Контроль за условно-досрочно освобожденными
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за условно-досрочно освобожденными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности и виды оперативно-распространительных правовых норм
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Некоторые отраслевые нормативно-правовые акты содержат собственные распространительно-территориальные правовые нормы. Согласно части 1 статьи 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории Российской Федерации <17>. Приведем пример применения этой нормы. Условно-досрочно освобожденный от отбывания наказания гражданин Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения государственного органа об отказе в выдаче ему заграничного паспорта. Суд в удовлетворении заявления отказал, отметив, что "территорией Российской Федерации ограничиваются и полномочия органов, контролирующих поведение осужденных лиц", реальный контроль за условно-досрочно освобожденными лицами со стороны уполномоченных государственных органов возможен лишь в пределах территории РФ, их выезд за пределы государства препятствовал бы такому контролю, "что умаляло бы цели наказания и делало бы ничтожным установленный порядок его исполнения и отбывания в качестве средства исправления осужденных" <18>.
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Некоторые отраслевые нормативно-правовые акты содержат собственные распространительно-территориальные правовые нормы. Согласно части 1 статьи 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории Российской Федерации <17>. Приведем пример применения этой нормы. Условно-досрочно освобожденный от отбывания наказания гражданин Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения государственного органа об отказе в выдаче ему заграничного паспорта. Суд в удовлетворении заявления отказал, отметив, что "территорией Российской Федерации ограничиваются и полномочия органов, контролирующих поведение осужденных лиц", реальный контроль за условно-досрочно освобожденными лицами со стороны уполномоченных государственных органов возможен лишь в пределах территории РФ, их выезд за пределы государства препятствовал бы такому контролю, "что умаляло бы цели наказания и делало бы ничтожным установленный порядок его исполнения и отбывания в качестве средства исправления осужденных" <18>.
Статья: "Интегративное" уголовно-исполнительное право
(Уткин В.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2019, N 3)В системе интегративного уголовно-исполнительного права "постпенальное" уголовно-исполнительное право могло бы регулировать отношения в области специального контроля за условно-досрочно освобожденными (в пределах неотбытой части срока наказания), а также за находящимися под административным (а по сути - постпенитенциарным профилактическим) надзором. Но едва ли следует регламентировать уголовно-исполнительным законодательством оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве освобожденным, поскольку эти отношения фактически являются предметом не уголовно-исполнительного, а социального законодательства <7>.
(Уткин В.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2019, N 3)В системе интегративного уголовно-исполнительного права "постпенальное" уголовно-исполнительное право могло бы регулировать отношения в области специального контроля за условно-досрочно освобожденными (в пределах неотбытой части срока наказания), а также за находящимися под административным (а по сути - постпенитенциарным профилактическим) надзором. Но едва ли следует регламентировать уголовно-исполнительным законодательством оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве освобожденным, поскольку эти отношения фактически являются предметом не уголовно-исполнительного, а социального законодательства <7>.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)6. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
(ред. от 17.11.2025)6. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2015 N 1877-р
<О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года>в абзаце восьмом слова ", предполагаемой передачей в уголовно-исполнительную систему полномочий по осуществлению контроля за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы" исключить;
<О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года>в абзаце восьмом слова ", предполагаемой передачей в уголовно-исполнительную систему полномочий по осуществлению контроля за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы" исключить;
Статья: Актуальные проблемы пенитенциарной психологии как науки и области психопрактики
(Поздняков В.М.)
("Юридическая психология", 2015, N 2)<20> См.: Поздняков В.М. Превентивная и постпенитенциарная психология // Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 484 - 489; Поздняков В.М., Бабаян С.Л., Бурмакин Г.А. Контроль за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы - важная функция службы пробации // Преступление и наказание. 2012. N 7; Поздняков В.М. Востребованность психологов при создании в России службы пробации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. N 3.
(Поздняков В.М.)
("Юридическая психология", 2015, N 2)<20> См.: Поздняков В.М. Превентивная и постпенитенциарная психология // Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 484 - 489; Поздняков В.М., Бабаян С.Л., Бурмакин Г.А. Контроль за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы - важная функция службы пробации // Преступление и наказание. 2012. N 7; Поздняков В.М. Востребованность психологов при создании в России службы пробации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. N 3.
Статья: Исполнение обязанностей, возложенных на осужденных при их условно-досрочном освобождении
(Гончаров М.А.)
("Законность", 2013, N 6)Вместе с тем полагаем, что с учетом определенной специфики, а также сходства порядка исполнения обязанностей условно осужденными и условно-досрочно освобожденными на практике, уже при наличии у сотрудников уголовно-исполнительной системы наработанного опыта, целесообразно возложить контроль за исполнением указанных обязанностей на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в целях незамедлительного искоренения существующей на сегодняшний день порочной практики неосуществления контроля за условно-досрочно освобожденными из исправительных колоний осужденными путем внесения незначительных изменений в УК, УИК и Приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142, что, по мнению автора, будет логичным и обоснованным.
(Гончаров М.А.)
("Законность", 2013, N 6)Вместе с тем полагаем, что с учетом определенной специфики, а также сходства порядка исполнения обязанностей условно осужденными и условно-досрочно освобожденными на практике, уже при наличии у сотрудников уголовно-исполнительной системы наработанного опыта, целесообразно возложить контроль за исполнением указанных обязанностей на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в целях незамедлительного искоренения существующей на сегодняшний день порочной практики неосуществления контроля за условно-досрочно освобожденными из исправительных колоний осужденными путем внесения незначительных изменений в УК, УИК и Приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142, что, по мнению автора, будет логичным и обоснованным.
Статья: О создании специализированного органа по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных лиц
(Конькова Т.Ю.)
("Административное право и процесс", 2011, N 4)Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения полномочий специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за условно-досрочно освобожденными, на уголовно-исполнительные инспекции.
(Конькова Т.Ю.)
("Административное право и процесс", 2011, N 4)Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения полномочий специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за условно-досрочно освобожденными, на уголовно-исполнительные инспекции.
Статья: Дифференциация содержания постпенитенциарного воздействия
(Сергеев Д.Н.)
("Российская юстиция", 2018, N 8)Обосновывается необходимость выстраивания цепочки "основание назначения - содержание контроля" для индивидуализации мер воздействия, применяемых на постпенитенциарной стадии. Административный надзор предлагается разделить на два вида: строгий и профилактический. Строгий надзор может устанавливаться в отношении отдельных категорий злостных нарушителей режима и осужденных при опасном и особо опасном рецидиве. Профилактический надзор целесообразно применять в отношении осужденных, совершивших преступления при рецидиве (кроме опасного и особо опасного); отбывших длительные и сверхдлительные сроки лишения свободы (свыше 10 лет); в отношении осужденных, кому смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок. Также обосновывается необходимость установления профилактического надзора в отношении осужденных, совершивших наиболее рецидивоопасные преступления и характеризующихся высокой степенью риска возможного повторного противоправного поведения. Предлагается индивидуализировать контроль путем введения для всех мер перечня обязанностей, возлагаемых на контролируемого субъекта. Обосновывается необходимость введения начал прогрессивности при постпенитенциарном воздействии. В частности, при контроле за условно-досрочно освобожденными от отбывания пожизненного лишения свободы возможно введение в течение первых десяти лет более строгого контроля.
(Сергеев Д.Н.)
("Российская юстиция", 2018, N 8)Обосновывается необходимость выстраивания цепочки "основание назначения - содержание контроля" для индивидуализации мер воздействия, применяемых на постпенитенциарной стадии. Административный надзор предлагается разделить на два вида: строгий и профилактический. Строгий надзор может устанавливаться в отношении отдельных категорий злостных нарушителей режима и осужденных при опасном и особо опасном рецидиве. Профилактический надзор целесообразно применять в отношении осужденных, совершивших преступления при рецидиве (кроме опасного и особо опасного); отбывших длительные и сверхдлительные сроки лишения свободы (свыше 10 лет); в отношении осужденных, кому смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок. Также обосновывается необходимость установления профилактического надзора в отношении осужденных, совершивших наиболее рецидивоопасные преступления и характеризующихся высокой степенью риска возможного повторного противоправного поведения. Предлагается индивидуализировать контроль путем введения для всех мер перечня обязанностей, возлагаемых на контролируемого субъекта. Обосновывается необходимость введения начал прогрессивности при постпенитенциарном воздействии. В частности, при контроле за условно-досрочно освобожденными от отбывания пожизненного лишения свободы возможно введение в течение первых десяти лет более строгого контроля.
Статья: Опыт применения условно-досрочного освобождения в зарубежных странах
(Плющева Е.Л.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2013, N 3)Согласно ч. 3 ст. 57 УК Германии наблюдение со стороны службы пробации устанавливается, если осужденный отбыл не менее 1 года срока наказания. Назначенный сотрудник осуществляет контроль за условно-досрочно освобожденными лицами, а также оказывает им помощь и содействие.
(Плющева Е.Л.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2013, N 3)Согласно ч. 3 ст. 57 УК Германии наблюдение со стороны службы пробации устанавливается, если осужденный отбыл не менее 1 года срока наказания. Назначенный сотрудник осуществляет контроль за условно-досрочно освобожденными лицами, а также оказывает им помощь и содействие.
Статья: Типичные схемы совершения мошенничества в сфере компьютерной информации
(Барчуков В.К.)
("Безопасность бизнеса", 2017, N 6)<1> Звонов А.В. Перспективные направления совершенствования института контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания // Российский следователь. 2015. N 9. С. 33; Расторопов С.В. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества по статьям 324 (1 - 6) УК Франции // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. N 6. С. 78 и др.
(Барчуков В.К.)
("Безопасность бизнеса", 2017, N 6)<1> Звонов А.В. Перспективные направления совершенствования института контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания // Российский следователь. 2015. N 9. С. 33; Расторопов С.В. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества по статьям 324 (1 - 6) УК Франции // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. N 6. С. 78 и др.
Статья: Уклонение от выполнения обязанностей, возложенных судом на осужденного при условном осуждении и условно-досрочном освобождении от наказания: понятие, признаки, правовые последствия
(Кауфман М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2019, N 3)Мнения специалистов по поводу того, какому органу следует отдать предпочтение в плане осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными от наказания лицами, расходятся. Одни считают, что такой контроль необходимо возложить на полицию <10>, другие полагают, что этим органом должна являться уголовно-исполнительная инспекция <11>.
(Кауфман М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2019, N 3)Мнения специалистов по поводу того, какому органу следует отдать предпочтение в плане осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными от наказания лицами, расходятся. Одни считают, что такой контроль необходимо возложить на полицию <10>, другие полагают, что этим органом должна являться уголовно-исполнительная инспекция <11>.
Статья: Уголовно-исполнительная инспекция как орган, контролирующий поведение условно-досрочно освобожденных
(Панченко П.Н.)
("Российский судья", 2005, N 11)В своих обращениях в вышестоящие судебные инстанции прокурорские органы правильно констатируют, что "на сегодняшний день многие районные суды... при вынесении постановлений в порядке ст. 79 УК РФ в резолютивной их части возлагают контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на уголовно-исполнительные инспекции уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ" <*>. При этом также указывается, что "в соответствии с действующим законодательством (ст. 16, 177 и 187 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) уголовно-исполнительные инспекции исполняют наказания в виде исправительных работ, обязательных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также контролируют поведение условно осужденных в течение испытательного срока, установленного судом, и еще контролируют поведение осужденных женщин, которым реальное отбывание наказания отсрочено судом в порядке ст. 82 УК РФ" <**>; что же касается контроля за поведением условно-досрочно освобожденных и за исполнением этими лицами возложенных на них судом на период неотбытой части наказания обязанностей, то он (контроль) к компетенции уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ законом якобы не отнесен. Прокурорские органы в своих обращениях также отмечают, что районные суды, "необоснованно возлагая обязанности по контролю за условно-досрочно освобожденными на уголовно-исполнительные инспекции... затрудняют исполнение последними других решений судов..." <***>.
(Панченко П.Н.)
("Российский судья", 2005, N 11)В своих обращениях в вышестоящие судебные инстанции прокурорские органы правильно констатируют, что "на сегодняшний день многие районные суды... при вынесении постановлений в порядке ст. 79 УК РФ в резолютивной их части возлагают контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на уголовно-исполнительные инспекции уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ" <*>. При этом также указывается, что "в соответствии с действующим законодательством (ст. 16, 177 и 187 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) уголовно-исполнительные инспекции исполняют наказания в виде исправительных работ, обязательных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также контролируют поведение условно осужденных в течение испытательного срока, установленного судом, и еще контролируют поведение осужденных женщин, которым реальное отбывание наказания отсрочено судом в порядке ст. 82 УК РФ" <**>; что же касается контроля за поведением условно-досрочно освобожденных и за исполнением этими лицами возложенных на них судом на период неотбытой части наказания обязанностей, то он (контроль) к компетенции уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ законом якобы не отнесен. Прокурорские органы в своих обращениях также отмечают, что районные суды, "необоснованно возлагая обязанности по контролю за условно-досрочно освобожденными на уголовно-исполнительные инспекции... затрудняют исполнение последними других решений судов..." <***>.
Статья: Административно-правовые проблемы деятельности органов внутренних дел в сфере контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания
(Конькова Т.Ю.)
("Административное и муниципальное право", 2008, N 8)Контролировать поведение условно-досрочно освобожденного могут только специально уполномоченные официальные лица, действующие от имени государства. Однако до настоящего времени пробел законодательства в вопросе осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными до сих пор ничем не регламентирован.
(Конькова Т.Ю.)
("Административное и муниципальное право", 2008, N 8)Контролировать поведение условно-досрочно освобожденного могут только специально уполномоченные официальные лица, действующие от имени государства. Однако до настоящего времени пробел законодательства в вопросе осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными до сих пор ничем не регламентирован.