Контролируемые сделки корректировка
Подборка наиболее важных документов по запросу Контролируемые сделки корректировка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 105.17 "Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик подал уточненное уведомление о контролируемых сделках, внеся незначительные уточнения, в частности в первоначальном уведомлении факт отсутствия у договора номера был отражен как N 0, а в уточненном уведомлении - N б/н. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что в случае подачи уточненного уведомления двухлетний срок проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки следует исчислять с момента подачи уточненного, а не первоначального уведомления. Налогоплательщик оспорил конституционность абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ как допускающего принятие ФНС России решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в отношении конкретной сделки в течение двух лет со дня получения уточненного уведомления по контролируемым сделкам за соответствующий год вне зависимости от наличия в нем новых сведений о такой сделке. КС РФ указал, что в уточненном уведомлении может содержаться уточнение сведений об указанных в первоначальном уведомлении контролируемых сделках, не являющееся значимым для целей принятия налоговым органом решения о проверке таких сделок или иных связанных с ними контролируемых сделок. В частности, в уточненном уведомлении могут быть устранены содержавшиеся в первоначальном уведомлении технические ошибки или неточности, которые не препятствуют идентификации соответствующих контролируемых сделок. Исчисление в таком случае двухлетнего срока, в течение которого может быть принято решение о проведении проверки контролируемой сделки, со дня получения уточненного уведомления налогоплательщика не отвечает конституционным требованиям к ограничению конституционных прав именно на основании федерального закона и о законном характере деятельности налоговых органов. КС РФ указал, что исчисление двухлетнего срока со дня получения уточненного уведомления должно быть мотивировано в решении налогового органа, за исключением случаев, когда сведения о сделке были впервые указаны только в уточненном уведомлении, поскольку в этом случае очевидна новизна для налогового органа такой информации. КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ в той мере, в какой он влечет исчисление предусмотренного им срока на принятие ФНС России решения о проведении проверки контролируемой сделки со дня получения уточненного уведомления в том случае, когда в первоначальном уведомлении были приведены сведения об этой сделке и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения. В случае получения уточненного уведомления, в котором содержится уточнение сведений об указанной в первоначальном уведомлении сделке, не являющееся значимым для целей принятия ФНС России решения о ее проверке или о проверке иной связанной с нею контролируемой сделки (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок), двухлетний срок на принятие соответствующего решения исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления. При включении же в уточненное уведомление сведений о сделке, не указанной в первоначальном уведомлении, срок для назначения ФНС России ее проверки во всяком случае исчисляется со дня получения уточненного уведомления.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик подал уточненное уведомление о контролируемых сделках, внеся незначительные уточнения, в частности в первоначальном уведомлении факт отсутствия у договора номера был отражен как N 0, а в уточненном уведомлении - N б/н. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что в случае подачи уточненного уведомления двухлетний срок проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки следует исчислять с момента подачи уточненного, а не первоначального уведомления. Налогоплательщик оспорил конституционность абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ как допускающего принятие ФНС России решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в отношении конкретной сделки в течение двух лет со дня получения уточненного уведомления по контролируемым сделкам за соответствующий год вне зависимости от наличия в нем новых сведений о такой сделке. КС РФ указал, что в уточненном уведомлении может содержаться уточнение сведений об указанных в первоначальном уведомлении контролируемых сделках, не являющееся значимым для целей принятия налоговым органом решения о проверке таких сделок или иных связанных с ними контролируемых сделок. В частности, в уточненном уведомлении могут быть устранены содержавшиеся в первоначальном уведомлении технические ошибки или неточности, которые не препятствуют идентификации соответствующих контролируемых сделок. Исчисление в таком случае двухлетнего срока, в течение которого может быть принято решение о проведении проверки контролируемой сделки, со дня получения уточненного уведомления налогоплательщика не отвечает конституционным требованиям к ограничению конституционных прав именно на основании федерального закона и о законном характере деятельности налоговых органов. КС РФ указал, что исчисление двухлетнего срока со дня получения уточненного уведомления должно быть мотивировано в решении налогового органа, за исключением случаев, когда сведения о сделке были впервые указаны только в уточненном уведомлении, поскольку в этом случае очевидна новизна для налогового органа такой информации. КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ в той мере, в какой он влечет исчисление предусмотренного им срока на принятие ФНС России решения о проведении проверки контролируемой сделки со дня получения уточненного уведомления в том случае, когда в первоначальном уведомлении были приведены сведения об этой сделке и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения. В случае получения уточненного уведомления, в котором содержится уточнение сведений об указанной в первоначальном уведомлении сделке, не являющееся значимым для целей принятия ФНС России решения о ее проверке или о проверке иной связанной с нею контролируемой сделки (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок), двухлетний срок на принятие соответствующего решения исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления. При включении же в уточненное уведомление сведений о сделке, не указанной в первоначальном уведомлении, срок для назначения ФНС России ее проверки во всяком случае исчисляется со дня получения уточненного уведомления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пени по платежам в бюджет: примеры расчета
(Курбангалеева О.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 12)Сделаны корректировки по контролируемым сделкам
(Курбангалеева О.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 12)Сделаны корректировки по контролируемым сделкам
Статья: Изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом N 259-ФЗ от 08.08.2024
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.5.2. Урегулирован срок уплаты налога с дохода нерезидента,
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.5.2. Урегулирован срок уплаты налога с дохода нерезидента,
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 19.11.2013 N ММВ-7-13/512@
"Об утверждении форм документов, применяемых при проведении симметричных корректировок и обратных корректировок налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, порядка выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок и порядка выдачи уведомления о необходимости обратных корректировок"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2014 N 31033)Зарегистрировано в Минюсте России 16 января 2014 г. N 31033
"Об утверждении форм документов, применяемых при проведении симметричных корректировок и обратных корректировок налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, порядка выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок и порядка выдачи уведомления о необходимости обратных корректировок"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2014 N 31033)Зарегистрировано в Минюсте России 16 января 2014 г. N 31033
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2023 года"Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений исчисление срока для назначения вышеуказанной проверки осуществляется в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, в частности в случае получения уточненного уведомления, в котором содержится уточнение сведений об указанной в первоначальном уведомлении сделке, не являющееся значимым для целей принятия ФНС России решения о ее проверке или о проверке иной связанной с нею контролируемой сделки (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок), двухлетний срок на принятие соответствующего решения исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления. При включении же в уточненное уведомление сведений о сделке, не указанной в первоначальном уведомлении, срок для назначения ФНС России ее проверки во всяком случае исчисляется со дня получения уточненного уведомления.
Вопрос: О налоговом контроле в сделках между взаимозависимыми лицами, одно из которых нерезидент, и об учете международных договоров при получении дохода нерезидентом в результате вторичной корректировки.
(Письмо Минфина России от 29.10.2024 N 03-12-11/1/105428)Вопрос: О налоговом контроле в сделках между взаимозависимыми лицами, одно из которых нерезидент, и об учете международных договоров при получении дохода нерезидентом в результате вторичной корректировки.
(Письмо Минфина России от 29.10.2024 N 03-12-11/1/105428)Вопрос: О налоговом контроле в сделках между взаимозависимыми лицами, одно из которых нерезидент, и об учете международных договоров при получении дохода нерезидентом в результате вторичной корректировки.
Готовое решение: Как заполнить форму декларации по налогу на прибыль за отчетные и налоговый периоды 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, заполняющие лист 08, также прибавляют суммы корректировок налоговой базы по контролируемым сделкам (строки 050 листов 08).
(КонсультантПлюс, 2025)Организации, заполняющие лист 08, также прибавляют суммы корректировок налоговой базы по контролируемым сделкам (строки 050 листов 08).
Готовое решение: Как организациям и ИП заполнять декларацию по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Строку 105 заполните, если вы корректировали реализацию по сделкам с взаимозависимыми лицами, в которых применялись нерыночные цены.
(КонсультантПлюс, 2025)Строку 105 заполните, если вы корректировали реализацию по сделкам с взаимозависимыми лицами, в которых применялись нерыночные цены.
Готовое решение: Какие коды видов операций указывать в книге продаж и книге покупок
(КонсультантПлюс, 2025)Код вида операции "29" используют в книге продаж, когда самостоятельно корректируют цену в сделках между взаимозависимыми лицами.
(КонсультантПлюс, 2025)Код вида операции "29" используют в книге продаж, когда самостоятельно корректируют цену в сделках между взаимозависимыми лицами.
Вопрос: О корректировке дохода по налогу на прибыль и НДФЛ в результате налогового контроля за сделками между взаимозависимыми лицами, одно из которых нерезидент, и об учете международных договоров.
(Письмо Минфина России от 17.06.2024 N 03-12-11/1/55284)Вопрос: О корректировке дохода по налогу на прибыль и НДФЛ в результате налогового контроля за сделками между взаимозависимыми лицами, одно из которых нерезидент, и об учете международных договоров.
(Письмо Минфина России от 17.06.2024 N 03-12-11/1/55284)Вопрос: О корректировке дохода по налогу на прибыль и НДФЛ в результате налогового контроля за сделками между взаимозависимыми лицами, одно из которых нерезидент, и об учете международных договоров.
Статья: Обнуление сроков для налоговой проверки - конституционно-правовое испытание
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В любом случае, поскольку было признание нормы неконституционной в истолковании судебной практикой, Конституционный Суд РФ дал собственное конституционно-правовое толкование нормы: "В случае получения уточненного уведомления, в котором содержится уточнение сведений об указанной в первоначальном уведомлении сделке, не являющееся значимым для целей принятия ФНС России решения о ее проверке или о проверке иной связанной с нею контролируемой сделки (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок), двухлетний срок на принятие соответствующего решения исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления. При включении же в уточненное уведомление сведений о сделке, не указанной в первоначальном уведомлении, срок для назначения ФНС России ее проверки во всяком случае исчисляется со дня получения уточненного уведомления".
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В любом случае, поскольку было признание нормы неконституционной в истолковании судебной практикой, Конституционный Суд РФ дал собственное конституционно-правовое толкование нормы: "В случае получения уточненного уведомления, в котором содержится уточнение сведений об указанной в первоначальном уведомлении сделке, не являющееся значимым для целей принятия ФНС России решения о ее проверке или о проверке иной связанной с нею контролируемой сделки (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок), двухлетний срок на принятие соответствующего решения исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления. При включении же в уточненное уведомление сведений о сделке, не указанной в первоначальном уведомлении, срок для назначения ФНС России ее проверки во всяком случае исчисляется со дня получения уточненного уведомления".
Готовое решение: Как заполнить декларацию по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)суммы корректировок налоговой базы по контролируемым сделкам (строки 050 листов 08) - если заполняете лист 08.
(КонсультантПлюс, 2025)суммы корректировок налоговой базы по контролируемым сделкам (строки 050 листов 08) - если заполняете лист 08.
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Методология контроля цен предполагает снижение рисков, вызванных проблемой сопоставимости сделок или финансовых показателей, благодаря статистическим инструментам, которые позволяют исключить из выборки сделки (финансовые показатели), сопоставимость которых остается под вопросом (либо по ним невозможно провести корректировку для признания сделки сопоставимой). Основным инструментом сужения выборки за счет исключения экстремальных значений являются интерквартильные ограничения. В рассмотренном примере в результате исключения экстремальных значений рыночной считается рентабельность в пределах 3,8 - 6,7%. Если фактическая цена анализируемой сделки определена с учетом рентабельности ниже 3,8%, то по сделке между взаимозависимыми лицами требуется корректировка цены с учетом указанного минимального значения интервала рентабельности. Такой подход действовал до 1 января 2024 г. Медиана расположена посередине ряда значений и не зависит от значений в ряде. Новые правила приведут к корректировке до уровня цены с рентабельностью 4,75% (медианное значение интервала), т.е. дополнительно на 0,95 п. выше минимального значения (с учетом приведенного примера). Другими словами, выборка сопоставимых рыночных финансовых показателей, кроме того, что уже была сужена до интерквартильного интервала, с 2024 г. будет приведена к медианному значению. Для налогоплательщика соответствующая корректировка от минимального значения к медианному может выразиться в миллиардах рублей. Оценим обоснованность такого подхода и скрытые риски, сравнив инструмент медианы в рекомендациях ОЭСР, действующем налоговом законодательстве зарубежных стран и в судебной практике.
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Методология контроля цен предполагает снижение рисков, вызванных проблемой сопоставимости сделок или финансовых показателей, благодаря статистическим инструментам, которые позволяют исключить из выборки сделки (финансовые показатели), сопоставимость которых остается под вопросом (либо по ним невозможно провести корректировку для признания сделки сопоставимой). Основным инструментом сужения выборки за счет исключения экстремальных значений являются интерквартильные ограничения. В рассмотренном примере в результате исключения экстремальных значений рыночной считается рентабельность в пределах 3,8 - 6,7%. Если фактическая цена анализируемой сделки определена с учетом рентабельности ниже 3,8%, то по сделке между взаимозависимыми лицами требуется корректировка цены с учетом указанного минимального значения интервала рентабельности. Такой подход действовал до 1 января 2024 г. Медиана расположена посередине ряда значений и не зависит от значений в ряде. Новые правила приведут к корректировке до уровня цены с рентабельностью 4,75% (медианное значение интервала), т.е. дополнительно на 0,95 п. выше минимального значения (с учетом приведенного примера). Другими словами, выборка сопоставимых рыночных финансовых показателей, кроме того, что уже была сужена до интерквартильного интервала, с 2024 г. будет приведена к медианному значению. Для налогоплательщика соответствующая корректировка от минимального значения к медианному может выразиться в миллиардах рублей. Оценим обоснованность такого подхода и скрытые риски, сравнив инструмент медианы в рекомендациях ОЭСР, действующем налоговом законодательстве зарубежных стран и в судебной практике.