Контрольные мероприятия счетной палаты
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрольные мероприятия счетной палаты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление Счетной палаты РФ (контрольно-счетного органа)
(КонсультантПлюс, 2025)В ходе проведения контрольного мероприятия Счетной палатой сделан вывод о том, что при использовании средств бюджета автономного округа, выделенных в форме субсидии, допущены нарушения, в том числе нецелевое использование бюджетных средств.
(КонсультантПлюс, 2025)В ходе проведения контрольного мероприятия Счетной палатой сделан вывод о том, что при использовании средств бюджета автономного округа, выделенных в форме субсидии, допущены нарушения, в том числе нецелевое использование бюджетных средств.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заявитель... выражает несогласие с выводом... о правомерности направления Счетной палатой Российской Федерации уведомления о применении бюджетных мер принуждения в отношении Правительства Республики Калмыкия, не являвшегося объектом контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заявитель... выражает несогласие с выводом... о правомерности направления Счетной палатой Российской Федерации уведомления о применении бюджетных мер принуждения в отношении Правительства Республики Калмыкия, не являвшегося объектом контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Счетная палата Российской Федерации в системе органов государственного контроля: административно-правовые аспекты
(Громова З.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Принятие актов представлений и предписаний по итогам контрольных мероприятий Счетной палаты РФ опосредует свойство контроля в сфере финансов: "Он обеспечивает обратную связь между субъектами и объектами управления" <25>. В актах, принимаемых Счетной палатой РФ по результатам проведенного контрольного мероприятия, получают применение четыре формы реализации норм административного права: соблюдение, исполнение, использование и применение. В основном объеме своего содержания эти формы обладают государственно-властным, исполнительно-распорядительным характером. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 41-ФЗ за неисполнение представлений Счетной палаты РФ, несоблюдение сроков их выполнения возможно направление предписания Счетной палаты РФ. Все материалы контрольного мероприятия выносятся на рассмотрение Коллегии Счетной палаты РФ, в компетенции которой находится принятие решения о направлении представления подконтрольному субъекту.
(Громова З.Е.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Принятие актов представлений и предписаний по итогам контрольных мероприятий Счетной палаты РФ опосредует свойство контроля в сфере финансов: "Он обеспечивает обратную связь между субъектами и объектами управления" <25>. В актах, принимаемых Счетной палатой РФ по результатам проведенного контрольного мероприятия, получают применение четыре формы реализации норм административного права: соблюдение, исполнение, использование и применение. В основном объеме своего содержания эти формы обладают государственно-властным, исполнительно-распорядительным характером. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 41-ФЗ за неисполнение представлений Счетной палаты РФ, несоблюдение сроков их выполнения возможно направление предписания Счетной палаты РФ. Все материалы контрольного мероприятия выносятся на рассмотрение Коллегии Счетной палаты РФ, в компетенции которой находится принятие решения о направлении представления подконтрольному субъекту.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Второй вариант (отсылка к документу Счетной палаты РФ) использован, например, в Красноярском крае. Стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК 1 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" Счетной палаты Красноярского края <27> содержит прямое указание, что формулировка нарушения осуществляется "с учетом классификации нарушений, приведенной в классификаторе нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), применяемом в соответствии с Приказом Счетной палаты РФ от 15.02.2022 N 9 "О введении в действие классификатора нарушений" <28>.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Второй вариант (отсылка к документу Счетной палаты РФ) использован, например, в Красноярском крае. Стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК 1 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" Счетной палаты Красноярского края <27> содержит прямое указание, что формулировка нарушения осуществляется "с учетом классификации нарушений, приведенной в классификаторе нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), применяемом в соответствии с Приказом Счетной палаты РФ от 15.02.2022 N 9 "О введении в действие классификатора нарушений" <28>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Статья 17. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия Счетной палаты
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Статья 17. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия Счетной палаты
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Во внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле этапы контрольных мероприятий поименованы в тексте Стандарта государственного аудита (контроля) СГА 101 <1>. Подготовительный этап контрольного мероприятия включает в себя предварительное изучение специфики проверяемых объектов контроля, детальное рассмотрение предмета контроля в целях формирования целей и вопросов контрольного мероприятия. Несмотря на то что риск-ориентированный подход реализуется непосредственно на этапе планирования контрольной деятельности, орган контроля при конкретизации цели и вопросов контрольного мероприятия на подготовительном этапе также ориентируется на выбор наиболее рисковых областей контроля. На основном этапе Счетная палата РФ проводит контрольные действия, осуществляет сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями и вопросами контрольного мероприятия, определенными на предыдущем этапе. Заключительный этап контрольного мероприятия, проводимого Счетной палатой РФ, включает, кроме формирования завершающих документов (акт по результатам контрольного мероприятия, отчет о результатах контрольного мероприятия), направление представлений, уведомлений Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения, информационных писем, обращений в правоохранительные органы, что, с нашей точки зрения, подчеркивает действенность контроля, так как контрольное мероприятие не заканчивается подготовкой документов, констатирующих факт наличия нарушений, а предусматривает действия, направленные на их устранение.
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)Во внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле этапы контрольных мероприятий поименованы в тексте Стандарта государственного аудита (контроля) СГА 101 <1>. Подготовительный этап контрольного мероприятия включает в себя предварительное изучение специфики проверяемых объектов контроля, детальное рассмотрение предмета контроля в целях формирования целей и вопросов контрольного мероприятия. Несмотря на то что риск-ориентированный подход реализуется непосредственно на этапе планирования контрольной деятельности, орган контроля при конкретизации цели и вопросов контрольного мероприятия на подготовительном этапе также ориентируется на выбор наиболее рисковых областей контроля. На основном этапе Счетная палата РФ проводит контрольные действия, осуществляет сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями и вопросами контрольного мероприятия, определенными на предыдущем этапе. Заключительный этап контрольного мероприятия, проводимого Счетной палатой РФ, включает, кроме формирования завершающих документов (акт по результатам контрольного мероприятия, отчет о результатах контрольного мероприятия), направление представлений, уведомлений Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения, информационных писем, обращений в правоохранительные органы, что, с нашей точки зрения, подчеркивает действенность контроля, так как контрольное мероприятие не заканчивается подготовкой документов, констатирующих факт наличия нарушений, а предусматривает действия, направленные на их устранение.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данное положение введено с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, основным предназначением которого являлось регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона в отношении положений, которые вошли в ч. 3 комментируемой статьи, инициирование указанных дополнений обусловлено итогами анализа результатов контрольных мероприятий Счетной палаты РФ и иных органов внешнего (внутреннего) государственного финансового контроля бухгалтерской отчетности, формируемой организациями бюджетной сферы; указанные изменения направлены на создание условий по обеспечению полноты и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также полноты отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данное положение введено с 26 июля 2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ, основным предназначением которого являлось регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона в отношении положений, которые вошли в ч. 3 комментируемой статьи, инициирование указанных дополнений обусловлено итогами анализа результатов контрольных мероприятий Счетной палаты РФ и иных органов внешнего (внутреннего) государственного финансового контроля бухгалтерской отчетности, формируемой организациями бюджетной сферы; указанные изменения направлены на создание условий по обеспечению полноты и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также полноты отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<498> Среди некоторых примеров таких актов можно отметить: Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, Приказ Казначейства России от 01.03.2017 N 39 "Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия", "СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия" (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК) и др.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<498> Среди некоторых примеров таких актов можно отметить: Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, Приказ Казначейства России от 01.03.2017 N 39 "Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия "Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия", "СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия" (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК) и др.
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)<26> Стандарт (СГА-7) Проведение контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Пермского края (утвержден 29 августа 2022 г.) // URL: https://ksppk.ru/documents/323/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%A1%D0%93%D0%90_-7_29.08.2022.pdf?view&ysclid=ls0g8wx8q0612261600 (дата обращения: 30.08.2023).
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)<26> Стандарт (СГА-7) Проведение контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Пермского края (утвержден 29 августа 2022 г.) // URL: https://ksppk.ru/documents/323/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%A1%D0%93%D0%90_-7_29.08.2022.pdf?view&ysclid=ls0g8wx8q0612261600 (дата обращения: 30.08.2023).
Статья: Реализация принципа прозрачности (открытости) в бюджетной деятельности институтов развития
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<17> Примером могут являться, например, недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия Счетной палатой Российской Федерации в отношении АО "Корпорация "МСП" как института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Так, согласно отчету Счетной палаты РФ, "Корпорацией не в полном объеме обеспечивалась реализация положений Приказов Росимущества от 8 сентября 2011 г. N 293 и от 20 сентября 2018 г. N 316 в части размещения необходимых сведений на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью, а именно: не была актуализирована информация о коллегиальном исполнительном органе (правлении), отсутствовало заключение ревизионной комиссии Общества за 2016 год". Кроме того, из указанного отчета следует, что в программу деятельности АО "Корпорация "МСП" на 2016 - 2018 гг. в систему показателей вносились изменения, касающиеся в том числе увеличения плановых значений показателей, изменения набора показателей, изменения методики их расчета. См.: URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/38f/38f353f7d2c776c6ff5e05472b95ca62.pdf.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<17> Примером могут являться, например, недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия Счетной палатой Российской Федерации в отношении АО "Корпорация "МСП" как института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Так, согласно отчету Счетной палаты РФ, "Корпорацией не в полном объеме обеспечивалась реализация положений Приказов Росимущества от 8 сентября 2011 г. N 293 и от 20 сентября 2018 г. N 316 в части размещения необходимых сведений на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью, а именно: не была актуализирована информация о коллегиальном исполнительном органе (правлении), отсутствовало заключение ревизионной комиссии Общества за 2016 год". Кроме того, из указанного отчета следует, что в программу деятельности АО "Корпорация "МСП" на 2016 - 2018 гг. в систему показателей вносились изменения, касающиеся в том числе увеличения плановых значений показателей, изменения набора показателей, изменения методики их расчета. См.: URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/38f/38f353f7d2c776c6ff5e05472b95ca62.pdf.
Статья: Участник закупки - "упрощенец"
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Спор возник из-за оплаты работ по ремонту улиц и благоустройству дворовых территорий. Муниципальный заказчик в суде указал, что по результатам контрольного мероприятия счетная палата установила включение подрядчиком в акты формы КС-2 повышающего коэффициента, применение которого не было предусмотрено аукционной документацией и условиями контрактов.
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Спор возник из-за оплаты работ по ремонту улиц и благоустройству дворовых территорий. Муниципальный заказчик в суде указал, что по результатам контрольного мероприятия счетная палата установила включение подрядчиком в акты формы КС-2 повышающего коэффициента, применение которого не было предусмотрено аукционной документацией и условиями контрактов.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)По результатам осуществления комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Счетная палата подготавливает заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и представляет их палатам Федерального Собрания.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)По результатам осуществления комплекса экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Счетная палата подготавливает заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и представляет их палатам Федерального Собрания.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По результатам контрольных мероприятий Счетная палата РФ выдает предписания, представления, а также Коллегия Счетной палаты РФ по согласованию с Государственной Думой РФ может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)По результатам контрольных мероприятий Счетная палата РФ выдает предписания, представления, а также Коллегия Счетной палаты РФ по согласованию с Государственной Думой РФ может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.