Кормление бездомных животных
Подборка наиболее важных документов по запросу Кормление бездомных животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое положение животных в России
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Суд апелляционной инстанции опроверг данные выводы, указав также, что получение каких-либо разрешений на прикорм бродячих животных в предусмотренных для этого условиях не предусмотрено законодательством. Отсутствует такой нормативный акт, который устанавливал бы порядок кормления бездомных животных, условия подобного кормления и проч. Более того, кормление бродячих животных законом не запрещено. Поскольку обеспечение животных без владельцев пищей и водой юридически правомерно, соответствует требованиям морали и нравственности, то нет и оснований для удовлетворения иска о запрете осуществлять указанную деятельность.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Суд апелляционной инстанции опроверг данные выводы, указав также, что получение каких-либо разрешений на прикорм бродячих животных в предусмотренных для этого условиях не предусмотрено законодательством. Отсутствует такой нормативный акт, который устанавливал бы порядок кормления бездомных животных, условия подобного кормления и проч. Более того, кормление бродячих животных законом не запрещено. Поскольку обеспечение животных без владельцев пищей и водой юридически правомерно, соответствует требованиям морали и нравственности, то нет и оснований для удовлетворения иска о запрете осуществлять указанную деятельность.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.11.2019 N 1504
"Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них"ж) стерилизация животных без владельцев и их вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, и осуществление иных профилактических ветеринарных мероприятий;
"Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них"ж) стерилизация животных без владельцев и их вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, и осуществление иных профилактических ветеринарных мероприятий;
Приказ Минсельхоза России от 13.12.2022 N 862
(ред. от 07.05.2025)
"Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2023 N 72116)в) домашних, служебных, декоративных животных, осуществляемом без смены владельца и не связанном с осуществлением предпринимательской деятельности, исключая их перемещение на выставочные мероприятия и спортивные соревнования;
(ред. от 07.05.2025)
"Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2023 N 72116)в) домашних, служебных, декоративных животных, осуществляемом без смены владельца и не связанном с осуществлением предпринимательской деятельности, исключая их перемещение на выставочные мероприятия и спортивные соревнования;
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования организации деятельности приютов для животных: постановка проблемы
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)Постановление Правительства РФ N 1504 обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации принять правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных, в которые должны быть включены обязательные положения: требования к размещению приюта и обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания; требования к температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, а также к их водоснабжению и водоотведению; порядок поступления животных в приют; порядок проведения осмотра животных, их карантинирования и оказания им ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации; маркирование животных, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны; стерилизация животных без владельцев и их вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, и осуществление иных профилактических ветеринарных мероприятий; осуществление мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ними, а также мероприятий по уборке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений приюта; ведение документального учета поступления в приюты и выбытия из приютов животных и хранение соответствующих учетных сведений на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов; содержание животных без владельцев до наступления их естественной смерти; возврат животных без владельцев на прежние места обитания; передача животных без владельцев новым владельцам и некоторые другие положения. При этом в определенной части допускается правовое регулирование соответствующих положений с учетом инфраструктурной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также региональных географических и климатических особенностей (п. 4 Методических указаний).
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)Постановление Правительства РФ N 1504 обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации принять правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных, в которые должны быть включены обязательные положения: требования к размещению приюта и обустройству помещений, используемых для приема животных, их временного и постоянного содержания; требования к температурно-влажностному режиму, освещенности и вентиляции помещений приюта, а также к их водоснабжению и водоотведению; порядок поступления животных в приют; порядок проведения осмотра животных, их карантинирования и оказания им ветеринарной помощи в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации; маркирование животных, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны; стерилизация животных без владельцев и их вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, и осуществление иных профилактических ветеринарных мероприятий; осуществление мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ними, а также мероприятий по уборке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений приюта; ведение документального учета поступления в приюты и выбытия из приютов животных и хранение соответствующих учетных сведений на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов; содержание животных без владельцев до наступления их естественной смерти; возврат животных без владельцев на прежние места обитания; передача животных без владельцев новым владельцам и некоторые другие положения. При этом в определенной части допускается правовое регулирование соответствующих положений с учетом инфраструктурной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также региональных географических и климатических особенностей (п. 4 Методических указаний).
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Так, решением Советского районного суда г. Липецка принято решение о взыскании с муниципального образования компенсации морального вреда, причиненного А.Л.Г. в результате гибели ее несовершеннолетнего сына: спасаясь от стаи безнадзорных собак, он попал под колеса автомобиля. В связи с гибелью ребенка Управлением ветеринарии Липецкой области принято решение о проведении внеплановой проверки по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. В результате проверки установлено, что в 50% случаев отлов животных превышает трехдневный срок со дня регистрации информации, в журнале заявок отмечаются случаи регистрации выезда бригады ловцов, в результате которых животные не обнаруживаются, но подтверждающие документы отсутствуют. Управлением вынесено предписание о принятии мер по организации контроля за надлежащим исполнением контрактов на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории г. Липецка, в том числе контроля за объемами, ходом и качеством оказания услуг исполнителем по контрактам, наличия документальных доказательств исполнения работ (услуг) по содержанию животных без владельцев в приютах для животных, их кормления, стерилизации, вакцинации (Апелляционное определение Липецкого областного суда по делу N 2-2020/2024; N 33-4395/2024).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Так, решением Советского районного суда г. Липецка принято решение о взыскании с муниципального образования компенсации морального вреда, причиненного А.Л.Г. в результате гибели ее несовершеннолетнего сына: спасаясь от стаи безнадзорных собак, он попал под колеса автомобиля. В связи с гибелью ребенка Управлением ветеринарии Липецкой области принято решение о проведении внеплановой проверки по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. В результате проверки установлено, что в 50% случаев отлов животных превышает трехдневный срок со дня регистрации информации, в журнале заявок отмечаются случаи регистрации выезда бригады ловцов, в результате которых животные не обнаруживаются, но подтверждающие документы отсутствуют. Управлением вынесено предписание о принятии мер по организации контроля за надлежащим исполнением контрактов на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории г. Липецка, в том числе контроля за объемами, ходом и качеством оказания услуг исполнителем по контрактам, наличия документальных доказательств исполнения работ (услуг) по содержанию животных без владельцев в приютах для животных, их кормления, стерилизации, вакцинации (Апелляционное определение Липецкого областного суда по делу N 2-2020/2024; N 33-4395/2024).
Статья: Финансирование расходов на содержание бездомных домашних животных - право или обязанность муниципальных образований?
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)С таким мнением сложно согласиться по следующим основаниям. Так, правоотношения по владению, распоряжению и использованию муниципального имущества и правоотношения по осуществлению деятельности по обращению с безнадзорными животными - это разные правоотношения, возникающие при реализации норм права разных федеральных законов и независимо друг от друга. Право собственности на таких животных возникает у МО в силу ч. 1 ст. 231 ГК РФ, и оно не зависит от того, воспользовалось ли МО предоставленным им правом на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев <26>. Если МО реализовало такое право, то оно само может осуществлять их содержание, например в муниципальных приютах, может кормить, лечить, вакцинировать животных и осуществлять иные действия по содержанию, предусмотренные Федеральным законом N 498-ФЗ. В том случае если МО не воспользовалось предоставленным ему правом, то оно должно оплачивать за счет местных бюджетов услуги лиц (государственных учреждений или негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей <27>), которые осуществляют деятельность по содержанию, находящихся в муниципальной собственности животных. В любом случае ОМС в ходе бюджетного планирования в местном бюджете должны предусматриваться денежные средства по несению бремени МО как собственниками безнадзорных животных, независимо от того, сами они своими силами осуществляют содержание таких животных или пользуются услугами иных лиц. Данный вывод коррелирует со ст. 8 Федерального закона N 498-ФЗ, из содержания которой следует, что в Федеральном законе N 131-ФЗ должны быть установлены именно полномочия, а не права ОМС в области обращения с животными. В целях реализации указанных положений ОМС принимаются муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок поступления животных без владельцев в муниципальную собственность и дальнейшего обращения с ними <28>.
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)С таким мнением сложно согласиться по следующим основаниям. Так, правоотношения по владению, распоряжению и использованию муниципального имущества и правоотношения по осуществлению деятельности по обращению с безнадзорными животными - это разные правоотношения, возникающие при реализации норм права разных федеральных законов и независимо друг от друга. Право собственности на таких животных возникает у МО в силу ч. 1 ст. 231 ГК РФ, и оно не зависит от того, воспользовалось ли МО предоставленным им правом на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев <26>. Если МО реализовало такое право, то оно само может осуществлять их содержание, например в муниципальных приютах, может кормить, лечить, вакцинировать животных и осуществлять иные действия по содержанию, предусмотренные Федеральным законом N 498-ФЗ. В том случае если МО не воспользовалось предоставленным ему правом, то оно должно оплачивать за счет местных бюджетов услуги лиц (государственных учреждений или негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей <27>), которые осуществляют деятельность по содержанию, находящихся в муниципальной собственности животных. В любом случае ОМС в ходе бюджетного планирования в местном бюджете должны предусматриваться денежные средства по несению бремени МО как собственниками безнадзорных животных, независимо от того, сами они своими силами осуществляют содержание таких животных или пользуются услугами иных лиц. Данный вывод коррелирует со ст. 8 Федерального закона N 498-ФЗ, из содержания которой следует, что в Федеральном законе N 131-ФЗ должны быть установлены именно полномочия, а не права ОМС в области обращения с животными. В целях реализации указанных положений ОМС принимаются муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок поступления животных без владельцев в муниципальную собственность и дальнейшего обращения с ними <28>.