Контроль качества в медицинской организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль качества в медицинской организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из договора обязательного медицинского страхования: Страховая медицинская организация хочет взыскать с Медицинской организации штрафы за неоказание или ненадлежащее оказание медицинской помощи в рамках программы ОМС
(КонсультантПлюс, 2025)Между Медицинской организацией (Организацией (ИП), осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования) и Страховой медицинской организацией заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Нормативными актами и договором предусмотрена уплата штрафов Медицинской организацией за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества. При проведении медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи Страховой медицинской организацией выявлены соответствующие нарушения прав застрахованных лиц со стороны Медицинской организации. Медицинской организации были направлены акты экспертиз и предписание об уплате штрафов. Медицинская организация в добровольном порядке штрафы не уплатила.
(КонсультантПлюс, 2025)Между Медицинской организацией (Организацией (ИП), осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования) и Страховой медицинской организацией заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Нормативными актами и договором предусмотрена уплата штрафов Медицинской организацией за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества. При проведении медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи Страховой медицинской организацией выявлены соответствующие нарушения прав застрахованных лиц со стороны Медицинской организации. Медицинской организации были направлены акты экспертиз и предписание об уплате штрафов. Медицинская организация в добровольном порядке штрафы не уплатила.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ судебной практики по искам пациентов (законных представителей) к медицинским организациям за период 2018 - 2023 гг. (по материалам Хабаровского края)
(Свередюк М.Г., Шевченко О.А., Решетникова И.С.)
("Российский судья", 2025, N 6)3. Отсутствие организованной системы внутреннего контроля качества в медицинской организации.
(Свередюк М.Г., Шевченко О.А., Решетникова И.С.)
("Российский судья", 2025, N 6)3. Отсутствие организованной системы внутреннего контроля качества в медицинской организации.
Статья: Стандартные операционные процедуры: аптечная и медицинская организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из Предложений (практических рекомендаций) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике) (вторая версия), утв. ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора 01.07.2023 (далее - Предложения по организации внутреннего контроля в поликлинике), можно выделить, в частности, следующие основные направления, по которым могут быть разработаны СОП в медицинских организациях:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исходя из Предложений (практических рекомендаций) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике) (вторая версия), утв. ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора 01.07.2023 (далее - Предложения по организации внутреннего контроля в поликлинике), можно выделить, в частности, следующие основные направления, по которым могут быть разработаны СОП в медицинских организациях:
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)На основании пункта 10 части 2 статьи 38, пункта 2 части 3 статьи 39 Закона об ОМС осуществление контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях относится к обязанностям страховой медицинской организации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)На основании пункта 10 части 2 статьи 38, пункта 2 части 3 статьи 39 Закона об ОМС осуществление контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях относится к обязанностям страховой медицинской организации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Согласно части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Согласно части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ситуация: В каком порядке проводится экспертиза качества оказания медицинской помощи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом законодательством предусмотрена возможность контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования (ОМС), договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС (ч. 1 ст. 40 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом законодательством предусмотрена возможность контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования (ОМС), договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС (ч. 1 ст. 40 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)5. Существующая в России система ОМС с уникальной ролью страховых медицинских организаций в части контроля качества медицинской помощи также может быть задействована в целях предотвращения распространенных врачебных ошибок. Акты экспертизы качества медицинской помощи могли бы стать одним из основных источников базы данных безопасности пациентов в случае ее создания. Контрольные полномочия страховщиков в качестве своего приоритета должны иметь защиту прав застрахованных (пациентов).
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)5. Существующая в России система ОМС с уникальной ролью страховых медицинских организаций в части контроля качества медицинской помощи также может быть задействована в целях предотвращения распространенных врачебных ошибок. Акты экспертизы качества медицинской помощи могли бы стать одним из основных источников базы данных безопасности пациентов в случае ее создания. Контрольные полномочия страховщиков в качестве своего приоритета должны иметь защиту прав застрахованных (пациентов).
Статья: Правовое регулирование ятрогении как социально-правового явления
(Грунтовский И.И., Хандкаров Ю.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)<25> См., например: Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике) (утв. ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора 27.07.2017) // СПС "КонсультантПлюс".
(Грунтовский И.И., Хандкаров Ю.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)<25> См., например: Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике) (утв. ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора 27.07.2017) // СПС "КонсультантПлюс".
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Разрешая возникший трудовой спор и отказывая в удовлетворении требований А.Т.Н. о восстановлении на работе, суд пришел к выводу о том, что у работодателя имелись правовые основания для увольнения истицы по указанному пункту. Доводы жалобы А.Т.Н. о незаконности увольнения в связи с тем, что ее обращение в адрес приемной Президента Российской Федерации носило цель осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, были признаны несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 87 Закона 323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: государственный контроль; ведомственный контроль; внутренний контроль. Органами государственного контроля являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости. Ведомственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им органах, организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность. Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень органов и организаций, осуществляющих контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Следовательно, указание персональных данных пациентов при обращении в другие инстанции должно быть признано неправомерным действием, являющимся основанием для расторжения трудового договора (см.: Апелляционное определение Орловского областного суда от 28.11.2013 по делу N 33-2608/2013).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Разрешая возникший трудовой спор и отказывая в удовлетворении требований А.Т.Н. о восстановлении на работе, суд пришел к выводу о том, что у работодателя имелись правовые основания для увольнения истицы по указанному пункту. Доводы жалобы А.Т.Н. о незаконности увольнения в связи с тем, что ее обращение в адрес приемной Президента Российской Федерации носило цель осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности, были признаны несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 87 Закона 323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: государственный контроль; ведомственный контроль; внутренний контроль. Органами государственного контроля являются Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости. Ведомственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им органах, организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность. Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень органов и организаций, осуществляющих контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Следовательно, указание персональных данных пациентов при обращении в другие инстанции должно быть признано неправомерным действием, являющимся основанием для расторжения трудового договора (см.: Апелляционное определение Орловского областного суда от 28.11.2013 по делу N 33-2608/2013).
Статья: Риск-ориентированная модель в системе ОМС: проблема применения лекарственных средств "вне инструкции"
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)X. Предложениями Росздравнадзора (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре): "2.4. Лекарственная безопасность. Фармаконадзор. Ошибки, связанные с использованием ЛП, характерны для всех четырех этапов, включая: - назначение без учета противопоказаний (связанных с определенным заболеванием или приемом других лекарственных средств). Непредвиденная нежелательная реакция - нежелательная реакция организма (в том числе связанная с применением лекарственного препарата в соответствии с инструкцией по его применению), сущность и тяжесть которой не соответствует информации о лекарственном препарате, содержащейся в инструкции по его применению".
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)X. Предложениями Росздравнадзора (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре): "2.4. Лекарственная безопасность. Фармаконадзор. Ошибки, связанные с использованием ЛП, характерны для всех четырех этапов, включая: - назначение без учета противопоказаний (связанных с определенным заболеванием или приемом других лекарственных средств). Непредвиденная нежелательная реакция - нежелательная реакция организма (в том числе связанная с применением лекарственного препарата в соответствии с инструкцией по его применению), сущность и тяжесть которой не соответствует информации о лекарственном препарате, содержащейся в инструкции по его применению".