Конвенция СОЛАС
Подборка наиболее важных документов по запросу Конвенция СОЛАС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эволюция стандарта due diligence в правоотношениях морской перевозки груза - от Древнего Рима до наших дней
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Применительно к оценке мореходного состояния судна в настоящее время сложилось два стандарта: абсолютный и относительный. Абсолютный стандарт мореходного состояния судна заключается в оценке пригодности судна в принципе безопасно совершать морское предприятие как с точки зрения его способности выдержать путь, так и с точки зрения безопасности навигации. Стандарты объективной мореходности устанавливаются международными конвенциями, такими как Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС), Резолюция N A.741(18) Международной морской организации "Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ))", Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДНВ) и т.д. Например, в отечественной практике суды приходили к выводу о немореходном состоянии судна на основе акта Ространснадзора, которым было установлено, что судовладелец в нарушение п. "a" правила 11 гл. I Конвенции СОЛАС не поддерживал судно и его оборудование в состоянии, отвечающем правилам, для обеспечения того, чтобы судно во всех отношениях оставалось годным для выхода в море без опасности для судна и людей на борту <28>. В зарубежной практике суды придерживаются аналогичного подхода: отклонение от установленных международными актами стандартов является основанием для признания судна немореходным <29>.
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Применительно к оценке мореходного состояния судна в настоящее время сложилось два стандарта: абсолютный и относительный. Абсолютный стандарт мореходного состояния судна заключается в оценке пригодности судна в принципе безопасно совершать морское предприятие как с точки зрения его способности выдержать путь, так и с точки зрения безопасности навигации. Стандарты объективной мореходности устанавливаются международными конвенциями, такими как Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС), Резолюция N A.741(18) Международной морской организации "Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ))", Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДНВ) и т.д. Например, в отечественной практике суды приходили к выводу о немореходном состоянии судна на основе акта Ространснадзора, которым было установлено, что судовладелец в нарушение п. "a" правила 11 гл. I Конвенции СОЛАС не поддерживал судно и его оборудование в состоянии, отвечающем правилам, для обеспечения того, чтобы судно во всех отношениях оставалось годным для выхода в море без опасности для судна и людей на борту <28>. В зарубежной практике суды придерживаются аналогичного подхода: отклонение от установленных международными актами стандартов является основанием для признания судна немореходным <29>.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<1> Например, Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения 1993 года, Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)<1> Например, Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения 1993 года, Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года.
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 12.11.2021 N 395
(ред. от 04.12.2023)
"Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68677)<10> Правило 3 главы XI-1 приложения к Международная конвенция по охране человеческой жизни на море от 11 ноября 1974 года (далее - СОЛАС-74) (Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 1). С. 3 - 211). Вступила в силу для СССР 25 мая 1980 года.
(ред. от 04.12.2023)
"Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68677)<10> Правило 3 главы XI-1 приложения к Международная конвенция по охране человеческой жизни на море от 11 ноября 1974 года (далее - СОЛАС-74) (Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 1). С. 3 - 211). Вступила в силу для СССР 25 мая 1980 года.
Статья: Обеспечение законности при сохранении человеческой жизни на море
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Исторический факт начала процесса формирования международно-правовой системы обеспечения безопасности мореплавания связан с обсуждением в рамках Лондонской международной конференции 1914 г. Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, обусловленной катастрофой с пассажирским судном "Титаник" <5>. Несмотря на то что документ был принят гораздо позднее <6>, актуальность затронутых вопросов по эксплуатации морского транспорта только возросла с течением времени и развитием техники.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Исторический факт начала процесса формирования международно-правовой системы обеспечения безопасности мореплавания связан с обсуждением в рамках Лондонской международной конференции 1914 г. Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, обусловленной катастрофой с пассажирским судном "Титаник" <5>. Несмотря на то что документ был принят гораздо позднее <6>, актуальность затронутых вопросов по эксплуатации морского транспорта только возросла с течением времени и развитием техники.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с нормами международного морского права международный рейс означает рейс из порта государства до порта за пределами этого государства. Подобное определение закреплено в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (п. d правила 2 гл. 1) или, например, в Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года (п. 9 ст. 1).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В соответствии с нормами международного морского права международный рейс означает рейс из порта государства до порта за пределами этого государства. Подобное определение закреплено в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (п. d правила 2 гл. 1) или, например, в Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года (п. 9 ст. 1).
Статья: Особенности квалификации неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие
(Чернышев Д.Б.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Предусмотренная ст. 270 УК РФ уголовная ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие является одним из примеров имплементации норм международного права в российское национальное законодательство. Конвенциональный характер природы данного уголовно-правового запрета обусловлен международно-правовыми договорами, ратифицированными Российской Федерацией. Среди прочих следует отметить Конвенцию об открытом море 1958 г. <1>, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. <2>, Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море СОЛАР-74 <3> и др.
(Чернышев Д.Б.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Предусмотренная ст. 270 УК РФ уголовная ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие является одним из примеров имплементации норм международного права в российское национальное законодательство. Конвенциональный характер природы данного уголовно-правового запрета обусловлен международно-правовыми договорами, ратифицированными Российской Федерацией. Среди прочих следует отметить Конвенцию об открытом море 1958 г. <1>, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. <2>, Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море СОЛАР-74 <3> и др.
Статья: О мерах по обеспечению транспортной безопасности акватории морских портов, расположенных на речных участках: анализ нормативных правовых актов
(Скрынник А.М.)
("Транспортное право", 2023, N 2)Затронута проблема соотношения российского законодательства по обеспечению транспортной безопасности (в частности, ФЗ-16 "О транспортной безопасности") и международного договора - Конвенции по обеспечению безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и приложения к ней - Международного кодекса по охране судов и портовых средств. По итогам исследования сделаны краткие выводы.
(Скрынник А.М.)
("Транспортное право", 2023, N 2)Затронута проблема соотношения российского законодательства по обеспечению транспортной безопасности (в частности, ФЗ-16 "О транспортной безопасности") и международного договора - Конвенции по обеспечению безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и приложения к ней - Международного кодекса по охране судов и портовых средств. По итогам исследования сделаны краткие выводы.