Контроль в сфере закупок осуществляется посредством
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль в сфере закупок осуществляется посредством (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...В пункте 7 Порядка осуществления закупок установлено, что закупки осуществляются посредством: 1) выбора заказчиком коммерческого предложения участника закупки из каталога типовых товаров, работ, услуг электронного магазина; 2) формирования заказчиком извещения и рассмотрения поступивших предложений на участие в закупке участников закупки.
(КонсультантПлюс, 2025)...В пункте 7 Порядка осуществления закупок установлено, что закупки осуществляются посредством: 1) выбора заказчиком коммерческого предложения участника закупки из каталога типовых товаров, работ, услуг электронного магазина; 2) формирования заказчиком извещения и рассмотрения поступивших предложений на участие в закупке участников закупки.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2025 N 01АП-4890/2025 по делу N А79-2563/2025
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак.
Решение: Требование удовлетворено в части.Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что в отношении спорного товара, приобретенного в результате контрольной закупки, ИП Кудряшов Е.А. действительно не является ни производителем, ни продавцом указанного товара. В данном случае ИП Кудряшов Е.А. только предоставил доступ к своему личному кабинету ТК "СДЭК", посредством которого Тимофеевым А.В. была осуществлена отправка спорного товара. Однако, вопреки доводам ответчика, данное обстоятельство не исключает его ответственность за участие в осуществлении перевозки спорного товара.
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак.
Решение: Требование удовлетворено в части.Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что в отношении спорного товара, приобретенного в результате контрольной закупки, ИП Кудряшов Е.А. действительно не является ни производителем, ни продавцом указанного товара. В данном случае ИП Кудряшов Е.А. только предоставил доступ к своему личному кабинету ТК "СДЭК", посредством которого Тимофеевым А.В. была осуществлена отправка спорного товара. Однако, вопреки доводам ответчика, данное обстоятельство не исключает его ответственность за участие в осуществлении перевозки спорного товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественный финансовый контроль публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Вместе с тем ни Законом N 44-ФЗ в целом, ни ст. 102 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено осуществление общественных проверок в сфере закупок. Следовательно, Общественные палаты субъектов РФ, иные субъекты общественного контроля могут осуществлять общественный контроль в сфере закупок исключительно путем независимого мониторинга, а также посредством направления запросов или предложений в адрес заказчика.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Вместе с тем ни Законом N 44-ФЗ в целом, ни ст. 102 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено осуществление общественных проверок в сфере закупок. Следовательно, Общественные палаты субъектов РФ, иные субъекты общественного контроля могут осуществлять общественный контроль в сфере закупок исключительно путем независимого мониторинга, а также посредством направления запросов или предложений в адрес заказчика.
Статья: Независимый мониторинг и общественное обсуждение закупок как основные формы общественного контроля государственных закупок
(Ибрагимов О.А., Клочихин В.А.)
("Юрист", 2021, N 2)Сравнительный анализ понятий "мониторинг закупок" и "независимый мониторинг закупок" указывает на то, что главное их различие - в субъектах осуществления контроля, которое и является критерием разделения контроля закупок на ведомственный и общественный. С другой стороны, законодательное определение мониторинга закупок отражает суть деятельности при проведении независимого мониторинга. В этой связи в Законе о контрактной системе целесообразно во избежание противоречий определений также закрепить и понятие "независимый мониторинг закупок". Предлагается в ст. 102 Закона о контрактной системе использовать понятие "независимый общественный мониторинг" и указать на то, что он является одной из форм общественного контроля: "Независимый общественный мониторинг - форма общественного контроля в сфере государственных закупок, представляющая собой систему наблюдений, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов-графиков".
(Ибрагимов О.А., Клочихин В.А.)
("Юрист", 2021, N 2)Сравнительный анализ понятий "мониторинг закупок" и "независимый мониторинг закупок" указывает на то, что главное их различие - в субъектах осуществления контроля, которое и является критерием разделения контроля закупок на ведомственный и общественный. С другой стороны, законодательное определение мониторинга закупок отражает суть деятельности при проведении независимого мониторинга. В этой связи в Законе о контрактной системе целесообразно во избежание противоречий определений также закрепить и понятие "независимый мониторинг закупок". Предлагается в ст. 102 Закона о контрактной системе использовать понятие "независимый общественный мониторинг" и указать на то, что он является одной из форм общественного контроля: "Независимый общественный мониторинг - форма общественного контроля в сфере государственных закупок, представляющая собой систему наблюдений, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов-графиков".
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что государственный контроль (надзор) может осуществляться в том числе посредством проведения таких контрольных мероприятий, как контрольная закупка и мониторинговая закупка.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что государственный контроль (надзор) может осуществляться в том числе посредством проведения таких контрольных мероприятий, как контрольная закупка и мониторинговая закупка.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В ходе выездных контрольных мероприятий проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля с целью установления обстоятельств, имеющих значение для контроля, а также сбор доказательств. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным документам, документам о планировании и осуществлении закупок и иным документам объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и др. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и других действий по контролю, установленных действующим законодательством РФ. Проведение контрольных действий по фактическому изучению, осуществляемых посредством в том числе осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных замеров, фиксируется соответствующими актами.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В ходе выездных контрольных мероприятий проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля с целью установления обстоятельств, имеющих значение для контроля, а также сбор доказательств. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным документам, документам о планировании и осуществлении закупок и иным документам объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля и др. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и других действий по контролю, установленных действующим законодательством РФ. Проведение контрольных действий по фактическому изучению, осуществляемых посредством в том числе осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных замеров, фиксируется соответствующими актами.
Статья: О принципе единства контрактной системы в сфере закупок
(Гапанович А.В.)
("Гражданское право", 2024, N 4)Сущность принципа единства контрактной системы, согласно ст. 11 Закона о контрактной системе, сводится к тому, что контрактная система основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом о контрактной системе и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
(Гапанович А.В.)
("Гражданское право", 2024, N 4)Сущность принципа единства контрактной системы, согласно ст. 11 Закона о контрактной системе, сводится к тому, что контрактная система основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом о контрактной системе и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Статья: О некоторых вопросах нормативно-правового регулирования общественного контроля государственных закупок в сфере органов внутренних дел
(Буримов Р.Ю., Ибрагимов О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)В условиях становления демократического правового государства Российской Федерации важное значение приобретает нормативное правовое обеспечение функционирования институтов общественного контроля за деятельностью органов власти.
(Буримов Р.Ю., Ибрагимов О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)В условиях становления демократического правового государства Российской Федерации важное значение приобретает нормативное правовое обеспечение функционирования институтов общественного контроля за деятельностью органов власти.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Несмотря на разнообразие состава заказчиков, участников и предмета закупок, контрактная система рассматривается как определенный целостный правовой институт, который основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Помимо принципа единства контрактной системы в Законе 44-ФЗ названы следующие принципы контрактной системы в сфере закупок: открытость и прозрачность, профессионализм заказчика и исполнителя, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, стимулирование инноваций, обеспечение конкурентности, эффективность осуществления закупок.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Несмотря на разнообразие состава заказчиков, участников и предмета закупок, контрактная система рассматривается как определенный целостный правовой институт, который основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Помимо принципа единства контрактной системы в Законе 44-ФЗ названы следующие принципы контрактной системы в сфере закупок: открытость и прозрачность, профессионализм заказчика и исполнителя, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, стимулирование инноваций, обеспечение конкурентности, эффективность осуществления закупок.
Статья: Принципы финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Принцип единства контрактной системы в сфере закупок означает, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок <15>. Следовательно, контроль в сфере закупок рассматривается в качестве необходимого элемента для достижения государственных и муниципальных нужд.
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Принцип единства контрактной системы в сфере закупок означает, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок <15>. Следовательно, контроль в сфере закупок рассматривается в качестве необходимого элемента для достижения государственных и муниципальных нужд.
Статья: Перспективы развития государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)1) разграничения полномочий органов внутреннего ГФК и органов внешнего ГФК как между собой, так и с другими государственными органами, так или иначе осуществляющими контроль за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок, в том числе посредством введения в БК РФ нормы о взаимном признании результатов контрольно-надзорных мероприятий;
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 2)1) разграничения полномочий органов внутреннего ГФК и органов внешнего ГФК как между собой, так и с другими государственными органами, так или иначе осуществляющими контроль за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок, в том числе посредством введения в БК РФ нормы о взаимном признании результатов контрольно-надзорных мероприятий;
Статья: Особенности правового регулирования государственного заказа в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)
(Щербаков В.А.)
("Юрист", 2024, N 7)Как и в России, армянский законодатель предусмотрел требование об организации проведения закупок с участием особых уполномоченных лиц - специальных координаторов. Координаторами закупок (так они названы в законе Армении) могут быть как отдельные сотрудники или подразделения заказчика, так и приглашенное заказчиком лицо (лица) - консультант (консультанты). В отличие от российского аналога, а именно контрактных управляющих либо работников контрактной службы, координатор закупок по закону Армении должен быть в специальном списке квалифицированных координаторов закупок. Таким образом, в Армении предусмотрен государственный контроль уровня квалификации координаторов закупок.
(Щербаков В.А.)
("Юрист", 2024, N 7)Как и в России, армянский законодатель предусмотрел требование об организации проведения закупок с участием особых уполномоченных лиц - специальных координаторов. Координаторами закупок (так они названы в законе Армении) могут быть как отдельные сотрудники или подразделения заказчика, так и приглашенное заказчиком лицо (лица) - консультант (консультанты). В отличие от российского аналога, а именно контрактных управляющих либо работников контрактной службы, координатор закупок по закону Армении должен быть в специальном списке квалифицированных координаторов закупок. Таким образом, в Армении предусмотрен государственный контроль уровня квалификации координаторов закупок.
Статья: С 2023 г. возобновляются внеплановые проверки контрольно-кассовой техники (ККТ)
(Чистякова Л.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 47)Согласно Положению федеральный госконтроль за применением ККТ осуществляется посредством следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
(Чистякова Л.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 47)Согласно Положению федеральный госконтроль за применением ККТ осуществляется посредством следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 05.09.2025 N 1374 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 272"
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)Теперь осмотр в рамках проведения обязательного профилактического визита и выездная проверка могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)Теперь осмотр в рамках проведения обязательного профилактического визита и выездная проверка могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Статья: Реализация принципов финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)На основании ч. 5.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ Казначейство России осуществляет контроль соответствия информации об идентификационных кодах закупок и непревышения объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в отдельных документах, посредством использования единой информационной системы в сфере закупок.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)На основании ч. 5.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ Казначейство России осуществляет контроль соответствия информации об идентификационных кодах закупок и непревышения объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в отдельных документах, посредством использования единой информационной системы в сфере закупок.