Контроль за платежными агентами
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за платежными агентами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за неприменение ККТ или нарушения в ходе применения
(КонсультантПлюс, 2025)...спорный платежный терминал не содержит в своем составе контрольно-кассовой техники и не обеспечивает в автоматическом режиме фиксацию соответствующих сведений. Необходимая информация (обязательные реквизиты), свидетельствующая о надлежащем использовании платежным агентом контрольно-кассовой техники, должна выводиться на кассовом чеке. Рассматриваемый документ об оплате... таких реквизитов не содержал, соответственно, необходимость вскрытия платежного терминала у административного органа отсутствовала.
(КонсультантПлюс, 2025)...спорный платежный терминал не содержит в своем составе контрольно-кассовой техники и не обеспечивает в автоматическом режиме фиксацию соответствующих сведений. Необходимая информация (обязательные реквизиты), свидетельствующая о надлежащем использовании платежным агентом контрольно-кассовой техники, должна выводиться на кассовом чеке. Рассматриваемый документ об оплате... таких реквизитов не содержал, соответственно, необходимость вскрытия платежного терминала у административного органа отсутствовала.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ"Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков закреплены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах), пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов), пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Конечно, идея интеграции может не найти широкого отклика общественности, ведь здесь речь не идет о непосредственной выгоде налогоплательщиков: это не сужение сферы фискализации либо налоговой ставки. Иными словами, такая реформа не принесет явных политических дивидендов тем, кто должен будет принимать соответствующее решение и окажется перед непреодолимым и одновременно дилетантским вопросом: что будет с налоговой системой, если реализация идеи не произойдет? Наверное, с таким подходом в стране никогда не появился бы Налоговый кодекс, ведь ничего преступного нет в существовании вместо него законодательного акта о налогообложении и ряда законов о конкретных видах налогов. Вместе с тем недостаточное внимание к юридическому закреплению на своем месте темы регулирования применения ККТ может способствовать правовому затмению данного вида контроля. В качестве примера можно привести осуществляемый налоговыми органами контроль за специальными банковскими счетами, о котором не сказано ни слова не только в Налоговом кодексе РФ, но и в Положении о Федеральной налоговой службе. Налоговые органы наделены полномочиями по контролю в данной сфере Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Указанное полномочие закреплено и в абз. 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, целесообразность существования которого заслуживает отдельного исследования. Подчеркнем, что речь идет исключительно о полномочии осуществлять контроль за деятельностью платежных агентов (субагентов) и банковских платежных агентов (субагентов) при зачислении денег на специальный банковский счет. Ни о содержании соответствующих отношений, ни о методологическом и контрольном инструментарии там не говорится, т.е. такой контроль не имеет специализированного либо централизованного регулирования. Однако, в отличие от контроля за применением ККТ, ответственность за нарушение порядка ведения специальных банковских счетов установлена не "предпринимательской" гл. 14, а именно "налоговой" гл. 15 КоАП РФ.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Конечно, идея интеграции может не найти широкого отклика общественности, ведь здесь речь не идет о непосредственной выгоде налогоплательщиков: это не сужение сферы фискализации либо налоговой ставки. Иными словами, такая реформа не принесет явных политических дивидендов тем, кто должен будет принимать соответствующее решение и окажется перед непреодолимым и одновременно дилетантским вопросом: что будет с налоговой системой, если реализация идеи не произойдет? Наверное, с таким подходом в стране никогда не появился бы Налоговый кодекс, ведь ничего преступного нет в существовании вместо него законодательного акта о налогообложении и ряда законов о конкретных видах налогов. Вместе с тем недостаточное внимание к юридическому закреплению на своем месте темы регулирования применения ККТ может способствовать правовому затмению данного вида контроля. В качестве примера можно привести осуществляемый налоговыми органами контроль за специальными банковскими счетами, о котором не сказано ни слова не только в Налоговом кодексе РФ, но и в Положении о Федеральной налоговой службе. Налоговые органы наделены полномочиями по контролю в данной сфере Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Указанное полномочие закреплено и в абз. 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, целесообразность существования которого заслуживает отдельного исследования. Подчеркнем, что речь идет исключительно о полномочии осуществлять контроль за деятельностью платежных агентов (субагентов) и банковских платежных агентов (субагентов) при зачислении денег на специальный банковский счет. Ни о содержании соответствующих отношений, ни о методологическом и контрольном инструментарии там не говорится, т.е. такой контроль не имеет специализированного либо централизованного регулирования. Однако, в отличие от контроля за применением ККТ, ответственность за нарушение порядка ведения специальных банковских счетов установлена не "предпринимательской" гл. 14, а именно "налоговой" гл. 15 КоАП РФ.
Статья: Налоговый учет при ликвидации организации-должника, покупке прав на ПО, недостаче ТМЦ и в других ситуациях
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 9)Чек контрольно-кассовой техники, выданный платежным агентом или банковским платежным агентом, является надлежащим документом, подтверждающим расходы на оплату проезда. При отсутствии кассового чека для подтверждения оплаты проезда могут быть использованы и иные документы.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 9)Чек контрольно-кассовой техники, выданный платежным агентом или банковским платежным агентом, является надлежащим документом, подтверждающим расходы на оплату проезда. При отсутствии кассового чека для подтверждения оплаты проезда могут быть использованы и иные документы.
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)Летом законодательная активность в сфере ПОД/ФТ <1> традиционно возрастает. Среди последних изменений - принятие Госдумой законопроекта о легализации майнинга криптовалют в России. Что необходимо сделать подразделениям комплаенса уже сейчас? Какие новые функции комплаенс-подразделений связаны с вступлением в силу законодательных норм о возмещении денежных средств клиентам, которые стали жертвами мошенников, и о контроле банковских платежных агентов?
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)Летом законодательная активность в сфере ПОД/ФТ <1> традиционно возрастает. Среди последних изменений - принятие Госдумой законопроекта о легализации майнинга криптовалют в России. Что необходимо сделать подразделениям комплаенса уже сейчас? Какие новые функции комплаенс-подразделений связаны с вступлением в силу законодательных норм о возмещении денежных средств клиентам, которые стали жертвами мошенников, и о контроле банковских платежных агентов?
Статья: Развитие системы страхования вкладов физических лиц в условиях модернизации денежного оборота Российской Федерации
(Островская Н.Б.)
("Банковское право", 2025, N 1)Представляется, что распространить систему страхования вкладов на средства, находящиеся на электронных кошельках граждан, возможно при выполнении ряда условий: во-первых, страхование будет возможно только для клиентов с идентифицированными электронными кошельками, во-вторых, после того, как цифровые платформы электронных кошельков станут более прозрачными и регулируемыми, в частности, благодаря усилению контроля за платежными агентами на фоне участившихся случаев кражи персональных данных клиентов при проведении упрощенной идентификации с целью открытия на них электронных кошельков.
(Островская Н.Б.)
("Банковское право", 2025, N 1)Представляется, что распространить систему страхования вкладов на средства, находящиеся на электронных кошельках граждан, возможно при выполнении ряда условий: во-первых, страхование будет возможно только для клиентов с идентифицированными электронными кошельками, во-вторых, после того, как цифровые платформы электронных кошельков станут более прозрачными и регулируемыми, в частности, благодаря усилению контроля за платежными агентами на фоне участившихся случаев кражи персональных данных клиентов при проведении упрощенной идентификации с целью открытия на них электронных кошельков.