Контроль за исполнением бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за исполнением бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)"...суды пришли к обоснованному выводу о том, что органы внутреннего государственного финансового контроля не осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения, а осуществляют в рамках исполнения бюджета субъекта Российской Федерации контроль за использованием межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...суды пришли к обоснованному выводу о том, что органы внутреннего государственного финансового контроля не осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения, а осуществляют в рамках исполнения бюджета субъекта Российской Федерации контроль за использованием межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контроль инвестированного капитала владельцами бизнеса: организационные аспекты
(Алексеев Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)На оперативном уровне осуществляется текущий мониторинг эффективности вложений, контроль исполнения бюджетов и планов, анализ отклонений по ключевым показателям эффективности и обеспечение своевременного реагирования на возникающие проблемы.
(Алексеев Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)На оперативном уровне осуществляется текущий мониторинг эффективности вложений, контроль исполнения бюджетов и планов, анализ отклонений по ключевым показателям эффективности и обеспечение своевременного реагирования на возникающие проблемы.
Статья: Понятие и сущность муниципальных процедур
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)В данном Положении предусмотрены такие процедуры предварительного контроля проекта бюджета путем проверки содержащихся в нем финансовых показателей, а также процедура текущего контроля исполнения бюджета. Она осуществляется при проверке полученной от финансового управления городской администрации оперативной информации по этому вопросу. Городская Дума осуществляет и процедуры последующего контроля, проводимого в ходе рассмотрения, утверждения (отклонения) отчета об исполнении городского бюджета и оценки результатов деятельности органов, исполняющих бюджет города Скопина.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)В данном Положении предусмотрены такие процедуры предварительного контроля проекта бюджета путем проверки содержащихся в нем финансовых показателей, а также процедура текущего контроля исполнения бюджета. Она осуществляется при проверке полученной от финансового управления городской администрации оперативной информации по этому вопросу. Городская Дума осуществляет и процедуры последующего контроля, проводимого в ходе рассмотрения, утверждения (отклонения) отчета об исполнении городского бюджета и оценки результатов деятельности органов, исполняющих бюджет города Скопина.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Статья 20. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"Статья 20. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 150. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов
(ред. от 31.07.2025)Статья 150. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, в совокупности технологии RegTech и SupTech направлены на обеспечение предварительного и текущего контроля за деятельностью объектов, предупреждения нарушения нормативных требований, пресечение на максимально ранней стадии неправомерного поведения, защиту прав потребителей финансовых и банковских услуг. Использование данных технологий возможно и для осуществления финансового контроля в более широком смысле, в том числе и в рамках исполнения бюджета, налогового контроля, а также контроля со стороны общества.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, в совокупности технологии RegTech и SupTech направлены на обеспечение предварительного и текущего контроля за деятельностью объектов, предупреждения нарушения нормативных требований, пресечение на максимально ранней стадии неправомерного поведения, защиту прав потребителей финансовых и банковских услуг. Использование данных технологий возможно и для осуществления финансового контроля в более широком смысле, в том числе и в рамках исполнения бюджета, налогового контроля, а также контроля со стороны общества.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) по контролю за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) по контролю за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 устанавливал следующие основные направления государственного финансового контроля: исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организация денежного обращения; использование кредитных ресурсов; состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ <1>. Однако с 25.10.2018 данный Указ утратил силу (на основании Указа Президента РФ от 25.10.2018 N 610 <2>), и в настоящее время ни один нормативный акт не содержит полный перечень направлений, относящихся к государственному финансовому контролю.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 устанавливал следующие основные направления государственного финансового контроля: исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организация денежного обращения; использование кредитных ресурсов; состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ <1>. Однако с 25.10.2018 данный Указ утратил силу (на основании Указа Президента РФ от 25.10.2018 N 610 <2>), и в настоящее время ни один нормативный акт не содержит полный перечень направлений, относящихся к государственному финансовому контролю.
Статья: Развитие конституционных положений современными институтами административного права для противодействия санкциям
(Ступаков В.И., Петрова Г.В., Толпекин К.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Конституцией РФ в п. "в.1" - "в.2" ч. 1 ст. 114 с поправками от 1 июля 2020 г. предусмотрена бюджетная обеспеченность социально-экономического развития при усилении разных форм контроля за расходованием бюджетов в период санкционного давления Запада. Конституционный Суд РФ реализует конституционный контроль за защитой прав граждан на социальное обеспечение и др. Федеральное Собрание РФ проводит парламентский контроль бюджетной политики и др. Счетная палата РФ отвечает за государственный финансовый контроль исполнения бюджетов. Верховный Суд РФ осуществляет судебный контроль за правомерностью расходной части бюджетов согласно бюджетному законодательству посредством обобщения судебной практики применения бюджетно-правовых норм, например связанных с наложением судами взысканий на бюджетные средства <15>. Конституционные цели контроля конкретизируются административно-правовыми, контрольно-надзорными и процессуальными институтами и имеют следующие тенденции развития.
(Ступаков В.И., Петрова Г.В., Толпекин К.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Конституцией РФ в п. "в.1" - "в.2" ч. 1 ст. 114 с поправками от 1 июля 2020 г. предусмотрена бюджетная обеспеченность социально-экономического развития при усилении разных форм контроля за расходованием бюджетов в период санкционного давления Запада. Конституционный Суд РФ реализует конституционный контроль за защитой прав граждан на социальное обеспечение и др. Федеральное Собрание РФ проводит парламентский контроль бюджетной политики и др. Счетная палата РФ отвечает за государственный финансовый контроль исполнения бюджетов. Верховный Суд РФ осуществляет судебный контроль за правомерностью расходной части бюджетов согласно бюджетному законодательству посредством обобщения судебной практики применения бюджетно-правовых норм, например связанных с наложением судами взысканий на бюджетные средства <15>. Конституционные цели контроля конкретизируются административно-правовыми, контрольно-надзорными и процессуальными институтами и имеют следующие тенденции развития.
Статья: Система органов бюджетного администрирования, пределы их компетенции
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Законодательством города Москвы <29> предусмотрены бюджетные полномочия Московской городской Думы, которая реализует свои функции в сфере бюджетного администрирования путем рассмотрения и принятия законов города Москвы об установлении расходных обязательств города Москвы, о бюджете города и его исполнении, о введении на территории города Москвы региональных и местных налогов и сборов, других законов города Москвы, регулирующих бюджетные правоотношения. Кроме этого, как высший региональный законодательный орган осуществляет контроль исполнения бюджета города и бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, а также реализует иные полномочия, установленные как федеральным, так и региональным бюджетным законодательством.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Законодательством города Москвы <29> предусмотрены бюджетные полномочия Московской городской Думы, которая реализует свои функции в сфере бюджетного администрирования путем рассмотрения и принятия законов города Москвы об установлении расходных обязательств города Москвы, о бюджете города и его исполнении, о введении на территории города Москвы региональных и местных налогов и сборов, других законов города Москвы, регулирующих бюджетные правоотношения. Кроме этого, как высший региональный законодательный орган осуществляет контроль исполнения бюджета города и бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, а также реализует иные полномочия, установленные как федеральным, так и региональным бюджетным законодательством.
Статья: Управленческий учет и отчетность как инструмент повышения эффективности функционирования образовательных организаций
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Кроме того, образовательная организация получит реальную систему управленческого контроля за исполнением бюджета как формы управления финансовыми ресурсами образовательного учреждения.
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Кроме того, образовательная организация получит реальную систему управленческого контроля за исполнением бюджета как формы управления финансовыми ресурсами образовательного учреждения.
Статья: Направления совершенствования системы учета в государственном секторе Сирийской Арабской Республики
(Алеткин П.А., Меме Х.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Классификация по видам расходов. Ее можно определить как классификацию, показывающую распределение расходов государственного учреждения по видам основных текущих и капитальных расходов. Классификация расходов качественно помогает в процессе подготовки, исполнения и контроля общего бюджета государства. Государственное учреждение не может превышать распределение расходов, выделяемых по ведомствам, отраслям и разделам общего бюджета государства.
(Алеткин П.А., Меме Х.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)Классификация по видам расходов. Ее можно определить как классификацию, показывающую распределение расходов государственного учреждения по видам основных текущих и капитальных расходов. Классификация расходов качественно помогает в процессе подготовки, исполнения и контроля общего бюджета государства. Государственное учреждение не может превышать распределение расходов, выделяемых по ведомствам, отраслям и разделам общего бюджета государства.
Статья: Муниципальная функция: понятие и содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление муниципального финансового контроля, в том числе контроля за исполнением бюджета муниципального образования, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление муниципального финансового контроля, в том числе контроля за исполнением бюджета муниципального образования, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;