КОНТРОЛь ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР ПРИ ДОБЫЧЕ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Подборка наиболее важных документов по запросу КОНТРОЛь ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР ПРИ ДОБЫЧЕ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2024 N 301-ЭС23-26288 по делу N А29-12921/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в согласовании использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку заслуживают внимания доводы уполномоченного органа о том, что нахождение в границах лесного участка, арендованного для заготовки древесины, общераспространенных полезных ископаемых и возможность их использования в безлицензионном порядке представляют собой конкурентное преимущество для общества (арендатора) и не отвечают основным требованиям по рациональному использованию и охране недр.
Кроме того, по мнению Минприроды России, безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и отсутствие технического проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации, связанной с пользованием недрами, приведет к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых для указанных целей.
Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2024 N 301-ЭС23-26283 по делу N А29-14174/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в согласовании использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как строительство лесных дорог является подготовительной частью технологического процесса заготовки древесины и входит в обязанности общества.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, так как заслуживают внимания доводы заявителя о том, что безлицензионная добыча ОПИ и отсутствие технического проекта разработки месторождения приведут к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче ОПИ.
Кроме того, по мнению Минприроды России, безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и отсутствие технического проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации, связанной с пользованием недрами, приведет к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых для указанных целей.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)
Необходимо отметить, что новое законодательство о муниципальном контроле вызвало корректировку многих федеральных законов в части исключения контроля из полномочий органов местного самоуправления как не являющегося установленным муниципальным контролем. Например, в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утратила силу ч. 1 ст. 7, закрепляющая за органами местного самоуправления осуществление контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции. Из Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" исключен п. 5 ст. 5, относивший к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, который ранее муниципалитеты относили к муниципальному контролю. В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции контроль в сфере торговой деятельности назывался "муниципальный контроль" (ч. 1 ст. 16 - исключена).
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
Пример. По результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере недропользования на территории Ярославской области установлено, что Администрацией г. Переславля-Залесского не приняты правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не приняты административные регламенты проведения контрольных проверок, не определен орган, уполномоченный на их осуществление. В связи с этим в адрес главы городского округа Переславля-Залесского направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих.

Нормативные акты