Контроль органов опеки
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль органов опеки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 82 "Отсрочка отбывания наказания" УК РФ"Вопреки доводам жалобы, суд обосновал вывод об отсутствии оснований для применения положений ст. 82 УК РФ, указав, что малолетние дети осужденной находятся на попечении иных лиц под контролем органов опеки и попечительства. Судебная коллегия соглашается с данным выводом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
Статья: К вопросу о правовом положении несовершеннолетних родителей по законодательству Российской Федерации
(Сердцева Н.Е.)
("Нотариус", 2022, N 8)Несмотря на возраст родителей, действующим федеральным законодательством предусмотрен контроль органов опеки и попечительства, которые наделены правомочиями выявлять и ставить на учет лиц, которые нуждаются в опеке или попечительстве. Орган опеки и попечительства разрешает разногласия, возникающие между несовершеннолетними родителями, не достигшими 16 лет, и назначенным опекуном, который осуществляет воспитание ребенка совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.
(Сердцева Н.Е.)
("Нотариус", 2022, N 8)Несмотря на возраст родителей, действующим федеральным законодательством предусмотрен контроль органов опеки и попечительства, которые наделены правомочиями выявлять и ставить на учет лиц, которые нуждаются в опеке или попечительстве. Орган опеки и попечительства разрешает разногласия, возникающие между несовершеннолетними родителями, не достигшими 16 лет, и назначенным опекуном, который осуществляет воспитание ребенка совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 N 957
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11.2010 N 18947)Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 ноября 2010 г. N 18947
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11.2010 N 18947)Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 ноября 2010 г. N 18947
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями указанных заявлений и в случае неподачи такого заявления сами подают заявление о включении детей в список (абз. 4 п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 5 Правил; п. 2.3 Приложения N 1 к Постановлению N 430-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями указанных заявлений и в случае неподачи такого заявления сами подают заявление о включении детей в список (абз. 4 п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 5 Правил; п. 2.3 Приложения N 1 к Постановлению N 430-ПП).
"Личные и имущественные правоотношения супругов: учебное пособие"
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)Наконец, третья группа авторов, чья позиция представляется наиболее обоснованной, выдвигает аргументы в пользу невозможности заключения брачного договора гражданином, ограниченным судом в дееспособности, даже при согласии на то попечителя. Так, Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников утверждают, что возможность заключения брачного договора с согласия попечителя противоречит существу соответствующих отношений, то есть их личному характеру <1>. Проявляет солидарность с обозначенной позицией Н.Н. Тарусина. Она обращает внимание на то, что попечителем, который должен давать согласие на совершение ограниченно дееспособным всех сделок, кроме мелких бытовых, скорее всего, окажется второй супруг - и "круг замкнется". Конфликт интересов может быть, конечно, преодолен при посредстве контроля со стороны органа опеки и попечительства, но это, по мнению автора, недопустимая степень вмешательства в личную жизнь супругов без обоснованной необходимости. Если добросовестный супруг, кроме той защиты интересов семьи, которая предоставляется при посредстве ограничения дееспособности недобросовестного супруга, пожелает обеспечить свои интересы в случае развода, он сможет это сделать, опираясь на нормы о законном режиме и правила об отступлении от равенства долей при разделе общего супружеского имущества (п. 2 ст. 39 СК РФ) <2>.
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)Наконец, третья группа авторов, чья позиция представляется наиболее обоснованной, выдвигает аргументы в пользу невозможности заключения брачного договора гражданином, ограниченным судом в дееспособности, даже при согласии на то попечителя. Так, Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников утверждают, что возможность заключения брачного договора с согласия попечителя противоречит существу соответствующих отношений, то есть их личному характеру <1>. Проявляет солидарность с обозначенной позицией Н.Н. Тарусина. Она обращает внимание на то, что попечителем, который должен давать согласие на совершение ограниченно дееспособным всех сделок, кроме мелких бытовых, скорее всего, окажется второй супруг - и "круг замкнется". Конфликт интересов может быть, конечно, преодолен при посредстве контроля со стороны органа опеки и попечительства, но это, по мнению автора, недопустимая степень вмешательства в личную жизнь супругов без обоснованной необходимости. Если добросовестный супруг, кроме той защиты интересов семьи, которая предоставляется при посредстве ограничения дееспособности недобросовестного супруга, пожелает обеспечить свои интересы в случае развода, он сможет это сделать, опираясь на нормы о законном режиме и правила об отступлении от равенства долей при разделе общего супружеского имущества (п. 2 ст. 39 СК РФ) <2>.
Статья: О правовых позициях судов по делам об охране и защите интересов ребенка при реализации права пользования жилым помещением
(Тарусина Н.Н., Миролюбова О.Г.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)С сожалением приходится констатировать, что право собственности несовершеннолетнего обеспечено охраной со стороны государства в большей степени, чем право пользования жилым помещением. Так, распоряжение жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности, осуществляемое их родителями (иными законными представителями), находится под контролем органов опеки и попечительства. Норма ч. 4 ст. 72 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) требует предварительного согласия данного органа на обмен жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи нанимателя. В то же время распоряжение жилыми помещениями, в которых дети проживают в качестве членов семьи собственника, требует такого согласования лишь в случаях, если они находятся под опекой или попечительством либо остались без родительского попечения, о чем известно органам опеки (п. 4 ст. 292 ГК РФ). Указанная норма в первоначальной редакции распространялась на все рассматриваемые случаи, однако законодатель, опираясь на принцип невмешательства государства в семейную жизнь и презумпцию добросовестности родителей, исключил применение этого правила по отношению к детям, находящимся на родительском попечении.
(Тарусина Н.Н., Миролюбова О.Г.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)С сожалением приходится констатировать, что право собственности несовершеннолетнего обеспечено охраной со стороны государства в большей степени, чем право пользования жилым помещением. Так, распоряжение жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности, осуществляемое их родителями (иными законными представителями), находится под контролем органов опеки и попечительства. Норма ч. 4 ст. 72 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) требует предварительного согласия данного органа на обмен жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи нанимателя. В то же время распоряжение жилыми помещениями, в которых дети проживают в качестве членов семьи собственника, требует такого согласования лишь в случаях, если они находятся под опекой или попечительством либо остались без родительского попечения, о чем известно органам опеки (п. 4 ст. 292 ГК РФ). Указанная норма в первоначальной редакции распространялась на все рассматриваемые случаи, однако законодатель, опираясь на принцип невмешательства государства в семейную жизнь и презумпцию добросовестности родителей, исключил применение этого правила по отношению к детям, находящимся на родительском попечении.
Статья: О Концепции совершенствования законодательства, регулирующего отношения детей и родителей
(Тригубович Н.В., Хазова О.А., Чашкова С.Ю., Чефранова Е.А.)
("Закон", 2022, N 1)- в Концепции не нашла поддержку идея о приравнивании родителей и усыновителей к опекунам и попечителям в сфере осуществления имущественных прав несовершеннолетних, особенно в контексте положений Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Необходимо провести четкое разграничение объема полномочий родителей (усыновителей) и опекунов (попечителей) по управлению и распоряжению имуществом несовершеннолетних с тем, чтобы сделки, совершаемые родителями от имени малолетних, или дача согласия на совершение сделок несовершеннолетними подпадали под предварительный контроль органов опеки и попечительства лишь в случае их прямой и безусловной направленности на отказ от принадлежащих детям прав или на уменьшение принадлежащего несовершеннолетнему имущества. При решении вопросов о распоряжении принадлежащим детям имуществом в соответствии со ст. 2, 17, 38 Конституции РФ необходимо исходить из предполагаемой добросовестности родителей, выступающих в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей, что согласуется со ст. 5 Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которой государства-участники признают и уважают права и обязанности родителей должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных Конвенцией прав.
(Тригубович Н.В., Хазова О.А., Чашкова С.Ю., Чефранова Е.А.)
("Закон", 2022, N 1)- в Концепции не нашла поддержку идея о приравнивании родителей и усыновителей к опекунам и попечителям в сфере осуществления имущественных прав несовершеннолетних, особенно в контексте положений Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Необходимо провести четкое разграничение объема полномочий родителей (усыновителей) и опекунов (попечителей) по управлению и распоряжению имуществом несовершеннолетних с тем, чтобы сделки, совершаемые родителями от имени малолетних, или дача согласия на совершение сделок несовершеннолетними подпадали под предварительный контроль органов опеки и попечительства лишь в случае их прямой и безусловной направленности на отказ от принадлежащих детям прав или на уменьшение принадлежащего несовершеннолетнему имущества. При решении вопросов о распоряжении принадлежащим детям имуществом в соответствии со ст. 2, 17, 38 Конституции РФ необходимо исходить из предполагаемой добросовестности родителей, выступающих в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей, что согласуется со ст. 5 Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которой государства-участники признают и уважают права и обязанности родителей должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных Конвенцией прав.
Статья: Имущественные права несовершеннолетних: направления совершенствования правового регулирования
(Чефранова Е.А.)
("Закон", 2022, N 1)Рискнем предложить провести четкое разграничение полномочий родителей (усыновителей) и опекунов (попечителей) в части порядка и условий осуществления полномочий по управлению и распоряжению имуществом несовершеннолетних с тем, чтобы сделки, совершаемые родителями от имени малолетних, или выражение согласия на совершение сделок несовершеннолетними подпадали бы под предварительный контроль органов опеки и попечительства лишь в случае их прямой и безусловной направленности на отказ от принадлежащих детям прав или на уменьшение принадлежащего несовершеннолетнему имущества.
(Чефранова Е.А.)
("Закон", 2022, N 1)Рискнем предложить провести четкое разграничение полномочий родителей (усыновителей) и опекунов (попечителей) в части порядка и условий осуществления полномочий по управлению и распоряжению имуществом несовершеннолетних с тем, чтобы сделки, совершаемые родителями от имени малолетних, или выражение согласия на совершение сделок несовершеннолетними подпадали бы под предварительный контроль органов опеки и попечительства лишь в случае их прямой и безусловной направленности на отказ от принадлежащих детям прав или на уменьшение принадлежащего несовершеннолетнему имущества.
Статья: Проблемы судопроизводства по делам о расторжении брака при наличии споров о детях
(Надин И.Н.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Специфика брачно-семейных отношений и их направленность на мирное урегулирование конфликта на основе соглашения позволяют отчасти переместить разрешение споров о детях в досудебную плоскость под контролем органов опеки и попечительства, тем самым существенно снизив постоянно растущую нагрузку на судебную систему. При этом вопросы разработки соглашений по спорам о детях, создания отдельной государственной услуги и определения механизма принудительного исполнения внесудебных соглашений по спорам о детях требуют дальнейшей детальной проработки с учетом специфики рассматриваемых вопросов в рамках отдельного комплексного исследования.
(Надин И.Н.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Специфика брачно-семейных отношений и их направленность на мирное урегулирование конфликта на основе соглашения позволяют отчасти переместить разрешение споров о детях в досудебную плоскость под контролем органов опеки и попечительства, тем самым существенно снизив постоянно растущую нагрузку на судебную систему. При этом вопросы разработки соглашений по спорам о детях, создания отдельной государственной услуги и определения механизма принудительного исполнения внесудебных соглашений по спорам о детях требуют дальнейшей детальной проработки с учетом специфики рассматриваемых вопросов в рамках отдельного комплексного исследования.