Контроль за трансфертным ценообрАзованием
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за трансфертным ценообрАзованием (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества"
(Подписан в г. Минске 10.10.2014)42. Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств-членов Евразийского экономического сообщества от 6 июня 2006 года.
(Подписан в г. Минске 10.10.2014)42. Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств-членов Евразийского экономического сообщества от 6 июня 2006 года.
Готовое решение: Как определяется рыночная цена сделки в целях налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик обязан документально обосновать выбранный метод и расчет рыночной цены. Если он этого не сделал, налоговый орган вправе применить иной метод (Обзор судебных споров в отношении налогового контроля в области трансфертного ценообразования, направленный Письмом ФНС России от 02.09.2019 N СА-4-7/17555@).
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик обязан документально обосновать выбранный метод и расчет рыночной цены. Если он этого не сделал, налоговый орган вправе применить иной метод (Обзор судебных споров в отношении налогового контроля в области трансфертного ценообразования, направленный Письмом ФНС России от 02.09.2019 N СА-4-7/17555@).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)С 1 января 2012 г. в НК РФ введены положения, касающиеся налогового контроля за трансфертным ценообразованием.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)С 1 января 2012 г. в НК РФ введены положения, касающиеся налогового контроля за трансфертным ценообразованием.
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)<1> Голишевский В.В., Кизимов А.С. Контроль за трансфертным ценообразованием - фактор конкурентоспособности налоговой системы государства // Финансы и кредит. 2011. N 38 (401).
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)<1> Голишевский В.В., Кизимов А.С. Контроль за трансфертным ценообразованием - фактор конкурентоспособности налоговой системы государства // Финансы и кредит. 2011. N 38 (401).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Ввиду того что применение трансфертных цен оказывает влияние на определение налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, установлен контроль за трансфертным ценообразованием со стороны налоговых органов: введено понятие контролируемых сделок, под которыми понимаются сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки. Имеются в виду крупные сделки, доходы по которым превышают указанные в Налоговом кодексе РФ объемы доходов за календарный год: 60 млн руб., 1 млрд руб. В случаях занижения сумм налогов налоговый орган производит корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 ст. 105.3, п. 3, 7 ст. 105.14 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с налоговыми органами соглашение о ценообразовании в целях установления порядка определения цен и/или применения методов ценообразования в контролируемых сделках для расчета налогов (ст. 105.19 - 105.25 НК РФ). Такие соглашения помогают крупнейшим налогоплательщикам избегать трудностей с исчислением и уплатой налогов. При разрешении споров о цене и порядке расчетов суды ориентируются на рыночные цены на соответствующие товары, работы, услуги.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Ввиду того что применение трансфертных цен оказывает влияние на определение налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, установлен контроль за трансфертным ценообразованием со стороны налоговых органов: введено понятие контролируемых сделок, под которыми понимаются сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки. Имеются в виду крупные сделки, доходы по которым превышают указанные в Налоговом кодексе РФ объемы доходов за календарный год: 60 млн руб., 1 млрд руб. В случаях занижения сумм налогов налоговый орган производит корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 ст. 105.3, п. 3, 7 ст. 105.14 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с налоговыми органами соглашение о ценообразовании в целях установления порядка определения цен и/или применения методов ценообразования в контролируемых сделках для расчета налогов (ст. 105.19 - 105.25 НК РФ). Такие соглашения помогают крупнейшим налогоплательщикам избегать трудностей с исчислением и уплатой налогов. При разрешении споров о цене и порядке расчетов суды ориентируются на рыночные цены на соответствующие товары, работы, услуги.
Статья: Общие и специальные налоговые антиуклонительные меры в налоговом праве РФ: использование чужого опыта
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2024, N 11)Вопросы борьбы с налоговым уклонением остаются в центре внимания налоговых специалистов разных стран. Количество налоговых споров по этой тематике стабильно держится на высоком уровне. Для современных стран характерно наличие систем налоговых антиуклонительных норм, которые постоянно развиваются. Как показала практика, в сложных экономических условиях, когда темпы роста недостаточны, страны, пытаясь справиться с бюджетными проблемами, начинают максимально широко применять различные налоговые инструменты: контроль за трансфертным ценообразованием, особые правила в отношении контролируемых иностранных компаний и тонкой капитализации <1>.
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2024, N 11)Вопросы борьбы с налоговым уклонением остаются в центре внимания налоговых специалистов разных стран. Количество налоговых споров по этой тематике стабильно держится на высоком уровне. Для современных стран характерно наличие систем налоговых антиуклонительных норм, которые постоянно развиваются. Как показала практика, в сложных экономических условиях, когда темпы роста недостаточны, страны, пытаясь справиться с бюджетными проблемами, начинают максимально широко применять различные налоговые инструменты: контроль за трансфертным ценообразованием, особые правила в отношении контролируемых иностранных компаний и тонкой капитализации <1>.
Интервью: Необходима комплексная реформа налогового законодательства для минимизации процесса дробления бизнеса
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Общие нормы в целях "деформализации" лишь формально соответствующих закону налоговых схем предусматривают крайне широкое усмотрение правоприменителя (неслучайно их прозвали "резиновыми"). Такие нормы должны применяться в качестве резервных, то есть только тогда, когда нет специальных норм (Specific Anti-Avoidance Rules, SAAR). К последним традиционно относят, например, правила недостаточной капитализации (ст. 269 НК РФ), правила налогового контроля трансфертного ценообразования (раздел V.1 НК РФ), правила налогообложения доходов КИК (глава 3.4 НК РФ).
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)Общие нормы в целях "деформализации" лишь формально соответствующих закону налоговых схем предусматривают крайне широкое усмотрение правоприменителя (неслучайно их прозвали "резиновыми"). Такие нормы должны применяться в качестве резервных, то есть только тогда, когда нет специальных норм (Specific Anti-Avoidance Rules, SAAR). К последним традиционно относят, например, правила недостаточной капитализации (ст. 269 НК РФ), правила налогового контроля трансфертного ценообразования (раздел V.1 НК РФ), правила налогообложения доходов КИК (глава 3.4 НК РФ).
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Для раскрытия схем уклонения от уплаты налогов с помощью иностранных компаний государство ввело законы о КИК, контроль трансфертного ценообразования. Рассмотрим принятые меры подробнее.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Для раскрытия схем уклонения от уплаты налогов с помощью иностранных компаний государство ввело законы о КИК, контроль трансфертного ценообразования. Рассмотрим принятые меры подробнее.
Статья: Механизм налогообложения как инструмент регулирования экономики
(Васянина Е.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Кроме того, механизм фискального обложения может быть применен в целях стабилизации уровня цен на социально значимые продукты. Например, Правительством Российской Федерации <11> (далее - Правительство РФ) была введена тарифная квота и пошлины на вывоз ржи, ячменя и кукурузы. Для того чтобы сдержать рост цен на металлоконструкции на внутреннем рынке, Правительством РФ были установлены таможенные пошлины на черные и цветные металлы <12>. А предусмотренный НК РФ контроль трансфертного ценообразования, направленный на регулирование рыночных цен, позволяет обеспечить справедливое распределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами, выступающими участниками гражданско-правовых сделок.
(Васянина Е.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Кроме того, механизм фискального обложения может быть применен в целях стабилизации уровня цен на социально значимые продукты. Например, Правительством Российской Федерации <11> (далее - Правительство РФ) была введена тарифная квота и пошлины на вывоз ржи, ячменя и кукурузы. Для того чтобы сдержать рост цен на металлоконструкции на внутреннем рынке, Правительством РФ были установлены таможенные пошлины на черные и цветные металлы <12>. А предусмотренный НК РФ контроль трансфертного ценообразования, направленный на регулирование рыночных цен, позволяет обеспечить справедливое распределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами, выступающими участниками гражданско-правовых сделок.
Статья: О формировании новых подходов к определению и подтверждению таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации
(Власенко Д.С., Ионичева В.Н., Кожанков А.Ю.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Существующая практика контроля трансфертного ценообразования, применяемая Федеральной налоговой службой, оценивается экспортерами как более прозрачная за счет использования более широкого перечня используемых ценовых источников информации. Более того, согласно Налоговому кодексу РФ у экспортеров есть обязанность по раскрытию цепочки формирования стоимости в контролируемых трансграничных сделках с взаимозависимыми лицами. Информация о последующей реализации товара взаимозависимым лицом направляется налоговым органам <6>. Это свидетельствует о том, что деятельность компании прозрачна и она не ставит перед собой цели сокрытия цепочки формирования стоимости. Раздел V.1 НК РФ основан на положениях Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию, согласно которому в ряде стран сотрудничество между налоговыми и таможенными органами в пределах юрисдикции при оценке трансфертных цен становится все более распространенным.
(Власенко Д.С., Ионичева В.Н., Кожанков А.Ю.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Существующая практика контроля трансфертного ценообразования, применяемая Федеральной налоговой службой, оценивается экспортерами как более прозрачная за счет использования более широкого перечня используемых ценовых источников информации. Более того, согласно Налоговому кодексу РФ у экспортеров есть обязанность по раскрытию цепочки формирования стоимости в контролируемых трансграничных сделках с взаимозависимыми лицами. Информация о последующей реализации товара взаимозависимым лицом направляется налоговым органам <6>. Это свидетельствует о том, что деятельность компании прозрачна и она не ставит перед собой цели сокрытия цепочки формирования стоимости. Раздел V.1 НК РФ основан на положениях Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию, согласно которому в ряде стран сотрудничество между налоговыми и таможенными органами в пределах юрисдикции при оценке трансфертных цен становится все более распространенным.
Статья: Специальные антиуклонительные правила в международном налогообложении: правовая природа и перспективы развития
(Мачехин В.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Для проекта БЭПС основное - это налогообложение доходов транснациональных компаний (далее - ТНК). Основная непосредственно заявленная цель проекта БЭПС - борьба с размыванием налоговой базы и переносом прибыли именно применительно к ТНК. В то же время ОЭСР не хотела бы одобрять ведение такой борьбы любыми средствами. Так, ОЭСР недвусмысленно и даже цинично высказывает свои опасения относительно того, что некоторые государства могут отреагировать на применение налогоплательщиками агрессивных схем изменением сегодняшних нормативных правил, основанных на консенсусе, что может привести к мировому налоговому хаосу и возрождению двойного налогообложения, а отсутствие согласованных действий государств может инициировать односторонние государственные меры по защите налоговой базы и бесконечное двойное налогообложение <1>. Это подтверждает О.С. Иванов, который отмечает, что в сложных экономических условиях, когда темпы роста недостаточны, страны, пытаясь справиться с бюджетными проблемами, начинают максимально широко применять различные налоговые инструменты: контроль за трансфертным ценообразованием, особые правила в отношении контролируемых иностранных компаний и тонкой капитализации, сужать льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, что выступило дестабилизирующим фактором в сложившихся между странами международных налоговых отношениях в части их права на обложение деятельности ТНК <2>. Можно сделать вывод о том, что ОЭСР старается не допустить перехода к неконтролируемому изменению правил налогообложения для ТНК отдельными странами, а в проект БЭПС изначально заложен в качестве основополагающего элемент защиты интересов ТНК, так как непосредственной жертвой наступления международного налогового хаоса станут именно они.
(Мачехин В.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Для проекта БЭПС основное - это налогообложение доходов транснациональных компаний (далее - ТНК). Основная непосредственно заявленная цель проекта БЭПС - борьба с размыванием налоговой базы и переносом прибыли именно применительно к ТНК. В то же время ОЭСР не хотела бы одобрять ведение такой борьбы любыми средствами. Так, ОЭСР недвусмысленно и даже цинично высказывает свои опасения относительно того, что некоторые государства могут отреагировать на применение налогоплательщиками агрессивных схем изменением сегодняшних нормативных правил, основанных на консенсусе, что может привести к мировому налоговому хаосу и возрождению двойного налогообложения, а отсутствие согласованных действий государств может инициировать односторонние государственные меры по защите налоговой базы и бесконечное двойное налогообложение <1>. Это подтверждает О.С. Иванов, который отмечает, что в сложных экономических условиях, когда темпы роста недостаточны, страны, пытаясь справиться с бюджетными проблемами, начинают максимально широко применять различные налоговые инструменты: контроль за трансфертным ценообразованием, особые правила в отношении контролируемых иностранных компаний и тонкой капитализации, сужать льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, что выступило дестабилизирующим фактором в сложившихся между странами международных налоговых отношениях в части их права на обложение деятельности ТНК <2>. Можно сделать вывод о том, что ОЭСР старается не допустить перехода к неконтролируемому изменению правил налогообложения для ТНК отдельными странами, а в проект БЭПС изначально заложен в качестве основополагающего элемент защиты интересов ТНК, так как непосредственной жертвой наступления международного налогового хаоса станут именно они.