Коронавирус форс мажор субъекты
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус форс мажор субъекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 401 ГК РФподтвердили обязательства и ответственность, хотя распространение коронавируса признано НПА субъекта РФ обстоятельством непреодолимой силы >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, инспекцией были установлены следующие смягчающие обстоятельства: признание вины; тяжелое финансовое положение организации; социально значимые действия организации, направленные на сохранение рабочих мест сотрудников организации, вызванные обстоятельствами коронавирусной инфекции COVID-19; потенциальные дополнительные форс-мажорные обременения субъектов малого и среднего предпринимательства, вызванные введенными в отношении РФ санкциями. В связи с этим штраф был снижен в два раза.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, инспекцией были установлены следующие смягчающие обстоятельства: признание вины; тяжелое финансовое положение организации; социально значимые действия организации, направленные на сохранение рабочих мест сотрудников организации, вызванные обстоятельствами коронавирусной инфекции COVID-19; потенциальные дополнительные форс-мажорные обременения субъектов малого и среднего предпринимательства, вызванные введенными в отношении РФ санкциями. В связи с этим штраф был снижен в два раза.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Временная юридическая невозможность в российской судебной практике
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)<67> Всего в 40 регионах РФ. Подробнее см.: Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором (Справочный материал подготовлен специалистами СПС "КонсультантПлюс"). При этом стоит напомнить, что гражданское право находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), что должно исключать любую возможность властей не федерального уровня претендовать на возможность регулирования соответствующих гражданско-правовых отношений.
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)<67> Всего в 40 регионах РФ. Подробнее см.: Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором (Справочный материал подготовлен специалистами СПС "КонсультантПлюс"). При этом стоит напомнить, что гражданское право находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), что должно исключать любую возможность властей не федерального уровня претендовать на возможность регулирования соответствующих гражданско-правовых отношений.
Статья: Правовые проблемы разработки и внедрения механизмов защиты конституционных прав граждан в условиях пандемии COVID-19
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)<19> Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором: справочная информация // СПС "КонсультантПлюс".
(Шалберкина М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)<19> Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором: справочная информация // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Справочная информация: "Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОРОНАВИРУС (COVID-19). ВВЕДЕНИЕ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)КОРОНАВИРУС (COVID-19). ВВЕДЕНИЕ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)- Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором
(КонсультантПлюс, 2025)- Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором
Статья: Проблемы определения предмета уголовного права в условиях чрезвычайного правового регулирования общественных отношений
(Бавсун М.В.)
("Российский следователь", 2022, N 5)<3> Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349932/.
(Бавсун М.В.)
("Российский следователь", 2022, N 5)<3> Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349932/.
Статья: Понятие непреодолимой силы
(Груздев В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Непреодолимая сила объективно препятствует определенному лицу в конкретной обстановке исполнить обязанность или предъявить иск. Например, обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы лишь при наличии причинной связи их с неисполнением обязательства <34>.
(Груздев В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Непреодолимая сила объективно препятствует определенному лицу в конкретной обстановке исполнить обязанность или предъявить иск. Например, обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы лишь при наличии причинной связи их с неисполнением обязательства <34>.
Статья: Закрепление условий о наступлении обстоятельств непреодолимой силы при заключении мирового соглашения
(Сычева Е.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 1)Торгово-промышленной палатой РФ 26.03.2020 в письме N ПР/0315 указано об организации выдачи с 26.03.2020 заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности из-за вспышки новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
(Сычева Е.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 1)Торгово-промышленной палатой РФ 26.03.2020 в письме N ПР/0315 указано об организации выдачи с 26.03.2020 заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности из-за вспышки новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Статья: Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Как уже было отмечено, введение режима повышенной готовности может быть обусловлено угрозой возникновения чрезвычайной ситуации. К таким угрозам относится, например, возможность распространения на территории отдельного субъекта РФ инфекционного заболевания - коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) <11>. Следует отметить, что в правовых актах отдельных субъектов РФ (в частности, Республики Саха (Якутия)) распространение коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) признается чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности (п. 17 Указа главы Республики Саха (Якутия) от 28.02.2022 N 2314). Вместе с тем обстоятельство непреодолимой силы как основание для введения режима повышенной готовности не предусмотрено Законом о ЧС <12>, а наличие чрезвычайных обстоятельств и ситуаций является основанием для введения Президентом РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (п. "в" ст. 8 Закона о ЧС). Таким образом, представляется, что вышеуказанный пункт подлежит корректировке ввиду его несоответствия требованиям чрезвычайного законодательства. Однако данная норма оставлена без изменений, а Указ главы Республики Саха (Якутия) от 28.02.2022 N 2314 впоследствии признан утратившим силу в связи с отменой на территории Республики режима повышенной готовности <13>.
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Как уже было отмечено, введение режима повышенной готовности может быть обусловлено угрозой возникновения чрезвычайной ситуации. К таким угрозам относится, например, возможность распространения на территории отдельного субъекта РФ инфекционного заболевания - коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) <11>. Следует отметить, что в правовых актах отдельных субъектов РФ (в частности, Республики Саха (Якутия)) распространение коронавирусной инфекции (SARS-CoV-2) признается чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности (п. 17 Указа главы Республики Саха (Якутия) от 28.02.2022 N 2314). Вместе с тем обстоятельство непреодолимой силы как основание для введения режима повышенной готовности не предусмотрено Законом о ЧС <12>, а наличие чрезвычайных обстоятельств и ситуаций является основанием для введения Президентом РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (п. "в" ст. 8 Закона о ЧС). Таким образом, представляется, что вышеуказанный пункт подлежит корректировке ввиду его несоответствия требованиям чрезвычайного законодательства. Однако данная норма оставлена без изменений, а Указ главы Республики Саха (Якутия) от 28.02.2022 N 2314 впоследствии признан утратившим силу в связи с отменой на территории Республики режима повышенной готовности <13>.
Статья: Экономическая экспертиза как средство доказывания в делах о банкротстве - тенденции и уроки современной практики
(Акулов А.Я., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Закономерности развития финансового кризиса в ООО "Должник", выявленные по данным финансовой отчетности должника и управленческого учета за 2016 - 2021 годы, позволили экспертам сформулировать следующую причинно-следственную связь появления признаков его несостоятельности: длительная низкая прибыльность деятельности компании -> ухудшение внешней предпринимательской среды - ужесточение конкуренции (ценовой демпинг, перегрев рынка коммерческой торговой недвижимости) со стороны федеральных торговых сетей, изменение правил торговли с негативным эффектом для региональных торговых организаций, негативные финансовые последствия для ООО "Должник" от состоявшихся предпринимательских рисков в виде произошедшего пожара в распределительном центре компании -> рост привлечения займов со стороны аффилированного к ООО "Должник" субъекта экономики -> рост суммы условных обязательств по обеспечению обязательств в интересах третьего лица -> усиление неблагоприятных условий внешней среды - форс-мажорный пандемийный фактор в 2020 году (самоизоляция, карантинные мероприятия, глобальные изменения потребительских предпочтений, разрыв логистических цепочек и коронавирусные нерабочие дни) -> резкое падение объемов продаж в 2020 году -> снижение платежных возможностей ООО "Должник" (конец 2019 года - 1-й квартал 2020 года) -> лавинообразное обращение взыскания на предмет залога и требований обеспечения по поручительствам -> признаки неплатежеспособности при достаточности имущества для покрытия обязательств (после 21 мая 2020 года) -> признаки несостоятельности (с 21 августа 2020 года).
(Акулов А.Я., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Закономерности развития финансового кризиса в ООО "Должник", выявленные по данным финансовой отчетности должника и управленческого учета за 2016 - 2021 годы, позволили экспертам сформулировать следующую причинно-следственную связь появления признаков его несостоятельности: длительная низкая прибыльность деятельности компании -> ухудшение внешней предпринимательской среды - ужесточение конкуренции (ценовой демпинг, перегрев рынка коммерческой торговой недвижимости) со стороны федеральных торговых сетей, изменение правил торговли с негативным эффектом для региональных торговых организаций, негативные финансовые последствия для ООО "Должник" от состоявшихся предпринимательских рисков в виде произошедшего пожара в распределительном центре компании -> рост привлечения займов со стороны аффилированного к ООО "Должник" субъекта экономики -> рост суммы условных обязательств по обеспечению обязательств в интересах третьего лица -> усиление неблагоприятных условий внешней среды - форс-мажорный пандемийный фактор в 2020 году (самоизоляция, карантинные мероприятия, глобальные изменения потребительских предпочтений, разрыв логистических цепочек и коронавирусные нерабочие дни) -> резкое падение объемов продаж в 2020 году -> снижение платежных возможностей ООО "Должник" (конец 2019 года - 1-й квартал 2020 года) -> лавинообразное обращение взыскания на предмет залога и требований обеспечения по поручительствам -> признаки неплатежеспособности при достаточности имущества для покрытия обязательств (после 21 мая 2020 года) -> признаки несостоятельности (с 21 августа 2020 года).
Статья: Дистанционная форма отношений субъектов гражданского права в период пандемии COVID-19 и ее влияние на российскую экономику
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В статье анализируется дистанционная форма отношений субъектов гражданского права в период пандемии COVID-19 с точки зрения влияния на российскую экономику. Удаленный, или дистанционный, режим отношений субъектов гражданского права позволяет российской экономике работать без остановки. Современные цифровые технологии в виде персональных компьютеров, Интернета, видеосвязи, электронной почты соединяют стороны сделок, работника и работодателя, студента и преподавателя, государственных служащих и обычных граждан, врачей и пациентов. Коронавирус (COVID-19), как пандемия, подтолкнул государство и коммерческие организации к созданию дистанционной формы отношений между субъектами гражданского права. Заболевание в определенной степени тяготеет к обстоятельству непреодолимой силы. В заключение автор дает определение дистанционной формы отношений субъектов гражданского права в период пандемии COVID-19, выделяет положительные и отрицательные аспекты влияния данного института на российскую экономику.
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)В статье анализируется дистанционная форма отношений субъектов гражданского права в период пандемии COVID-19 с точки зрения влияния на российскую экономику. Удаленный, или дистанционный, режим отношений субъектов гражданского права позволяет российской экономике работать без остановки. Современные цифровые технологии в виде персональных компьютеров, Интернета, видеосвязи, электронной почты соединяют стороны сделок, работника и работодателя, студента и преподавателя, государственных служащих и обычных граждан, врачей и пациентов. Коронавирус (COVID-19), как пандемия, подтолкнул государство и коммерческие организации к созданию дистанционной формы отношений между субъектами гражданского права. Заболевание в определенной степени тяготеет к обстоятельству непреодолимой силы. В заключение автор дает определение дистанционной формы отношений субъектов гражданского права в период пандемии COVID-19, выделяет положительные и отрицательные аспекты влияния данного института на российскую экономику.
Статья: Защита прав и освобождение от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств арендатора в условиях режима самоизоляции
(Самигулина А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 6)Указом Мэра Москвы от 14 марта 2020 г. N 20-УМ "О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ" <10> было закреплено, что распространение коронавирусной инфекции, повлекшее введение режима повышенной готовности, является обстоятельством непреодолимой силы. Однако, на наш взгляд, закрепление подобного положения на уровне субъекта неправомерно, так как согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ <11> гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Распространение коронавирусной инфекции, безусловно, представляет из себя обстоятельство непреодолимой силы, что требует закрепления, по крайней мере, на уровне разъяснений, которые дает Верховный Суд РФ.
(Самигулина А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 6)Указом Мэра Москвы от 14 марта 2020 г. N 20-УМ "О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ" <10> было закреплено, что распространение коронавирусной инфекции, повлекшее введение режима повышенной готовности, является обстоятельством непреодолимой силы. Однако, на наш взгляд, закрепление подобного положения на уровне субъекта неправомерно, так как согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ <11> гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Распространение коронавирусной инфекции, безусловно, представляет из себя обстоятельство непреодолимой силы, что требует закрепления, по крайней мере, на уровне разъяснений, которые дает Верховный Суд РФ.
Статья: Новый вид чрезвычайных ситуаций и проблемы правового регулирования, возникающие при их ликвидации
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)<9> Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором // СПС "КонсультантПлюс".
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)<9> Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Действия непреодолимой силы как необходимое основание для приостановления предварительного расследования на примере новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Нуриев И.Н. оглы)
("Российский следователь", 2023, N 7)В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в большинстве субъектов Российской Федерации был введен режим повышенной готовности, а в ряде регионов данная ситуация была признана обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).
(Нуриев И.Н. оглы)
("Российский следователь", 2023, N 7)В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в большинстве субъектов Российской Федерации был введен режим повышенной готовности, а в ряде регионов данная ситуация была признана обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).
Статья: Угроза национальной безопасности, связанная с проблемой государственного управления по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)<7> Справочная информация "Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором" (по состоянию на 16 октября 2020 года) // СПС "КонсультантПлюс".
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)<7> Справочная информация "Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором" (по состоянию на 16 октября 2020 года) // СПС "КонсультантПлюс".