Контроль за деятельностью арбитражных управляющих
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за деятельностью арбитражных управляющих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 143 "Контроль за деятельностью конкурсного управляющего" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Учитывая, что статьей 143 Закона о банкротстве предусмотрена единственная форма контроля кредиторами за деятельностью арбитражного управляющего - представление отчета и подтверждающих документов, установлены обстоятельства нарушения управляющим требований правил подготовки отчетов, что повлекло нарушение прав кредитора на своевременное получение полной и достоверной информации о расходах на проведение процедуры банкротства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта нарушения прав кредитора на получение своевременной и полной информации о деятельности управляющего, что препятствует осуществлению оперативного контроля за расходованием средств должника.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФ"Исходя из положений пункта 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктов 1, 5.1.9, 5.5 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457, пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 года N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2017 года N 478, протокол об административном правонарушении от 20.06.2023 составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная практика разрешения споров, связанных с деятельностью арбитражных управляющих
(Шумилова Л.Ф., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)Если рассуждать о способах решения обозначенной проблемы, то наиболее реалистичным путем нам видится создание на базе существующих СРО соответствующей федеральной службы. Создание такой службы позволило бы еще эффективнее контролировать деятельность арбитражных управляющих, вовлечь часть из них на постоянную государственную гражданскую службу и использовать данный ресурс для назначения в делах о банкротстве граждан.
(Шумилова Л.Ф., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)Если рассуждать о способах решения обозначенной проблемы, то наиболее реалистичным путем нам видится создание на базе существующих СРО соответствующей федеральной службы. Создание такой службы позволило бы еще эффективнее контролировать деятельность арбитражных управляющих, вовлечь часть из них на постоянную государственную гражданскую службу и использовать данный ресурс для назначения в делах о банкротстве граждан.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<3> Попондопуло В.Ф. Контроль деятельности арбитражных управляющих саморегулируемой организацией и регулирующим органом. М., 2004.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<3> Попондопуло В.Ф. Контроль деятельности арбитражных управляющих саморегулируемой организацией и регулирующим органом. М., 2004.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.86. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.86. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
Статья: Конкурсный контроль как правовая категория института несостоятельности (банкротства)
(Болтовский В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)При этом конкурсный контроль не имеет статичного состояния, изменчивость конкурсного контроля находится в прямой зависимости от степени конкуренции среди субъектов конкурсного контроля. Состояние конкуренции за первенство конкурсного контроля наиболее ярким образом проявляется среди конкурсных кредиторов в условиях недостаточности имущества должника. Конкурсный кредитор, нацеленный получить наибольшее удовлетворение своих требований за счет имущества должника, прежде всего заинтересован в максимальном пополнении конкурсной массы и уменьшении требований иных кредиторов. Для этих целей законодатель наделяет конкурсных кредиторов как субъектов конкурсного контроля правами на оспаривание оснований возникновения требований иных кредиторов (в том числе ранее вынесенных судебных актов о взыскании, в экстраординарном порядке обжалования <13>), возражение о сумме чрезмерно начисленных процентов и их снижении, заявление о субординации требований, установление обстоятельств создания подконтрольной задолженности, исключение требований уже включенных кредиторов, контроль за деятельностью арбитражного управляющего, отслеживание актуальности (в т.ч. погашения) требований, включенных в реестр требований кредиторов должника и возникших из солидарных обязательств с иными должниками, и иные способы устранения конкурирующих требований кредиторов должника.
(Болтовский В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)При этом конкурсный контроль не имеет статичного состояния, изменчивость конкурсного контроля находится в прямой зависимости от степени конкуренции среди субъектов конкурсного контроля. Состояние конкуренции за первенство конкурсного контроля наиболее ярким образом проявляется среди конкурсных кредиторов в условиях недостаточности имущества должника. Конкурсный кредитор, нацеленный получить наибольшее удовлетворение своих требований за счет имущества должника, прежде всего заинтересован в максимальном пополнении конкурсной массы и уменьшении требований иных кредиторов. Для этих целей законодатель наделяет конкурсных кредиторов как субъектов конкурсного контроля правами на оспаривание оснований возникновения требований иных кредиторов (в том числе ранее вынесенных судебных актов о взыскании, в экстраординарном порядке обжалования <13>), возражение о сумме чрезмерно начисленных процентов и их снижении, заявление о субординации требований, установление обстоятельств создания подконтрольной задолженности, исключение требований уже включенных кредиторов, контроль за деятельностью арбитражного управляющего, отслеживание актуальности (в т.ч. погашения) требований, включенных в реестр требований кредиторов должника и возникших из солидарных обязательств с иными должниками, и иные способы устранения конкурирующих требований кредиторов должника.
Статья: К вопросу о позиции кредитной организации в деле о банкротстве заемщика
(Иванов А.А., Коршунов П.Н.)
("Банковское право", 2021, N 4)При рассмотрении дел о банкротстве арбитражным судом одно из ключевых значений придается позиции кредитора, поскольку именно решения собраний кредиторов призваны определять судьбу должника. Собственно, и качество контроля за деятельностью арбитражного управляющего зависит от позиции кредиторов, особенно тех, кто получил большинство голосов для принятия решений. Изучая конкурсный процесс, невозможно не затрагивать тему мотивов и логических предпосылок поведения кредиторов в рамках процесса и вне его. Авторы настоящей статьи анализируют те принципы и мотивы позиции кредитных организаций при банкротстве, которые чаще всего приводят должников в конкурсное производство.
(Иванов А.А., Коршунов П.Н.)
("Банковское право", 2021, N 4)При рассмотрении дел о банкротстве арбитражным судом одно из ключевых значений придается позиции кредитора, поскольку именно решения собраний кредиторов призваны определять судьбу должника. Собственно, и качество контроля за деятельностью арбитражного управляющего зависит от позиции кредиторов, особенно тех, кто получил большинство голосов для принятия решений. Изучая конкурсный процесс, невозможно не затрагивать тему мотивов и логических предпосылок поведения кредиторов в рамках процесса и вне его. Авторы настоящей статьи анализируют те принципы и мотивы позиции кредитных организаций при банкротстве, которые чаще всего приводят должников в конкурсное производство.
Статья: Особенности оплаты труда представителя работников должника в деле о банкротстве организации
(Иванов А.А., Коршунов П.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)Участие представителя работников должника в собрании кредиторов, хоть и без права голоса, предоставляет возможность работникам оперативно получать достоверную информацию о проведении процедуры банкротства и через своего представителя доводить до конкурсных кредиторов и арбитражного управляющего собственную позицию относительно тех или иных вопросов в процедуре банкротства, затрагивающих интересы, а также осуществлять контроль за деятельностью арбитражного управляющего (ст. 143 Федерального закона N 127-ФЗ).
(Иванов А.А., Коршунов П.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)Участие представителя работников должника в собрании кредиторов, хоть и без права голоса, предоставляет возможность работникам оперативно получать достоверную информацию о проведении процедуры банкротства и через своего представителя доводить до конкурсных кредиторов и арбитражного управляющего собственную позицию относительно тех или иных вопросов в процедуре банкротства, затрагивающих интересы, а также осуществлять контроль за деятельностью арбитражного управляющего (ст. 143 Федерального закона N 127-ФЗ).
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В научной литературе выделяются различные типы делегирования, в том числе и публично-правовых функций. Делегирование возможно классифицировать на основании критерия сферы правового регулирования (в публичном (например, делегирование полномочий органам местного самоуправления в конституционном праве) и частном праве (например, доверенность в гражданском праве)). Применительно к сфере банкротства можно привести делегирование принятия решений собранию кредиторов со стороны всех кредиторов как элемент частноправового аспекта и делегирование государством саморегулируемым организациям контроля за деятельностью арбитражных управляющих как альтернативы полномочиям лицензирующих органов как проявление публично-правового аспекта. В качестве критерия обозначим юридический факт возникновения делегирования (на основе нормативного правового акта или индивидуального правового акта, соглашения, одностороннего акта). Так, применительно к сфере банкротства саморегулируемые организации действуют на основании закона, внешний управляющий представляет интересы должника по решению суда. Возможно делегирование классифицировать по субъектам (частные субъекты (коммерческие организации в концессионных соглашениях, некоммерческие организации в саморегулировании), государственные органы власти, местные органы власти, государственные юридические лица или лица публичного права), по характеру передаваемых правомочий (единичное и комплексное), по сроку действия (разовое, длящееся и бессрочное), по характеру воздействия (добровольное и принудительное (обязательное)), по степени реализации (реализованное, частично реализованное, нереализованное), по порядку возникновения (первичное, субделегирование) <327>. Представляется, например, что действия арбитражных управляющих осуществляются на основании первичного делегирования, имеющего длящийся характер, данное делегирование является комплексным, осуществляется в процессе несостоятельности (банкротства) в принудительном (обязательном) порядке.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В научной литературе выделяются различные типы делегирования, в том числе и публично-правовых функций. Делегирование возможно классифицировать на основании критерия сферы правового регулирования (в публичном (например, делегирование полномочий органам местного самоуправления в конституционном праве) и частном праве (например, доверенность в гражданском праве)). Применительно к сфере банкротства можно привести делегирование принятия решений собранию кредиторов со стороны всех кредиторов как элемент частноправового аспекта и делегирование государством саморегулируемым организациям контроля за деятельностью арбитражных управляющих как альтернативы полномочиям лицензирующих органов как проявление публично-правового аспекта. В качестве критерия обозначим юридический факт возникновения делегирования (на основе нормативного правового акта или индивидуального правового акта, соглашения, одностороннего акта). Так, применительно к сфере банкротства саморегулируемые организации действуют на основании закона, внешний управляющий представляет интересы должника по решению суда. Возможно делегирование классифицировать по субъектам (частные субъекты (коммерческие организации в концессионных соглашениях, некоммерческие организации в саморегулировании), государственные органы власти, местные органы власти, государственные юридические лица или лица публичного права), по характеру передаваемых правомочий (единичное и комплексное), по сроку действия (разовое, длящееся и бессрочное), по характеру воздействия (добровольное и принудительное (обязательное)), по степени реализации (реализованное, частично реализованное, нереализованное), по порядку возникновения (первичное, субделегирование) <327>. Представляется, например, что действия арбитражных управляющих осуществляются на основании первичного делегирования, имеющего длящийся характер, данное делегирование является комплексным, осуществляется в процессе несостоятельности (банкротства) в принудительном (обязательном) порядке.
Готовое решение: Как обжаловать действия (бездействие) Росреестра (его территориального органа)
(КонсультантПлюс, 2025)федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО арбитражных управляющих (п. 5.1.9 Положения о Росреестре);
(КонсультантПлюс, 2025)федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО арбитражных управляющих (п. 5.1.9 Положения о Росреестре);
Статья: Ограничение прав аффилированных кредиторов на выбор кандидатуры арбитражного управляющего и механизм обеспечения подлинной независимости арбитражного управляющего в делах о несостоятельности (банкротстве)
(Воронов Ф.А.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)Как показывает практика, контроль за деятельностью арбитражного управляющего со стороны группы кредиторов или отдельно взятого кредитора также может причинить существенный вред как остальным кредиторам, так и должнику. Прекрасным примером указанной ситуации может служить недавно рассмотренное Верховным Судом РФ дело общества "ВЛПК" <8>, где рассматривался вопрос о совместном причинении вреда должнику и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, группой кредиторов и подконтрольным ей арбитражным управляющим.
(Воронов Ф.А.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)Как показывает практика, контроль за деятельностью арбитражного управляющего со стороны группы кредиторов или отдельно взятого кредитора также может причинить существенный вред как остальным кредиторам, так и должнику. Прекрасным примером указанной ситуации может служить недавно рассмотренное Верховным Судом РФ дело общества "ВЛПК" <8>, где рассматривался вопрос о совместном причинении вреда должнику и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, группой кредиторов и подконтрольным ей арбитражным управляющим.
Статья: О некоторых особенностях рассмотрения споров о взыскании убытков с арбитражного управляющего в деле о банкротстве
(Золин И.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 3)С нашей точки зрения, в условиях сложившейся судебной практики необходимость предварительного обжалования отсутствует в обоих случаях. Создание препятствий для заинтересованных лиц к взысканию убытков в отсутствие судебных актов об обжаловании действий (бездействия) управляющего в рамках процедуры и одновременное устранение таких препятствий для случаев, когда процедура завершена, представляются необоснованными. Вместе с тем возможен и иной подход. В отношении исков о взыскании убытков судебное обжалование выступает своеобразным фильтром, позволяющим отсеивать необоснованные требования. Процедура несостоятельности требует от кредиторов активных действий, предоставляя им обширные полномочия по осуществлению контроля за деятельностью арбитражного управляющего. Установление обязательного предварительного обжалования позволило бы стимулировать кредиторов к быстрому реагированию на существенные нарушения. Впрочем, данный вопрос требует самостоятельного исследования.
(Золин И.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 3)С нашей точки зрения, в условиях сложившейся судебной практики необходимость предварительного обжалования отсутствует в обоих случаях. Создание препятствий для заинтересованных лиц к взысканию убытков в отсутствие судебных актов об обжаловании действий (бездействия) управляющего в рамках процедуры и одновременное устранение таких препятствий для случаев, когда процедура завершена, представляются необоснованными. Вместе с тем возможен и иной подход. В отношении исков о взыскании убытков судебное обжалование выступает своеобразным фильтром, позволяющим отсеивать необоснованные требования. Процедура несостоятельности требует от кредиторов активных действий, предоставляя им обширные полномочия по осуществлению контроля за деятельностью арбитражного управляющего. Установление обязательного предварительного обжалования позволило бы стимулировать кредиторов к быстрому реагированию на существенные нарушения. Впрочем, данный вопрос требует самостоятельного исследования.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Одной из основных задач введения института саморегулирования в сфере арбитражного управления является повышение эффективности контроля за деятельностью арбитражных управляющих. Функции контроля за деятельностью арбитражных управляющих переданы от государства в лице ФСФО саморегулируемым организациям арбитражных управляющих. Закон о банкротстве наделил СРО правом применять в отношении своих членов меры дисциплинарной ответственности вплоть до исключения из числа членов СРО, а также заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении своих членов от участия в процедурах банкротства в качестве арбитражных управляющих. Способами обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих являются страхование и формирование компенсационного фонда.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Одной из основных задач введения института саморегулирования в сфере арбитражного управления является повышение эффективности контроля за деятельностью арбитражных управляющих. Функции контроля за деятельностью арбитражных управляющих переданы от государства в лице ФСФО саморегулируемым организациям арбитражных управляющих. Закон о банкротстве наделил СРО правом применять в отношении своих членов меры дисциплинарной ответственности вплоть до исключения из числа членов СРО, а также заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении своих членов от участия в процедурах банкротства в качестве арбитражных управляющих. Способами обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих являются страхование и формирование компенсационного фонда.
Статья: ФНС РФ информирует
("Арбитражный управляющий", 2023, N 4)Соблюдение арбитражными управляющими законодательства о банкротстве в части очередности исполнения обязательств по налогам и сборам и недопущения осуществления убыточной деятельности в банкротстве требует автоматизированного контроля. Выявление нарушений арбитражного управляющего осуществляется в том числе в автоматизированной информационной системе налоговых органов.
("Арбитражный управляющий", 2023, N 4)Соблюдение арбитражными управляющими законодательства о банкротстве в части очередности исполнения обязательств по налогам и сборам и недопущения осуществления убыточной деятельности в банкротстве требует автоматизированного контроля. Выявление нарушений арбитражного управляющего осуществляется в том числе в автоматизированной информационной системе налоговых органов.
Статья: Бездействие арбитражного управляющего в деле о банкротстве управляющей компании (в сфере ЖКХ)
(Кондрашова П.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Статья посвящена проблемным аспектам выявления бездействия арбитражного управляющего должника - управляющей компании (в сфере ЖКХ). Автором приведены практические рекомендации по контролю за деятельностью арбитражного управляющего и недопущению его недобросовестного поведения.
(Кондрашова П.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Статья посвящена проблемным аспектам выявления бездействия арбитражного управляющего должника - управляющей компании (в сфере ЖКХ). Автором приведены практические рекомендации по контролю за деятельностью арбитражного управляющего и недопущению его недобросовестного поведения.