Координация экономической деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Координация экономической деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Организация не согласна с претензией об антиконкурентной координации деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Акт Антимонопольного органа признают незаконным, если суд придет к выводу, что Организация не осуществляет координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов
(КонсультантПлюс, 2025)Акт Антимонопольного органа признают незаконным, если суд придет к выводу, что Организация не осуществляет координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Что такое "координация экономической деятельности"?
("Официальный сайт Евразийской экономической комиссии", 2025)"Официальный сайт Евразийской экономической комиссии https://eec.eaeunion.org", 2025
("Официальный сайт Евразийской экономической комиссии", 2025)"Официальный сайт Евразийской экономической комиссии https://eec.eaeunion.org", 2025
Статья: Становление и развитие правового запрета антиконкурентной координации экономической деятельности в отечественном конкурентном праве
(Гаврилов Д.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3
(Гаврилов Д.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)"Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)О запрете координации экономической деятельности
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)О запрете координации экономической деятельности
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<136> См. Координация экономической деятельности в российском правовом поле: монография / А.В. Габов, М.А. Егорова, С.Д. Могилевский и др.; отв. ред. д. ю. н. М.А. Егорова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. М.: Юстицинформ, 2015. С. 34.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<136> См. Координация экономической деятельности в российском правовом поле: монография / А.В. Габов, М.А. Егорова, С.Д. Могилевский и др.; отв. ред. д. ю. н. М.А. Егорова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. М.: Юстицинформ, 2015. С. 34.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 52. О "вертикальных" соглашениях и их отграничении
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 52. О "вертикальных" соглашениях и их отграничении
Статья: Методы антимонопольного регулирования
(Михайлов А.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Характер взаимоотношений сторон в правоотношениях зависит от вида правоотношений. Хозяйствующие субъекты находятся в отношениях юридического равенства. Это классические "горизонтальные" отношения в сфере действия предпринимательского права. При этом фактического экономического равенства во многих случаях может и не быть, а в ряде ситуаций имеют место отношения экономической зависимости. При этом координация экономической деятельности п. 14 ст. 4 Закона о защите конкуренции рассматривается как правонарушение.
(Михайлов А.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Характер взаимоотношений сторон в правоотношениях зависит от вида правоотношений. Хозяйствующие субъекты находятся в отношениях юридического равенства. Это классические "горизонтальные" отношения в сфере действия предпринимательского права. При этом фактического экономического равенства во многих случаях может и не быть, а в ряде ситуаций имеют место отношения экономической зависимости. При этом координация экономической деятельности п. 14 ст. 4 Закона о защите конкуренции рассматривается как правонарушение.
Статья: Консультативное заключение Суда ЕАЭС по делу N Р-6/24 о доступе физических лиц к правосудию: развернутый комментарий
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Вторую категорию образуют физические лица, не относящиеся ни к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), ни к должностным лицам, которые могут быть привлечены к ответственности исключительно за координацию экономической деятельности <13>, а также за непредставление либо несвоевременное представление в Комиссию по ее требованию сведений (информации), представление заведомо недостоверных сведений (информации) или за невыполнение, ненадлежащее выполнение или невыполнение в срок решений Комиссии, обязывающих нарушителя совершать определенные действия <14>.
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Вторую категорию образуют физические лица, не относящиеся ни к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), ни к должностным лицам, которые могут быть привлечены к ответственности исключительно за координацию экономической деятельности <13>, а также за непредставление либо несвоевременное представление в Комиссию по ее требованию сведений (информации), представление заведомо недостоверных сведений (информации) или за невыполнение, ненадлежащее выполнение или невыполнение в срок решений Комиссии, обязывающих нарушителя совершать определенные действия <14>.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)<3> Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: Монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; Отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2015. 656 с. (параграф 4.1.2 главы 3, автор главы - М.А. Егорова). [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)<3> Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: Монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; Отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2015. 656 с. (параграф 4.1.2 главы 3, автор главы - М.А. Егорова). [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)Наиболее полное описание взаимосвязей субъектов, нуждающихся в учете и контроле, в том числе при "согласованных действиях", "вертикальных соглашениях", "координации экономической деятельности" и др., дает законодательство о защите конкуренции <1>. Закон о банкротстве избрал иной подход, требующий установить именно "заинтересованность" того или иного лица по отношению к должнику. При этом заинтересованными предполагаются лишь отдельные лица (п. 2 ст. 19); но суд не обязан, а "вправе" признать этих лиц заинтересованными.
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)Наиболее полное описание взаимосвязей субъектов, нуждающихся в учете и контроле, в том числе при "согласованных действиях", "вертикальных соглашениях", "координации экономической деятельности" и др., дает законодательство о защите конкуренции <1>. Закон о банкротстве избрал иной подход, требующий установить именно "заинтересованность" того или иного лица по отношению к должнику. При этом заинтересованными предполагаются лишь отдельные лица (п. 2 ст. 19); но суд не обязан, а "вправе" признать этих лиц заинтересованными.
Статья: Пятый антимонопольный пакет: научно-практический комментарий новелл
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Закон", 2024, N 7)4.2. Введение возможности признания незаконной координации
(Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О.)
("Закон", 2024, N 7)4.2. Введение возможности признания незаконной координации
Статья: Правовые гарантии для иностранных инвесторов в условиях действия контрсанкционных мер экономического характера
(Мильчакова О.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Наряду с этим для иностранных компаний в полном объеме сохраняются гарантии и механизмы правовой защиты конкуренции, включая право обратиться в антимонопольный орган или в суд за защитой прав и законных интересов, нарушенных вследствие недопустимых деяний доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта, антиконкурентных соглашений и согласованных действий, недобросовестной конкуренции, запрещенной координации экономической деятельности, принятия органами власти актов и совершения ими действий, нарушающих антимонопольное законодательство.
(Мильчакова О.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Наряду с этим для иностранных компаний в полном объеме сохраняются гарантии и механизмы правовой защиты конкуренции, включая право обратиться в антимонопольный орган или в суд за защитой прав и законных интересов, нарушенных вследствие недопустимых деяний доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта, антиконкурентных соглашений и согласованных действий, недобросовестной конкуренции, запрещенной координации экономической деятельности, принятия органами власти актов и совершения ими действий, нарушающих антимонопольное законодательство.
Статья: Современное понимание предпринимательской кооперации: экономический и юридический аспекты
(Сергеев А.В.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)Анализируя отношения экономической зависимости, А.В. Габов в числе основных вызовов для права выделяет их влияние на институт ответственности и на осуществление государством функций по регулированию экономики (наиболее явно этот вопрос возникает в рамках реализации положений о развитии конкуренции, но не исчерпывается указанной сферой) <24>. Применительно к первому вопросу учеными отмечается отсутствие закрепления статуса предпринимательского объединения на законодательном уровне, что затрудняет использование специальных условий гражданской ответственности по отношению к их участникам <25>. Вопросы влияния экономической зависимости на конкуренцию наиболее показательны при сопоставлении понятий координации экономической деятельности, картельных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов <26>. Кроме того, антимонопольное законодательство вводит особый контроль за экономической концентрацией, для которого не имеет значения механизм приобретения контроля над производством или управлением <27>, а во главу угла ставится потенциальный антиконкурентный эффект. Таким образом, предпринимательская кооперация становится объектом антимонопольного контроля. Тем не менее в литературе отмечается и проконкурентный эффект кооперации. Так, частные выгоды, преследуемые партнерами посредством их сотрудничества, могут привести к социальным выгодам за счет повышения эффективности, когда такие выгоды передаются потребителям в виде более низких цен или более качественных продуктов <28>.
(Сергеев А.В.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)Анализируя отношения экономической зависимости, А.В. Габов в числе основных вызовов для права выделяет их влияние на институт ответственности и на осуществление государством функций по регулированию экономики (наиболее явно этот вопрос возникает в рамках реализации положений о развитии конкуренции, но не исчерпывается указанной сферой) <24>. Применительно к первому вопросу учеными отмечается отсутствие закрепления статуса предпринимательского объединения на законодательном уровне, что затрудняет использование специальных условий гражданской ответственности по отношению к их участникам <25>. Вопросы влияния экономической зависимости на конкуренцию наиболее показательны при сопоставлении понятий координации экономической деятельности, картельных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов <26>. Кроме того, антимонопольное законодательство вводит особый контроль за экономической концентрацией, для которого не имеет значения механизм приобретения контроля над производством или управлением <27>, а во главу угла ставится потенциальный антиконкурентный эффект. Таким образом, предпринимательская кооперация становится объектом антимонопольного контроля. Тем не менее в литературе отмечается и проконкурентный эффект кооперации. Так, частные выгоды, преследуемые партнерами посредством их сотрудничества, могут привести к социальным выгодам за счет повышения эффективности, когда такие выгоды передаются потребителям в виде более низких цен или более качественных продуктов <28>.
Вопрос: Что такое запрещенная координация экономической деятельности?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021