Контроль за унитарными предприятиями
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за унитарными предприятиями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)УФК... осуществляло контроль не участника бюджетных отношений, а объекта государственного финансового контроля - государственного унитарного предприятия в части использования им полученных бюджетных средств на оплату заказанных по государственному контракту услуг по строительству... что прямо предусмотрено абзацем 5 части 1 статьи 266.1 БК РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)УФК... осуществляло контроль не участника бюджетных отношений, а объекта государственного финансового контроля - государственного унитарного предприятия в части использования им полученных бюджетных средств на оплату заказанных по государственному контракту услуг по строительству... что прямо предусмотрено абзацем 5 части 1 статьи 266.1 БК РФ..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки, проводимые казначейством (внутренний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)УФК... осуществляло контроль не участника бюджетных отношений, а объекта государственного финансового контроля - государственного унитарного предприятия в части использования им полученных бюджетных средств на оплату заказанных по государственному контракту услуг по строительству... что прямо предусмотрено абзацем 5 части 1 статьи 266.1 БК РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)УФК... осуществляло контроль не участника бюджетных отношений, а объекта государственного финансового контроля - государственного унитарного предприятия в части использования им полученных бюджетных средств на оплату заказанных по государственному контракту услуг по строительству... что прямо предусмотрено абзацем 5 части 1 статьи 266.1 БК РФ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое хозяйственное ведение
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
Статья: Особенности контроля за деятельностью федерального государственного унитарного предприятия
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14
(Маслова Т.С., Аристова В.Ф.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 14
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)На федеральном уровне, уровне субъекта или муниципалитета органы, осуществляющие полномочия собственника или учредителя, проводят ведомственный контроль в отношении заказчиков - унитарных предприятий и госучреждений.
(КонсультантПлюс, 2025)На федеральном уровне, уровне субъекта или муниципалитета органы, осуществляющие полномочия собственника или учредителя, проводят ведомственный контроль в отношении заказчиков - унитарных предприятий и госучреждений.
Статья: Широкое понимание понятия "антимонопольный процесс"
(Кузнецов Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)1. Институты конкурентного права, направленные (по цели и природе) на предотвращение нарушения антимонопольного законодательства: комплаенс, положения о предоставлении государственных и муниципальных преференций, положения о контроле за экономической концентрацией (в части согласования сделок и уведомления о слияниях и поглощениях), контроль за созданием унитарных предприятий, контроль за проведением торгов в различных сферах. Можно говорить в данном случае об институте антимонопольных процедур.
(Кузнецов Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)1. Институты конкурентного права, направленные (по цели и природе) на предотвращение нарушения антимонопольного законодательства: комплаенс, положения о предоставлении государственных и муниципальных преференций, положения о контроле за экономической концентрацией (в части согласования сделок и уведомления о слияниях и поглощениях), контроль за созданием унитарных предприятий, контроль за проведением торгов в различных сферах. Можно говорить в данном случае об институте антимонопольных процедур.
Статья: Развитие конкурентной среды в сферах экономической деятельности унитарных предприятий (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Таким образом, во многих субъектах начала складываться практика по реализации положений Федерального закона N 485-ФЗ. Например, Кабардино-Балкарское УФАС России (далее - Управление) в рамках осуществления антимонопольного контроля проводит мониторинг соблюдения органами власти, установленного ст. 35.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <6> (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), запрета на создание, в том числе путем реорганизации унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, в Кабардино-Балкарской Республике, в соответствии с которым до 2025 г. планируется ликвидировать 36 унитарных предприятий и реорганизовать в акционерные общества 40 унитарных предприятий. За 2020 и 2021 гг. ликвидировано 19 унитарных предприятий, реорганизовано одно унитарное предприятие, прекратили деятельность посредством конкурсного производства 15 унитарных предприятий. За 2021 г. Управлением выдано пять заключений о несоответствии видов деятельности унитарных предприятий антимонопольному законодательству. В рамках антимонопольного контроля унитарным предприятиям выдано пять предупреждений.
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Таким образом, во многих субъектах начала складываться практика по реализации положений Федерального закона N 485-ФЗ. Например, Кабардино-Балкарское УФАС России (далее - Управление) в рамках осуществления антимонопольного контроля проводит мониторинг соблюдения органами власти, установленного ст. 35.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <6> (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), запрета на создание, в том числе путем реорганизации унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, в Кабардино-Балкарской Республике, в соответствии с которым до 2025 г. планируется ликвидировать 36 унитарных предприятий и реорганизовать в акционерные общества 40 унитарных предприятий. За 2020 и 2021 гг. ликвидировано 19 унитарных предприятий, реорганизовано одно унитарное предприятие, прекратили деятельность посредством конкурсного производства 15 унитарных предприятий. За 2021 г. Управлением выдано пять заключений о несоответствии видов деятельности унитарных предприятий антимонопольному законодательству. В рамках антимонопольного контроля унитарным предприятиям выдано пять предупреждений.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль их выполнения;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль их выполнения;
Статья: Холдинг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, если унитарное предприятие обладает контрольным пакетом акций (долей участия) в уставном капитале другого хозяйственного общества, то есть основания говорить о существовании холдинга и, соответственно, отношений экономического контроля между унитарным предприятием и хозяйственным обществом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, если унитарное предприятие обладает контрольным пакетом акций (долей участия) в уставном капитале другого хозяйственного общества, то есть основания говорить о существовании холдинга и, соответственно, отношений экономического контроля между унитарным предприятием и хозяйственным обществом.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Согласно пп. 3.12.2.7 Положения N 590-П требование подпункта 3.12.1 Положения N 590-П не распространяется на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, прямо или косвенно контролируемым федеральными и муниципальными органами власти, государственными корпорациями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Контроль осуществляется через прямое или косвенное (через третьих лиц) участие в уставных капиталах юридических лиц.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Согласно пп. 3.12.2.7 Положения N 590-П требование подпункта 3.12.1 Положения N 590-П не распространяется на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, прямо или косвенно контролируемым федеральными и муниципальными органами власти, государственными корпорациями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Контроль осуществляется через прямое или косвенное (через третьих лиц) участие в уставных капиталах юридических лиц.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<1> Пункт 9 Правил осуществления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2018 N 1335).
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<1> Пункт 9 Правил осуществления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2018 N 1335).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отличать муниципальный контроль в узком смысле слова от контрольных полномочий муниципалитета как собственника имущества (например, земельного участка), а также от контрольных полномочий за соблюдением обязанностей, в частности, при выполнении муниципального задания. Отношения, возникающие при осуществлении таких контрольных полномочий, регулируются гражданским законодательством. Органы местного самоуправления имеют статус учредителей подведомственных предприятий и организаций, на балансе которых находятся различные объекты, являющиеся объектами проверки (дороги местного значения, леса, здания и т.п.). Взаимодействие органов местного самоуправления с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (бюджетными, автономными, казенными) осуществляется в рамках частноправовых отношений. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное образование - собственник имущества муниципального унитарного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п. 10 ст. 20), контролирует выполнение утвержденных показателей экономической эффективности деятельности предприятия (п. 11 ст. 20). Для бюджетных муниципальных учреждений органы местного самоуправления утверждают обязательные для исполнения муниципальные задания.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отличать муниципальный контроль в узком смысле слова от контрольных полномочий муниципалитета как собственника имущества (например, земельного участка), а также от контрольных полномочий за соблюдением обязанностей, в частности, при выполнении муниципального задания. Отношения, возникающие при осуществлении таких контрольных полномочий, регулируются гражданским законодательством. Органы местного самоуправления имеют статус учредителей подведомственных предприятий и организаций, на балансе которых находятся различные объекты, являющиеся объектами проверки (дороги местного значения, леса, здания и т.п.). Взаимодействие органов местного самоуправления с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (бюджетными, автономными, казенными) осуществляется в рамках частноправовых отношений. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное образование - собственник имущества муниципального унитарного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п. 10 ст. 20), контролирует выполнение утвержденных показателей экономической эффективности деятельности предприятия (п. 11 ст. 20). Для бюджетных муниципальных учреждений органы местного самоуправления утверждают обязательные для исполнения муниципальные задания.