Контроль за уплатой страховых взносов
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за уплатой страховых взносов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Признается законным постановление о возбуждении исполнительного производства, если оно возбуждено на основании постановления органа контроля о взыскании страховых взносов, законность которого подтверждена вступившим в силу судебным актом
(КонсультантПлюс, 2025)Признается законным постановление о возбуждении исполнительного производства, если оно возбуждено на основании постановления органа контроля о взыскании страховых взносов, законность которого подтверждена вступившим в силу судебным актом
Важнейшая практика по ст. 110 АПК РФОрган по контролю за уплатой страховых взносов возместит расходы на уплату госпошлины, если назначенный им штраф снижен судом >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Банковский счет11.1. Могут ли ФНС и органы, контролирующие уплату страховых взносов, требовать безакцептного списания средств со счета ликвидируемого юрлица
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"Глава 1.2. ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.
(ред. от 29.09.2025)
"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"Глава 1.2. ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Отношения по взиманию определенных видов страховых взносов выведены из предмета налогового права, в частности, законодательство о налогах и сборах не применяется к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц (п. 3 ст. 2 НК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Отношения по взиманию определенных видов страховых взносов выведены из предмета налогового права, в частности, законодательство о налогах и сборах не применяется к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц (п. 3 ст. 2 НК РФ).
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам1.1. Может ли контролирующий орган привлечь страхователя к ответственности за несвоевременную уплату правильно исчисленных страховых взносов (до 31 декабря 2022 г. включительно)?
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Следует отметить, что правовой статус государственных внебюджетных фондов не является статичным, на протяжении более чем 30 лет существования перечисленных выше фондов он претерпевал изменения. Так, в период с 1 января 2010 г. по 1 января 2017 г. на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ <23> ПФР и ФСС осуществляли функции по контролю за уплатой страховых взносов. Вместе с тем подобный подход к администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование нашел свою обоснованную критику в науке финансового права <24>. Действительно, множественность субъектов контроля в рассматриваемой сфере приводила к увеличению административной нагрузки как на страховщиков, так и на самих страхователей. Очевидно, что в Российской Федерации существовал более подходящий орган для осуществления функций по администрированию и контролю за уплатой обязательных платежей - Федеральная налоговая служба. В конечном итоге начиная с 2017 г. на ФНС и были возложены указанные функции.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Следует отметить, что правовой статус государственных внебюджетных фондов не является статичным, на протяжении более чем 30 лет существования перечисленных выше фондов он претерпевал изменения. Так, в период с 1 января 2010 г. по 1 января 2017 г. на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ <23> ПФР и ФСС осуществляли функции по контролю за уплатой страховых взносов. Вместе с тем подобный подход к администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование нашел свою обоснованную критику в науке финансового права <24>. Действительно, множественность субъектов контроля в рассматриваемой сфере приводила к увеличению административной нагрузки как на страховщиков, так и на самих страхователей. Очевидно, что в Российской Федерации существовал более подходящий орган для осуществления функций по администрированию и контролю за уплатой обязательных платежей - Федеральная налоговая служба. В конечном итоге начиная с 2017 г. на ФНС и были возложены указанные функции.
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Администрирование страховых взносов уже давно было передано от ПФР и ФСС РФ в налоговую службу. Это означает, что функции по контролю уплаты страховых взносов осуществляет ФНС России.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Администрирование страховых взносов уже давно было передано от ПФР и ФСС РФ в налоговую службу. Это означает, что функции по контролю уплаты страховых взносов осуществляет ФНС России.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Вопрос: Каков порядок администрирования страховых взносов на травматизм?
(Консультация эксперта, 2025)Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, осуществление контроля
(Консультация эксперта, 2025)Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, осуществление контроля
Статья: Государственные внебюджетные фонды как субъекты публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Необходимые для реализации соответствующих мероприятий полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования закреплены в ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона. Это: издание нормативных правовых актов и методических указаний по осуществлению аналогичными территориальными фондами переданных им полномочий; предоставление субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления их полномочий <10>; осуществление контроля за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе проведение проверок деятельности территориальных фондов по выполнению функций администратора доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; установление форм отчетности в сфере обязательного медицинского страхования и порядка ее ведения; осуществление контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проведение соответствующих проверок и ревизий; осуществление контроля за функционированием информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования; согласование структуры территориальных фондов, назначения на должность и освобождения от должности руководителей территориальных фондов, а также нормативов расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами своих функций.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Необходимые для реализации соответствующих мероприятий полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования закреплены в ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона. Это: издание нормативных правовых актов и методических указаний по осуществлению аналогичными территориальными фондами переданных им полномочий; предоставление субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления их полномочий <10>; осуществление контроля за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе проведение проверок деятельности территориальных фондов по выполнению функций администратора доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; установление форм отчетности в сфере обязательного медицинского страхования и порядка ее ведения; осуществление контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проведение соответствующих проверок и ревизий; осуществление контроля за функционированием информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования; согласование структуры территориальных фондов, назначения на должность и освобождения от должности руководителей территориальных фондов, а также нормативов расходов на обеспечение выполнения территориальными фондами своих функций.
Готовое решение: Как проверить правильность заполнения РСВ по контрольным соотношениям
(КонсультантПлюс, 2025)Другие соотношения можно использовать, чтобы сравнить показатели расчета. В частности, значение среднесписочной численности не должно превышать количество застрахованных лиц с начала расчетного периода (сумму показателей графы 1 строки 010 подраздела 1 разд. 1 и графы 1 строки 010 подраздела 4 разд. 1). Исключение - организации, имеющие обособленные подразделения, которые самостоятельно начисляют и уплачивают страховые взносы (п. 1.154 контрольных соотношений).
(КонсультантПлюс, 2025)Другие соотношения можно использовать, чтобы сравнить показатели расчета. В частности, значение среднесписочной численности не должно превышать количество застрахованных лиц с начала расчетного периода (сумму показателей графы 1 строки 010 подраздела 1 разд. 1 и графы 1 строки 010 подраздела 4 разд. 1). Исключение - организации, имеющие обособленные подразделения, которые самостоятельно начисляют и уплачивают страховые взносы (п. 1.154 контрольных соотношений).