Контроль за использованием и охраной недр
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за использованием и охраной недр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо отметить, что новое законодательство о муниципальном контроле вызвало корректировку многих федеральных законов в части исключения контроля из полномочий органов местного самоуправления как не являющегося установленным муниципальным контролем. Например, в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утратила силу ч. 1 ст. 7, закрепляющая за органами местного самоуправления осуществление контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции. Из Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" исключен п. 5 ст. 5, относивший к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, который ранее муниципалитеты относили к муниципальному контролю. В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции контроль в сфере торговой деятельности назывался "муниципальный контроль" (ч. 1 ст. 16 - исключена).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо отметить, что новое законодательство о муниципальном контроле вызвало корректировку многих федеральных законов в части исключения контроля из полномочий органов местного самоуправления как не являющегося установленным муниципальным контролем. Например, в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утратила силу ч. 1 ст. 7, закрепляющая за органами местного самоуправления осуществление контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции. Из Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" исключен п. 5 ст. 5, относивший к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, который ранее муниципалитеты относили к муниципальному контролю. В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции контроль в сфере торговой деятельности назывался "муниципальный контроль" (ч. 1 ст. 16 - исключена).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"110.020.120 Охрана земель (см. также 200.150.020)
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"110.020.120 Охрана земель (см. также 200.150.020)
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Однако при этом Верховным Судом РФ отмечено, что безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и отсутствие технического проекта разработки месторождения приведут к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче таких ресурсов.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Однако при этом Верховным Судом РФ отмечено, что безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и отсутствие технического проекта разработки месторождения приведут к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче таких ресурсов.
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Вынесение спорного решения судом стало возможным в связи с неправомерным отождествлением права собственности на участок недр и земельный участок, находящийся в собственности публично-правового образования, что повлекло за собой искаженное толкование норм действующего законодательства о недропользовании. Оптимизация затрат на приобретение ОПИ, необходимых для осуществления строительных работ, а также минимизация вложений финансовых средств при их добыче и использовании соответствуют коммерческому характеру деятельности анализируемых субъектов, что неминуемо отражается на отношениях по недропользованию. Так, по итогам круглого стола, организованного Советом Федерации Федерального Собрания РФ, отмечается, что "зачастую после окончания строительства линейных объектов (в частности, автодорог) недобросовестные организации уклоняются от проведения работ по рекультивации отработанных участков недр" <7>. Это влечет за собой причинение вреда окружающей природной среде, невозможность использовать земельный участок по первоначальному назначению, а также нарушает требования законодательства о недропользовании в части рационального использования и охраны недр. Как справедливо отмечено Верховным Судом РФ, добыча и использование ОПИ для строительства и поддержания состояния имеющихся дорог без лицензии на пользование недрами, согласованного в установленном порядке технического проекта и иной проектной документации, не отвечают требованиям по рациональному использованию недр, что приводит к отсутствию обязательств по рекультивации участков и консервации или ликвидации горных выработок, а также к невозможности осуществления контроля и надзора за использованием и охраной недр <8>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Вынесение спорного решения судом стало возможным в связи с неправомерным отождествлением права собственности на участок недр и земельный участок, находящийся в собственности публично-правового образования, что повлекло за собой искаженное толкование норм действующего законодательства о недропользовании. Оптимизация затрат на приобретение ОПИ, необходимых для осуществления строительных работ, а также минимизация вложений финансовых средств при их добыче и использовании соответствуют коммерческому характеру деятельности анализируемых субъектов, что неминуемо отражается на отношениях по недропользованию. Так, по итогам круглого стола, организованного Советом Федерации Федерального Собрания РФ, отмечается, что "зачастую после окончания строительства линейных объектов (в частности, автодорог) недобросовестные организации уклоняются от проведения работ по рекультивации отработанных участков недр" <7>. Это влечет за собой причинение вреда окружающей природной среде, невозможность использовать земельный участок по первоначальному назначению, а также нарушает требования законодательства о недропользовании в части рационального использования и охраны недр. Как справедливо отмечено Верховным Судом РФ, добыча и использование ОПИ для строительства и поддержания состояния имеющихся дорог без лицензии на пользование недрами, согласованного в установленном порядке технического проекта и иной проектной документации, не отвечают требованиям по рациональному использованию недр, что приводит к отсутствию обязательств по рекультивации участков и консервации или ликвидации горных выработок, а также к невозможности осуществления контроля и надзора за использованием и охраной недр <8>.
Статья: Правовые коллизии фрагментарного природопользования: судебная практика
(Шуплецова Ю.И., Овсянников Н.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)В обоснование своей позиции в ходе судебного разбирательства Минприроды также указало, что безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых приведет к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых. Данный аргумент представляется преувеличенным, так как во всех рассматриваемых делах, в том числе и в этом, лицо, которое хотело воспользоваться правом использования общераспространенных полезных ископаемых согласно статье 19 Закона о недрах, подавало соответствующее заявление в уполномоченный орган, который в дальнейшем мог провести контрольные (надзорные) мероприятия.
(Шуплецова Ю.И., Овсянников Н.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)В обоснование своей позиции в ходе судебного разбирательства Минприроды также указало, что безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых приведет к невозможности осуществлять контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых. Данный аргумент представляется преувеличенным, так как во всех рассматриваемых делах, в том числе и в этом, лицо, которое хотело воспользоваться правом использования общераспространенных полезных ископаемых согласно статье 19 Закона о недрах, подавало соответствующее заявление в уполномоченный орган, который в дальнейшем мог провести контрольные (надзорные) мероприятия.