Контроль за расходованием бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за расходованием бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)...исходя из... полномочий Федерального казначейства и его территориальных органов... и принимая во внимание... обязанность объекта контроля обеспечить результативность использования бюджетных средств, не имеется оснований полагать, что при проведении контрольных мероприятий территориальные органы Федерального казначейства ограничены в своем праве давать оценку обстоятельствам, свидетельствующим о возможности достижения результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, в том числе фактам завышения стоимости сметного обоснования.
(КонсультантПлюс, 2025)...исходя из... полномочий Федерального казначейства и его территориальных органов... и принимая во внимание... обязанность объекта контроля обеспечить результативность использования бюджетных средств, не имеется оснований полагать, что при проведении контрольных мероприятий территориальные органы Федерального казначейства ограничены в своем праве давать оценку обстоятельствам, свидетельствующим о возможности достижения результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, в том числе фактам завышения стоимости сметного обоснования.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки, проводимые казначейством (внутренний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)...исходя из... полномочий Федерального казначейства и его территориальных органов... и принимая во внимание... обязанность объекта контроля обеспечить результативность использования бюджетных средств, не имеется оснований полагать, что при проведении контрольных мероприятий территориальные органы Федерального казначейства ограничены в своем праве давать оценку обстоятельствам, свидетельствующим о возможности достижения результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, в том числе фактам завышения стоимости сметного обоснования.
(КонсультантПлюс, 2025)...исходя из... полномочий Федерального казначейства и его территориальных органов... и принимая во внимание... обязанность объекта контроля обеспечить результативность использования бюджетных средств, не имеется оснований полагать, что при проведении контрольных мероприятий территориальные органы Федерального казначейства ограничены в своем праве давать оценку обстоятельствам, свидетельствующим о возможности достижения результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств, в том числе фактам завышения стоимости сметного обоснования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, и контроле за использованием средств бюджета.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 02-09-10/129286)Вопрос: Об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, и контроле за использованием средств бюджета.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 02-09-10/129286)Вопрос: Об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, и контроле за использованием средств бюджета.
Вопрос: О финансовом контроле за целевым расходованием бюджетных средств бюджетными учреждениями, дефиците федерального бюджета, а также о применении ККТ кредитными организациями.
(Письмо Минфина России от 28.04.2024 N 05-06-11/40440)Вопрос: О финансовом контроле за целевым расходованием бюджетных средств бюджетными учреждениями, дефиците федерального бюджета, а также о применении ККТ кредитными организациями.
(Письмо Минфина России от 28.04.2024 N 05-06-11/40440)Вопрос: О финансовом контроле за целевым расходованием бюджетных средств бюджетными учреждениями, дефиците федерального бюджета, а также о применении ККТ кредитными организациями.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Фонда
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Фонда
Статья: Совершенствование внутреннего контроля затрат на проведение мелиоративных работ
(Уллах Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)5. Контроль за использованием бюджетных средств для целей, предусмотренных законодательством <4> [14, 15].
(Уллах Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)5. Контроль за использованием бюджетных средств для целей, предусмотренных законодательством <4> [14, 15].
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Согласно исследованию, проведенному М.С. Положенцевым <9>, ФТС России осуществляет ежемесячное оперативное прогнозирование размеров собираемых средств (таможенных платежей и платежей, предусмотренных таможенным законодательством). Кроме того, проводится ежемесячный мониторинг равномерности расходования бюджетных средств. Этот шаг направлен на усиление контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных на текущую деятельность управления.
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Согласно исследованию, проведенному М.С. Положенцевым <9>, ФТС России осуществляет ежемесячное оперативное прогнозирование размеров собираемых средств (таможенных платежей и платежей, предусмотренных таможенным законодательством). Кроме того, проводится ежемесячный мониторинг равномерности расходования бюджетных средств. Этот шаг направлен на усиление контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных на текущую деятельность управления.
Статья: Формирование показателей для оценки эффективности ведомственного контроля финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)<6> Абросимов А.А. Методы оценки эффективности государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. Санкт-Петербург, 2011. С. 15.
(Головин С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)<6> Абросимов А.А. Методы оценки эффективности государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. Санкт-Петербург, 2011. С. 15.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Рассматриваемая концепция предполагает и изменение механизма управления публичными финансами, в частности, за счет внедрения системы закупок, примером реализации является создание единой информационной системы и ведение в ней документооборота, что позволяет сделать контроль за расходованием бюджетных средств прозрачным. В теории управления выделяют следующие общие основные функции управления: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль <2>, в условиях формирования и использования новых концепций данные функции остаются актуальными, но происходит расширение их содержания.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Рассматриваемая концепция предполагает и изменение механизма управления публичными финансами, в частности, за счет внедрения системы закупок, примером реализации является создание единой информационной системы и ведение в ней документооборота, что позволяет сделать контроль за расходованием бюджетных средств прозрачным. В теории управления выделяют следующие общие основные функции управления: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль <2>, в условиях формирования и использования новых концепций данные функции остаются актуальными, но происходит расширение их содержания.
Статья: Перспективы формирования института мастер-планирования федеральных круглогодичных курортов
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Вторая главная составляющая - это финансово-экономическая модель. Реализация многих масштабных проектов предполагает государственную поддержку или государственно-частное партнерство, субсидирование инфраструктуры, налоговые льготы и т.п. При этом важно иметь независимый контроль органов, ответственных за бюджетные расходы. Согласно п. 5.27 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703, данный финансовый орган уполномочен на осуществление контроля и анализа финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50%, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации. Иначе говоря, Федеральное казначейство наделено полномочием финансово-экономического анализа не только расходов распорядителей средств бюджета, но и самостоятельных хозяйствующих субъектов в случае, если в их капитале присутствует участие Российской Федерации более чем на 50%. Федеральное казначейство осуществляет предварительный контроль расходования бюджетных средств, но в случае принятия закона следовало бы предусмотреть прямой механизм вовлечения этого органа (или иных финансовых институтов) в оценку финансово-экономических моделей планируемых проектов.
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Вторая главная составляющая - это финансово-экономическая модель. Реализация многих масштабных проектов предполагает государственную поддержку или государственно-частное партнерство, субсидирование инфраструктуры, налоговые льготы и т.п. При этом важно иметь независимый контроль органов, ответственных за бюджетные расходы. Согласно п. 5.27 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703, данный финансовый орган уполномочен на осуществление контроля и анализа финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50%, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации. Иначе говоря, Федеральное казначейство наделено полномочием финансово-экономического анализа не только расходов распорядителей средств бюджета, но и самостоятельных хозяйствующих субъектов в случае, если в их капитале присутствует участие Российской Федерации более чем на 50%. Федеральное казначейство осуществляет предварительный контроль расходования бюджетных средств, но в случае принятия закона следовало бы предусмотреть прямой механизм вовлечения этого органа (или иных финансовых институтов) в оценку финансово-экономических моделей планируемых проектов.
Статья: Анализ Росфинмониторингом информации об операциях с денежными средствами по ГОЗ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)В связи с указанными обстоятельствами и изменяющейся внешнеполитической обстановкой роль финансового мониторинга и контроля расходования бюджетных средств возрастает до уровня инструмента обеспечения финансовой безопасности государства в целом.
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)В связи с указанными обстоятельствами и изменяющейся внешнеполитической обстановкой роль финансового мониторинга и контроля расходования бюджетных средств возрастает до уровня инструмента обеспечения финансовой безопасности государства в целом.
Статья: Перспективы развития государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В статье рассматриваются проблемные вопросы при осуществлении государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных государственных программ и национальных проектов. Предлагаются способы повышения эффективности контрольной деятельности путем установления механизмов взаимодействия контрольных (надзорных) органов, взаимного признания результатов контрольных (надзорных) мероприятий.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В статье рассматриваются проблемные вопросы при осуществлении государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных государственных программ и национальных проектов. Предлагаются способы повышения эффективности контрольной деятельности путем установления механизмов взаимодействия контрольных (надзорных) органов, взаимного признания результатов контрольных (надзорных) мероприятий.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)3. Часть 3 комментируемой статьи в отношении осуществления контроля за расходованием средств федерального бюджета, направленных в ФОСВ, отсылает к порядку, определенному для использования средств федерального бюджета.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)3. Часть 3 комментируемой статьи в отношении осуществления контроля за расходованием средств федерального бюджета, направленных в ФОСВ, отсылает к порядку, определенному для использования средств федерального бюджета.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 21. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Статья: Цифровой рубль как третья форма национальной валюты
(Жильцова Ю.В., Зинченко Е.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 5)Цифровая национальная валюта России открывает широкий спектр возможностей перед всеми участниками рынка, а именно перед государством, населением и бизнесом. Развитие новой денежной инфраструктуры России позволит обеспечить рост конкуренции, а также эффективности инновационных технологий. Для государства введение цифровой валюты обеспечит эффективный контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на целевое использование, а также упростит и расширит возможности проведения платежей, в том числе трансграничных. Все государственные учреждения подпадают под контроль - "прозрачный блокчейн", а их "непомерные, нехарактерные траты могут отслеживаться и оперативно замораживаться" <15>. Для населения России использование цифрового рубля предусматривает: упрощение банковских операций, отсутствие комиссий за платежи или переводы, обеспечение безопасности личных данных клиентов банков, а также снижение затрат на услуги, предоставляемые банками. В свою очередь, юридические лица получают следующие возможности: снижение комиссий за переводы, упрощение совершения сделок при помощи смарт-контрактов, автоматизация внутренних операций и оптимизация процессов.
(Жильцова Ю.В., Зинченко Е.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 5)Цифровая национальная валюта России открывает широкий спектр возможностей перед всеми участниками рынка, а именно перед государством, населением и бизнесом. Развитие новой денежной инфраструктуры России позволит обеспечить рост конкуренции, а также эффективности инновационных технологий. Для государства введение цифровой валюты обеспечит эффективный контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на целевое использование, а также упростит и расширит возможности проведения платежей, в том числе трансграничных. Все государственные учреждения подпадают под контроль - "прозрачный блокчейн", а их "непомерные, нехарактерные траты могут отслеживаться и оперативно замораживаться" <15>. Для населения России использование цифрового рубля предусматривает: упрощение банковских операций, отсутствие комиссий за платежи или переводы, обеспечение безопасности личных данных клиентов банков, а также снижение затрат на услуги, предоставляемые банками. В свою очередь, юридические лица получают следующие возможности: снижение комиссий за переводы, упрощение совершения сделок при помощи смарт-контрактов, автоматизация внутренних операций и оптимизация процессов.