Контроль за самовольными постройками
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за самовольными постройками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)В случае приобретения права собственности на самовольную постройку оккупация совершается под контролем государства. Соответственно, юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения собственности, завершается правоприменительным актом. Обращение заинтересованного субъекта к компетентному органу свидетельствует о том, что данный субъект выражает волю приобрести право собственности на самовольную постройку и просит завершить правоприменительным актом юридический состав, порождающий соответствующее правоотношение. При этом волеизъявление заинтересованного лица приобретает качество односторонней сделки (оккупации) после накопления всего юридического состава <126>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)В случае приобретения права собственности на самовольную постройку оккупация совершается под контролем государства. Соответственно, юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения собственности, завершается правоприменительным актом. Обращение заинтересованного субъекта к компетентному органу свидетельствует о том, что данный субъект выражает волю приобрести право собственности на самовольную постройку и просит завершить правоприменительным актом юридический состав, порождающий соответствующее правоотношение. При этом волеизъявление заинтересованного лица приобретает качество односторонней сделки (оккупации) после накопления всего юридического состава <126>.
Нормативные акты
"Сборник цен и расценок на виды работ, выполняемых хозрасчетными проектно-производственными архитектурно-планировочными бюро и их подразделениями при архитектурно-градостроительных органах исполкомов местных Советов народных депутатов. Том I. Индивидуальное строительство. Отвод земельных участков. Подготовка строительных паспортов. Ведение оперативных документов"
(утв. Постановлением Госстроя РСФСР от 15.11.1988 N 97) 11. КОНТРОЛЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(утв. Постановлением Госстроя РСФСР от 15.11.1988 N 97) 11. КОНТРОЛЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Статья: Судебная легализация самовольной постройки: некоторые вопросы материального и процессуального права
(Груздев В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)В случае приобретения права собственности на самовольную постройку оккупация совершается под контролем государства. Соответственно, юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения собственности, завершается правоприменительным актом. Обращение заинтересованного субъекта к компетентному органу свидетельствует о том, что данный субъект выражает волю приобрести право собственности на самовольную постройку и просит завершить правоприменительным актом юридический состав, порождающий соответствующее правоотношение. При этом волеизъявление заинтересованного лица приобретает качество односторонней сделки (оккупации) после накопления всего юридического состава.
(Груздев В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)В случае приобретения права собственности на самовольную постройку оккупация совершается под контролем государства. Соответственно, юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения собственности, завершается правоприменительным актом. Обращение заинтересованного субъекта к компетентному органу свидетельствует о том, что данный субъект выражает волю приобрести право собственности на самовольную постройку и просит завершить правоприменительным актом юридический состав, порождающий соответствующее правоотношение. При этом волеизъявление заинтересованного лица приобретает качество односторонней сделки (оккупации) после накопления всего юридического состава.
Статья: Снос (приведение в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки в судебном порядке: некоторые вопросы материального и процессуального права
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Следовательно, несоответствия здания, сооружения и другого строения установленным требованиям на дату возведения или создания недостаточно для удовлетворения "публичного" иска о сносе (приведении в соответствие с установленными параметрами) данной недвижимости в качестве самовольной постройки. Такое несоответствие должно непременно сохраняться на дату выявления самовольной постройки уполномоченным органом государственного или муниципального контроля (надзора).
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Следовательно, несоответствия здания, сооружения и другого строения установленным требованиям на дату возведения или создания недостаточно для удовлетворения "публичного" иска о сносе (приведении в соответствие с установленными параметрами) данной недвижимости в качестве самовольной постройки. Такое несоответствие должно непременно сохраняться на дату выявления самовольной постройки уполномоченным органом государственного или муниципального контроля (надзора).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Воронеже правительство Воронежской области определяет уполномоченных исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих полномочия органов местного самоуправления города по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Воронежа, государственная собственность на которые не разграничена <1>. Это положение областного закона оспаривалось в суде, но было признано соответствующим федеральному законодательству <2>, однако такое перераспределение полномочий нередко подвергается научной критике <3>. Так, А.А. Сергеев справедливо указывает, что "передача полномочий от муниципалитетов региону происходит не в добровольном порядке, не по соглашению, а императивно, в силу издания закона субъекта РФ о передаче полномочий" <4>. И далее ученый делает вывод: "Принципиальный момент состоит в том, что передаваемые полномочия исключаются из зоны ответственности муниципального образования" <5>. Получается, что в таком случае и контроль должен передаваться. Конечно, это ущемляет права местного самоуправления. Практика свидетельствует о довольно частом несовпадении интересов региональных и муниципальных властей, например, при осуществлении органами субъектов РФ изъятого у муниципалитетов полномочия по выдаче разрешения использования земельного участка для размещения на нем объекта строительства. Вправе ли в этом случае контрольный орган принимать меры по недопущению самовольных построек и другие меры по охране обязательных требований? На наш взгляд, ответ должен быть утвердительный. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость четкого и непротиворечивого определения компетенции муниципальных образований, последовательного разграничения вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности <6>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В г. Воронеже правительство Воронежской области определяет уполномоченных исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих полномочия органов местного самоуправления города по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Воронежа, государственная собственность на которые не разграничена <1>. Это положение областного закона оспаривалось в суде, но было признано соответствующим федеральному законодательству <2>, однако такое перераспределение полномочий нередко подвергается научной критике <3>. Так, А.А. Сергеев справедливо указывает, что "передача полномочий от муниципалитетов региону происходит не в добровольном порядке, не по соглашению, а императивно, в силу издания закона субъекта РФ о передаче полномочий" <4>. И далее ученый делает вывод: "Принципиальный момент состоит в том, что передаваемые полномочия исключаются из зоны ответственности муниципального образования" <5>. Получается, что в таком случае и контроль должен передаваться. Конечно, это ущемляет права местного самоуправления. Практика свидетельствует о довольно частом несовпадении интересов региональных и муниципальных властей, например, при осуществлении органами субъектов РФ изъятого у муниципалитетов полномочия по выдаче разрешения использования земельного участка для размещения на нем объекта строительства. Вправе ли в этом случае контрольный орган принимать меры по недопущению самовольных построек и другие меры по охране обязательных требований? На наш взгляд, ответ должен быть утвердительный. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость четкого и непротиворечивого определения компетенции муниципальных образований, последовательного разграничения вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросов государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, а также взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности <6>.