Контрольная закупка лекарственных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрольная закупка лекарственных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании объекта закупки убедитесь, что для необходимого вам препарата отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства. Не объединяйте в одну закупку экстемпоральные лекарственные препараты с зарегистрированными лекарственными средствами. Нельзя закупать вместе с другими препаратами лекарство, у которого нет эквивалента по лекарственной форме и дозировке. Такие препараты можно объединить в одну закупку, только если НМЦК не превышает 1 тыс. руб. (п. 2 Постановления N 929). Кроме того, объединение в одну закупку экстемпоральных препаратов с зарегистрированными лекарствами может быть расценено контрольными органами как ограничение конкуренции, поскольку данные лекарства относятся к разным товарным рынкам (см. Решения Ивановского УФАС России от 02.11.2020 N 037/06/64-595/2020(07-15/2020-353), Башкортостанского УФАС России от 19.07.2021 N ТО002/06/105-1445/2021).
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании объекта закупки убедитесь, что для необходимого вам препарата отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства. Не объединяйте в одну закупку экстемпоральные лекарственные препараты с зарегистрированными лекарственными средствами. Нельзя закупать вместе с другими препаратами лекарство, у которого нет эквивалента по лекарственной форме и дозировке. Такие препараты можно объединить в одну закупку, только если НМЦК не превышает 1 тыс. руб. (п. 2 Постановления N 929). Кроме того, объединение в одну закупку экстемпоральных препаратов с зарегистрированными лекарствами может быть расценено контрольными органами как ограничение конкуренции, поскольку данные лекарства относятся к разным товарным рынкам (см. Решения Ивановского УФАС России от 02.11.2020 N 037/06/64-595/2020(07-15/2020-353), Башкортостанского УФАС России от 19.07.2021 N ТО002/06/105-1445/2021).
Ситуация: Как обменять или вернуть лекарственные препараты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае необходимости Росздравнадзор проводит, в частности, контрольные закупки в целях проверки соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, а также запрета продажи фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств (ч. 1 - 3 ст. 6.33, ч. 1 ст. 6.34, ч. 1, 4 ст. 14.4.2, п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ; п. 1, пп. 5.1.4.5 п. 5.1.4, п. 5.11 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323; п. п. 2, 3, 6, 12 Административного регламента, утв. Приказом Росздравнадзора от 28.07.2020 N 6720).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае необходимости Росздравнадзор проводит, в частности, контрольные закупки в целях проверки соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, а также запрета продажи фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств (ч. 1 - 3 ст. 6.33, ч. 1 ст. 6.34, ч. 1, 4 ст. 14.4.2, п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ; п. 1, пп. 5.1.4.5 п. 5.1.4, п. 5.11 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323; п. п. 2, 3, 6, 12 Административного регламента, утв. Приказом Росздравнадзора от 28.07.2020 N 6720).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 N 140
(ред. от 30.04.2025)
"О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"
(вместе с "Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения")21. Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой информационную систему, которая позволяет осуществлять информационную поддержку контрольных процедур в сфере закупок лекарственных препаратов.
(ред. от 30.04.2025)
"О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"
(вместе с "Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения")21. Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой информационную систему, которая позволяет осуществлять информационную поддержку контрольных процедур в сфере закупок лекарственных препаратов.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1049
(ред. от 15.11.2025)
"О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере обращения лекарственных средств"
(вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере обращения лекарственных средств")68. Контрольная закупка проводится в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств.
(ред. от 15.11.2025)
"О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере обращения лекарственных средств"
(вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере обращения лекарственных средств")68. Контрольная закупка проводится в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Так, приговором Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 06.08.2018 В.И.Н., П.А. и П.Н. признаны виновными в совершении в том числе преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 238.1 УК РФ. По делу установлено, что указанные лица неоднократно сбывали лекарственные средства с наименованием "VIPROGRA 100 Sildenafil Citrate tablets" небольшими партиями, получая за них от девятисот до нескольких тысяч рублей. 04.06.2015 В.И.Н. встретился согласно ранее достигнутой договоренности с Ф.И.О.1, действовавшим в рамках оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ) "Проверочная закупка". В ходе встречи Ф.И.О.1 предложил В.И.Н. сбыть крупную партию лекарств для нужд его друга, проживающего в Республике Абхазия, на что последний согласился. В связи с отсутствием необходимого объема препаратов (и необходимостью их заказа у неустановленного следствием лица) было решено осуществлять передачу лекарств в несколько встреч. Все передачи (07.07.2015 - на сумму 25 000 рублей, 21.11.2015 - на сумму 50 000 рублей и 03.06.2016 - на сумму 50 000 рублей) осуществлялись в рамках ОРМ "Проверочная закупка". Общая стоимость незаконно сбытых незарегистрированных лекарственных средств образовала крупный размер <1>.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Так, приговором Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 06.08.2018 В.И.Н., П.А. и П.Н. признаны виновными в совершении в том числе преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 238.1 УК РФ. По делу установлено, что указанные лица неоднократно сбывали лекарственные средства с наименованием "VIPROGRA 100 Sildenafil Citrate tablets" небольшими партиями, получая за них от девятисот до нескольких тысяч рублей. 04.06.2015 В.И.Н. встретился согласно ранее достигнутой договоренности с Ф.И.О.1, действовавшим в рамках оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ) "Проверочная закупка". В ходе встречи Ф.И.О.1 предложил В.И.Н. сбыть крупную партию лекарств для нужд его друга, проживающего в Республике Абхазия, на что последний согласился. В связи с отсутствием необходимого объема препаратов (и необходимостью их заказа у неустановленного следствием лица) было решено осуществлять передачу лекарств в несколько встреч. Все передачи (07.07.2015 - на сумму 25 000 рублей, 21.11.2015 - на сумму 50 000 рублей и 03.06.2016 - на сумму 50 000 рублей) осуществлялись в рамках ОРМ "Проверочная закупка". Общая стоимость незаконно сбытых незарегистрированных лекарственных средств образовала крупный размер <1>.
Статья: Истечение срока годности лекарственных препаратов: что предпринять?
(Зарипова М.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Как правило, большая часть лекарственных препаратов медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках программ ОМС, является закупленной за счет средств ОМС. При проверках контрольные органы квалифицируют процедуру списания медикаментов с истекшим сроком годности как нецелевое использование средств ОМС. Споры по данному вопросу выносятся на рассмотрение суда.
(Зарипова М.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Как правило, большая часть лекарственных препаратов медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках программ ОМС, является закупленной за счет средств ОМС. При проверках контрольные органы квалифицируют процедуру списания медикаментов с истекшим сроком годности как нецелевое использование средств ОМС. Споры по данному вопросу выносятся на рассмотрение суда.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Продолжение процедуры закупки при наличии предписания контрольного органа об аннулировании процедуры является нарушением Закона о контрактной системе и влечет за собой привлечение к административной ответственности.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Продолжение процедуры закупки при наличии предписания контрольного органа об аннулировании процедуры является нарушением Закона о контрактной системе и влечет за собой привлечение к административной ответственности.
Статья: Гражданский оборот
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 9 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" определено, что оборот лекарственных средств осуществляется под федеральным государственным контролем (надзором), осуществляемым в виде документарной проверки, выездной проверки, выборочного контроля качества, контрольной закупки и др., предметом которого являются в том числе соблюдение обязательных требований в сфере обращения лекарственных средств - в частности, требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, изготовлению, хранению, перевозке, ввозу в РФ, отпуску, реализации, передаче, продаже лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств, установлению производителями лекарственных препаратов цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ст. 9 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" определено, что оборот лекарственных средств осуществляется под федеральным государственным контролем (надзором), осуществляемым в виде документарной проверки, выездной проверки, выборочного контроля качества, контрольной закупки и др., предметом которого являются в том числе соблюдение обязательных требований в сфере обращения лекарственных средств - в частности, требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, изготовлению, хранению, перевозке, ввозу в РФ, отпуску, реализации, передаче, продаже лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств, установлению производителями лекарственных препаратов цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Вопрос: Закупаются наборы первой медицинской помощи, содержащие лекарственные средства (КТРУ 21.20.24.170-00000004). Должны ли участники закупки иметь лицензию на фармацевтическую деятельность? Можно ли закупать такие наборы одновременно с наборами, не содержащими лекарственных средств?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)При этом наборы первой медицинской помощи, содержащие лекарственные средства, нельзя объединять в один объект закупки с товарами, для поставки которых лицензия на фармацевтическую деятельность не требуется (например, с укладками, которые не содержат лекарственных средств). Подобное объединение будет квалифицировано контрольным органом как объединение в один объект закупки функционально и технологически не связанных друг с другом товаров, обращающихся на разных рынках (что является нарушением ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)При этом наборы первой медицинской помощи, содержащие лекарственные средства, нельзя объединять в один объект закупки с товарами, для поставки которых лицензия на фармацевтическую деятельность не требуется (например, с укладками, которые не содержат лекарственных средств). Подобное объединение будет квалифицировано контрольным органом как объединение в один объект закупки функционально и технологически не связанных друг с другом товаров, обращающихся на разных рынках (что является нарушением ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
Статья: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в контрольной (надзорной) деятельности
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда (далее - ААС) от 27 ноября 2012 г. по делу N А33-10981/2012 разрешен вопрос о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, выразившимся в продаже рецептурного лекарственного средства без рецепта врача. В Постановлении отмечается, что прокурором представлено Письмо прокуратуры Кировского района г. Красноярска от 9 июня 2012 г. N 7/2-1, которым отделу полиции N 3 межмуниципального управления МВД России "Красноярское" поручено провести оперативно-розыскное мероприятие "Проверочная закупка" в аптечных учреждениях, в отношении которых у отдела полиции имеется оперативная информация о фактах приобретения кодеиносодержащих препаратов для изготовления дезоморфина. Также представлено сопроводительное письмо вместе с вынесенным старшим инспектором группы по исполнению административного законодательства отдела полиции N 3 межмуниципального управления МВД России "Красноярское" постановлением, которым определено провести оперативно-розыскное мероприятие "Проверочная закупка" по приобретению в аптеке ГПКК "Губернские аптеки" препаратов, чья свободная реализация запрещена или ограничена, привлечь к непосредственной закупке препаратов участкового уполномоченного полиции. Указанное постановление утверждено начальником отдела полиции.
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда (далее - ААС) от 27 ноября 2012 г. по делу N А33-10981/2012 разрешен вопрос о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, выразившимся в продаже рецептурного лекарственного средства без рецепта врача. В Постановлении отмечается, что прокурором представлено Письмо прокуратуры Кировского района г. Красноярска от 9 июня 2012 г. N 7/2-1, которым отделу полиции N 3 межмуниципального управления МВД России "Красноярское" поручено провести оперативно-розыскное мероприятие "Проверочная закупка" в аптечных учреждениях, в отношении которых у отдела полиции имеется оперативная информация о фактах приобретения кодеиносодержащих препаратов для изготовления дезоморфина. Также представлено сопроводительное письмо вместе с вынесенным старшим инспектором группы по исполнению административного законодательства отдела полиции N 3 межмуниципального управления МВД России "Красноярское" постановлением, которым определено провести оперативно-розыскное мероприятие "Проверочная закупка" по приобретению в аптеке ГПКК "Губернские аптеки" препаратов, чья свободная реализация запрещена или ограничена, привлечь к непосредственной закупке препаратов участкового уполномоченного полиции. Указанное постановление утверждено начальником отдела полиции.
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы - заказчик, отнесенный к одному из этих перечней, на этапе планирования вам предстоит дополнительная контрольная процедура. Она коснется:
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы - заказчик, отнесенный к одному из этих перечней, на этапе планирования вам предстоит дополнительная контрольная процедура. Она коснется:
Вопрос: Об ограничении допуска иностранных товаров при закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и подтверждении страны их происхождения.
(Письмо Минфина России от 15.08.2023 N 24-06-06/76575)Таким образом, в случае непредставления участником закупки в составе заявки документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, заявка такого участника приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
(Письмо Минфина России от 15.08.2023 N 24-06-06/76575)Таким образом, в случае непредставления участником закупки в составе заявки документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, заявка такого участника приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Вопрос: Об изменении существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов.
(Письмо Минфина России от 19.12.2022 N 24-06-08/124250)Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
(Письмо Минфина России от 19.12.2022 N 24-06-08/124250)Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Статья: Контрольные (надзорные) мероприятия по законодательству Российской Федерации: виды, содержание и цели применения
(Соловьев А.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Можно выделить следующие цели мониторинговых закупок: мониторинг качества и безопасности продуктов питания, лекарственных средств и других товаров; выявление фактов продажи некачественных, фальсифицированных или контрафактных товаров с целью их установления путем экспертного исследования. При этом задачей мониторинговой закупки является анализ полученных в ходе контрольного мероприятия данных и выявление отклонений от установленных законом требований.
(Соловьев А.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Можно выделить следующие цели мониторинговых закупок: мониторинг качества и безопасности продуктов питания, лекарственных средств и других товаров; выявление фактов продажи некачественных, фальсифицированных или контрафактных товаров с целью их установления путем экспертного исследования. При этом задачей мониторинговой закупки является анализ полученных в ходе контрольного мероприятия данных и выявление отклонений от установленных законом требований.