Контролируемые сделки 2018
Подборка наиболее важных документов по запросу Контролируемые сделки 2018 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Порядок заполнения и представления уведомления о контролируемых сделках до 27 января 2025 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)По одной и той же сделке уведомление подает каждая ее сторона. Исключение составляет комиссионер (агент), совершивший сделку от своего имени, но по поручению и за счет комитента (принципала). Обязанность отчитаться по такой сделке возникает у комитента (принципала) и лица, с которым заключил договор посредник (п. 1.1 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@).
(КонсультантПлюс, 2025)По одной и той же сделке уведомление подает каждая ее сторона. Исключение составляет комиссионер (агент), совершивший сделку от своего имени, но по поручению и за счет комитента (принципала). Обязанность отчитаться по такой сделке возникает у комитента (принципала) и лица, с которым заключил договор посредник (п. 1.1 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@).
Статья: Контролируемые сделки и взаимозависимые лица: вопросы правоприменительной практики
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Практика рассмотрения нижестоящими судами таких дел также заслуживает внимания. Одним из интересных споров в отношении признания лиц взаимосвязанными и заключения между ними контролируемой сделки является дело N А40-241026/2018 <4>, рассмотренное в Арбитражном суде г. Москвы. Налогоплательщик не признавал себя взаимосвязанным с организацией, с которой была заключена контролируемая сделка. На запросы налоговых органов предоставить данные о бенефициарных собственниках налогоплательщик предоставлял формальные ответы без необходимой информации. Налоговым органом была изучена информация из открытых и общедоступных источников, проанализирована информация, поступившая из другой страны по запросу налогового органа, и определен фактический бенефициарный владелец организаций. Интересной особенностью являлся не только анализ цепочки корпоративной структуры и определения косвенного участия, но и поиск публикаций статей бенефициарного собственника в средствах массовой информации. По результатам исследования доказательств, позиции сторон судом установлена взаимосвязанность между организациями на основании, в частности, таких обстоятельств, как наличие единого бенефициарного собственника у организаций, предоставление кредитных линий одним банком.
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Практика рассмотрения нижестоящими судами таких дел также заслуживает внимания. Одним из интересных споров в отношении признания лиц взаимосвязанными и заключения между ними контролируемой сделки является дело N А40-241026/2018 <4>, рассмотренное в Арбитражном суде г. Москвы. Налогоплательщик не признавал себя взаимосвязанным с организацией, с которой была заключена контролируемая сделка. На запросы налоговых органов предоставить данные о бенефициарных собственниках налогоплательщик предоставлял формальные ответы без необходимой информации. Налоговым органом была изучена информация из открытых и общедоступных источников, проанализирована информация, поступившая из другой страны по запросу налогового органа, и определен фактический бенефициарный владелец организаций. Интересной особенностью являлся не только анализ цепочки корпоративной структуры и определения косвенного участия, но и поиск публикаций статей бенефициарного собственника в средствах массовой информации. По результатам исследования доказательств, позиции сторон судом установлена взаимосвязанность между организациями на основании, в частности, таких обстоятельств, как наличие единого бенефициарного собственника у организаций, предоставление кредитных линий одним банком.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 105.14. Контролируемые сделки
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 105.14. Контролируемые сделки
Готовое решение: Какую отчетность нужно представлять по международным группам компаний
(КонсультантПлюс, 2025)Национальную документацию налоговый орган может истребовать по контролируемым сделкам, доходы и расходы по которым признаются с 1 января 2018 г., при этом неважно, когда была заключена сама сделка. По доходам и расходам, которые признаны в 2018 - 2019 гг., национальная документация может быть истребована не раньше 31 декабря года, следующего за годом, в котором они отражены (п. п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Национальную документацию налоговый орган может истребовать по контролируемым сделкам, доходы и расходы по которым признаются с 1 января 2018 г., при этом неважно, когда была заключена сама сделка. По доходам и расходам, которые признаны в 2018 - 2019 гг., национальная документация может быть истребована не раньше 31 декабря года, следующего за годом, в котором они отражены (п. п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ).
Статья: Уточнен срок вынесения решения о проверке по контролируемым сделкам
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 8)Один из таких случаев был рассмотрен Конституционным судом РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П. В этом деле компания 21 мая 2018 г. представила первоначальное уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. Впоследствии, 24 октября 2018 г., она подала уточненное уведомление, в котором дополнила сведения о контролируемых сделках данными еще об одной сделке, а также внесла изменения в сведения о сделке по договору без номера: в первоначальном уведомлении он был указан как N 0, а в уточненном - как N б/н. 29 декабря 2020 г. ФНС России вынесла решение о проведении проверки по вышеуказанной сделке по договору без номера. Компания посчитала, что у налогового органа не имелось оснований для проведения проверки по спорной сделке ввиду того, что сведения по ней не уточнялись и с момента представления первоначального уведомления прошло более двух лет.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 8)Один из таких случаев был рассмотрен Конституционным судом РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П. В этом деле компания 21 мая 2018 г. представила первоначальное уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. Впоследствии, 24 октября 2018 г., она подала уточненное уведомление, в котором дополнила сведения о контролируемых сделках данными еще об одной сделке, а также внесла изменения в сведения о сделке по договору без номера: в первоначальном уведомлении он был указан как N 0, а в уточненном - как N б/н. 29 декабря 2020 г. ФНС России вынесла решение о проведении проверки по вышеуказанной сделке по договору без номера. Компания посчитала, что у налогового органа не имелось оснований для проведения проверки по спорной сделке ввиду того, что сведения по ней не уточнялись и с момента представления первоначального уведомления прошло более двух лет.
Статья: Обнуление сроков для налоговой проверки - конституционно-правовое испытание
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Суды отметили также, что Налоговым кодексом РФ не регламентируется порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком, указав, что это урегулировано Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках (Приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@) (далее - Порядок): "...в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного". Таким образом, налогоплательщик при подаче уточненного уведомления уведомляет налоговый орган о всех контролируемых сделках, совершенных им в соответствующем календарном году, в том числе о тех сделках, которые были ранее отражены в первичном уведомлении, в случае их соответствия требованиям ст. 105.14 Кодекса. Первичное уведомление в случае подачи уточненного уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется (абз. 2 п. 1.2 Порядка). Следовательно, такое первичное уведомление не может являться основанием для вынесения решения о проведении проверки.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Суды отметили также, что Налоговым кодексом РФ не регламентируется порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком, указав, что это урегулировано Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках (Приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@) (далее - Порядок): "...в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного". Таким образом, налогоплательщик при подаче уточненного уведомления уведомляет налоговый орган о всех контролируемых сделках, совершенных им в соответствующем календарном году, в том числе о тех сделках, которые были ранее отражены в первичном уведомлении, в случае их соответствия требованиям ст. 105.14 Кодекса. Первичное уведомление в случае подачи уточненного уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется (абз. 2 п. 1.2 Порядка). Следовательно, такое первичное уведомление не может являться основанием для вынесения решения о проведении проверки.