Контролируемые сделки с взаимозависимыми иностранными компаниями
Подборка наиболее важных документов по запросу Контролируемые сделки с взаимозависимыми иностранными компаниями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о привлечении к налоговой ответственности по гл. 16 НК РФ: Налогоплательщик оспаривает штраф за неуведомление о контролируемой сделке (просрочку уведомления) либо представление недостоверных сведений
(КонсультантПлюс, 2025)не уведомил о сделке, которая признается контролируемой (например, о заключении или изменении после 01.01.2012 договора процентного или беспроцентного займа с взаимозависимой иностранной организацией)
(КонсультантПлюс, 2025)не уведомил о сделке, которая признается контролируемой (например, о заключении или изменении после 01.01.2012 договора процентного или беспроцентного займа с взаимозависимой иностранной организацией)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаиморасчеты в холдинговых структурах: риски, ценообразование и налогообложение
(Рыбакова (Крысина) А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 38)Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами:
(Рыбакова (Крысина) А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 38)Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами:
Готовое решение: Контролируемые сделки по договору займа с взаимозависимым лицом
(КонсультантПлюс, 2025)Займы от иностранной организации признают контролируемыми сделками при условии, что эта иностранная организация является либо взаимозависимой по отношению к налогоплательщику, либо резидентом офшорной зоны: при этом сумма доходов по всем сделкам с этой организацией за календарный год превышает 120 млн руб. (п. 1, пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Для определения величины дохода по договору займа учитывается величина процентов, рассчитанных исходя из рыночной или фактической ставки, если она соответствует рыночной (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, Письма Минфина России от 03.11.2017 N 03-12-11/1/72800, от 27.12.2016 N 03-12-11/1/78430, от 28.12.2016 N 03-12-11/1/78760, от 16.08.2013 N 03-01-18/33535, от 28.12.2012 N 03-01-18/10-200, от 18.07.2012 N 03-01-18/5-97, от 23.05.2012 N 03-01-18/4-67). Контролируемой сделкой может быть как процентный, так и беспроцентный договор займа.
(КонсультантПлюс, 2025)Займы от иностранной организации признают контролируемыми сделками при условии, что эта иностранная организация является либо взаимозависимой по отношению к налогоплательщику, либо резидентом офшорной зоны: при этом сумма доходов по всем сделкам с этой организацией за календарный год превышает 120 млн руб. (п. 1, пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Для определения величины дохода по договору займа учитывается величина процентов, рассчитанных исходя из рыночной или фактической ставки, если она соответствует рыночной (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, Письма Минфина России от 03.11.2017 N 03-12-11/1/72800, от 27.12.2016 N 03-12-11/1/78430, от 28.12.2016 N 03-12-11/1/78760, от 16.08.2013 N 03-01-18/33535, от 28.12.2012 N 03-01-18/10-200, от 18.07.2012 N 03-01-18/5-97, от 23.05.2012 N 03-01-18/4-67). Контролируемой сделкой может быть как процентный, так и беспроцентный договор займа.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)По результатам проверки налоговым органом принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа. Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа, что общество и иностранная компания являются взаимозависимыми лицами и сделка между названными организациями признается контролируемой сделкой, ввиду чего общество, в соответствии с требованиями ст. 105.16 НК РФ, обязано было уведомить налоговый орган о контролируемой сделке за 2014 год. Поскольку общество не отразило в уведомлении о контролируемых сделках за 2014 год информацию о сделке с иностранной компанией, налоговый орган пришел к выводу, что представленное налогоплательщиком уведомление о контролируемых сделках за 2014 год содержало недостоверные сведения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)По результатам проверки налоговым органом принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа. Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа, что общество и иностранная компания являются взаимозависимыми лицами и сделка между названными организациями признается контролируемой сделкой, ввиду чего общество, в соответствии с требованиями ст. 105.16 НК РФ, обязано было уведомить налоговый орган о контролируемой сделке за 2014 год. Поскольку общество не отразило в уведомлении о контролируемых сделках за 2014 год информацию о сделке с иностранной компанией, налоговый орган пришел к выводу, что представленное налогоплательщиком уведомление о контролируемых сделках за 2014 год содержало недостоверные сведения.
Приказ ФНС России от 02.10.2024 N ЕД-7-3/830@
"Об утверждении формы, порядка заполнения (представления) и формата представления в электронной форме налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также о внесении изменений в приложение к приказу ФНС России от 29.02.2024 N ЕД-7-3/164@"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2024 N 80397)суммы корректировок цен сделок, произведенных с целью доначисления налога по результатам проверок налогоплательщиков по вопросам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, проведенных в отношении контролируемых сделок, совершенных контролируемой иностранной компанией и указанными налогоплательщиками. Указанные суммы увеличивают значение показателя;
"Об утверждении формы, порядка заполнения (представления) и формата представления в электронной форме налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также о внесении изменений в приложение к приказу ФНС России от 29.02.2024 N ЕД-7-3/164@"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2024 N 80397)суммы корректировок цен сделок, произведенных с целью доначисления налога по результатам проверок налогоплательщиков по вопросам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, проведенных в отношении контролируемых сделок, совершенных контролируемой иностранной компанией и указанными налогоплательщиками. Указанные суммы увеличивают значение показателя;
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Правила трансфертного ценообразования ликвидировали лазейку по смещению прибыли в зарубежные низконалоговые юрисдикции. Теперь налоговые органы все чаще проверяют внешнеторговые сделки российских компаний с иностранными организациями. По результатам ревизий инспекторы устанавливают занижение цены сделки, а именно применение в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (Определение Верховного Суда РФ от 06.03.2020 N 306-ЭС20-1200 по делу N А55-19403/2018).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Правила трансфертного ценообразования ликвидировали лазейку по смещению прибыли в зарубежные низконалоговые юрисдикции. Теперь налоговые органы все чаще проверяют внешнеторговые сделки российских компаний с иностранными организациями. По результатам ревизий инспекторы устанавливают занижение цены сделки, а именно применение в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (Определение Верховного Суда РФ от 06.03.2020 N 306-ЭС20-1200 по делу N А55-19403/2018).
Статья: Взаимозависимость: понятие шире, штрафы выше
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 3)Чтобы создаваемые за рубежом "для сохранения цепочек поставок" посредники не использовались для снижения налогов, в НК РФ внесли нормы, действующие в отношении сделок, доходы или расходы по которым будут признавать в 2024 г. Кто еще будет считаться взаимозависимыми лицами? Какие дополнительные налоговые последствия наступят при операциях по нерыночным ценам между российскими и иностранными взаимозависимыми фирмами? За что штрафы подняли в десятки раз?
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 3)Чтобы создаваемые за рубежом "для сохранения цепочек поставок" посредники не использовались для снижения налогов, в НК РФ внесли нормы, действующие в отношении сделок, доходы или расходы по которым будут признавать в 2024 г. Кто еще будет считаться взаимозависимыми лицами? Какие дополнительные налоговые последствия наступят при операциях по нерыночным ценам между российскими и иностранными взаимозависимыми фирмами? За что штрафы подняли в десятки раз?
Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки, доходы (расходы) по которым признаны до 31 декабря 2023 г. включительно
(КонсультантПлюс, 2023)3.1. Что такое международные группы компаний для целей контролируемых сделок
(КонсультантПлюс, 2023)3.1. Что такое международные группы компаний для целей контролируемых сделок
Статья: Контролируемые сделки и взаимозависимые лица: вопросы правоприменительной практики
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Споры в части трансфертного ценообразования являются одними из интересных и значимых в правоприменительной практике. Первым делом, связанным с контролируемыми сделками и трансфертным ценообразованием, после изменений налогового законодательства считается спор с участием ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма", дело N А40-123426/16-140-106 <15>, который рассматривался в Арбитражном суде г. Москвы. Стоит отметить, что редко Арбитражный суд г. Москвы текст решения делит на разделы, в данном случае суд подробно обосновал каждый раздел и обстоятельства дела. Федеральной налоговой службой (далее - Служба) на основании уведомления налогоплательщика была проведена проверка в соответствии с разд. V.1 Кодекса. Сделки между ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма" и иностранной компанией, зарегистрированной в Гонконге, считались контролируемыми по двум основаниям: 1) внешняя торговля нефтью; 2) на момент проверки Гонконг считался офшорной зоной. Для данных сделок приоритетным является метод ценообразования - метод последующей реализации, который выбрал налогоплательщик. Налоговый орган использовал метод сопоставимых рыночных цен. Сложность применения метода последующей реализации заключается в необходимости использования информации из общедоступных источников при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами и лицами, не являющимися взаимозависимыми. Также необходима информация о наличии информации о конечных покупателях товара и ценах последующей реализации. В данном споре налогоплательщиком не представлены данные о конечных покупателях, ценах последующей реализации, а грузополучателями являлись различные банки. Также отсутствовала информация в общедоступных источниках. Сложность применения метода сопоставимых рыночных цен заключается в том, что необходимо наличие сопоставимой сделки по идентичным или однородным товарам, а также исчерпывающей информации о такой сделке. Сопоставимой может являться сделка, заключенная между налогоплательщиком и лицом, не являющимся взаимозависимым с налогоплательщиком. На запрос Службы компания представила информацию об отсутствии таких сделок. Для определения рыночной цены налоговым органом был получен ответ от информационно-ценового агентства Platt's, в котором указано о допустимости использования котировок при определении рыночных цен. По результатам анализа документов, информации, котировок агентства Platt's Служба пришла к выводу, что рыночной ценой является котировка на нефть сорта "Дубай" плюс дифференциал. При сопоставлении цен выявлено отклонение на 4,23%, что является существенным. Арбитражный суд г. Москвы признал решение налогового органа и выбор метода ценообразования обоснованными.
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Споры в части трансфертного ценообразования являются одними из интересных и значимых в правоприменительной практике. Первым делом, связанным с контролируемыми сделками и трансфертным ценообразованием, после изменений налогового законодательства считается спор с участием ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма", дело N А40-123426/16-140-106 <15>, который рассматривался в Арбитражном суде г. Москвы. Стоит отметить, что редко Арбитражный суд г. Москвы текст решения делит на разделы, в данном случае суд подробно обосновал каждый раздел и обстоятельства дела. Федеральной налоговой службой (далее - Служба) на основании уведомления налогоплательщика была проведена проверка в соответствии с разд. V.1 Кодекса. Сделки между ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма" и иностранной компанией, зарегистрированной в Гонконге, считались контролируемыми по двум основаниям: 1) внешняя торговля нефтью; 2) на момент проверки Гонконг считался офшорной зоной. Для данных сделок приоритетным является метод ценообразования - метод последующей реализации, который выбрал налогоплательщик. Налоговый орган использовал метод сопоставимых рыночных цен. Сложность применения метода последующей реализации заключается в необходимости использования информации из общедоступных источников при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами и лицами, не являющимися взаимозависимыми. Также необходима информация о наличии информации о конечных покупателях товара и ценах последующей реализации. В данном споре налогоплательщиком не представлены данные о конечных покупателях, ценах последующей реализации, а грузополучателями являлись различные банки. Также отсутствовала информация в общедоступных источниках. Сложность применения метода сопоставимых рыночных цен заключается в том, что необходимо наличие сопоставимой сделки по идентичным или однородным товарам, а также исчерпывающей информации о такой сделке. Сопоставимой может являться сделка, заключенная между налогоплательщиком и лицом, не являющимся взаимозависимым с налогоплательщиком. На запрос Службы компания представила информацию об отсутствии таких сделок. Для определения рыночной цены налоговым органом был получен ответ от информационно-ценового агентства Platt's, в котором указано о допустимости использования котировок при определении рыночных цен. По результатам анализа документов, информации, котировок агентства Platt's Служба пришла к выводу, что рыночной ценой является котировка на нефть сорта "Дубай" плюс дифференциал. При сопоставлении цен выявлено отклонение на 4,23%, что является существенным. Арбитражный суд г. Москвы признал решение налогового органа и выбор метода ценообразования обоснованными.
Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Что такое международные группы компаний для целей контролируемых сделок
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Что такое международные группы компаний для целей контролируемых сделок
Статья: Изменения в части налогообложения внутрихолдинговых услуг, действующие с 1 января 2024 г.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Контроль ТЦО (контролируемые сделки)
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Контроль ТЦО (контролируемые сделки)
Вопрос: О представлении документации в целях налогового контроля при осуществлении контролируемых сделок.
(Письмо ФНС России от 01.09.2025 N ШЮ-17-13/2296)В дополнение ФНС России обращает внимание, что нераскрытие налогоплательщиком иностранных контрагентов в качестве контролируемых иностранных компаний (КИК) может являться обоснованным только в случае, если налогоплательщик не является их контролирующим лицом.
(Письмо ФНС России от 01.09.2025 N ШЮ-17-13/2296)В дополнение ФНС России обращает внимание, что нераскрытие налогоплательщиком иностранных контрагентов в качестве контролируемых иностранных компаний (КИК) может являться обоснованным только в случае, если налогоплательщик не является их контролирующим лицом.
Вопрос: О признании иностранной структуры без образования юрлица, признаваемой контролируемой иностранной компанией, взаимозависимым лицом контролирующего лица этой структуры.
(Письмо Минфина России от 05.04.2024 N 03-12-11/1/31193)Учитывая изложенное, полагаем, что иностранная структура без образования юридического лица, которая в соответствии со статьей 25.13 Кодекса признается в целях Кодекса контролируемой иностранной компанией, не может быть признана взаимозависимым лицом контролирующего лица этой структуры в соответствии со статьей 105.1 Кодекса по основанию, предусмотренному подпунктом 13 пункта 2 указанной статьи.
(Письмо Минфина России от 05.04.2024 N 03-12-11/1/31193)Учитывая изложенное, полагаем, что иностранная структура без образования юридического лица, которая в соответствии со статьей 25.13 Кодекса признается в целях Кодекса контролируемой иностранной компанией, не может быть признана взаимозависимым лицом контролирующего лица этой структуры в соответствии со статьей 105.1 Кодекса по основанию, предусмотренному подпунктом 13 пункта 2 указанной статьи.
Вопрос: О представлении в целях налогового контроля сведений об иностранном лице, являющемся стороной контролируемой сделки.
(Письмо Минфина России от 18.04.2025 N 03-12-11/39082)Абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в документации, представляемой налогоплательщиком в соответствии с указанной статьей в целях налогового контроля (далее - документация), указываются сведения о доходах и расходах, численности сотрудников, сумме прибыли (убытка), стоимости основных средств и нематериальных активов иностранного лица (иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося стороной контролируемой сделки, за отчетный период, в котором совершена контролируемая сделка, с приложением подтверждающих документов, в том числе финансовой отчетности, если составление финансовой отчетности предусмотрено личным законом указанного лица (иностранной структуры без образования юридического лица) (в случае невозможности представления финансовой отчетности одновременно с документацией она представляется в срок не позднее двенадцати месяцев с даты окончания финансового года, в котором совершена контролируемая сделка).
(Письмо Минфина России от 18.04.2025 N 03-12-11/39082)Абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в документации, представляемой налогоплательщиком в соответствии с указанной статьей в целях налогового контроля (далее - документация), указываются сведения о доходах и расходах, численности сотрудников, сумме прибыли (убытка), стоимости основных средств и нематериальных активов иностранного лица (иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося стороной контролируемой сделки, за отчетный период, в котором совершена контролируемая сделка, с приложением подтверждающих документов, в том числе финансовой отчетности, если составление финансовой отчетности предусмотрено личным законом указанного лица (иностранной структуры без образования юридического лица) (в случае невозможности представления финансовой отчетности одновременно с документацией она представляется в срок не позднее двенадцати месяцев с даты окончания финансового года, в котором совершена контролируемая сделка).
Вопрос: Как контролируются и какие существуют ограничения деятельности офшорных компаний в РФ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)С целью пресечения манипулирования контрактными ценами разд. V.1 НК РФ установлены особенности налогообложения и налогового контроля при совершении контролируемых сделок, к которым относятся сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки при соблюдении суммовых и иных дополнительных критериев.
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)С целью пресечения манипулирования контрактными ценами разд. V.1 НК РФ установлены особенности налогообложения и налогового контроля при совершении контролируемых сделок, к которым относятся сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки при соблюдении суммовых и иных дополнительных критериев.