Контроль в финансово-бюджетной сфере
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль в финансово-бюджетной сфере (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как вести реестр закупок малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Специальных мер ответственности за отсутствие реестра закупок малого объема или за нарушение порядка ведения реестра не установлено. Указание на меры ответственности по данному нарушению отсутствует и в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.
(КонсультантПлюс, 2025)Специальных мер ответственности за отсутствие реестра закупок малого объема или за нарушение порядка ведения реестра не установлено. Указание на меры ответственности по данному нарушению отсутствует и в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Что касается органов внутреннего бюджетного контроля, то подход Казначейства России выражен в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере <7>. В качестве нарушения (риска) этот орган применительно к резервным фондам выделяет только непредставление отчета об использовании их ассигнований, прилагаемого к годовому отчету об исполнении бюджета.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Что касается органов внутреннего бюджетного контроля, то подход Казначейства России выражен в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере <7>. В качестве нарушения (риска) этот орган применительно к резервным фондам выделяет только непредставление отчета об использовании их ассигнований, прилагаемого к годовому отчету об исполнении бюджета.
Нормативные акты
Приказ Казначейства России от 28.05.2019 N 17н
"Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2019 N 55811)Зарегистрировано в Минюсте России 4 сентября 2019 г. N 55811
"Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2019 N 55811)Зарегистрировано в Минюсте России 4 сентября 2019 г. N 55811
"План деятельности Федерального казначейства на 2025 год и плановый период 2026 - 2030 годов"
(утв. Минфином России)Направление реализации (раздел) 8.1. Осуществление функций по контролю в финансово-бюджетной сфере, контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, проведению ежегодных проверок годовых отчетов
(утв. Минфином России)Направление реализации (раздел) 8.1. Осуществление функций по контролю в финансово-бюджетной сфере, контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, проведению ежегодных проверок годовых отчетов
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<460> Подробнее об этом см.: Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. 320 с.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<460> Подробнее об этом см.: Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. 320 с.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<1> Подробнее о риск-ориентированном подходе см.: Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. N 18. С. 22 - 27; Козлова Е.Б. Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (концептуальные основы) // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 25 - 29; Кучеров И.И., Поветкина Н.А., Абрамова Н.Е. и др. Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП; Контракт, 2016; Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. N 3. С. 5 - 16; Агамагомедова С.А. Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности: теоретическое обоснование и проблемы применения // Сибирское юридическое обозрение. 2021. N 4. С. 460 - 470; и др.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<1> Подробнее о риск-ориентированном подходе см.: Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. N 18. С. 22 - 27; Козлова Е.Б. Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (концептуальные основы) // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 25 - 29; Кучеров И.И., Поветкина Н.А., Абрамова Н.Е. и др. Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП; Контракт, 2016; Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. N 3. С. 5 - 16; Агамагомедова С.А. Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности: теоретическое обоснование и проблемы применения // Сибирское юридическое обозрение. 2021. N 4. С. 460 - 470; и др.
Статья: Оплата фактически не выполненных работ: вопросы квалификации нарушений органами внутреннего государственного финансового контроля
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)В настоящее время на федеральном уровне действует два классификатора: Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, и Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)В настоящее время на федеральном уровне действует два классификатора: Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, и Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).
Статья: Теоретико-правовое обоснование авторского понятия "финансово-правовые механизмы обеспечения судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
(Матвеева Н.А., Матвеев И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 11)<6> Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова [и др.]; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2016.
(Матвеева Н.А., Матвеев И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 11)<6> Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова [и др.]; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2016.
Статья: Создание финансовой архитектуры безопасности в федеральных органах исполнительной власти
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Например, на структурное подразделение, занимающееся формированием сметной документации, возложить полномочия по предоставлению задействованным структурным подразделениям ориентировочной сводки показателей при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта, например с разбивкой затрат на заработную плату основного персонала (10%), материалы и оборудование (70%), накладные расходы (6%) и т.д. (данный механизм позволит Заказчику понимать, какие затраты заложены в сметной документации к государственному контракту, соотносить их в процентном соотношении с авансовым платежом и кодами расходования целевых средств согласно положениям Приказа Минфина России N 214н). На производственно-техническое структурное подразделение возложить полномочия по ведению накопительной ведомости заявленного объема материалов и оборудования со стороны подрядчика на основании представленных им первичных учетных документов (данное решение позволит Заказчику контролировать объемы закупаемых подрядчиком материалов и оборудования в части их непревышения сметной документации к государственному контракту). На структурное подразделение по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере возложить полномочия по проверке оформления сведений об операциях с целевыми средствами в части правильности отражения кодов поступления и расходования целевых средств положениям Приказа Минфина России N 214н (данная мера позволит территориальному органу Федерального казначейства принимать к исполнению сведения об операциях с целевыми средствами и не возвращать их подрядчику обратно на доработку).
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Например, на структурное подразделение, занимающееся формированием сметной документации, возложить полномочия по предоставлению задействованным структурным подразделениям ориентировочной сводки показателей при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта, например с разбивкой затрат на заработную плату основного персонала (10%), материалы и оборудование (70%), накладные расходы (6%) и т.д. (данный механизм позволит Заказчику понимать, какие затраты заложены в сметной документации к государственному контракту, соотносить их в процентном соотношении с авансовым платежом и кодами расходования целевых средств согласно положениям Приказа Минфина России N 214н). На производственно-техническое структурное подразделение возложить полномочия по ведению накопительной ведомости заявленного объема материалов и оборудования со стороны подрядчика на основании представленных им первичных учетных документов (данное решение позволит Заказчику контролировать объемы закупаемых подрядчиком материалов и оборудования в части их непревышения сметной документации к государственному контракту). На структурное подразделение по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере возложить полномочия по проверке оформления сведений об операциях с целевыми средствами в части правильности отражения кодов поступления и расходования целевых средств положениям Приказа Минфина России N 214н (данная мера позволит территориальному органу Федерального казначейства принимать к исполнению сведения об операциях с целевыми средствами и не возвращать их подрядчику обратно на доработку).
Статья: Категориально-понятийная система бюджетного права: вопросы структуры и генезиса
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Примечательно, что в позитивном бюджетном праве именно категория "финансы" послужила гиперонимом для термина "государственный финансовый контроль", несмотря на то что в литературе высказываются позиции о необходимости законодательного применения термина "бюджетный контроль", поскольку в доктрине финансового права устоялась концепция государственного (муниципального) финансового контроля, не имеющая прямого законодательного отражения. В финансово-правовой науке термин "финансовый контроль" используется широко, являясь более емким, нежели термин "контроль в финансово-бюджетной сфере", и включает разные виды публичного контроля за движением денежных средств, например налоговый, валютный, банковский, страховой. Такое понимание финансового контроля является традиционным <30>. Обычно ученые, рассматривая финансовый контроль в самом широком понимании, в целях обозначения финансового контроля в бюджетной сфере именуют его бюджетным контролем <31>. Некоторые авторы пытаются дать определение бюджетному контролю, выделяя его специфику. Так, бюджетный контроль предлагается определять как "деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, а также специализированных контрольных органов по проверке законности, своевременности, правильности, эффективности и результативности образования, распределения и использования основного финансового плана - бюджета, осуществляемая на всех стадиях бюджетного процесса в Российской Федерации" <32>, а применительно к региональному уровню - как организацию и "деятельность уполномоченных органов по проверке законности и эффективности движения публичных денежных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также использования публичного имущества" <33>.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Примечательно, что в позитивном бюджетном праве именно категория "финансы" послужила гиперонимом для термина "государственный финансовый контроль", несмотря на то что в литературе высказываются позиции о необходимости законодательного применения термина "бюджетный контроль", поскольку в доктрине финансового права устоялась концепция государственного (муниципального) финансового контроля, не имеющая прямого законодательного отражения. В финансово-правовой науке термин "финансовый контроль" используется широко, являясь более емким, нежели термин "контроль в финансово-бюджетной сфере", и включает разные виды публичного контроля за движением денежных средств, например налоговый, валютный, банковский, страховой. Такое понимание финансового контроля является традиционным <30>. Обычно ученые, рассматривая финансовый контроль в самом широком понимании, в целях обозначения финансового контроля в бюджетной сфере именуют его бюджетным контролем <31>. Некоторые авторы пытаются дать определение бюджетному контролю, выделяя его специфику. Так, бюджетный контроль предлагается определять как "деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, а также специализированных контрольных органов по проверке законности, своевременности, правильности, эффективности и результативности образования, распределения и использования основного финансового плана - бюджета, осуществляемая на всех стадиях бюджетного процесса в Российской Федерации" <32>, а применительно к региональному уровню - как организацию и "деятельность уполномоченных органов по проверке законности и эффективности движения публичных денежных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также использования публичного имущества" <33>.
Статья: Цифровой контролер как субъект публичного финансового контроля
(Антропцева И.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)1. Контрольно-надзорный орган, осуществляющий публичный финансовый контроль с использованием цифровых технологий, - в такой трактовке наблюдается приобретение контрольно-надзорным органом новых характеристик, что влечет изменение его статуса, предоставление новых прав и обязанностей. Все контрольно-надзорные органы в рамках проводимой политики стимулирования развития и использования органами цифровых технологий внедрили автоматизированные системы и продолжают развиваться в этом направлении, занимаясь новыми разработками и совершенствуя внедренные автоматизированные системы. Федеральным казначейством были поставлены стратегические цели: оснащение к 2021 г. инновационными технологиями контроля организаций финансово-бюджетной сферы, в частности обеспечение цифровизации деятельности, связанной с осуществлением полномочий по контролю, внедрение единой информационной системы "Риск-мониторинг", разработка программных продуктов, которые позволят выявлять признаки административных правонарушений, автоматизация оформления процессуальных документов и сопровождения контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере <2>. Федеральная налоговая служба РФ обозначает в качестве одной из стратегических целей, достижение которой запланировано к 2024 г., развитие и сопровождение автоматизированной информационной системы "Налог-3" в части обеспечения аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС "Налог-3" <3>. Счетная палата РФ планирует проведение цифровой трансформации процессов операционной деятельности, внедрение и развитие современных цифровых технологий государственного аудита <4>. Банк России внедряет и продолжает развивать цифровую инфраструктуру, которая включает несколько направлений, а именно: биометрическую идентификацию, систему быстрых платежей, технологию распределенных реестров (цифровые закладные, аккредитивы и банковские гарантии), цифровой профиль, финансовый маркетплейс <5>. Главный банк страны начинает процесс внедрения цифрового рубля, использование которого откроет новые возможности для осуществления контроля и надзора. Постановка перечисленных выше целей дает дополнительные права и налагает обязанности, такие как обработка с использованием автоматизированных систем информации, обеспечение ее корректной работы, информационной безопасности и иные, что требует правового регулирования и внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность контрольно-надзорных органов.
(Антропцева И.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)1. Контрольно-надзорный орган, осуществляющий публичный финансовый контроль с использованием цифровых технологий, - в такой трактовке наблюдается приобретение контрольно-надзорным органом новых характеристик, что влечет изменение его статуса, предоставление новых прав и обязанностей. Все контрольно-надзорные органы в рамках проводимой политики стимулирования развития и использования органами цифровых технологий внедрили автоматизированные системы и продолжают развиваться в этом направлении, занимаясь новыми разработками и совершенствуя внедренные автоматизированные системы. Федеральным казначейством были поставлены стратегические цели: оснащение к 2021 г. инновационными технологиями контроля организаций финансово-бюджетной сферы, в частности обеспечение цифровизации деятельности, связанной с осуществлением полномочий по контролю, внедрение единой информационной системы "Риск-мониторинг", разработка программных продуктов, которые позволят выявлять признаки административных правонарушений, автоматизация оформления процессуальных документов и сопровождения контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере <2>. Федеральная налоговая служба РФ обозначает в качестве одной из стратегических целей, достижение которой запланировано к 2024 г., развитие и сопровождение автоматизированной информационной системы "Налог-3" в части обеспечения аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС "Налог-3" <3>. Счетная палата РФ планирует проведение цифровой трансформации процессов операционной деятельности, внедрение и развитие современных цифровых технологий государственного аудита <4>. Банк России внедряет и продолжает развивать цифровую инфраструктуру, которая включает несколько направлений, а именно: биометрическую идентификацию, систему быстрых платежей, технологию распределенных реестров (цифровые закладные, аккредитивы и банковские гарантии), цифровой профиль, финансовый маркетплейс <5>. Главный банк страны начинает процесс внедрения цифрового рубля, использование которого откроет новые возможности для осуществления контроля и надзора. Постановка перечисленных выше целей дает дополнительные права и налагает обязанности, такие как обработка с использованием автоматизированных систем информации, обеспечение ее корректной работы, информационной безопасности и иные, что требует правового регулирования и внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность контрольно-надзорных органов.
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<5> См.: Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2016. 320 с.
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<5> См.: Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2016. 320 с.
Статья: Неправомерное использование бюджетных средств: анализ практики и проблемы совершенствования правового регулирования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)<6> См.: Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (утв. Казначейством России 19.12.2017 (ред. от 07.07.2022) // СПС "КонсультантПлюс".
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)<6> См.: Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (утв. Казначейством России 19.12.2017 (ред. от 07.07.2022) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Мониторинг и контроль в механизме стратегического планирования
(Емельянов А.С.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)<16> См., например: Контроль в финансово-бюджетной сфере: науч.-практ. пособие / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2016. 320 с.
(Емельянов А.С.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)<16> См., например: Контроль в финансово-бюджетной сфере: науч.-практ. пособие / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2016. 320 с.