Контроль за хозяйственными операциями
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за хозяйственными операциями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, в ходе мероприятий налогового контроля сведения о контрагентах, которые фактически осуществили соответствующие хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, установлены не были. Аналогичным образом налогоплательщик не представил документы, свидетельствующие о приобретении спорных ТМЦ у реальных поставщиков, в том числе у изготовителей, и раскрывающие конкретные параметры совершенных с ними операций.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, в ходе мероприятий налогового контроля сведения о контрагентах, которые фактически осуществили соответствующие хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, установлены не были. Аналогичным образом налогоплательщик не представил документы, свидетельствующие о приобретении спорных ТМЦ у реальных поставщиков, в том числе у изготовителей, и раскрывающие конкретные параметры совершенных с ними операций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)1.4.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)1.4.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2014 N 213-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)"Статья 15.39. Нарушение требований законодательства Российской Федерации в части обязательного контроля операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации
(ред. от 23.05.2025)
"Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)"Статья 15.39. Нарушение требований законодательства Российской Федерации в части обязательного контроля операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации
"План деятельности Федерального казначейства на 2025 год и плановый период 2026 - 2030 годов"
(утв. Минфином России)Цель 8. Осуществление функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, проведению ежегодных проверок годовых отчетов, внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
(утв. Минфином России)Цель 8. Осуществление функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, проведению ежегодных проверок годовых отчетов, внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Цифровой след оставляет каждый объект контроля в связи с осуществлением отдельных операций, например, осуществлением расчетов, участием в государственных закупках, при получении субсидированных кредитов, уплате налогов и совершении иных действий, которые отражаются в виртуальном пространстве. Выделяют два вида цифрового следа: активный и пассивный. Е.Е. Кирсанова указывает, что "активный цифровой след формируется самим пользователем... пассивный цифровой след образуют данные, которые оставляют ненамеренно или вследствие работы соответствующего программного обеспечения" <1>, в связи с чем она определяет цифровой след как "информацию об активности пользователя в виртуальном пространстве" <2>. Аккумулирование информации о цифровых следах позволяет сформировать понимание обычной хозяйственной деятельности, типичных операций объектов контроля, что является значимым при реализации контрольных мероприятий в сфере противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, налогового контроля.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Цифровой след оставляет каждый объект контроля в связи с осуществлением отдельных операций, например, осуществлением расчетов, участием в государственных закупках, при получении субсидированных кредитов, уплате налогов и совершении иных действий, которые отражаются в виртуальном пространстве. Выделяют два вида цифрового следа: активный и пассивный. Е.Е. Кирсанова указывает, что "активный цифровой след формируется самим пользователем... пассивный цифровой след образуют данные, которые оставляют ненамеренно или вследствие работы соответствующего программного обеспечения" <1>, в связи с чем она определяет цифровой след как "информацию об активности пользователя в виртуальном пространстве" <2>. Аккумулирование информации о цифровых следах позволяет сформировать понимание обычной хозяйственной деятельности, типичных операций объектов контроля, что является значимым при реализации контрольных мероприятий в сфере противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, налогового контроля.
Статья: Антикоррупционный комплаенс как инструмент профилактики правовых рисков и эффективной защиты имущественных прав компаний
(Таут С.В., Овечкина М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 3)Надо отметить, что комплексное полноценное построение в компании системы по противодействию коррупции входит в функционал профессиональных комплаенс-специалистов. Именно специалист по комплаенсу, будь то специально нанятый сотрудник компании или внешний консультант, обладая необходимыми знаниями и опытом, поможет проанализировать и оценить возможные коррупционные риски в деятельности организации, разработать и утвердить необходимые антикоррупционные политики в соответствии с лучшими отечественными и международными практиками, довести антикоррупционные правила до сведения работников, осуществлять последующий комплаенс-контроль хозяйственных и иных операций в организации. Все это позволит выстроить предсказуемый, стабильный и безопасный для сотрудников и бенефициаров социально ответственный бизнес.
(Таут С.В., Овечкина М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 3)Надо отметить, что комплексное полноценное построение в компании системы по противодействию коррупции входит в функционал профессиональных комплаенс-специалистов. Именно специалист по комплаенсу, будь то специально нанятый сотрудник компании или внешний консультант, обладая необходимыми знаниями и опытом, поможет проанализировать и оценить возможные коррупционные риски в деятельности организации, разработать и утвердить необходимые антикоррупционные политики в соответствии с лучшими отечественными и международными практиками, довести антикоррупционные правила до сведения работников, осуществлять последующий комплаенс-контроль хозяйственных и иных операций в организации. Все это позволит выстроить предсказуемый, стабильный и безопасный для сотрудников и бенефициаров социально ответственный бизнес.
Готовое решение: Как при УСН сформировать учетную политику
(КонсультантПлюс, 2025)порядок контроля проведения хозяйственных операций.
(КонсультантПлюс, 2025)порядок контроля проведения хозяйственных операций.
Готовое решение: Что нужно знать о незаконном возмещении НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Для определения размера возмещения НДС будут использоваться документы лица, которое фактически исполнило обязательство: договоры, первичные документы, счета-фактуры, платежные поручения и т.п. При этом именно налогоплательщик должен представить сведения и документы, которые позволят определить реального исполнителя и действительные параметры хозяйственной операции. С учетом этих данных, а также сведений, полученных при проведении налогового контроля, инспекция определит размер вычетов и возмещения по НДС. Если налогоплательщик не представит указанные сведения, то применить вычеты НДС не сможет, что приведет к утрате (уменьшению) права на возмещение налога (п. п. 10, 11 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).
(КонсультантПлюс, 2025)Для определения размера возмещения НДС будут использоваться документы лица, которое фактически исполнило обязательство: договоры, первичные документы, счета-фактуры, платежные поручения и т.п. При этом именно налогоплательщик должен представить сведения и документы, которые позволят определить реального исполнителя и действительные параметры хозяйственной операции. С учетом этих данных, а также сведений, полученных при проведении налогового контроля, инспекция определит размер вычетов и возмещения по НДС. Если налогоплательщик не представит указанные сведения, то применить вычеты НДС не сможет, что приведет к утрате (уменьшению) права на возмещение налога (п. п. 10, 11 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).
Готовое решение: Как управляют госкорпорациями и контролируют их
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Федеральное казначейство в установленном порядке осуществляет контроль (анализ) финансовых и хозяйственных операций госкорпораций (п. 3 ст. 166.1 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, Федеральное казначейство в установленном порядке осуществляет контроль (анализ) финансовых и хозяйственных операций госкорпораций (п. 3 ст. 166.1 БК РФ).
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)1.4.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)1.4.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями
Статья: Интерес бенефициара как источник внутригруппового интереса
(Кантор Н.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)Как мы видим, должный налоговый контроль за внутригрупповыми операциями коррелирует с банкротными правилами. Проблемы, выявленные в рамках регулярного налогового контроля хозяйственных операций, могут помочь обнаружить и причину несостоятельности.
(Кантор Н.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)Как мы видим, должный налоговый контроль за внутригрупповыми операциями коррелирует с банкротными правилами. Проблемы, выявленные в рамках регулярного налогового контроля хозяйственных операций, могут помочь обнаружить и причину несостоятельности.
Статья: Номинальный счет: некоторые вопросы регулирования, теории и практики
(Архипова О.С.)
("Закон", 2024, N 9)3) права на средства на счете, который является бухгалтерской записью банка, по общему правилу определяются принадлежностью счета. В случае открытия номинального счета принадлежность средств также промаркирована: в записи указано, кто выгодоприобретатель, а кто - поверенный, который действует в интересах выгодоприобретателя и вправе распоряжаться остатком. При этом маркировка правоотношений по номинальному счету означает не столько очевидность для каждого участника оборота ролей бенефициара и владельца (для третьих лиц информация о категории счета обычно доступна при получении расшифровки по счету, однако в некоторых случаях, например при открытии номинального счета опекуна и попечителя, статус отношений известен любому третьему лицу <6>), сколько отражение статуса экономического распределения активов. Проиллюстрируем данное утверждение путем обращения к бухгалтерскому учету, целью которого является фиксация информации для внутренних и внешних пользователей. Так, объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются в том числе активы <7>. Как указано в п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России <8> (далее - Концепция), активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. На основании изложенного и в силу контроля над активом со стороны бенефициара в бухгалтерском учете денежные средства учитываются им на балансе в собственных активах. Тогда как владелец номинального счета может зафиксировать их только на забалансовых счетах, поскольку забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями <9>;
(Архипова О.С.)
("Закон", 2024, N 9)3) права на средства на счете, который является бухгалтерской записью банка, по общему правилу определяются принадлежностью счета. В случае открытия номинального счета принадлежность средств также промаркирована: в записи указано, кто выгодоприобретатель, а кто - поверенный, который действует в интересах выгодоприобретателя и вправе распоряжаться остатком. При этом маркировка правоотношений по номинальному счету означает не столько очевидность для каждого участника оборота ролей бенефициара и владельца (для третьих лиц информация о категории счета обычно доступна при получении расшифровки по счету, однако в некоторых случаях, например при открытии номинального счета опекуна и попечителя, статус отношений известен любому третьему лицу <6>), сколько отражение статуса экономического распределения активов. Проиллюстрируем данное утверждение путем обращения к бухгалтерскому учету, целью которого является фиксация информации для внутренних и внешних пользователей. Так, объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются в том числе активы <7>. Как указано в п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России <8> (далее - Концепция), активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. На основании изложенного и в силу контроля над активом со стороны бенефициара в бухгалтерском учете денежные средства учитываются им на балансе в собственных активах. Тогда как владелец номинального счета может зафиксировать их только на забалансовых счетах, поскольку забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями <9>;
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)1.4.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)1.4.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями