Конвенция монтре
Подборка наиболее важных документов по запросу Конвенция монтре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Информация о Решении ЕСПЧ от 10.04.2003 по делу "Пароходство Исламской Республики Иран (Islamic Republic of Iran Shipping Lines) против Турции" (жалоба N 40998/98)
Арест судна, перевозившего оружие через пролив Босфор в Иран. Жалоба признана частично неприемлемой.Заявителем является государственная компания, расположенная в г. Тегеране. Компания зафрахтовала судно в сентябре 1991 года с целью транспортировки, среди прочего, вооружения и боеприпасов из Болгарии в Иран. В коносаментах вооружение и боеприпасы указывались как "специальное оборудование", а место назначения судна - Сирия. Судно вошло в пролив Босфор в октябре 1991 года. Турецкие власти получили информацию относительно действительной природы содержимого груза, подозревая, что судно в реальности направляется на Кипр. Береговая охрана Турции высадилась на борт судна и отбуксировала его в турецкий порт. Впоследствии стороны по делу ссылались на то, что арест судна был произведен в проливе, статус которого регулировался Конвенцией Монтре 1936 года <*>. Судно было обыскано, а команда допрошена. Капитан судна с двумя другими членами экипажа были взяты под стражу. В ноябре 1992 года задержанным членам экипажа судна было предъявлено обвинение в организованной перевозке оружия и боеприпасов. Прокуратура утверждала, что поскольку Турция и Кипр находились в состоянии войны, следовательно, действия турецких властей были оправданными и соответствовали положениям Конвенции Монтре 1936 года.
Арест судна, перевозившего оружие через пролив Босфор в Иран. Жалоба признана частично неприемлемой.Заявителем является государственная компания, расположенная в г. Тегеране. Компания зафрахтовала судно в сентябре 1991 года с целью транспортировки, среди прочего, вооружения и боеприпасов из Болгарии в Иран. В коносаментах вооружение и боеприпасы указывались как "специальное оборудование", а место назначения судна - Сирия. Судно вошло в пролив Босфор в октябре 1991 года. Турецкие власти получили информацию относительно действительной природы содержимого груза, подозревая, что судно в реальности направляется на Кипр. Береговая охрана Турции высадилась на борт судна и отбуксировала его в турецкий порт. Впоследствии стороны по делу ссылались на то, что арест судна был произведен в проливе, статус которого регулировался Конвенцией Монтре 1936 года <*>. Судно было обыскано, а команда допрошена. Капитан судна с двумя другими членами экипажа были взяты под стражу. В ноябре 1992 года задержанным членам экипажа судна было предъявлено обвинение в организованной перевозке оружия и боеприпасов. Прокуратура утверждала, что поскольку Турция и Кипр находились в состоянии войны, следовательно, действия турецких властей были оправданными и соответствовали положениям Конвенции Монтре 1936 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, как природоохранный инструмент
(Колобов Р.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Прием листинга (включения в списки) используется в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере охраны природы. Помимо анализируемого Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой (далее также - красный список), который ведется Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО (далее - Комитет), в международной нормативной системе сформировались перечни видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения <1>, первого и второго приложения к Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных <2>, протокола Монтре (список водно-болотных угодий международного значения, где в результате технологического развития, загрязнения или иного вмешательства человека произошли, происходят или могут произойти изменения экологического характера угодья) [1] и других видов списков, выражающих обеспокоенность человека состоянием определенных компонентов окружающей среды.
(Колобов Р.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Прием листинга (включения в списки) используется в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере охраны природы. Помимо анализируемого Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой (далее также - красный список), который ведется Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО (далее - Комитет), в международной нормативной системе сформировались перечни видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения <1>, первого и второго приложения к Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных <2>, протокола Монтре (список водно-болотных угодий международного значения, где в результате технологического развития, загрязнения или иного вмешательства человека произошли, происходят или могут произойти изменения экологического характера угодья) [1] и других видов списков, выражающих обеспокоенность человека состоянием определенных компонентов окружающей среды.
Статья: Международно-правовой режим Черноморских проливов применительно к военному мореплаванию
(Петров О.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2018, N 7)В статье рассматриваются международно-правовые аспекты осуществления военно-морской деятельности государств в Мировом океане, при осуществлении операций противодействия террористическим угрозам, рассматриваются правила плавания кораблей в международных Черноморских проливах, анализируются положения Конвенции Монтре, 1936 г., статус Республики Турция в международном морском праве.
(Петров О.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2018, N 7)В статье рассматриваются международно-правовые аспекты осуществления военно-морской деятельности государств в Мировом океане, при осуществлении операций противодействия террористическим угрозам, рассматриваются правила плавания кораблей в международных Черноморских проливах, анализируются положения Конвенции Монтре, 1936 г., статус Республики Турция в международном морском праве.
Нормативные акты
"Заявление Постоянного совета Организации Договора о коллективной безопасности о военной активности на сопредельных к зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности территориях и ее влиянии на евразийскую безопасность"
(Подписано 30.11.2021)Государства - члены ОДКБ выражают обеспокоенность в связи с нарушениями положений Конвенции Монтре 1936 г. и призывают к ее неукоснительному соблюдению.
(Подписано 30.11.2021)Государства - члены ОДКБ выражают обеспокоенность в связи с нарушениями положений Конвенции Монтре 1936 г. и призывают к ее неукоснительному соблюдению.
"Словарь международного права"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. С.А. Егоров)
("Статут", 2014)ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ - соединяют Черное и Средиземное моря и включают проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море. Режим судоходства в Ч.п. регулируется Конвенцией о режиме проливов 1936 г., заключенной в г. Монтре (Швейцария), известной как Конвенция Монтре о Черноморских проливах. Конвенция установила, что в Ч.п. действует принцип права свободного прохода и мореплавания. Торговые суда всех стран пользуются в мирное время, а также и в военное, когда Турция не является воюющей стороной, полной свободой прохода и плавания в проливах в любое время суток. В отношении прохода через проливы военных кораблей Конвенция установила ряд общих положений: обязательное уведомление о проходе, ограничение количества и водоизмещения кораблей, проходящих проливы, и др. Вместе с тем Конвенция проводит четкое разграничение между проходом проливов военными кораблями черноморских и нечерноморских государств. Черноморским государствам разрешается проводить через проливы корабли любого тоннажа, а также и подводные лодки. Нечерноморские государства могут проводить в Черное море строго определенные классы кораблей с ограниченными Конвенцией количеством вооружения, водоизмещением и сроком пребывания в этом море. Общий тоннаж военных кораблей, которые нечерноморские государства могут одновременно ввести в Черное море, также ограничен. Проход через Ч.п. военных кораблей воюющих государств воспрещается. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, или в случае, когда она считает себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, проход военных кораблей через Ч.п. зависит от усмотрения турецкого правительства.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. С.А. Егоров)
("Статут", 2014)ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ - соединяют Черное и Средиземное моря и включают проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море. Режим судоходства в Ч.п. регулируется Конвенцией о режиме проливов 1936 г., заключенной в г. Монтре (Швейцария), известной как Конвенция Монтре о Черноморских проливах. Конвенция установила, что в Ч.п. действует принцип права свободного прохода и мореплавания. Торговые суда всех стран пользуются в мирное время, а также и в военное, когда Турция не является воюющей стороной, полной свободой прохода и плавания в проливах в любое время суток. В отношении прохода через проливы военных кораблей Конвенция установила ряд общих положений: обязательное уведомление о проходе, ограничение количества и водоизмещения кораблей, проходящих проливы, и др. Вместе с тем Конвенция проводит четкое разграничение между проходом проливов военными кораблями черноморских и нечерноморских государств. Черноморским государствам разрешается проводить через проливы корабли любого тоннажа, а также и подводные лодки. Нечерноморские государства могут проводить в Черное море строго определенные классы кораблей с ограниченными Конвенцией количеством вооружения, водоизмещением и сроком пребывания в этом море. Общий тоннаж военных кораблей, которые нечерноморские государства могут одновременно ввести в Черное море, также ограничен. Проход через Ч.п. военных кораблей воюющих государств воспрещается. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, или в случае, когда она считает себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, проход военных кораблей через Ч.п. зависит от усмотрения турецкого правительства.
"Современное право международных договоров: В 2 т. Заключение международных договоров"
(том 1)
(Лукашук И.И.)
("Волтерс Клувер", 2004)Необходимость уважения объективного режима обосновывалась и в случаях, когда он носил более ограниченный характер. В связи с вступлением в силу в 1937 г. Конвенции о черноморских проливах правительство Турции направило всем государствам ноту, извещающую об этом факте. Германия ответила, что, принимая к сведению сообщение, она резервирует за собой отношение ко всем постановлениям Конвенции. НКИД СССР в этой связи счел, что Германия, как и прочие страны, обязана "подчиняться режиму, установленному в проливах на основании Конвенции, заключенной в Монтре" <1>.
(том 1)
(Лукашук И.И.)
("Волтерс Клувер", 2004)Необходимость уважения объективного режима обосновывалась и в случаях, когда он носил более ограниченный характер. В связи с вступлением в силу в 1937 г. Конвенции о черноморских проливах правительство Турции направило всем государствам ноту, извещающую об этом факте. Германия ответила, что, принимая к сведению сообщение, она резервирует за собой отношение ко всем постановлениям Конвенции. НКИД СССР в этой связи счел, что Германия, как и прочие страны, обязана "подчиняться режиму, установленному в проливах на основании Конвенции, заключенной в Монтре" <1>.
"Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы"
(Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В.)
("Статут", 2007)Конференция по пересмотру режима Проливов открылась 22 июня 1936 г. в швейцарском городе Монтре и завершилась подписанием Конвенции о Черноморских проливах, которая больше известна под названием Конвенции Монтре.
(Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В.)
("Статут", 2007)Конференция по пересмотру режима Проливов открылась 22 июня 1936 г. в швейцарском городе Монтре и завершилась подписанием Конвенции о Черноморских проливах, которая больше известна под названием Конвенции Монтре.
"Международное право = Volkerrecht"
(книга 2)
(перевод с немецкого)
(2-е издание)
(Вольфганг Граф Витцтум и др.)
("Инфотропик Медиа", 2015)<141> Согласно п. c ст. 35 КМП не затрагивается режим проливов, проход в которых регулируется давно существующими и до сих пор действующими международными конвенциями (Конвенция Монтре о проливах 1936 г. в отношении проливов Босфор и Дарданеллы; Копенгагенский договор 1857 г. об отмене зундских и бельтских пошлин; правовые акты о Гибралтарском и Малаккском проливах).
(книга 2)
(перевод с немецкого)
(2-е издание)
(Вольфганг Граф Витцтум и др.)
("Инфотропик Медиа", 2015)<141> Согласно п. c ст. 35 КМП не затрагивается режим проливов, проход в которых регулируется давно существующими и до сих пор действующими международными конвенциями (Конвенция Монтре о проливах 1936 г. в отношении проливов Босфор и Дарданеллы; Копенгагенский договор 1857 г. об отмене зундских и бельтских пошлин; правовые акты о Гибралтарском и Малаккском проливах).
Статья: Правовые аспекты использования радиочастотного спектра
(Савченко Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 6)- Международная конвенция электросвязи (Монтре, 1965 г.) <5>;
(Савченко Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 6)- Международная конвенция электросвязи (Монтре, 1965 г.) <5>;
"Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов"
(отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков)
("Статут", 2010)Таким образом, принципиально новым в международном морском праве является положение о транзитном проходе, нашедшее отражение в Конвенции 1982 г. Можно предположить, что положение о транзитном проходе стало общепризнанной нормой в международном праве и должно действовать независимо от конвенций, регламентирующих правовой режим тех или иных международных проливов, как, например, Конвенция Монтре 1936 г.
(отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков)
("Статут", 2010)Таким образом, принципиально новым в международном морском праве является положение о транзитном проходе, нашедшее отражение в Конвенции 1982 г. Можно предположить, что положение о транзитном проходе стало общепризнанной нормой в международном праве и должно действовать независимо от конвенций, регламентирующих правовой режим тех или иных международных проливов, как, например, Конвенция Монтре 1936 г.
"Международное право: Учебник"
(отв. ред. С.А. Егоров)
("Статут", 2015)Что касается прав по "чужим" международным договорам, то согласно ст. 36 Конвенции не участвующие в договоре государства вправе пользоваться правами, предусмотренными и для них. В таких случаях фактическое пользование не участвующим в Конвенции Монтре 1936 г. государством черноморскими проливами означает согласие соблюдать правила прохода через них.
(отв. ред. С.А. Егоров)
("Статут", 2015)Что касается прав по "чужим" международным договорам, то согласно ст. 36 Конвенции не участвующие в договоре государства вправе пользоваться правами, предусмотренными и для них. В таких случаях фактическое пользование не участвующим в Конвенции Монтре 1936 г. государством черноморскими проливами означает согласие соблюдать правила прохода через них.
"Международное воздушное право: Учебное пособие"
(Бордунов В.Д.)
("Авиабизнес", "Научная книга", 2007)Транзитный пролет над Черноморскими проливами. В соответствии с Конвенцией Монтре 1936 г. Турция несет определенные обязательства по обеспечению полетов гражданских воздушных судов над Черноморскими проливами. Летать над ними можно при соблюдении следующих условий: полеты должны совершаться только по установленным для этого воздушным маршрутам, о чем турецкое правительство должно уведомляться. За три дня оно должно быть поставлено в известность об эпизодических воздушных рейсах, а о регулярных рейсах правительству этой страны нужно послать общее уведомление о датах пролета.
(Бордунов В.Д.)
("Авиабизнес", "Научная книга", 2007)Транзитный пролет над Черноморскими проливами. В соответствии с Конвенцией Монтре 1936 г. Турция несет определенные обязательства по обеспечению полетов гражданских воздушных судов над Черноморскими проливами. Летать над ними можно при соблюдении следующих условий: полеты должны совершаться только по установленным для этого воздушным маршрутам, о чем турецкое правительство должно уведомляться. За три дня оно должно быть поставлено в известность об эпизодических воздушных рейсах, а о регулярных рейсах правительству этой страны нужно послать общее уведомление о датах пролета.
Статья: Рамсарская конвенция 1971 г. и экосистемный подход к разумному использованию и устойчивому развитию водно-болотных угодий
(Копылов М.Н., Солнцев А.М.)
("Экологическое право", 2012, N 3)Ключевые слова: водно-болотные угодья, Рамсарская конвенция, Рамсарский список, Протокол Монтре, Рамсарская консультативная миссия, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Международный суд ООН.
(Копылов М.Н., Солнцев А.М.)
("Экологическое право", 2012, N 3)Ключевые слова: водно-болотные угодья, Рамсарская конвенция, Рамсарский список, Протокол Монтре, Рамсарская консультативная миссия, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Международный суд ООН.
"Современное право международных договоров: В 2 т. Действие международных договоров"
(том 2)
(Лукашук И.И.)
("Волтерс Клувер", 2006)В 1936 г. Турция предложила пересмотреть Лозаннскую конвенцию о проливах 1923 г. в связи с произошедшими изменениями. В этих целях была созвана конференция в Монтре. Представитель СССР отметил произошедшие коренные изменения и указал, что "невозможно не учитывать все эти изменения и новые факторы при разрешении стоящей на этой конференции перед нами проблемы". "Таким образом, - заключил он, - вопрос о пересмотре Лозаннской конвенции может быть при добром желании всех миролюбивых участников конференции разрешен с удовлетворением справедливых требований Турции, с соблюдением интересов всех черноморских держав, а также интересов укрепления и обеспечения мира..." <1>. Из сказанного видно, что СССР предпочитал решение вопроса о судьбе старых договоров осуществлять путем переговоров заинтересованных государств с учетом интересов мира и безопасности.
(том 2)
(Лукашук И.И.)
("Волтерс Клувер", 2006)В 1936 г. Турция предложила пересмотреть Лозаннскую конвенцию о проливах 1923 г. в связи с произошедшими изменениями. В этих целях была созвана конференция в Монтре. Представитель СССР отметил произошедшие коренные изменения и указал, что "невозможно не учитывать все эти изменения и новые факторы при разрешении стоящей на этой конференции перед нами проблемы". "Таким образом, - заключил он, - вопрос о пересмотре Лозаннской конвенции может быть при добром желании всех миролюбивых участников конференции разрешен с удовлетворением справедливых требований Турции, с соблюдением интересов всех черноморских держав, а также интересов укрепления и обеспечения мира..." <1>. Из сказанного видно, что СССР предпочитал решение вопроса о судьбе старых договоров осуществлять путем переговоров заинтересованных государств с учетом интересов мира и безопасности.