Контроль за соблюдением требований охраны труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за соблюдением требований охраны труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 216 "Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ" УК РФ"Кроме того, принятие судом решения о прекращении уголовного дела за примирением с потерпевшей исключает возможность рассмотрения вопроса о назначении виновному лицу не только основного наказания, но и дополнительного - в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 216 УК РФ. В результате лицо, ненадлежащим образом исполнявшее свои служебные обязанности, что повлекло гибель человека, в настоящее время занимает ту же должность, связанную с контролем соблюдения правил безопасности и требований охраны труда при ведении строительных работ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Юрлицо планирует заключить договор с компанией-аутстаффером для выполнения трудовых функций на своей территории. Должен ли находиться руководитель исполнителя на территории заказчика для организации контроля за соблюдением требований охраны труда? Кто расследует несчастный случай с работником исполнителя?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
Вопрос: В организации 2-сменный график работы. Наряд-задания на смену и проведение предсменного инструктажа осуществляет начальник участка в утреннюю смену лично, с 20-00 и в выходные дни - по телефону, что отражается в журнале выдачи наряд-заданий. Как правильно организовать контроль за соблюдением требований охраны труда?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
(ред. от 29.09.2025)В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.09.1999 N 46
"Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации"Согласно материалам дела редакция газеты опубликовала фельетон, в котором сообщалось о том, что один из заместителей президента акционерного общества совершил за счет общества поездку за границу, использует не по назначению служебный транспорт, не осуществляет надлежащим образом возложенный на него контроль за соблюдением работниками общества требований инструкции по охране труда и т.п.
"Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации"Согласно материалам дела редакция газеты опубликовала фельетон, в котором сообщалось о том, что один из заместителей президента акционерного общества совершил за счет общества поездку за границу, использует не по назначению служебный транспорт, не осуществляет надлежащим образом возложенный на него контроль за соблюдением работниками общества требований инструкции по охране труда и т.п.
Готовое решение: Как создать службу охраны труда (организовать ее работу)
(КонсультантПлюс, 2025)Служба охраны труда создается в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Служба охраны труда создается в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением (ч. 1 ст. 223 ТК РФ).
Готовое решение: Как работодателю организовать охрану труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Выявление опасностей происходит через их обнаружение, распознавание и описание. Это относится и к их источникам, условиям возникновения и потенциальным последствиям при управлении профессиональными рисками. Опасности выявляются в ходе проведения работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Они также выявляются при рассмотрении причин и обстоятельств событий, которые привели к возникновению микроповреждений (микротравм) у работников (ч. 4, 5 ст. 218 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Выявление опасностей происходит через их обнаружение, распознавание и описание. Это относится и к их источникам, условиям возникновения и потенциальным последствиям при управлении профессиональными рисками. Опасности выявляются в ходе проведения работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Они также выявляются при рассмотрении причин и обстоятельств событий, которые привели к возникновению микроповреждений (микротравм) у работников (ч. 4, 5 ст. 218 ТК РФ).
Статья: Интерпретационная техника в трудовом праве: актуальные проблемы
(Лушникова М.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)При этом толкование не должно создавать новых правил поведения, дополнять или изменять действующие нормы трудового права. Это - "классика жанра". Тем не менее, вопреки указанному требованию, предъявляемому к толкованию, правоприменительные органы "грешат" "ограничительным" или "расширительным" толкованием положений трудового законодательства. Обратимся к примеру "ограничительного" толкования. Министерство труда и социальной защиты в своих письмах (письма от 15 апреля 2016 г. N 17-3/ООГ-578; от 16 января 2017 г. N 14-2/ООГ-245) дает толкование нормам гл. 49.1 и 50.1 ТК РФ в части особенностей регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства. Высказана позиция о недопустимости привлечения к труду названных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, на условиях трудового договора о дистанционной работе, поскольку отсутствует возможность контроля за соблюдением норм по охране труда этих работников. Минтруд России считает, что с такими лицами, выполняющими работу за границей, сотрудничество следует осуществлять в рамках гражданско-правовых договоров и начисленное им вознаграждение не облагать страховыми взносами. На первый взгляд данное толкование основано на принципе трудового права "обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска" (ст. 2 ТК РФ). Минтруд России поясняет, что в отношении названной категории лиц отсутствует возможность контроля за соблюдением требований по охране труда. Однако такое ограничительное толкование реализации этого принципа приводит к дискриминации данной категории работников, тем более что действующее трудовое законодательство не устанавливает названных ограничений для иностранцев и лиц без гражданства. Кроме того, такое толкование не соответствует требованиям ст. 19.1 ТК РФ. Отчасти решение проблемы видится в легализации в Трудовом кодексе РФ отраслевого принципа толкования (интерпретационной юридической техники): "Все неразрешимые противоречия, неясности нормативных правовых актов о труде, локальных нормативных актов, договорных и индивидуальных актов должны толковаться в пользу работника". Названный принцип не только следует из социального назначения отрасли трудового права как права охраны труда, но и является необходимой составляющей уже известного легализованного принципа запрета ухудшения положения работника (ограничения прав работника, снижение уровня гарантий этих прав (ст. 6; 8; 9 ТК РФ)). И тот и другой из названных принципов - "две стороны одной медали" и охватывают все уровни регулирования трудовых отношений: нормативные правовые акты органов государственной власти РФ и субъектов Федерации (ст. 6 ТК РФ); локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ), договорные акты (ст. 9 ТК РФ).
(Лушникова М.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)При этом толкование не должно создавать новых правил поведения, дополнять или изменять действующие нормы трудового права. Это - "классика жанра". Тем не менее, вопреки указанному требованию, предъявляемому к толкованию, правоприменительные органы "грешат" "ограничительным" или "расширительным" толкованием положений трудового законодательства. Обратимся к примеру "ограничительного" толкования. Министерство труда и социальной защиты в своих письмах (письма от 15 апреля 2016 г. N 17-3/ООГ-578; от 16 января 2017 г. N 14-2/ООГ-245) дает толкование нормам гл. 49.1 и 50.1 ТК РФ в части особенностей регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства. Высказана позиция о недопустимости привлечения к труду названных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, на условиях трудового договора о дистанционной работе, поскольку отсутствует возможность контроля за соблюдением норм по охране труда этих работников. Минтруд России считает, что с такими лицами, выполняющими работу за границей, сотрудничество следует осуществлять в рамках гражданско-правовых договоров и начисленное им вознаграждение не облагать страховыми взносами. На первый взгляд данное толкование основано на принципе трудового права "обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска" (ст. 2 ТК РФ). Минтруд России поясняет, что в отношении названной категории лиц отсутствует возможность контроля за соблюдением требований по охране труда. Однако такое ограничительное толкование реализации этого принципа приводит к дискриминации данной категории работников, тем более что действующее трудовое законодательство не устанавливает названных ограничений для иностранцев и лиц без гражданства. Кроме того, такое толкование не соответствует требованиям ст. 19.1 ТК РФ. Отчасти решение проблемы видится в легализации в Трудовом кодексе РФ отраслевого принципа толкования (интерпретационной юридической техники): "Все неразрешимые противоречия, неясности нормативных правовых актов о труде, локальных нормативных актов, договорных и индивидуальных актов должны толковаться в пользу работника". Названный принцип не только следует из социального назначения отрасли трудового права как права охраны труда, но и является необходимой составляющей уже известного легализованного принципа запрета ухудшения положения работника (ограничения прав работника, снижение уровня гарантий этих прав (ст. 6; 8; 9 ТК РФ)). И тот и другой из названных принципов - "две стороны одной медали" и охватывают все уровни регулирования трудовых отношений: нормативные правовые акты органов государственной власти РФ и субъектов Федерации (ст. 6 ТК РФ); локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ), договорные акты (ст. 9 ТК РФ).
Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда- федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353, ч. 1 ст. 354 ТК РФ);
Статья: Ответственность за нарушение техники безопасности
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2025, N 3)Со стороны работодателя установлены факты ненадлежащего контроля со стороны должностных лиц за соблюдением требований охраны труда, трудовой дисциплины, нарушения работниками должностных и рабочих инструкций по охране труда.
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2025, N 3)Со стороны работодателя установлены факты ненадлежащего контроля со стороны должностных лиц за соблюдением требований охраны труда, трудовой дисциплины, нарушения работниками должностных и рабочих инструкций по охране труда.
Готовое решение: Как работодателю организовать внутренний контроль (самоконтроль) соблюдения трудового законодательства по рекомендациям Минтруда России
(КонсультантПлюс, 2025)отдел по контролю соблюдений требований охраны труда.
(КонсультантПлюс, 2025)отдел по контролю соблюдений требований охраны труда.
Статья: Закрепление основных принципов института охраны труда в Российской Федерации, Республиках Беларусь и Казахстан
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Следовательно, основные принципы института охраны труда рассматриваемых государств в определенной части будут соотноситься с подгруппами норм, составляющих подынституты правового института, и подразделяться на общие и специальные. В силу того что предлагаемая нами структура института условно представляется в виде четырех подынститутов (подгруппа норм по организации и управлению охраной труда и обеспечению внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; подгруппа норм о мероприятиях по охране труда; подгруппа норм по охране труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; подгруппа норм по расследованию и учету несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика), то в основу их норм, по нашему мнению, следует заложить соответствующие правовые принципы. При этом содержание статьи можно будет оформить следующим образом: "Основными принципами охраны труда являются: приоритет сохранения и обеспечения жизни и здоровья работников; императивность и системность правового регулирования отношений по охране труда; эффективность и результативность организации и управления охраной труда, обеспечения внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; непрерывность и комплексность мероприятий по охране труда; особый характер охраны труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; обязательность расследования и учета несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика". В указанной редакции предлагается изложить ст. 209.1 ТК РФ, текст которой может быть воспринят белорусским и казахстанским законодателем и изложен в соответствующих разделах (главах) ТК РБ, ТК РК, посвященных охране труда.
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Следовательно, основные принципы института охраны труда рассматриваемых государств в определенной части будут соотноситься с подгруппами норм, составляющих подынституты правового института, и подразделяться на общие и специальные. В силу того что предлагаемая нами структура института условно представляется в виде четырех подынститутов (подгруппа норм по организации и управлению охраной труда и обеспечению внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; подгруппа норм о мероприятиях по охране труда; подгруппа норм по охране труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; подгруппа норм по расследованию и учету несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика), то в основу их норм, по нашему мнению, следует заложить соответствующие правовые принципы. При этом содержание статьи можно будет оформить следующим образом: "Основными принципами охраны труда являются: приоритет сохранения и обеспечения жизни и здоровья работников; императивность и системность правового регулирования отношений по охране труда; эффективность и результативность организации и управления охраной труда, обеспечения внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; непрерывность и комплексность мероприятий по охране труда; особый характер охраны труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; обязательность расследования и учета несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика". В указанной редакции предлагается изложить ст. 209.1 ТК РФ, текст которой может быть воспринят белорусским и казахстанским законодателем и изложен в соответствующих разделах (главах) ТК РБ, ТК РК, посвященных охране труда.
Готовое решение: Как работодателю обеспечить соблюдение требований охраны труда
(КонсультантПлюс, 2025)организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
(КонсультантПлюс, 2025)организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)6. В случае непредставления работникам информации об условиях труда на их рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты они вправе обращаться в вышестоящие в порядке подчиненности органы (если такие органы имеются), в органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда (см. комментарий к ст. 353), а также в органы общественного контроля (см. комментарий к ст. 370).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)6. В случае непредставления работникам информации об условиях труда на их рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им гарантиях, компенсациях и средствах индивидуальной защиты они вправе обращаться в вышестоящие в порядке подчиненности органы (если такие органы имеются), в органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда (см. комментарий к ст. 353), а также в органы общественного контроля (см. комментарий к ст. 370).