Коронавирус дела об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Коронавирус дела об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФ"Нарушение Б. требований пп. 2.2 п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 7 от 18 марта 2020 г. "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19", подтверждается материалами дела, поэтому вывод о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, является правильным."
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.04.2023 N 33-8453/2023 (УИД 78RS0011-01-2022-005199-10)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Решением суда постановление по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении истца по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей), было отменено. Незаконным привлечением к административной ответственности истцу причинены нравственные страдания.
Решение: Отказано.Ссылка истца в апелляционной жалобе на принятие ответчиком в отношении его 28 Постановлений по делам об административных правонарушениях в разгар пандемии COVID-19 в 2021 году не свидетельствует о наличии оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Решением суда постановление по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении истца по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей), было отменено. Незаконным привлечением к административной ответственности истцу причинены нравственные страдания.
Решение: Отказано.Ссылка истца в апелляционной жалобе на принятие ответчиком в отношении его 28 Постановлений по делам об административных правонарушениях в разгар пандемии COVID-19 в 2021 году не свидетельствует о наличии оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 26: Является ли основанием к отложению рассмотрения дела об административном правонарушении ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью участия в судебном заседании его защитника, к которому применены индивидуальные меры санитарно-эпидемиологического характера, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - индивидуальные меры)?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 26: Является ли основанием к отложению рассмотрения дела об административном правонарушении ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью участия в судебном заседании его защитника, к которому применены индивидуальные меры санитарно-эпидемиологического характера, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - индивидуальные меры)?
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
Статья: Новогодний корпоратив с точки зрения исполнителя
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)Как правило, за нарушения антиковидных мер в подобных ситуациях к ответственности привлекают именно предпринимателя. Оно и понятно, его работник вряд ли будет обслуживать клиентов по своей инициативе сам. Но практике известны случаи, когда к ответственности привлекают даже работников коммерсанта как должностных лиц. Например, в деле ниже к ответственности был привлечен бармен, хотя ему и удалось избежать наказания, поскольку был отменен соответствующий нормативный правовой акт. Напомним, что о такой возможности говорил Верховный Суд РФ в вопросе N 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021).
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)Как правило, за нарушения антиковидных мер в подобных ситуациях к ответственности привлекают именно предпринимателя. Оно и понятно, его работник вряд ли будет обслуживать клиентов по своей инициативе сам. Но практике известны случаи, когда к ответственности привлекают даже работников коммерсанта как должностных лиц. Например, в деле ниже к ответственности был привлечен бармен, хотя ему и удалось избежать наказания, поскольку был отменен соответствующий нормативный правовой акт. Напомним, что о такой возможности говорил Верховный Суд РФ в вопросе N 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021).
Статья: Виды, характер и дефекты системных связей норм законодательства об административных правонарушениях
(Малахов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Региональное законотворчество в административно-деликтной сфере приводит к включению в структуру законодательства об административных правонарушениях норм, которые прямо нарушают целостность института административной ответственности. Так, пункт 1.1 ст. 16.6 КоАП г. Москвы и статья 16.6 КоАП Московской области устанавливают порядок производства по делам об административных правонарушениях для некоторых категорий дел об административных правонарушениях, что прямо противоречит п. 4 ч. 1 ст. 1.3 и п. 2 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, согласно которым Российская Федерация устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях, а субъекты Российской Федерации его организовывают <14>.
(Малахов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Региональное законотворчество в административно-деликтной сфере приводит к включению в структуру законодательства об административных правонарушениях норм, которые прямо нарушают целостность института административной ответственности. Так, пункт 1.1 ст. 16.6 КоАП г. Москвы и статья 16.6 КоАП Московской области устанавливают порядок производства по делам об административных правонарушениях для некоторых категорий дел об административных правонарушениях, что прямо противоречит п. 4 ч. 1 ст. 1.3 и п. 2 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, согласно которым Российская Федерация устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях, а субъекты Российской Федерации его организовывают <14>.
Статья: Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности в Российской Федерации
(Дугенец А.С., Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<6> Юсупов В.А. Развитие административного законодательства Российской Федерации в период пандемии COVID-19 // Публичное право сегодня. 2021. N 3 (9). С. 120.
(Дугенец А.С., Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<6> Юсупов В.А. Развитие административного законодательства Российской Федерации в период пандемии COVID-19 // Публичное право сегодня. 2021. N 3 (9). С. 120.
Статья: Соотношение административной ответственности за распространение заведомо недостоверной информации и правовых гарантий свободы слова и массовой информации
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 6)К настоящему времени практика применения изучаемой нами нормы невелика. Одним из немногочисленных примеров ее применения является дело ООО "Онлайн-Медиа". Так, общество с ограниченной ответственностью было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ. Средство массовой информации разместило текст под заголовком: "21,5% медработников в Прикамье заразились коронавирусом". Судом было установлено, что на момент опубликования статьи было выявлено 13 случаев заражения медицинских работников, что составляет 21,5% от общего количества заразившихся коронавирусной инфекцией, а не от общего числа медицинских работников в Прикамье [9]. Несмотря на то что информация, размещенная в основном тексте статьи, содержала достоверные сведения и противоречила заголовку, суд установил, что заголовок имеет самостоятельную смысловую нагрузку и пришел к выводу о том, что средство массовой информации распространило под видом достоверных сообщений заведомо недостоверную информацию об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. ООО "Онлайн-Медиа" самостоятельно произвело корректировку заголовка и указало на ошибочность опубликованного в первый раз наименования и во время судебного заседания отмечало, что была допущена неумышленная ошибка в формулировке первоначального заголовка. Суд уменьшил минимальный установленный КоАП РФ размер административного штрафа и назначил в отношении общества с ограниченной ответственностью административное наказание в виде административного штрафа в размере 750 000 рублей. Хотя с учетом конкретных обстоятельств дела размер административного штрафа судом был установлен ниже предусмотренного в ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ размера, считаем сомнительной соразмерность назначенного наказания противоправному деянию. На недопустимость установления чрезмерно высокого наказания в делах, затрагивающих гарантии свободы слова и массовой информации, указывал Европейский суд по правам человека. Так, по делу В. Копривице, занимавшего должность главного редактора журнала, Суд установил, что, хотя вынесенный национальным судом приговор мог быть и обоснованным, непропорциональная сумма ущерба, установленная им, нарушила право редактора на свободу выражения мнения [8].
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 6)К настоящему времени практика применения изучаемой нами нормы невелика. Одним из немногочисленных примеров ее применения является дело ООО "Онлайн-Медиа". Так, общество с ограниченной ответственностью было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ. Средство массовой информации разместило текст под заголовком: "21,5% медработников в Прикамье заразились коронавирусом". Судом было установлено, что на момент опубликования статьи было выявлено 13 случаев заражения медицинских работников, что составляет 21,5% от общего количества заразившихся коронавирусной инфекцией, а не от общего числа медицинских работников в Прикамье [9]. Несмотря на то что информация, размещенная в основном тексте статьи, содержала достоверные сведения и противоречила заголовку, суд установил, что заголовок имеет самостоятельную смысловую нагрузку и пришел к выводу о том, что средство массовой информации распространило под видом достоверных сообщений заведомо недостоверную информацию об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. ООО "Онлайн-Медиа" самостоятельно произвело корректировку заголовка и указало на ошибочность опубликованного в первый раз наименования и во время судебного заседания отмечало, что была допущена неумышленная ошибка в формулировке первоначального заголовка. Суд уменьшил минимальный установленный КоАП РФ размер административного штрафа и назначил в отношении общества с ограниченной ответственностью административное наказание в виде административного штрафа в размере 750 000 рублей. Хотя с учетом конкретных обстоятельств дела размер административного штрафа судом был установлен ниже предусмотренного в ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ размера, считаем сомнительной соразмерность назначенного наказания противоправному деянию. На недопустимость установления чрезмерно высокого наказания в делах, затрагивающих гарантии свободы слова и массовой информации, указывал Европейский суд по правам человека. Так, по делу В. Копривице, занимавшего должность главного редактора журнала, Суд установил, что, хотя вынесенный национальным судом приговор мог быть и обоснованным, непропорциональная сумма ущерба, установленная им, нарушила право редактора на свободу выражения мнения [8].
Статья: Сущность принципа гласности в производстве по делам об административных правонарушениях и его элементы
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о наличии иных оснований как юридического, так и фактического характера, ограничивающих реализацию принципа гласности при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о наличии иных оснований как юридического, так и фактического характера, ограничивающих реализацию принципа гласности при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Приведенные положения должны учитываться судьями, рассматривающими дела об административных правонарушениях, применительно к внесению изменений не только в КоАП РФ, но и в законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (пункт 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Приведенные положения должны учитываться судьями, рассматривающими дела об административных правонарушениях, применительно к внесению изменений не только в КоАП РФ, но и в законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (пункт 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
Статья: Применение технологий искусственного интеллекта в правосудии
(Козырева А.А., Пирожкова Т.В.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Однако авторы отмечают, что, несмотря на то что на протяжении последнего пятилетия ученые-правоведы активно исследуют проблематику применения технологий искусственного интеллекта в правосудии, так называемого киберправосудия или электронного правосудия, выступая за или против идеи замены судьи на алгоритмы искусственного интеллекта в ближайшем будущем <6>, в сложившихся весной 2020 г. условиях пандемии и угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и так неожиданно наступившего будущего судебная система оказалась не готова не то чтобы к внедрению алгоритмов искусственного интеллекта в процесс отправления правосудия, а к элементарной организации дистанционного рассмотрения гражданских, административных, уголовных дел и дел об административных правонарушениях.
(Козырева А.А., Пирожкова Т.В.)
("Администратор суда", 2021, N 2)Однако авторы отмечают, что, несмотря на то что на протяжении последнего пятилетия ученые-правоведы активно исследуют проблематику применения технологий искусственного интеллекта в правосудии, так называемого киберправосудия или электронного правосудия, выступая за или против идеи замены судьи на алгоритмы искусственного интеллекта в ближайшем будущем <6>, в сложившихся весной 2020 г. условиях пандемии и угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и так неожиданно наступившего будущего судебная система оказалась не готова не то чтобы к внедрению алгоритмов искусственного интеллекта в процесс отправления правосудия, а к элементарной организации дистанционного рассмотрения гражданских, административных, уголовных дел и дел об административных правонарушениях.
Готовое решение: В каком режиме вправе работать объекты розничной торговли в период распространения коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Учтите, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным госорганом субъекта РФ и содержащего обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из него соответствующих норм являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью ст. 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены постановления о назначении административного наказания, вынесенного по такому делу, если оно не было исполнено (п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ) (вопрос 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства и мер по противодействию распространению COVID-19 N 3, Постановление Верховного Суда РФ от 13.05.2022 N 5-АД22-34-К2).
(КонсультантПлюс, 2023)Учтите, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным госорганом субъекта РФ и содержащего обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из него соответствующих норм являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью ст. 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены постановления о назначении административного наказания, вынесенного по такому делу, если оно не было исполнено (п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ) (вопрос 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства и мер по противодействию распространению COVID-19 N 3, Постановление Верховного Суда РФ от 13.05.2022 N 5-АД22-34-К2).
Статья: Правовые позиции судов по экономическим спорам в примерах из судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отсутствие в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела сведений об уникальном идентификаторе начислений (УИН) для уплаты штрафа не является основанием для возвращения административного материала составившему его лицу в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Согласно позиции высшей судебной инстанции отсутствие УИН не влияет на правильность разрешения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 20.6.1 КоАП РФ (то есть нарушениях законодательства и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции), и может быть восполнено при их рассмотрении (ответ на вопрос 25 Обзора N 3).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отсутствие в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела сведений об уникальном идентификаторе начислений (УИН) для уплаты штрафа не является основанием для возвращения административного материала составившему его лицу в порядке пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. Согласно позиции высшей судебной инстанции отсутствие УИН не влияет на правильность разрешения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 20.6.1 КоАП РФ (то есть нарушениях законодательства и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции), и может быть восполнено при их рассмотрении (ответ на вопрос 25 Обзора N 3).
Статья: Обеспечение законности применения административно-юрисдикционных средств в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации
(Маслов И.А.)
("Законность", 2021, N 8)Надо учитывать, что обязанность информирования прокуроров о возбуждении дел об административных правонарушениях иным административно-юрисдикционным органом закреплена в контексте исследуемой проблематики только в отношении ч. ч. 9 - 11 ст. 13.15 КоАП согласно примечанию 1 к этой статье. При этом п. 7.2 Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет (утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 26 августа 2019 г. N 596), прокуроры городов, районов и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры ориентированы незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня информировать прокуратуры регионального уровня обо всех случаях поступления сведений о возбуждении указанных дел с описанием существа правонарушения, наступивших неблагоприятных последствий или угрозы их наступления, сведений о виновном лице, дальнейшем движении дела (при наличии), адресе интернет-ресурса, позволяющего идентифицировать распространяемую с нарушением закона информацию в сети Интернет, с приложением снимков экрана, а также копий имеющихся процессуальных документов по делу об административном правонарушении.
(Маслов И.А.)
("Законность", 2021, N 8)Надо учитывать, что обязанность информирования прокуроров о возбуждении дел об административных правонарушениях иным административно-юрисдикционным органом закреплена в контексте исследуемой проблематики только в отношении ч. ч. 9 - 11 ст. 13.15 КоАП согласно примечанию 1 к этой статье. При этом п. 7.2 Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет (утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 26 августа 2019 г. N 596), прокуроры городов, районов и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры ориентированы незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня информировать прокуратуры регионального уровня обо всех случаях поступления сведений о возбуждении указанных дел с описанием существа правонарушения, наступивших неблагоприятных последствий или угрозы их наступления, сведений о виновном лице, дальнейшем движении дела (при наличии), адресе интернет-ресурса, позволяющего идентифицировать распространяемую с нарушением закона информацию в сети Интернет, с приложением снимков экрана, а также копий имеющихся процессуальных документов по делу об административном правонарушении.