Конвенция CMR
Подборка наиболее важных документов по запросу Конвенция CMR (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 Конституции РФ"Согласно CMR место погрузки и место доставки Груза находятся на территории различных стран, поэтому в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ, подлежат применению правила Конвенции, что подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 15497/12 по делу N А21-10170/2010, указывающим на применение положений Конвенции к ответственности экспедитора: в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 7 и ст. 803 ГК РФ к ответственности экспедитора при ненадлежащем исполнении договора международной перевозки подлежат применению нормы Конвенции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные тенденции развития правового регулирования осуществления перевозок грузов в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2021, N 11)Несмотря на решительность компаний по массовому использованию автономных транспортных средств при перевозке грузов и осуществляемые в связи с этим огромные инвестиции в подобного рода проекты, до настоящего времени не разработано комплексного правового регулирования перевозки грузов такого рода транспортными средствами <8>. Те нормативные положения, которые сейчас закреплены в соответствующих международных актах (например, в СМГС, ЦМР, Варшавской конвенции и т.д.), а также в национальных нормативных правовых актах (например, в России в Гражданском кодексе РФ, а также в транспортных уставах и кодексах), не могут рассматриваться в качестве надлежащего правового регулирования. Действующее транспортное законодательство может служить лишь как основа, которая требует существенных изменений и уточнений. Во-первых, необходимо разработать единый понятийный аппарат, применяемый для транспортных средств, оснащенных автоматизированными системами вождения. При этом речь идет об унификации терминологии по всем видам транспорта. В настоящее время наиболее разработанным в понятийном отношении является автомобильный транспорт. В Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, утвержденной распоряжением Правительства РФ N 724-р от 25 марта 2020 г. (далее - Концепция о беспилотных ТС), разработанной на основе Резолюции о внедрении в практику высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств в условиях дорожного движения, принятой на 78-й сессии Глобального форума по безопасности дорожного движения (г. Женева, 25 - 29 марта 2019 г.), используется целая палитра понятий: "автономный автомобиль" (autonomous car), "беспилотный автомобиль" (driverless car), "самоуправляемое транспортное средство" (self-driving vehicle), "беспилотное транспортное средство" (unmanned vehicle), "роботизированный автомобиль" (robotic car), "высокоавтоматизированное транспортное средство" (highly automated vehicle), "полностью автоматизированное транспортное средство" (fully automated vehicle) <9>. Представленный понятийный ряд состоит из понятий, некоторые из которых являются синонимами по отношению друг к другу. Так, исходя из анализа Стандарта J3016 "Таксономия и определения терминов, относящихся к автоматизированной системе вождения автотранспортных средств на дороге", разработанного Обществом автомобильных инженеров (SAE), термины "беспилотный автомобиль" (driverless car) и "полностью автоматизированное транспортное средство" (fully automated vehicle) являются синонимами. Тем самым содержание термина "беспилотный автомобиль" соответствует только одной из разновидностей автоматизированных транспортных средств. Однако в самой Концепции о беспилотных ТС указывается на то, что понятие "беспилотное транспортное средство" не отражает в полной мере специфику высокоавтоматизированного или полностью автоматизированного транспортного средства. В связи с этим применение последних терминов является более предпочтительным. При этом в названии Концепции о беспилотных ТС используется термин "беспилотное". Совершенно иным образом закрепляется понятие "беспилотный" в Воздушном кодексе РФ. Так, в соответствии со ст. 32 ВК РФ беспилотное воздушное судно характеризуется тем, что оно управляется внешним пилотом, т.е. с участием человека.
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2021, N 11)Несмотря на решительность компаний по массовому использованию автономных транспортных средств при перевозке грузов и осуществляемые в связи с этим огромные инвестиции в подобного рода проекты, до настоящего времени не разработано комплексного правового регулирования перевозки грузов такого рода транспортными средствами <8>. Те нормативные положения, которые сейчас закреплены в соответствующих международных актах (например, в СМГС, ЦМР, Варшавской конвенции и т.д.), а также в национальных нормативных правовых актах (например, в России в Гражданском кодексе РФ, а также в транспортных уставах и кодексах), не могут рассматриваться в качестве надлежащего правового регулирования. Действующее транспортное законодательство может служить лишь как основа, которая требует существенных изменений и уточнений. Во-первых, необходимо разработать единый понятийный аппарат, применяемый для транспортных средств, оснащенных автоматизированными системами вождения. При этом речь идет об унификации терминологии по всем видам транспорта. В настоящее время наиболее разработанным в понятийном отношении является автомобильный транспорт. В Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, утвержденной распоряжением Правительства РФ N 724-р от 25 марта 2020 г. (далее - Концепция о беспилотных ТС), разработанной на основе Резолюции о внедрении в практику высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств в условиях дорожного движения, принятой на 78-й сессии Глобального форума по безопасности дорожного движения (г. Женева, 25 - 29 марта 2019 г.), используется целая палитра понятий: "автономный автомобиль" (autonomous car), "беспилотный автомобиль" (driverless car), "самоуправляемое транспортное средство" (self-driving vehicle), "беспилотное транспортное средство" (unmanned vehicle), "роботизированный автомобиль" (robotic car), "высокоавтоматизированное транспортное средство" (highly automated vehicle), "полностью автоматизированное транспортное средство" (fully automated vehicle) <9>. Представленный понятийный ряд состоит из понятий, некоторые из которых являются синонимами по отношению друг к другу. Так, исходя из анализа Стандарта J3016 "Таксономия и определения терминов, относящихся к автоматизированной системе вождения автотранспортных средств на дороге", разработанного Обществом автомобильных инженеров (SAE), термины "беспилотный автомобиль" (driverless car) и "полностью автоматизированное транспортное средство" (fully automated vehicle) являются синонимами. Тем самым содержание термина "беспилотный автомобиль" соответствует только одной из разновидностей автоматизированных транспортных средств. Однако в самой Концепции о беспилотных ТС указывается на то, что понятие "беспилотное транспортное средство" не отражает в полной мере специфику высокоавтоматизированного или полностью автоматизированного транспортного средства. В связи с этим применение последних терминов является более предпочтительным. При этом в названии Концепции о беспилотных ТС используется термин "беспилотное". Совершенно иным образом закрепляется понятие "беспилотный" в Воздушном кодексе РФ. Так, в соответствии со ст. 32 ВК РФ беспилотное воздушное судно характеризуется тем, что оно управляется внешним пилотом, т.е. с участием человека.
Статья: Реализация основных средств, аренда, расходы на услуги самозанятых и рекламу: налогообложение прибыли
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 5)Также следует отметить, что международная товарно-транспортная накладная соответствует требованиям Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и подтверждает в совокупности с отметками таможни ввоз товаров в Российскую Федерацию по конкретным адресам, указанным на русском языке. Кроме того, прочая информация, необходимая для идентификации товаров, отправителя и получателя, отражена в грузовой таможенной декларации, ссылка имеется в международной товарно-транспортной накладной.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 5)Также следует отметить, что международная товарно-транспортная накладная соответствует требованиям Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и подтверждает в совокупности с отметками таможни ввоз товаров в Российскую Федерацию по конкретным адресам, указанным на русском языке. Кроме того, прочая информация, необходимая для идентификации товаров, отправителя и получателя, отражена в грузовой таможенной декларации, ссылка имеется в международной товарно-транспортной накладной.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ
(ред. от 28.04.2023)
"О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и отдельных каботажных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)международная товарно-транспортная накладная (накладная) (далее - международная товарно-транспортная накладная) - документ, предусмотренный Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года или иным международным договором Российской Федерации, содержащий в том числе информацию о перевозимом грузе, его грузоотправителе и грузополучателе, перевозчике и транспортном средстве, выполняющем перевозку, а также о местах его погрузки и разгрузки;
(ред. от 28.04.2023)
"О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и отдельных каботажных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)международная товарно-транспортная накладная (накладная) (далее - международная товарно-транспортная накладная) - документ, предусмотренный Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года или иным международным договором Российской Федерации, содержащий в том числе информацию о перевозимом грузе, его грузоотправителе и грузополучателе, перевозчике и транспортном средстве, выполняющем перевозку, а также о местах его погрузки и разгрузки;
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно правовым позициям, изложенным в Постановлении Президиума ВАС России от 23 апреля 2013 г. N 15497/12 по делу N А21-10170/2010 <52>, в случае, если перевозка спорного груза осуществлялась по накладным CMR, оформленным в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) <53>, заключенной в г. Женеве 19 мая 1956 г. (СССР присоединился к названной Конвенции в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1983 г. N 9763-X <54> с заявлением и оговоркой; Россия участвует в названной Конвенции как государство - продолжатель СССР), в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 части первой ГК РФ и ст. 803 части второй ГК РФ к ответственности экспедитора при ненадлежащем исполнении договора международной перевозки подлежат применению не нормы п. 2 и 5 комментируемой статьи, а нормы названной Конвенции.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно правовым позициям, изложенным в Постановлении Президиума ВАС России от 23 апреля 2013 г. N 15497/12 по делу N А21-10170/2010 <52>, в случае, если перевозка спорного груза осуществлялась по накладным CMR, оформленным в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) <53>, заключенной в г. Женеве 19 мая 1956 г. (СССР присоединился к названной Конвенции в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1983 г. N 9763-X <54> с заявлением и оговоркой; Россия участвует в названной Конвенции как государство - продолжатель СССР), в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 части первой ГК РФ и ст. 803 части второй ГК РФ к ответственности экспедитора при ненадлежащем исполнении договора международной перевозки подлежат применению не нормы п. 2 и 5 комментируемой статьи, а нормы названной Конвенции.
Статья: Административно-правовой статус перевозчика в таможенных отношениях: актуальные проблемы
(Агамагомедова С.А.)
("Транспортное право", 2023, N 2)<6> Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) (вместе с Протоколом подписания) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (с изм. от 05.07.1978). URL: http://www.mid.ru.
(Агамагомедова С.А.)
("Транспортное право", 2023, N 2)<6> Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) (вместе с Протоколом подписания) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (с изм. от 05.07.1978). URL: http://www.mid.ru.
Статья: Товарораспорядительные документы как объекты коммерческого (торгового) права: анализ судебной практики
(Пантелеев И.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Дополнительно следует отметить более сложный вопрос, когда суд отнес к товарораспорядительному документу международную транспортную накладную CMR <21>, предусмотренную Женевской Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2023 по делу N А40-67174/2022).
(Пантелеев И.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Дополнительно следует отметить более сложный вопрос, когда суд отнес к товарораспорядительному документу международную транспортную накладную CMR <21>, предусмотренную Женевской Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956 (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2023 по делу N А40-67174/2022).