в России, только 25 регионов показали избыточную смертность, в октябре прирост смертности был зарегистрирован в 71 регионе" <10>.
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Но это также не означает, что государственная поддержка не нужна и не важна для данной отрасли. Так, развитие внутреннего туризма, решив одни проблемы, на данном витке пандемии привело к возникновению других. Например, по данным "ТурСтат", "летом 2020 г. самыми популярными направлениями стали Краснодарский край (6,2 млн туристов), Крым (3,5 млн) и Алтай (2 млн). Помимо перечисленных локаций, было и несколько новых для массового путешественника туристических открытий - Дагестан (рост на 40%), Карелия (рост в два раза), Ингушетия и Калининградская область" <6>. Теперь посмотрим отчет о текущей ситуации с коронавирусом в Российской Федерации, в том числе по регионам. Республика Карелия входит в десятку регионов, где количество заболевших за сутки превысило отметку 350 человек, занимая 9-е место (366 чел.) <7>. Остальные популярные для туристов регионы в данный отчет не попали, но это не означает, что ситуация в них безоблачная. Так, в Краснодарском крае обнаружился рекордный прирост смертности (38%) от COVID-19. Эпидемиологи назвали причины: рост туристов и халатность местных жителей <8>. Но больше всего смертность выросла в северокавказских регионах, например в Чечне, Дагестане и Ингушетии, которые обогнали за летне-осенний период 2020 г. даже Москву и Санкт-Петербург по показателям Росстата <9>. Иными словами, "если в мае, на который пришелся пик первой волны COVID-19 в России, только 25 регионов показали избыточную смертность, в октябре прирост смертности был зарегистрирован в 71 регионе" <10>.
Статья: Проблемы управления налогом на добавленную стоимость и антикризисные меры по их решению: оптимизация ставок и улучшение администрирования НДС
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)4. Поощрять компании, реализующие установки российских властей (обычно в нескольких выбранных направлениях). Льготы по ставкам НДС прямо указывают на господдержку малого бизнеса, книгопечатания и детей, обеспечение продовольственной безопасности, уменьшение стоимости лекарств, развитие IT-сферы, снижение влияния пандемии COVID-19 и санкций <21>, поддержку экспортеров (в период санкций она усилилась).
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)4. Поощрять компании, реализующие установки российских властей (обычно в нескольких выбранных направлениях). Льготы по ставкам НДС прямо указывают на господдержку малого бизнеса, книгопечатания и детей, обеспечение продовольственной безопасности, уменьшение стоимости лекарств, развитие IT-сферы, снижение влияния пандемии COVID-19 и санкций <21>, поддержку экспортеров (в период санкций она усилилась).